Зависимости: ИНП-подход о вторичных выгодах и компенсациях

Кравченко Любовь Дмитриевна

 Пришел муж пьяный домой, жена возмущенно:

– Ты же вчера поклялся, что станешь другим человеком!

– Дорогая, я же не виноват, что другой тоже любит выпить!

 

Росту жизнеспособности каждого конкретного человека можно способствовать двояко: мотивируя развитие способностей «плюс» и нивелируя состояния «минус».  Именно к состояниям «минус» и обращено внимание в данной статье. К тому, что в психологии и психотерапии называется зависимостью…

Множество шуток и анекдотов на эту тему только подтверждают, что проблема зависимостей волнует множество современных людей. На вопрос – что это? – позволю себе краткий экскурс в этимологию этого понятия. Начну с определения. Под аддикцией (официальный термин) или зависимостью понимается пагубная привычка, навязчивая, ощущаемая человеком потребность в определенной деятельности.  И обратите внимание на определенные ее (этой пагубной потребности) характеристики: навязчивая; сопровождающаяся нарушением привычного уклада жизни; с ярко выраженными физиологическими и психологическими отклонениями; несвойственным поведением… Причем часть из них находится обществом приемлемыми (трудоголизм), другая – социально-опасными (наркозависимость). Обычно зависимости классифицируются на химические (алкоголизм, наркомания, лекарственная зависимость, токсикомания, никотиновая зависимость и прочие) и поведенческие (игромания, клептомания, шопоголизм, фанатизм, интернет-зависимости, психогенное переедание, зависимость от порнографии и прочие). Как вы видите только из этого далеко не полного перечня, невозможно переоценить разновидности и масштабы этой проблемы. Причем все начинается вроде как безобидно: с чувствительности, когда мозг отмечает связь между «допингом» (в контексте чего-то запрещенного или чрезмерного) и удовольствием, стимулирует к повторению. Далее идет адаптация, когда возрастает толерантность к принимаемому (или совершаемому) и снижается толика удовольствия от совершаемого. Требуется все больше удовольствия, а его отсутствие вызывает дискомфорт. В последствии привыкание, повторение, потеря контроля («раб привычки») … И наконец – саморазрушение или осложнения от аддикции как психического плана (депрессии, панические атаки, биполярные расстройства, психотические отклонения типа галлюцинаций, бреда и т. п.). так и социального характера (трудности в семье, в работе, с законом,  обществом).  Из этого краткого экскурса очевидно: то, что вызывается патологической привязанностью или зависимостью, портит жизнь человеку или вовсе ее лишает. Почему же осознавая ущерб, который наносится зависимостью людям, так трудно от нее отказаться? И как с ней бороться?

Человечество давно занимается решением проблемы созависимостей: существуют разные направления (медицина, психотерапия); разные модели, алгоритмы, методы и технологии.

В содержании данной статьи подойдем к проблеме зависимостей с позиции психотерапевта, практикующего в стандартах ИНП (интегральное нейропрограммирование). И конечно же нас, как ИНП-специалистов более всего интересует не столько внешнее проявление этой проблемы, сколько внутренний ее механизм, потому что разделяем важный постулат: изменений из вне можно достичь только изменившись внутри. В этой статье и будем разбираться с тем, что именно нужно менять, когда имеем дело с зависимостью.

Прежде всего, обращу ваше внимание, что в концепции ИНП зависимости выделяются как разновидность диссоциированного расстройства личности (ДРЛ). Говоря простым языком, тот случай, когда человек не может адаптироваться в нормальной реальности (без своеобразного «допинга») и переходит к реальности патологической, становясь «врагом самому себе». Происходит своеобразный раскол личности на условно-нормальную личность (после выхода из состояния патологического опьянения до следующего критического момента) и личность патологическую (начиная с триггера к принятию «допинга» до выхода из состояния (например) запоя). Раскол осуществляется по всей иерархической структуре СЕС (самостоятельные единицы сознания: субчасти, части, субличности, идентичности и др.) в корреляции от степени выраженности данной пагубной зависимости.

Таким образом, во-первых, исходя из иерархической модели СЕС (самостоятельные единицы сознания), принятой в ИНП, важно понимать, что психика (точнее система саморегуляции) зависимого человека уже расщеплена на две идентичности. Так, в варианте с алкогольной зависимостью имеем Пьяную или Пьющую идентичность, наряду с которой есть и Трезвая, которая уже зарекается больше не пить.  Это как в пресловутой присказке «я пью не больше 100 граммов, но выпив 100 граммов становлюсь другим человеком, а это другой пьет очень много» (Э. Кроткий).    И когда психолог работает с таким клиентом, то, как правило (вряд ли кто-то придет на прием в состоянии устойчивого опьянения), он апеллирует именно к Трезвой идентичности клиента, которая априори согласна со всеми аргументами специалиста и клятвенно обещает «завязать с алкоголем». Как говорится до очередного срыва, когда на первый план выступает уже Пьющая часть, а с ней никто ни о чем не договаривался. Пока внутренний конфликт не будет устранен путем слияния этих идентичностей, психотерапию зависимости не стоит и начинать, потому что обращена она будет к Трезвой части, а Пьяная продолжит свое существование со всеми вытекающими последствиями. Это первое, что мы берем во внимание.       На этот феномен обратил внимание Ковалев С. В. и подробно раскрыл его в своей книге «Семь шагов от пропасти», поэтому останавливаться на этом не будем. Что будет, во-вторых, и, в-третьих, вы узнаете из одноименного семинара, который можно найти на сайте Института. А вот на что мне хотелось бы обратить отдельное внимание, так это вопрос вторичных выгод в зависимости. Рассмотрим причины их возникновения и покажем способы работы с ними инструментами ИНП.

Итак, если вы практикующий или начинающий ИНП-психотерапевт, то вам известно, что вторичная выгода (ВВ) – это нечто позитивное для человека, что существует в его проблеме (зависимости). И что является серьезным препятствием к ее разрешению. Как правило, здесь подразумевается какое-то позитивное состояние (например, расслабление), которое «допинг» дает человеку почувствовать, отчего зачастую ему может казаться, что проблемы как таковой вовсе нет, а есть просто естественная потребность организма, от которой при желании легко отказаться. Так, в случае с алкоголем, человек, выпивая, расслабляется, снимет стресс, отдыхает от насущего, и может думать, что проблемы в этом нет. И его раздражает, что его трезвые родственники тревожатся по этому поводу. Таким же образом работают наркотики, давая почувствовать временный кайф или еда, например, сладкое, помогает почувствовать кратковременную радость или успокоиться. Наличие подобных вторичных выгод позволяют понять почему так нелегко бывает решить проблему зависимости. Человеку (клиенту) кажется, что она (зависимость) просто необходима, чтобы сделать его жизнь лучше.

Здесь возникает вопрос для клиента: «Почему вообще приходится прибегать к вспомогательным, далеко небезопасным средствам, чтобы чувствовать себя лучше?» «Может можно получить тот же эффект иными экологичными способами и ресурсами?»

Дело в том, что искомый в «допинге» ресурс (еще раз напомню, что под «допингом» понимаем любой объект зависимости) может полностью отсутствовать или быть в дефиците в обычном состоянии и/или окружении вашего клиента. Исходим из постулата о том, что внешний мир человека есть отражение его внутреннего мира. А это значит, например, что если в жизни человека нет радости (и он ее замещает «допингом»), то он просто утратил или трансформировал в нечто противоположное эту способность радоваться как часть самого себя, своего внутреннего состояния. Причем, как правило, этому способствовали какие-то внешние травмирующие обстоятельства. И это прямой сигнал для психотерапевта к тому, чтобы вместе с клиентом, так сказать, отправиться на поиски психотравмы, где данный ресурс был им утрачен. Особенность психотравмы заключается в том, что она как бы делит жизнь человека на… До и После. То есть, до того, как произошло травмирующее событие, все было хорошо и человек радовался жизни, а после радости больше нет и, кажется, никогда не будет (на месте радости может быть любой другой ресурс, нехватку которого человек испытывает и компенсирует «допингом»).  С такими психотравмами и, как следствие, потерями чего-то ценного в собственной психике человек чаще всего сталкивается в детстве, в возрасте до семи лет.  Затем он взрослеет, но потребность в утраченном ресурсе остается, и человек бессознательно ищет чем эту потребность удовлетворить, замещая утраченный ресурс суррогатом в виде «допинга». И как только находится приемлемый «допинг», который даст ему почувствовать желаемое состояние, возникнет привязанность, которая легко может превратиться в зависимость. Возьмем, к примеру, подростка, который за компанию попробовал наркотик. Ему вдруг сразу стало очень хорошо, он почувствовал мгновенный прилив удовольствия, которого он не получал никогда и нигде. Это может стать тем решающим моментом, когда в бессознательном происходит сцепка двух понятий «наркотик» = «кайф». С точки зрения нейробиологии это объясняется следующим образом: простое (потому и предпочтительное) действие (употребление) провоцирует выброс гормона дофамина. Мозг запоминает это действие и эффект, к которому оно приводит и стремится к его повторению снова и снова. Даже тогда, когда желаемого состояния уже давно не получает в нужной мере…

Данный процесс формирования зависимости был обнаружен в эксперименте,  который проводился в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером. Они вживляли электрод в определенный участок мозга крысы, который позже был назван центром удовольствия. Лаборант подавал слабый разряд тока, от которого крысы испытывали прилив наслаждения. Затем в клетке разместили рычаги, нажимая которые, крысы сами могли управлять приливами удовольствия. Итог эксперимента печален, крыса переставала есть, пить и только нажимала на рычаг снова и снова, доводя себя до полного истощения и смерти.

Понимание психотерапевтом механизма формирования зависимости и роли в ней вторичных выгод позволяет правильно выстроить практическую работу по устранению вторичной выгоды:

  • Во-первых, нивелируя травму и восстанавливая искомый ресурс.
  • Во-вторых, прерывая связь между позитивным чувством и зависимым поведением.

Для первого этапа клиенту предлагается вспомнить и почувствовать приятное состояние, которое он испытывает, когда употребляет «допинг». Затем просим представить, что «допинг» навсегда уйдет из его жизни вместе с этим чувством «приятного состояния», и спрашиваем с чем он останется тогда. Как правило, под этим компенсаторным ресурсом лежит какое-то негативное состояние, заместить которое человек не может без «допинга». Это может быть тревога, если «допинг» давал спокойствие; апатия; отсутствие интереса к жизни и т. п…  Как правило, если в качестве вторичной выгоды выступает кайф и удовольствие, то чаще всего они замещают состояния полностью им противоположные. Обнажив негативное состояние (чувство), требующее замещение «допингом» клиенту предлагается подробно описать что он ощущает в теле, какие приходят мысли и кем чувствует себя в этом состоянии. После чего клиента «отправляем в его прошлое», чтобы найти ту самую психотравму, в которой он впервые столкнулся с этим неприятным состоянием (чувством). Для этого используются известные психотехнологии ИНП – ПАРКУР или «Мост в прошлое». В результате работы по этим технологиям клиент, разряжая психотравму, возвращает себе «утраченный» ресурс и необходимость в употреблении «допинга» обессмысливается. Даже, если после этого клиент по какой-то причине употребит его, то не получит состояние удовольствия, и «как раньше» уже не будет. Очень вероятно, что как раз наоборот, почувствует себя плохо, обнаружив истинное негативное свойство «допинга» (ведь тот же алкоголь – это яд, который вызывает отравление организма, и в следующий раз уже не захочется делать себе хуже, если в этом нет больше ничего хорошего).

А во-вторых, как вы помните, это прерывание связи между зависимым поведением и положительным состоянием, которая остается в памяти бессознательного и может по привычке возвращать на старые рельсы. Один из вариантов работы с этим, который мне очень нравится – это стандартное ДПДГ. Этот метод путем включения двух полушарий позволяет переработать, буквально раздробить на мелкие кусочки, старый опыт и найти новые решения. Удерживаем во внимании одновременно картинку зависимого поведения и то приятное чувство, которое с ним было связано, фиксируем в теле. Клиент работает глазами (или руками – «крылья бабочки»). В результате уходит связь меду поведением и состоянием, клиент приходит к ощущению ресурса внутри себя, а старая модель поведения рассыпается. Подробное исследование связей между чувствами и зависимым поведением вы можете найти в работах доктора Роберта Миллера, а я для наглядности приведу пример из клиентской работы.

    Краткий анамнез: наркотическая зависимость, объект зависимости – мефедрон. Состояния + (ВВ): прилив энергии, счастье, эйфория. В отсутствии наркотика наступает пустота, скука, апатия, нежелание жить. Ищем причину появления негативных состояний и выходим на травму. Эта история, которую хранит в себе бессознательное, заключается в том, что клиент (в прошлом ребенок) имел дело с крайне негативной реальностью, где пьющие родители создавали невыносимую обстановку дома. И возможно, ребенок мог бы найти ресурсы и интерес к жизни во внешнем мире, например: спорт, хобби, друзья или что-то еще, если бы не влияние бабушки, которая внедрила ребенку свою модель мира, крайне негативную. По сути, ребенок оказался как бы зажат между двумя реальностями, где с одной стороны полная «безнадега» демонстрируется родителями, а с другой страшный мир с маньяками и убийцами со слов бабушки. Какую из этих двух транслируемых реальностей выбрать? Никакую. Бессознательно происходит отказ от жизни: кому нужна такая жизнь? Отсюда апатия, бессмысленность существования, которую принято называть скукой и ленью. Та самая детская часть так и осталась перед выбором в состоянии бессмысленности, потому что психика неспособна завершить травму самостоятельно. Здесь нужен взрослый, который решит эту задачу заново. А, правильное решение заключалось в том, чтобы выбрать совершенно иную жизнь, что, собственно, мы и сделали. Ребенок из прошлого «вошел» в тот «страшный» мир, который таковым вовсе не являлся, а оказался очень интересным и многообразным. Возникло любопытство, желание исследовать этот мир и счастье от пребывания в нем. Таким образом был восстановлен интерес к жизни и ее смысл, а состояние эйфории и счастья человек испытывает от жизни, а не от наркотика.  В настоящий момент клиент уже несколько месяцев не употребляет мефедрон и адаптируется в новом для себя мире.

     Хотелось бы также отметить, что далеко не все ВВ лежат на поверхности и осознаются клиентом.  В случае с другим клиентом были откаты и срывы (тоже кстати мефедроновая зависимость). Чтобы исследовать на бессознательном уровне что же препятствует полному освобождению от наркотика использовали язык метафоры. Возврат к старому выглядел, как бегство по кругу, метафора колеса. Данный символ раскрывает нам многие аспекты проблемы. Первое, человек не продвигаемся вперед, остается на месте в решении проблемы зависимости. Второе, колесо позволяет не смотреть по сторонам, не думать о том, что вокруг (бегство от реальности) и даже повеселиться, так как ассоциируется у клиента с парком аттракционов. Мысль о том, чтобы сломать колесо и навсегда покинуть этот парк вызывает сильный страх, потому что пространство вне парка выглядит как темный и очень опасный лес. Из чего становится понятным, и клиент это подтверждает, что ВВ является чувство безопасности, которую якобы обеспечивает зависимость, тогда как негативное чувство, полученное в травме – это страх жизни (он же и есть темный лес). Как и в случае с первым клиентом после проработки травмы мир перестает казаться страшным, а становится интересным, мы метафорически входим в новую жизнь, где человеку еще предстоит адаптироваться (заметьте, что, ничего не зная о травме, возрасте и обстоятельствах ее появления, можно разрешить ее, используя понятный бессознательному клиента язык метафор. Это один из приемов ИНП-психотерапии, который сами клиенты часто называют волшебством))

Думаю, вы также обратили внимание какая разная логика у сознания и бессознательного? Сознательно мы понимаем, наркотики крайне небезопасны для здоровья и жизни, поэтому клиент идет к врачам и психотерапевтам, чтобы решить эту проблему и обезопасить себя от страшных последствий. В это же время совершенно неосознанно сопротивляется новой жизни, так как бессознательное уверено, что в зависимости безопасно, а жить новой жизнью страшно. С такой «нелогичной» логикой бессознательного в своей практике психотерапевт встречается постоянно, а решение нестандартных задач делает его работу безумно интересной!

Насколько удачно адаптируется конкретный клиент, время покажет, так как случай совсем недавний. А в завершение хотелось бы сказать, что проблема зависимостей лишь на первый взгляд может казаться сложной и нерешаемой. На самом деле, понимание механизма формирования зависимости, работы бессознательного, роли вторичных выгод приводят к разрешению проблемы клиентов и открывают для них возможности новой жизни.  Понимая, что перед нами человек в поиске своего собственного ресурса для «независимой» жизни, мы точно придем куда нужно. Ему не нужен наркотик, он нуждается в каком-то состоянии, он, как и все хочет быть спокойным, счастливым и радостным. Восстановить ресурс позволит проработка травм, с которыми умеет работать каждый специалист ИНП! Поэтому смело беритесь за проблему зависимостей, чтобы как можно больше людей смогли обрести свободу, самодостаточность и настоящую жизнь!

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее