Институт Инновационных Психотехнологий

Про жизнь в эпоху аномии…

Ковалев Сергей Викторович

«Аномия – состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов»

«Аномия – психологическое состояние человека, при котором присутствует полная или частичная деморализация ценностей»

Толковый словарь

Без всяких там притч и нравоучительных историй, я сразу хочу задать вам весьма сакраментальный вопрос, который, на первый взгляд, как-то даже не связан с проблемой подрастающего поколения: скажите, а вам нравится, вас устраивает безнравственность, которая прочно поселилась в современном мире? Подлость, обман, предательство, воровство, распутство, безответственность и своеволие, а также всё прочее, что, как раковая опухоль, всё очевидней буквально пожирает саму плоть человеческой цивилизации? Состояние этакого душевного разврата, которое из разряда «исключения» стало едва ли не «нормой» бытия? Если вы ответите, что «да», то, уж извините, я попросту откажусь от любых встреч и контактов с вами, очных и заочных. Потому как никак не захочу оказаться жертвой вашей могучей злонамеренности. Если же твёрдо и уверенно ответите «нет», то постараюсь коротко, но ясно, рассказать вам о том, что является причиной этого всеобщего аморализма. Но не нравственности ради, а психологии для, ибо данная проблема стала ну прямо каким-то узлом проклятий современного мира…

На самом деле, всё здесь не просто, а очень даже просто. Потому что вся эта гадость и пакость является следствием так называемой аномии: по исходному определению: беззакония и безнормальности. Состояние общества, обязательно возникающее при:

1) дезорганизации социальных норм и институтов;

2) неопределенности и нестабильности условий человеческой жизнедеятельности;

3) расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для людей законных средств их достижения.

Так вот, именно сейчас общество, как простите, свиньи в грязь, (то есть по сути…) окунулось во все три, провоцируемых аномией, нарушения общественных отношений:

  • расплывчатость, неустойчивость и противоречивость руководящих людьми ценностно-нормативных предписаний и ориентаций;
  • резкое понижение силы и степени воздействия этих самых социальных норм на индивидов и, соответственно, их слабая эффективность в качестве средства регуляции поведения;
  • частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных или просто переходных ситуациях, имя коим нынче легион…

А ведь именно эта самая аномия исходно является главной причиной алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступлений, разводов и роста числа неполных семей. Провоцирует разочарование в межличностных отношениях, отчуждения со стороны значимых других, страх перед грядущими переменами, утрату смысла жизни, понимание недостижимости поставленных целей, состояние эмоционального надрыва и фрустрации. Но что хуже всего, она приводит к возникновению девиантных способов социальной адаптации, что прямо нарушает стабильность общественной жизни, да и цивилизации в целом.  Потому что то, что предлагается, уже никого не устраивает…

Первым это явление описал Э. Дюркгейм, который понимал под аномией такое состояние общества, при котором отсутствует честная, чёткая и непротиворечивая регуляция поведения, порождающая то, что можно назвать «нормативным вакуумом».  Ситуации, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не появились или не утвердились. То самое беззаконие и безнормность, каковая всегда возникает в случаях разрушения того, что мы считали нормальным, важным и нужным (что обязательно происходит во время всяких там революций и прочих потрясений). Знаменитое китайское проклятие «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» как раз об этом…

Для примера можете вспомнить последствия двух мировых войн; «святые» (?!) девяностые, и прочие «клизмы» и катаклизмы ХХ века. Или же внимательно, но отстранённо, посмотреть на полнейший бардак, с полна проявившийся на территории «высокоморального» Запада.

Но аномия по Эмилю Дюркгейму — это ещё, так сказать, цветочки, а вот ягодками, весьма ядовитыми, выступает другая её форма — уже по Р. Мертону. Каковой как раз и обратил внимание на ту особенность «аномийной дерегуляции», которая связана именно с вышеописанным расхождением между: первое, провозглашаемыми обществом целями и, второе, доступностью для людей законных средств их достижения. Поскольку кем-кем, а утопическим идеалистом Мертон не был, от слова совсем, он чётко указал, что главной культурной целью современного общества было, есть и долго будет, достижение материального благосостояния. В то время как наиболее одобряемым, также культурным средством, которое быстрее всего обеспечит достижение этой цели, является карьера в различных организационных системах и структурах. В результате чего, как остроумно заметил уже Ж. Лакан, любой человек попадает в трудноразрешимую дилемму «кошелёк или жизнь». Если он выбирает кошелёк (сиречь материальное благосостояние), то будет обязан жить не своей, а заповедованной обществом жизнью. Если же выбирает жизнь (свою собственную), то о кошельке (сиречь о материальном обеспеченности) может даже и не мечтать.

