Биология и физиология жизнеспособности человека, а также их соответствие моделям мира

Ковалев Сергей Викторович

«Общее у людей только одно – они все разные».

Р. Зенд

 

     Рассказывают, что однажды ученики спросили Мастера, как можно поделить всех

людей исходя из их жизни и развития.

– На пять категорий, – практически не задумываясь ответил тот, – Падшие. Заблудшие. Плывущие по течению. Здравомыслящие. И просветленные…

– А зачем нам это знать? – с любопытством молвил один из учеников. – Ведь  здесь, в нашей школе собрались только здравомыслящие, желающие стать просветленными?

– Здесь – да – ответствовал учитель. – Но не мы одни определяем судьбу человечества. Она зависит от всех, живущих на этой Земле. Всех пяти категорий людей, которые я перечислил…

– А причем здесь судьба человечества? – удивленно спросил другой ученик, – неужели

она так уж зависит от всех и от каждого?

– Да, зависит, причем как бы даже прямо и непосредственно – ответил ему Мастер.

– Дело в том, что на этой Земле, равно как и в других мирах, непрестанно идет Великая

Борьба.   Между Павшими и Заблудшими, служащими Тьме.  И Здравомыслящими и

Просветленными, олицетворяющими Свет. Но не столько друг против друга, сколько за души, умы и голоса тех, кто, Плывет по течению. Ибо они, эти люди, и составляют большинство живущих. И те, чью сторону они примут, определят судьбу мира.    

    Мастер немного помолчал, а потом дополнил, – И я не буду подробно объяснять, что произойдет со всеми нами, если, как например, сейчас, Павшие и Заблудшие привлекут Плывущих по течению на свою сторону.  И будут править, отвергнув  Здравомыслящих и Просветленных. Потому что Тьма, воцарившаяся в этом случае в душах большинства людей, попросту уничтожит все разумное, доброе и вечное на нашей Земле…

 

Взяв за основу вышеприведенную (и полную глубокой философии) притчу, начнем, однако, анализ жизнеспособности и развития людей с такой «низменной» вещи как биология.  Где наиболее объясняющим их разделение по уровням развития является официально не принимаемая как-то и современной наукой, но крайне активно обсуждаемая и используемая в общественном пространстве концепция антропологических типов людей Б. Диденко (см. Б. А. Диденко «Сумма антропологий»).

Данный автор, основывающий свои выводы на идеях известного еще советского ученого Б. Поршнева, постулировал наличие среди всех живущих в этом мире людей представителей двух базовых гипертипов: палеоантропов и неоантропов (то есть, «старых» и «новых»  «человеков»). При этом, к числу палеоантропов он отнес два более мелких типа людей. Суперанималов: этаких хищных, агрессивных и злобных полу животных, непосредственно происходящих от каннибалов и во все века и времена относящихся к «власти имущих». И суггесторов: менее агрессивных, но куда более хитрых и изворотливых, а также весьма склонных ко внушению другим, субъектов, которые так сказать, опять-таки всегда и везде представляли и поддерживали властных суперанималов, внушая «пастве», то, что соответствовало интересам представителей власти.

К числу ни тех, ни этих Б. Диденко относил третий класс, условно говоря, людей: весьма даже послушных и покладистых «диффузников» (диффузных). Не способных сопротивляться ни угрозам и насилию суперанималов, ни «сладкоголосому пению» внушающих обязательность подчинения суггесторов. Четвертым и как бы высшим типом уже новых людей у данного автора выступали неоантропы: умные, образованные, но главное, еще и нравственные люди, которые оказались единственно способны противостоять суперанималам и суггесторам.

Скажите, вам ничего не напомнила эта классификация: особенно в свете исходной для этой главы притчи? По мне так она полностью ей соответствует: правда при условии небольшого добавления… Потому как человеку достаточно внимательно ознакомившемуся с вышеописанным, легко понять, что падшие люди соответствуют суперанималам; заблудшиесуггесторам; плывущие по течениюдиффузным, а здравомыслящие неоантропам. На а что касается просветленных, то здесь видимо, присутствует некоторый недочет со стороны глубокоуважаемого мною автора. Потому как в эволюции человека нравственность (описывающая отношение человека к человеку) просто должна сменяться духовностью (определенным отношением людей к, скажем вежливо, Высшим Инстанциям Бытия). А это значит, что просветленные тоже живут и в этом мире. Но соответствуют они не упомянутому в классификации Б. Диденко людям совершенно нового типа: Homo Noeticus (человек духовный).

Моральная характеристика человека Наиболее вероятный его биологический тип
Падшие Суперанималы
Заблудшие Суггесторы
Плывущие по течению Диффузные
Здравомыслящие Неоантропы
Просветленные Homo Noeticus

 

Здесь, кстати и кроется ловушка «усредненных» классификаций. Потому что с одной стороны, именно диффузные люди (представителей, которых Б. Диденко не вполне обоснованно именовал «человек разумный»…) и составляют основу (где-то около 60%) человеческой популяции. С другой же они представляют из себя этаких «пограничников», «Застрявших на середине холма» по одной из английских идиом, касающихся посредственности. О которых так хорошо сказал Ю. Фучик: «Не бойся друга своего. В худшем случае он может предать тебя. Не бойся врага своего. В худшем случае он может убить тебя. Но бойся равнодушных, ибо именно из-за их молчаливого согласия существует на Земле ложь, предательства и убийства…» (см. Ю. Фучик «Репортаж с петлей на шее»). Не случайно Т. Адорно, исследуя психологический феномен фашизма, выяснил, что согласно созданной и использованной им в исследованиях Ф-шкале, именно из диффузных «мирных обывателей» и рождаются самые отпетые нацисты…

Обратимся теперь, чтобы закрыть «естественно-научный» подход к уровням развития, к данным конкретной физиологии. Из каковых, согласно работам великого И. Павлова, наибольший интерес для нас представляет его идея о сигнальных системах. Но не в ее традиционной трактовке в виде совокупности условных связей, объединяющих в головном мозге сенсорную и понятийную систему сигналов, а как того, что обеспечивает точное взаимодействие частей организма человека и его приспособление к окружающей среде (то есть своеобразного информационного обеспечения нашей жизнедеятельности).

К обычно выделяемым в физиологии первой (сенсорных ощущений и восприятий) и второй (речи и мышления) из сигнальных систем, в последнее время целый ряд авторов стал добавлять еще и третью (интуитивно-интеллектуального понимания закономерностей) и четвертую (прямого, а не опосредованного, как у большинства, получения сигналов от энерго-информационного поля Вселенной и взаимодействия с ним), блистательным примером существования и использования коих был гениальный Н. Тесла. Отсюда можно сделать довольно логичный вывод о том, что, различия в уровне развития людей вполне даже объективно объяснены используемыми ими сигнальными системами в качестве базовых источников информации о реальности.

Для адаптантов в качестве таковых выступают сенсорные сигнальные системы (что, кстати, не исключает использование ими своеобразной «животной» интуиции…). Для «социализантов» – речь и всяческие вытекающие из нее умозрительные конструкции. А вот для тех, кто переходит на уровень экзистенциализации, открываются возможности прямого получения информации о закономерностях бытия: за счет визионерского опыта прямого восприятия, каковой в дополнение к опыту психологическому официально выделял К. Юнг. Причем этот громадный шаг в развитии человека суть нечто малое и начальное в сравнении с возможностями подключения к энерго-информационному полю Вселенной: полного или частичного Просветления, чреватого, правда, не только непостижимой гениальностью, но и отходом от реальности в силу ее, в общем-то, примитивности в репрезентации мира. Уходом из феноменологического в трансцендентный слой бытия…

Из вышеприведенного по биологии и физиологии следует два простых вывода: то, что различные типы людей в силу их ориентации на определенные информационные сигнальные системы, имеют различные возможности для постижения мироздания и более узко – жизнеспособности, в контексте присущей им модели мира.

Как известно, в настоящее время выделяются три разноуровневых, (но общие для всех без исключения) модели мира (от простого к более сложному). SPOD – устойчивый, предсказуемый, простой и определенный. VUCA – изменчивый, неопределенный, сложный и двусмысленный. И BANI – хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятно-непостижимый. В каковых мы до недавнего времени и жили; уж простите, тихо охреневая или громко стеная. Однако, после 24 февраля 2022 года мы как бы перешли в следующий новый и куда как более сложный мир – мир SHIVA. Расшифровывается эта аббревиатура следующим образом:

S (split) – расщепленный мир, а это значит, что он является не просто сложным, но и «шизофренически» не понятным. Ибо прежние методы, схемы и модели не просто устарели, а стали совершенно нежизнеспособными и бесполезными в новой реальности.

H (horrible) – ужасный мир. То есть не просто тревожный, а буквально пропитанным сковывающим всех, все и вся ужасом, не позволяющим людям решать и действовать адекватным образом.

I (inconceivable) – мир просто невообразимый, когда нет никакой уверенности в том, что любое принятое решение по его изменению или улучшению вообще хоть к чему-то приведет…

V (vicious) – беспощадный мир. То есть практически (беспощадно!) не дающий шансов хоть что-нибудь постигнуть в происходящем.

A (arising) – мир возрождающийся. С учетом того. Что Шива в индуизме рассматривается как разрушитель Вселенной в конце мирового цикла (маха-юги), и создающим таким образом пространство для нового творения, данное возрождение, увы, связано только с одним, весьма пессимистичным: полным разрушением старого мира с последующим возникновением какой-то новой реальности бытия.

Надеюсь, что с учетом всего вышесказанного ясно, что «адаптанты» реально жизнеспособны только в SPOD-мире. «Социализанты» более или менее могут выживать и приспосабливаться к миру VUCA. Жизнеспособное бытие в BANI-мире требует от человека уже достижения экзистенциального уровня развития. А высокая жизнеспособность в SHIVA-мире предполагает трансперсонализацию. Которую без специальной подготовки и обучения в настоящее время могут проявить всего несколько процентов из ныне живущих…

Резюме

  1. Жизнеспособность людей определяется их биологическим типом, который, однако, в свою очередь определяет сам человек, исповедующий нравственность и постигающий духовность.
  2. Физиологически уровень жизнеспособности зависит от освоенных и преимущественно используемых сигнальных систем (в широком смысле этого слова).
  3. Именно эти два базовых параметра (биологический тип и базовая сигнальная система) вполне даже естественно-научно определяют (но не предопределяют!) уровни жизнеспособности индивидов.
  4. В условиях стремительно меняющихся за последние сто лет репрезентируемых социумом, а не создаваемых индивидуальным человеком, моделей Мира, становится ясно, что люди уровня адаптации могут быть более жизнеспособны только в SPOD-мире, а люди уровня социализации – в лучшем случае в мире VUCA.
  5. Пребывание в BANI-мире возможно только для субъектов экзистенциального уровня развития, в то время как нормальная жизнь в мире SHIVA требует коренной перестройки психики людей, возникающей только при их приближении к уровню трансперсонализации…
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее