- Теория и практика интегрального нейропрограммирования
- Вестник ИНП выпуск 5
- Статьи Кравченко Л.Д.
- Статьи А.С. Гончарова
- Вестник ИНП выпуск 4
- Статьи докладчиков Первой Научно-практической Конференции ИИП
- Статьи Д.Т. Суючевой
- Интегральное нейропрограммирование версии 4.0
- Статьи не для всех
- Философия жизни
- Статьи С.В. Ковалева
- Статьи Н.А. Серебренниковой
- Статьи З.Г. Бесаева
- Статьи Д. В. Шифрина
- Статьи А.А. Логинова
- Помоги себе сам
Рассказывают, что однажды некая женщина позвонила своей подруге и с возмущением сообщила ей: “Представляешь, три месяца назад записалась на фитнес и до сих пор не вижу никаких изменений! Завтра обязательно узнаю адрес этого зала, после чего поеду к ним и устрою грандиозный скандал!”
Росту жизнеспособности каждого конкретного человека можно способствовать двояко: мотивируя развитие способностей «плюс» и нивелируя состояния «минус». Именно к состояниям «минус» и обращено внимание в данной статье. К тому, что в психологии и психотерапии называется зависимостью…
Знаете, очень хочется верить, что вы ну хотя бы допускаете, а лучше – принимаете, простой факт: что одно и то же (человек, событие, ситуация и тому подобное) можно, а в общем-то и нужно, рассматривать и оценивать не только со своей точки зрения (так называемая первая позиция восприятия “Я”), но ещё и с точки зрения другого (вторая позиция “Он”). А также как бы со стороны, отстранённо созерцая и анализируя не совпадающие взгляды, мнения и интересы (третья позиция восприятия “Эксперт”).
Продолжая свое исследование проблемы жизнеспособности человека в ситуации «идеального шторма» (то есть глобального геополитического кризиса), рассмотрим еще один важный, но притом и очень сложный вопрос: о типологических индивидуально-психологических особенностях людей, позволяющих им жить, действовать и развиваться на различных уровнях бытия: адаптации, социализации, экзистенциализации и трансперсонализации.
Взяв за основу вышеприведенную (и полную глубокой философии) притчу, начнем, однако, анализ жизнеспособности и развития людей с такой «низменной» вещи как биология. Где наиболее объясняющим их разделение по уровням развития является официально не принимаемая как-то и современной наукой, но крайне активно обсуждаемая и используемая в общественном пространстве концепция антропологических типов людей Б. Диденко (см. Б. А. Диденко «Сумма антропологий»).
Вышеприведенная легенда, несмотря на ее некоторую эпатажность, наглядно свидетельствует, что идея о том, что люди отнюдь не равны между собой как по своему происхождению так и по другим критериям (например, по уровню их развития), определяющих всю их жизнь и опосредовано судьбу человечества, давным-давно присутствовала в общественном сознании и коллективном бессознательном.
Представленные в предыдущей статье «О личных особенностях людей, выбирающих выживание или жизнь» материалы по трем слагаемым или факторам, обеспечивающим не выживание, а жизнь – этичности, аутентичности и позитивности – являются необходимыми условиями нормальной жизнедеятельности: эффективной, удовлетворяющей человека и полной смысла.
Данную стабильность я ранее раскрыл через близкое к вышеприведенному определению понятия жизнестойкости (выносливость, устойчивость, закаленность) по С. Мадди. Который в результате своих исследований выделил три главных (и сравнительно автономных) компонента этого самого обобщенного понятия: вовлеченность, контроль и принятие риска.
Если перечислять все концепции, модели, методы, психотехнологии и лайфхаки, объясняющие, каким образом достичь этой самой умной, а, главное, результативной жизнедеятельности (именно так: не отдельных планов и задач, но жизнедеятельности в целом), то тогда окажется, что провозглашенная мною в интегральном нейропрограммированииä модель благополучности через эффективность программ; адекватность карт и, уж простите за высокопарный термин, релевантность смыслов, является едва ли не самой простой и точной, и уж точно применяемой к любой области жизни.
Дело в том, что само по себе понятие информативность системы, введенное В. Волченко и рассматриваемое данным автором как основная характеристика эволюции сознания в неживых и живых системах (см. например, Волченко В. Н. «Экоэтика электронной информации. Проблемный доклад»), оказалось уж слишком расплывчатым.
Ни для кого не секрет, что количество и качество проблем, с которыми сталкивается человек в современном мире, в последнее время выросло в разы. Человечество неуклонно погружается в события, наполненные болью, утратами, физическим и душевным страданием. По всему миру, в разных его частях то и дело возникают революции и войны, в которых гибнут тысячи мирных людей. Беженцы вынуждены скитаться по миру в поисках лучшей доли.
В связи с этим, при определении концепта «жизнеспособность» мы, после длительных исследований, пришли к выводу, что вышеупомянутая жизнестойкость или психологическая устойчивость (стабильность, выносливость, закаленность) представляет собой только лишь динамическую составляющую жизнеспособности.
Возможно начало этой статьи многих изрядно удивит. Потому что в ней актуальную тему жизнеспособности человека и человечества я начинаю рассматривать с, казалось бы, не имеющей к ней отношения темы психологической нормы. Между тем все это не случайно, а вполне даже закономерно.
Вообще-то этот очередной сборник трудов Института Инновационных Психотехнологий, вводную статью в который вы читаете, изначально был ориентирован на комплексное описание только одного психотерапевтического феномена: посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Какая мама не мечтает, чтобы ее ребенок родился здоровеньким, благополучно развивался, стал успешным и счастливым? Конечно, у всех об этом свои представления и ожидания. И как бывает больно, когда эти ожидания не оправдываются, когда все идет не по желаемому сценарию.