Однако люди не бараны (хотя последнее утверждение иногда вызывает сомнения), и могут как принимать эти самые цели и средства (+), так и, лично для себя, их отвергать (-). В результате по Р. Меритону, они автоматически попадают в один из пяти типов приспособления к обществу, адаптации к социуму, каковые можно представить в виде следующей таблицы:

Тип адаптации Одобряемые обществом цели Социально-одобряемые средства
Конформность (Конформизм) + +
Инновация +
Ритуализм +
Ретреатизм  (бегство от действительности)
Мятеж (Бунт, Революция) +/- (замена) +/- (замена)

 

Конформность (конформизм) означает полное согласие индивида с социальными целями и средствами. Инновация предполагает уже только лишь солидарность с целями, но отказ от предписываемых средств, причем за счёт использования не столько всяческих стартапов, сколько всяческих негативных и неодобряемых средств (типа: преступности, коррупции и прочего). Ритуализм, наоборот, характеризуется принятием общественно одобряемых средств, но отказом от целей (это когда человек «как все» ходит на работу, участвует в жизни общества, но при этом, бессознательно, или вполне даже осознанно, давно уже понимает, что «дорого и богато» для него совершенно недостижимо). А вот в случае ретреатизма люди просто уходят (бегут!) от реальной жизни в какую-то субкультуру (типа дауншифтеров, ролевиков и прочего), которая, кстати, хотя и пассивна, но далеко не всегда законопослушна. Ну а мятеж (бунт, революция), суть отказ как от целей общества, которые, как правило, себя исчерпали, а также от рекомендованных им средств: в виде банальной социальной революции.

Не могу не отметить, что условно нормальной адаптацией к социуму выступает только конформизм, так как все остальные считаются отклоняющимися или девиантными. Однако сейчас мы живём в мире, в котором число таких, нужных для стабильности общества конформистов, тает на глазах. Потому что власти имущие открыто заняли позицию негативных «инноваторов», выдумывающих, в рамках глобализма и либеральной повестки, всяческие глупости (надеюсь, перечислять их мне нет необходимости). Люди среднего возраста как-то заметно охладели к верноподданическому принятию официальных дискурсов и всё чаще начинают уходить или в ритуализацию, или в ту же ретреатизацию с её ключевой фразой: «Эх, раньше было…» Ну а индивиды со «светлыми лицами», внезапно лишённые дотаций «оттуда», довольно трусливо бунтуют против очевидного, которое они никак не могут ни понять, ни принять.

А теперь вернёмся к поколению Z (и, скорее всего, следующим за ним генерациям Альфа и Бета), и раз и навсегда поймём, что все их странности вытекают из неприятия ими «узаконенных» целей, и, а также средств достижения оных. Тех самых целей и средств, которые определяют жизнь современного общества и адаптацию в социуме. В силу благополучия, в котором протекало их детство, они (зумеры и прочие) значительно меньше ориентированы на материальное благосостояние и вполне даже могут обходиться немногим. А вследствие того, что их не научили бороться за «счастливую жизнь» «волчьими» («человек человеку волк») способами, и общему их отвращению ко всякому насилию и надругательству над личностью, категорически не приемлют «офисного рабства», на коем зиждется карьерный рост. В результате они и вправду, становятся неприкаянными людьми, не находящими себе место в этом жестоком и неприемлемом для них мире.

Что здесь можно сделать обществу во имя блага грядущего?

Очевидно, что, во-первых, найти общественно-одобряемые цели, а также средства их достижения, которые выходят за пределы, уж простите, «мелкобуржуазной повестки» (по В. И. Ленину). Потому что, строго говоря, достижение материального благополучия является не целью, а одним из средств обретения счастья, смысла и психологической насыщенности жизни.

Во-вторых, не ломая эту молодёжь об колено приспособленчества, сделать их способными всё-таки как-то вписаться в современное общество с его неизбежными «крысиными бегами», то есть обрести устраивающие ее статус и роли.

И в-третьих, обеспечить возможность, если не нынешней, то будущей молодёжи, удовлетворения их фундаментальных потребностей, позволяющие обрести так называемую экзистенцию: конгруэнтность внешнего и внутреннего (см. А. Лэнгле). То есть жизнь в согласии с собой и своей личностью. И с одновременной удовлетворённостью внешними событиями и обстоятельствами собственной жизнедеятельности.

Обо всём этом – с точки зрения нового экзистенциального подхода интегрального нейропрограммирования – я расскажу в следующих своих статьях.

Резюме:

  1. Весь наш мир начинает всё более захватывать эпидемия аномии — состояния беззакония и безнормности.
  2. Причинами этой аномии являются разрушительные последствия тотального социально-политического кризиса, приводящего к «отмене» ранее действующих систем нормативного регулирования поведения и действий, а также к непринятию общепринятых социальных целей и способов их достижения.
  3. В качестве способов адаптации к социуму человечество изобрело пять главных способов: конформизм, инновации, ритуализм, ретреатизм и бунт.
  4. Все эти способы (кроме конформизма) прямо и косвенно нарушают стабильность общества и цивилизации, то есть являются не конструктивными, а деструктивными.
  5. Для стабилизации дальнейшего развития человечества необходима как минимум коррекция культурных целей и способов их достижения, а как максимум — адаптация людей к складывающимся общественным отношениям, а также к удовлетворению фундаментальных, экзистенциальных потребностей, что возможно только при условии специальной и целенаправленной массовой психологической помощи населению.
  6. В интегральном нейропрограммировании уже разработаны методология, модели, методы и психотехнологии подобной работы.
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее