Опоры витальности, или один разум хорошо, а четыре лучше…
«Привычка думать головой – одна из черт сугубо личных,
поскольку ум как таковой, у разных лиц – в местах различных…»
И. Губерман
Мы живем в замечательном мире! Этот мир полон возможностей… Еще никогда цивилизация не предлагала человеку такое количество благ для удовлетворения потребностей любого толка. Даже правители прошлых столетий не имели то, что в среднем может позволить себе человек современного мира. У них не было ни интернета, ни самолетов, ни даже электричества. И все эти блага – дело разума и рук человека, вернее многих его поколений… Казалось бы, в таких условиях «Человек Настоящего» должен быть гораздо более благополучен, нежели его предки. Эффективность нашего современника должна вырасти в разы, удовлетворенность жизнью постоянно быть на максимуме, а осмысленность, с учетом гигантского количества тематической литературы, обязана вдохновлять и наполнять жизнь таким содержанием, которого и предположить не могли древние философы. Однако что-то идет не так.
И, что не так? Почему современные люди, вроде умные, образованные, наделенные полномочиями разного уровня, зачастую принимают такие решения и совершают действия, которые ставят или себя, или семью, бизнес, страну, мир на грань катастрофы? Не важно на каком уровне: это и «пермский стрелок», и «внезапное» бегство американцев из Афганистана…
Априори мы знаем, что наш замечательный мир заселен homo sapiens или «человеком разумным», но, читая утреннюю сводку новостей, трудно оставаться в этом уверенным. Вспомните как в детстве очень часто выговаривали наши мамы: «Ты вроде умный(ая), а поступаешь неразумно (это если в мягкой форме)». Хорошо, если вы это «переросли», а если нет? Тогда последствия таких «неразумных действий» приходится расхлебывать всем нам, и это при всем при том… при, казалось бы, росте уровня жизни, который вроде как должен повышать жизнеспособность и благополучие всех и каждого. Но, увы, это не так. Еще в «тучные» годы многочисленные исследования показали, что уровень жизни имеет отрицательную корреляцию с жизнеспособностью и благополучием (уровень растет, а благополучие, во всех его областях, падает – проявление Парадокса Истерлина), что уж говорить о сегодняшних днях, которые наиболее точно отражаются в китайском проклятии «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Мир постоянно усложняется и теряет предсказуемость, а человек оказывается потерянным и стремительно деградирует, идя по пути наименьшего сопротивления. Жизнеспособность человека (или его витальность, как некая обобщенная способность Жить), тает на глазах, а вместе с ней и благополучие и уровень жизни: в связи с перегруженностью здравоохранительной системы падает здоровье, крах экономических систем подрывает материальную стабильность, самоизоляция и масочный режим рушат коммуникативные и эмпатические навыки, продолжать можно долго… Но самое главное, что можно сказать уверенно и точно – человек перестает справляться с вызовами Настоящего.
Если разбираться в вопросах «кто виноват?» и «что делать?», рано или поздно возникает необходимость понять, а, собственно, с помощью чего, каких внутренних инструментов и в каких сферах человек действует, принимая то или иное решение, познавая действительность и осваивая ее. Что необходимо развить в себе для того, чтобы повысить свою витальность? Какие именно психические структуры человека, отвечающие за его способности к повышению витальности. Отвечая на этот вопрос, обычно выделяют Ум; Интеллект; Разум… Для представления о них, не вдаваясь в философские категории и размышления, дабы не стать скучным для читателя, приведу достаточно исчерпывающую сентенцию: от природы все люди умные (обладают способностью думать, воспринимать информацию, опыт); обладают интеллектом (или способностью к обучению… в разной степени), но не все бывают разумными (способными рассуждать и принимать решения с применением абстрактных и духовных категорий). Если еще короче: ум – знание и опыт; интеллект – способность их развивать и накапливать, а разум – как все это использовать с учетом духовных и моральных категорий… Так с чем исходя из такого определения у современного человека актуальные проблемы? Правильно – С РАЗУМОМ!!! Чтобы не потерять статус Homo Sapiens или «человека разумного», ввергнув свой мир в ад, а наш общий мир в атомный апокалипсис… Чтобы умный образованный… мерзавец не стал эталоном человека нашего времени.
Вот о разуме в прикладном значении, о его структуре, содержании и развитии, а также о его значении для жизнеспособности (витальности) каждого человека и поговорим в этой статье.
Для того чтобы разобраться в этой теме, конечно, вначале стоит обратиться к древним, потому что они как правило в той или иной степени отвечали уже на всё. Например, если взять Платона, то в своей работе «О душе» он рассказывал о том, что человек, а точнее его душа, как бы разбита на три части: nous – разум, обеспечивающий способность мыслить, thumos – страсть, эмоции, добавляющие к мыслям социо-экспрессивный компонент, возвышающие человека и epithumia – телесные ощущения, низменные желания, которые необходимо обуздать. Самое главное для нас в этом – идея о том, что человек познает и осваивает мир не в одной ипостаси, а сразу в нескольких. И как стол должен стоять на четырех ногах, витальность человека должна базироваться на нескольких разумах и освоение мира должно происходить в нескольких сферах, зная о которых уже можно целенаправленно заниматься их улучшением.
С предположениями древних философов все понятно, но быть может более современные авторы смогут сказать больше? Парадоксально, но тысячелетия человеческой мысли привели к тому, что в современной психологии (напоминаем, психо – лат. душа, логос – лат. учение) не осталось концепций ни разумов, ни души, ни единого учения (или хотя бы одной понятийной терминологической базы). Концепция нескольких разумов как ипостасей освоения действительности нашла свое отражение лишь в работах по интеллектам. Ученые, психологи и маркетологи выяснили, что помимо уже давно известного когнитивного (когниция – буквально познание) интеллекта существует ещё интеллект эмоциональный (который для социализации играет бОльшую роль, чем первый), позволяющий понимать друг друга, а также интеллект физический, как способность чувствовать своё тело, развивать его и использовать. Из общепризнанных же разумов остался только когнитивный, да и тот рассматривается некоторыми авторами, как выделитель мыслей наподобие того, как печень выделяет желчь. Если обращаться к более специфичной и менее популярной литературе, то можно рассмотреть направление НЛП и работы их основателей С. Гиллигена и Р. Дилтса. Они продолжают идеи Платона и постулируют наличие разумов. Но что удивительно, сфера эмоций у них как бы выпала из зоны осознания. Хотя сами авторы пишут о существовании Разума Сердца, рассматривают они его исключительно как проявление Разума Соматического. Зато, ссылаясь на Г. Бейтсона они предположили наличие связи с Божественным, с Полем, с коллективным бессознательным человечества в лице Полевого Разума. Таким образом получается снова трехкомпонентная система, развивая которую авторы предлагают повышать качество жизни и входить в состояние сонастроенной деятельности, или, по-другому, Потока.
Как показывает практика, истина всегда где-то посередине. Поэтому Сергей Викторович Ковалев выделил, как максимально уместное и рабочее решение идею четырех разумов, как четырех опор человека на реальность и четырех же возможностей кардинальным образом изменить свою жизнь. Это – существование именно четырех разумов – очевидно подтверждается или точнее находит свое выражение в концепции К. Юнга о способах мышления, в теории потребностей А. Маслоу.
Так наличие четырех разумов базируется на хорошо известных работах Юнга о четырех способах мышления: ощущении, логике, чувствах и интуиции.
Разумы | Способы мышления |
Энтерический | Ощущения |
Когнитивный | Логика |
Эмоциональный | Чувства |
Полевой | Интуиция |
Табл. 1. Соотношение разумов (по С. В. Ковалеву) и способов мышления (по К. Г. Юнгу)
Их наличие также очевидно из теории потребностей А. Маслоу (табл.2)
Разумы | Потребности |
Энтерический | Выживание и безопасность |
Эмоциональный | Социальная активность, уважение и самоуважение |
Когнитивный | Самоактуализация, потребность знать и понимать |
Полевой | Трансценденция |
Табл. 2. Соотношение разумов (по С. В. Ковалеву) и потребностей (по А. Маслоу)
Все вышеперечисленное позволяет дать следующее развернутое описание каждого из разумов:
– биовыживательный (энтерический) разум – первый и базовый разум, который располагается (и ощущается) в животе человека, и на котором основывается выживание и безопасность человека – разум тела, или энтерический разум, отвечает за существование человека в его физической оболочке, но этим не ограничивается. Если смотреть шире, развитие этого разума определяет способность человека проявляться и осуществлять деятельность с опорой на реальность (а не в противостоянии ей), а также обрести гигантский энергетический потенциал и возможность получать наслаждение и кайф от жизни, способность к восстановлению здоровья и возможность последовательно и длительно прилагать усилия по достижению своих целей, способность чувствовать себя, свои потребности, запросы, страхи, контролировать и направлять стрессовые реакции и многое другое. Трудно переоценить работу этого разума, а вот у современного человека он работает даже не в пол силы, а просто в спящем режиме. Люди живут, не осознавая своих ощущений по поводу мира, а значит и опоры, связи с реальностью тоже получается немного. Что говорить, если даже уверенность в себе, прерогатива биовыживательного разума, стала атрибутом восторженных эмоций или бравых логических конструкций, и одно просто перемещение ощущения уверенности из области груди в живот дает устойчивые и значимые изменения в самоощущении. Человек, развивая свой разум тела учится понимать самого себя. И это важная «нога» стула витальности если раньше развивалась системно массовой физической культурой, то сейчас отдается на откуп маркетологам и программам похудения.
– эмоциональный разум – разум сердца, отвечает за потребность человека в социальной активности, признании, уважении и самоуважении (как вы могли догадаться, разумы имеют четкую корреляцию с потребностями Маслоу, а вместе с ними и с уровнями жизни). Человек учится понимать других людей, а для этого ему необходимо развить эмпатию, способность сопереживать другим, управлять своими эмоциями, воодушевлять и направлять других людей. И с этим возникает проблема у современного человека. В последнее время людям становится сложно даже просто договариваться друг с другом, слышать собеседника, встраиваться в его картину мира и приходить к консенсусу. Сфера эмоций, а за ней и сфера более глубоких переживаний – состояний и чувств отдается на откуп продуктам масс-медиа. Весь богатейший эмоциональный спектр, который может привнести в жизнь сочные и яркие краски, сводится современной культурой только к двум переживаниям: комфортно-некомфортно. Увы, и эта нога отсутствует и в обществе целенаправленно не развивается.
– когнитивный разум, или разум ума, всем знаком, и, кажется уж он-то точно должен быть в порядке. Потому что культивирование логических процессов (локализующихся в голове) достигает в нынешнее время своего пика. Увы и ах, и здесь все не так гладко, как хочется, потому что основные потребности в понимании этого мира и самоактуализации себя в нем не удовлетворяются через этот разум. Несмотря на гигантский поток информации (предсказанный еще Тоффлером), который проходит через когнитивный центр, инструменты работы с ней не осваиваются современным человеком. В итоге мозг склонен к упрощению, схематизации и примитивизации умозаключений. Человек оказывается неспособен принимать адекватные решения и делать выбор. Общество предлагает ряд симулякров, ложных представлений о мире, основанных на логических ошибках и искаженных положенных в основу данных, в итоге человек перестает вообще понимать, что происходит в этом мире, и не видит в нем самого себя.
– полевой разум, является четвертым и последним, выделяемым Сергеем Викторовичем в Интегральном Нейропрограммировании. Данный разум локализуется и ощущается чуть выше головы и отвечает за взаимодействие человека с Большим Полем, самоосуществление и самотрансцеденцию за пределы своего тела и физической реальности. Наладить связь с этим разумом не так-то просто. Ведь даже простой контакт с ним предполагает наличие сонастроенной системы трех нижележащих разумов, определенного рабочего пространства, которое появляется от взаимодействия Ума, Сердца и Тела. В современных реалиях человеку становится невозможным оставить себя в вечности. В условиях побеждающего материализма, размытости и выхолощенности культур, ритуалов и верований содержание жизни становится пустым, а существование – бессмысленным.
Все вышеперечисленное позволяет определить сферу применения и потенциал использования всех четырех разумов (табл.3)
Разумы | Сфера применения и потенциал использования |
Энтерический | Способность управлять своим телом и поведением, способность познавать мир органами чувств, работа инстинктов, способность испытывать страсть, а также, использовать в деятельности энергетические возможности тела, способность к самоорганизации; |
Эмоциональный | Способность к самоконтролю, самосознанию, социальной чуткости и управлению взаимоотношениями; |
Когнитивный | Способность осмыслять и придавать значение происходящему, оценивать важность, принимать решения, способность видеть суть и смысл явлений, определять структуру и взаимосвязи элементов, отражать интенсивность и направленность развития систем и создавать прогнозы, антиципировать события |
Полевой | Способность к интуитивным прозрениям, способность взаимодействовать с Большим полем, возможность перевода жизни на Причинный уровень, включение состояния потока, осознание себя как духовного существа |
Табл. 3. Сфера применения и потенциал использования разумов
Что же мы можем резюмировать? Стул (метафорически обобщенный разум человека в его четырех ипостасях), который должен устойчиво стоять на четырех ногах, зачастую не стоит уверенно ни на одной. Удивительно здесь не то, что зачастую витальность человека низкая. Удивительно, что она у него в современных условиях вообще есть. Но зная, в каком направлении работать, что развивать в себе и других, можно, имея ориентиры менять образ жизни, включающий гармоничное развитие всех ипостасей своего бытия. В настоящее время, под руководством С. В. Ковалева создана система (алгоритм, модуль) психотехнологий, которая позволяет «настроить» все четыре разума, починить и укрепить все четыре ноги вашего стула витальности, и создать образ максимально полной жизни с культурой заботы о своем физическом, эмоциональном, когнитивном и духовном здоровье. Система позволяет, во-первых, как бы «пробудить» свои разумы, наладить с ними раппорт и взаимодействие. Вернуть столу вашей витальности все четыре опоры. Уже это дает огромный приток сил и энергии, и если раньше вы воспринимали мир только в одной плоскости, то после включения Разумов Тела, Сердца, Ума и Поля восприятие становится объемным, а ощущение жизни усиливается многократно. Во-вторых, с помощью инструментов ИНП устраняются отягощения каждого разума, моделируются их оптимальные состояния. Далее, из разрозненных разумов (и зачастую конфликтующих друг с другом) необходимо создать сплоченную и целенаправленную Систему Освоения Действительности, которая позволит входить по желанию в потоковые состояния, которые обеспечивают включенность в «Здесь и Сейчас», максимальную эффективность жизнедеятельности, получение от нее наслаждения и осмысленности своего Бытия.
Первый семинар-презентация или «обкатка» этой системы уже прошел в г. Новосибирске, получил отличные отзывы участников и готовится к выходу «в большой мир» в очном формате в Москве и в трансляции свободной от географических границ (пока оговаривается формат малой группы с трансляцией на персональное устройство). Ну а для тех, кто хочет начать изменяться уже сейчас, предлагаем небольшое упражнение:
- Оцените по таблицам выше уровень развития вашего Разума Тела. Представьте, что энтерический разум, оплот вашего тела, локализующийся в животе, имеет размер, форму, цвет, консистенцию, динамику и образ. Какой образ возникает? На сколько баллов по 10-балльной системе вас устраивает?
- А теперь, поиграйте в волшебника. Возьмите волшебную кисточку и перекрасьте образ в устраивающий вас цвет, добавьте красок, поправьте консистенцию, скорректируйте размер. Сделайте все, чтобы образ засиял и начал отражать все те качества, которые вы через него хотите получить;
- Удостоверившись, что образ стал вам нравиться, подумайте и составьте список дел, которые вы сможете сделать уже на этой неделе (в этом месяце) для заботы о своем теле и включении ощущений мира (прогулка, зарядка, йога, медитация, нормализация сна, питания и др.);
- Аналогичным образом из роли волшебника почините образы остальных разумов: эмоционального в груди и когнитивного в голове;
- Составьте Планы Заботы об этих разумах. Список того, как вы будете развивать и заботиться о каждом разум. Так, например, если эмоциональный разум включен в вашу сферу Забот, вы будете бережно относиться к своему эмоциональному здоровью, будете искать возможности восстановления эмоционального состояния, его обогащения и развития.
- Только после этого вообразите полевой разум и, обращаясь к нему, попросите его скоординировать все остальные разумы с учетом вашего предназначения как духовного существа.
- Наблюдайте изменения и оцените результат. Ваша жизнь будет ярче, интереснее, а главное, эффективнее, счастливее и осмысленней.
Выполнив предложенный очень простой алгоритм, вы получите первичный контакт с четырьмя способами освоения действительности, с четырьмя мирами, которые отныне и далее будут вашим достоянием. Регулярная и системная забота о собственных разумах и внедрение культуры работы с ними в повседневной жизни качественно преобразует вашу жизнь и повысит витальность.
Список литературы
- Ковалев С. В. Психотерапия человеческой жизни / С. В. Ковалев – М.: Пирогов С. А., 2020, 348 с
- Ковалев С. В. Нейропрограммирование успешной судьбы /С. В. Ковалев – М.: Твои книги, 2017, 592 с
- Платон. Диалоги / Платон – М.: Эксмо, 2020, 464с
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев – М: Смысл, 2007, 511 с
- Гиллиген С., Дилтс Р. Путешествие героя. Путь открытия себя / Р. Дилтс, С. Гиллиген – М.: Психотерапия, 2021, 320 с
- Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с
- Юнг, К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. — СПб.: Азбука, 2001.
- Easterlin R.A. Building a Better Theory of Well-Being /ed. L.Bruni, P.L. Porta //Economics and happiness: framing the analysis. — New York:Oxford University Press Inc., 2005
- Maslow A. H. Motivation and Personality. — N. Y.: Harpaer and Row, 1954.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее