
«Будь собой, все остальные роли уже заняты.»
Оскар Уайльд.
Рассказывают, что когда-то некий монах, близкий к тому, чтобы оставить этот свет умирая, боялся своей смерти по одной странной причине: «Вот приду я к Господу, а он меня спросит, почему ты не стал Мессией? А мне на это нечего будет ответить…»
Он думал об этом постоянно и так интенсивно, что однажды ночью ему приснился Господь. Который немного иронично посмотрел на этого монаха и сказал: «Когда ты придёшь ко мне, я не буду спрашивать тебя о том, почему ты не смог стать Мессией. Но я строго спрошу тебя о том, почему ты так и не стал самим собой».
Эта, к сожалению, малоизвестная притча, достаточно чётко свидетельствует о том, что ранее упомянутое мною приобретение аутентичности, соответствие себя тому, кем ты и должен быть, является не только свидетельством достижения определённой – третьей ступени полноценной экзистенции, – но еще и открытием нового её этапа: обретение подлинного бытия во всей его красоте, блеске, счастье, благополучии и смысле.
И напоминает о том, что человеку как-то не гоже жить в рамках плохо адаптированной неписи и средне социализированного биоробота. Потому как для полноценной жизни необходимо ещё и сначала совершить этакий квантовый скачок на уровень этой самой аутентичности, а после – еще и на осознание смысла своей собственной жизни. Хотя бы потому, что все возможности в нашей жизни; всё то счастье, успех и благополучие, которые нас ожидают, рассчитаны именно на того, кем мы становимся после открытия себя. Подлинного аутентичного человека, а не одной лишь «заготовки» к этому. Понимающего себя в жизни и жизни в себе…
Само по себе понятие аутентичности (буквально: подлинности) было разработано в так называемой гуманистической психологии, понимавшей под этим способность человека не растворяться в многочисленных масках, ролях и амплуа, которые мы привычно используем, чтобы соответствовать требованиям социума. А, наоборот, проявлять собственные чувства, мысли и действия.
В том-то и заключается одна из главных проблем нашей жизни, что для того, чтобы пройти адаптацию и осуществить успешную социализацию, мы должны отказаться от своей индивидуальности в угоду усреднённых социальных требований. Для чего сначала выбираем себе подходящее и соответствующее социуму амплуа: определённый набор ролей, соответствующих нашим внешним и внутренним данным, которые теперь будут как бы переходить из одной пьесы в другую нашей жизни. После, осваиваем входящие в амплуа роли: образцы будущих действий и деятельностей, а также модели внешнего и внутреннего поведения, соответствующие социальной, социально-психологической и даже чисто психологической функции каждого, кто исполняет эту роль. Ибо амплуа и роли, а не уникальность нашей личности даёт нам новые качества и возможности; статусы; права и обязанности; интересы, ценности, и даже такие, казалось бы, «физиологические» вещи, как голос и манеры поведения.
А потом, дабы обеспечить себе выполнение ролей, мы приучаемся носить соответствующие ситуации маски. Например, маску скорби на похоронах вашего злейшего врага: вполне даже законченного мерзавца. Или маску веселья на чужой свадьбе, вашей тайной любви, которая увы выбрала не вас, а кого-то другого (и так далее и тому подобное).
А вот аутентичность, как возможность быть самим собой, часто открывается у нас в лучшем случае к пенсии. Когда, с одной стороны, уже не нужно подстраиваться под окружающих и окружающее, а с другой, вы еще окончательно не исключены из социальной жизни. Без которой, мягко говоря, довольно трудно осуществить подлинную экзистенциальность…
Что нужно для того, чтобы стать аутентичной личностью (АЛ)? Довольно многое, хотя стержнем этого загадочного феномена является ответственность: за мысли, чувства и действия. Брать на себя ответственность — это означает отвечать за свой внутренний мир. Принимать и понимать себя (свои эмоции, желания и потребности) и действовать в соответствии им на основе интуиции. Поскольку именно внутренние процессы и структуры, а вовсе не внешняя среда, определяют её – аутентичной личности – поведение. Действия и деятельность, осуществляемые в полном осознании характера взаимодействия с окружением, а также границ своих возможностей. В результате только лишь аутентичная личность действительно свободна в своём выборе и подлинно свободна: сначала внутри, а потом вовне. Тем более, что она истинно независима. А это значит, что эта самая АЛ не только не попадает в зависимость от других, но и не берёт на себя ответственность за оных. При этом аутентичный человек легко может помочь, но вот только если его действительно попросят об этом. И, кстати, не стесняется просить помощи, если она действительно нужна. Потому что аутентичные личности сами создают обстоятельства своей жизни и выбирают жизненную дорогу.
В своей безусловно личной автономии аутентичные люди полностью самодостаточны. И именно независимость, самодостаточность, ответственность, свобода и спонтанность составляет основу их личности. При этом в качестве наиболее важного и базового условия аутентичности известный гештальт-терапевт Ф. Перлз считал «self-support» или «опору на самого себя»: способность человека поддерживать свою самооценку, а также позитивное отношение к себе без привлечения внешних ресурсов. То есть это означает не использование неких внешних опор (одобрение супруги, друзей, положения и тому подобного), а реализацию опор внутренних: уверенности в себе, самоподдержки, стрессоустойчивости и эмоционального равновесия. Что, конечно же, приходит только с житейским опытом, причём далеко не всегда положительным. Ибо для опоры на самого себя человеку необходимы:
- чёткая и непротиворечивая система ценностей;
- баланс и устойчивость различных сфер человеческой жизни;
- осознанное принятие на себя ответственности за свои действия, а также позитивная оценка своих сил, а также имеющихся навыков и умений;
- опыт преодоления трудностей и препятствий;
- и, наконец, не только когнитивный, но ещё и эмоциональный, (а также ещё и социальный) интеллект, позволяющий понимать действия людей и взаимодействия в обществе.
Так что если вы хотите действительно обрести непоколебимую внутреннюю, а не внешнюю опору своей жизни, вам необходимо (хотя и не всегда достаточно):
- осознать и принять свои сильные и слабые стороны (то есть провести эдакий SWOT-анализ самого себя как субъекта деятельности);
- установить чёткие личностные границы и неукоснительно их соблюдать, наконец-то научившись говорить «нет» на ненужные вам «вовлечения и привлечения»;
- развивать не только самообладание, но ещё и самонаблюдение за всем, что происходит вне и внутри вас;
- непрерывно усваивать новые знания и навыки, совершенствовать себя как главный инструмент своей жизни;
- благодарить всё, что вас окружает, за предоставляющиеся возможности;
- и, наконец, оказывать разумную помощь другим и не отказываться, в свою очередь, от их поддержки.
В принципе, если обобщить достаточно многочисленные определения аутентичности, то можно с уверенностью утверждать, что она расшифровывается тремя элементами, а именно: подлинностью, правдивостью и верностью самому себе. А раскрывается эта самая аутентичность способностью быть собой и жить в соответствии со своими ценностями и убеждениями, не скрывая своих собственных и истинных чувств и мнений. То есть как бы быть преданным самому себе, а не окружению и общественному мнению.
Как психологический феномен, аутентичность включает в себя:
- истинность (как соответствие слов и поступков своим чувствам и мнениям);
- жизнь в соответствии с собственными убеждениями, а не ожиданиями других;
- право и смелость быть собой со всеми своими недостатками и слабостями, а не соответствовать неким эталонам и идеалам;
- пребывать в настоящем моменте, причём с полным осознанием себя в великом «здесь и теперь», а не «там и тогда».
Резюмируя, можно сказать, что аутентичность представляет собой способ бытия в состоянии искренности, честности и верности самому себе. Каковое действительно позволяет человеку чувствовать полноту и насыщенность жизни. Естественно, что достижение аутентичности требует от людей весьма значительных и далеко не беспроблемных усилий. Потому что большинство индивидов просто запрещает себе вышеперечисленную искренность, честность, и не только с собой, но и с другими. Необходимо так же осознание, а не забвение себя, других, мира и Создателя. Ибо самораскрытие, принятие себя и правление своей индивидуальностью, с одной стороны, исключает подчинение как руководство внешних норм и навязанных ценностей. С другой же, увы, это исключение часто делает аутентичных людей уязвимыми и даже как бы посторонними, так что опора на внешние силы здесь явно не помешает…
Так как стать аутентичным? Известный экзистенциальный психолог Джеймс Бьюдженталь утверждал, что для появления и проявления аутентичности необходимы три вещи:
- полное сознание настоящего момента жизни;
- самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
- принятие личной ответственности за этот свой выбор.
Коуч С. Джозеф предлагает более простую формулу для создания самоаутентичности: по его мнению, аутентичность = знать себя + отвечать за себя + быть собой.
В более сложных случаях – не игры в подлинность, а сознательное строительства собственной. При ее строительстве психологи рекомендуют следовать шестнадцати характеристикам самоактуализированных и хорошо функционирующих людей, аутентичных по своей сути и природе:
- Личный интерес (то есть осознанную и непрерывную опору прежде всего собственный интерес, что, однако, не мешает самоактуализированным и аутентичным в определённой степени жертвовать им ради других: значимых, близких и небезразличных);
- Социальный интерес (такие люди заинтересованы в удовлетворении потребностей других и в общем выживании социума);
- Самоуправление (они полностью берут на себя ответственность за собственную жизнь);
- Толерантность (такие люди предоставляют право ошибаться причем как себе, так и другим, и даже критикуя других, категорически воздерживаются от осуждения их как личности);
- Гибкость (они всегда готовы к изменениям, руководствуются не правилами, а принципами, гибко мыслят и открыты случаю);
- Принятие неизвестности и неустойчивости (хорошо функционирующий человек, признавая, что мир может быть нестабилен, и можно стать жертвой случайностей, все-таки склонен к поддержанию порядка, хотя и не требует его в категорической форме);
- Обязательность (эти люди всегда имеют обязательства, выходящие за пределы их самих, но связано это не с жертвенностью, а с неизбывным интересом к жизни и стремлением к максимальной реализации своих возможностей);
- Творческий потенциал и оригинальность (они всегда и везде проявляют себя как творцы и новаторы, которые творчески подходят к решению даже рутинных проблем);
- Научное мышление (несмотря на всю их – самоактуализантов – интуитивность, они рациональны, объективны и логичны);
- Самопринятие (подобные личности живут, получая удовольствие, а не только лишь демонстрируя себя: предпочитают «быть, а не казаться»; и, принимая себя безусловно, не уделяют повышенного внимания тому, что о них думают другие люди);
- Принятие животного начала в человеке (они учитывают биологическую природу человека, не отрицая при этом примат духовности);
- Способность к риску (эти люди предприимчивы, инициативны и готовы пойти на приемлемый риск, чтоб добиться желаемого);
- «Перспективный» гедонизм (они живут в поисках счастья, естественно, уклоняясь от его антиподов, но отнюдь не будучи одержимы стремлением иметь всё и сразу, отчего способны терпеть неудобства и боль, поддерживая баланс между перспективой и сиюминутной выгодой);
- Отсутствие утопизма (подобные люди живут идеалами, но понимают, что совершенство и полное счастье, как и полное отсутствие боли могут быть недостижимы);
- Высокая устойчивость к фрустрации (они изменяют то, что можно изменить, принимают то, что изменить нельзя, и всегда отличают первое от второго);
- Ответственность за нарушение своего душевного равновесия (данные люди не обвиняют других в своих возможных расстройствах и берут на себя ответственность за собственное душевное состояние).
Для того, чтобы осуществить это практически, вам, право же, стоит для согласия с собой и с миром, ориентироваться на девять заповедей жизненной философии аутентичных людей, а именно:
- живи теперь (пребывай в настоящем, а не в прошлом и будущем);
- живи здесь (имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет, наслаждайся присутствующим, а не печалься по поводу отсутствующего);
- не фантазируй (реальны только опыт и жизнь, а фантазия — лучший способ уйти от первого и от второго);
- прекрати ненужные размышления (вместо избыточного рефлексирования лучше изучать и пробовать);
- выражай чувства (вместо того, чтобы объяснять, рассуждать, оправдываться, манипулировать, честно демонстрируй, что ты чувствуешь по поводу происходящего);
- принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие;
- ориентируйся не на «должен», а на «предпочитаю» (и не на «почему», а на «как», не на других людей, а на себя); и не сотвори кумира, заменив лукавое «не могу» на честное «не хочу»;
- полностью принимай ответственность за свои поступки, мысли и чувства;
- будь самим собой.
Заповеди эти необходимо сначала написать, а потом, возможно, даже и выучить. С тем, чтобы каждый свой день, который закончился, анализировать с точки зрения того, где и что-то из этих заповедей нарушили. А позже, как бы визуализировать и пересматривать эти нарушения так, чтобы они соответствовали этому своеобразному кодексу аутентичного человека. В буквальном смысле переучивая себя на аутентичность.
P.S. Подробнее о двух уровнях человеческой жизни и их связью с забвением или, наоборот, обретением аутентичности в следующей статье.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее