ИНП – лайфхаки: психотерапия «мать и дитя» … (или как можно работать с пособием «Я родился»)

КОНДРАТЬЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

 

Автор: Екатерина Кондратьева – Практический психолог, выпускница ИИП 2019
Email: ily.ea@mail.ru

 

«Рука, качающая колыбель, правит миром». Уильям Уолесс

Какая мама не мечтает, чтобы ее ребенок родился здоровеньким, благополучно развивался, стал успешным и счастливым? Конечно, у всех об этом свои представления и ожидания.  И как бывает больно, когда эти ожидания не оправдываются, когда все идет не по желаемому сценарию. Болезненный, проблемный, конфликтный, непонятный для социума… Сколько боли и тревоги поднимается в связи с этим. И сколько непонимания и вопросов, как с этим справиться, как помочь малышу, как почувствовать себя счастливой мамой.

Вот об этом и пойдет речь в данной статье. Об особенной связи  мамы и ребенка в первый период его жизни – своеобразного фундамента всей его будущей жизни – и о возможностях современной ИНП-психотерапии «вернуться» в этот период и исправить допущенные «ошибки» (*сделать переоценку этого опыта, наполнить его ресурсом).

Как писал выдающийся психоаналитик Дональд Винникотт: “Любовь льётся из глаз матери”. Ребёнок создаёт свой образ тела, глядя в своё отражение в глазах матери. Он создаёт отношение к своим поступкам и ситуациям, заимствуя мамины реакции на события. Мать даёт ребёнку первый опыт ощущений, которые интроецируются в структуру “Я” ребёнка.

Но что, если «зеркало маминой любви» искажено болезненным опытом, с которым психика мамы по тем или иным причинам не смогла справиться. Что если малыш теперь несет для нее отпечаток этого опыта и своим симптомом как бы напоминает ей о том, что не прожито и не интегрировано в психику.

Французский врач, клинический психолог Марк Фреше на основе своих исследований открыл один закон, который помогает понять, почему  некоторые дети очень чувствительны к определенным ситуациям и внутренним конфликтам, предрасположены к заболеваниям.
Он сформулировал его так: «В течение фазы программирования все неразрешённые эмоциональные конфликты между родителями (как относящиеся к ребёнку, так и не имеющие прямого к нему отношения), мозгом ребёнка записываются как его собственные конфликты и становятся его биологическими программами в жизни».

Что это за фазы программирования? Это важные 30 месяцев (9 месяцев до зачатия + 9 месяцев в утробе + 12 месяцев первого года жизни) которые имеют ключевое значение для будущих стратегий устройства жизни человека.

Вопрос в том, как получить доступ к этому периоду и сделать переоценку этого опыта отреагировать, поменять стратегии? Причем не отсрочено, через время, тогда когда ребенок уже вырос, а симптом оброс отягощениями, а непосредственно в первые годы его (ребенка) жизни в тесной связке «мать и дитя»…

     И тут на помощь приходит работа с метафорой, которая позволяет обойти психологические защиты и в сочетании с подключением памяти Тела дает возможность проникнуть в этот загадочный период жизни и произвести его трансформацию. Работа, с применением особого инструмента, который содержит в себе все необходимые метафоры для психотерапевтической работы с периодом фаз программирования и с родовыми программами.  Это игровое психотерапевтическое пособие в книжной форме, разработанное в Институте инновационных психотехнологий, под названием: «Я родился», (к пособию прилагается большая и подробная видеоинструкция) с помощью которого можно найти и трансформировать программы и сценарии предков, личную историю записанную в бессознательном на всех вышеперечисленных этапах программирования.
В данной статье я хотела бы поделиться практическим опытом применения пособия «Я родился» для работы с негативным симптомом у маленького ребёнка опосредовано через его маму.

Ко мне обратилась мама с симптомом задержки психо-речевого развития у ее ребенка в 3,5 года. До этого был отрицательный опыт обращения к неврологам, логопеду и специалистам смежных специальностей, направленный на запуск речи у ребенка.
В анамнезе были сложности у мамы с вынашиванием ребёнка и осложнённые роды. Поскольку малыш был достаточно маленький (3,5 года) было принято совместное решение работать опосредовано через маму. Как инструмент был выбрано пособие «Я родился» для того, чтобы найти те факторы личной истории импринтинга, которые повлияли на формирование симптома у ребёнка.

Смысл работы заключался в следующем: через симптом ребёнка (в данном случае задержка речи и отставание в развитии) на каждом этапе выходили на внутренние конфликты мамы, которые были сформированы на той или иной фазе программирования и через проработку этих конфликтов повышали вероятность исцеления. Преимуществом же работы через пособие «Я родился» являлось то, что мы работали через материализованную в пособии метафору (в нем много трафаретов и готовых визуальных образов), а за счёт использования рисуночного кода (интегрального кода 1.0) имели возможность доступа к глубинным бессознательным сценариям. В работе активно использовались фломастеры и пластилин (следует отметить, что пособие многократного пользования, по окончании работы рисунки просто стираются с его ламинированных страниц).

   В ходе работы (в ее начале) маме было предложено озвучить те переживания, ощущения и мысли, которые она испытывает в связи с симптомом ребёнка. Отмечу, у мамы было большое чувство вины и стыда на уровне эмоций, желание спрятаться и изолироваться, тяжесть на уровне ощущений, мыслей о том, что она «плохая мать» и что ее сын не сможет социализироваться.

Затем был предложено почувствовать симптом ребёнка, (почувствовать своего ребёнка в симптоме) и проявить те ощущения, эмоции и мысли, которые есть в связи с этим. Выполняя предложенное, мама заявила, что чувствует своего ребенка «в симптоме». И то это были другие чувства. Было сильное ощущение ненужности, потерянности.

Далее совместно сформулировали первичное желаемое состояние (ЖС – некий синтез ощущений мамы и ее проекции чувств ребенка). И это желаемое состояние поставили в ближайшую зону развития ребенка (см. рис.) В данном случае мы это сделали, поскольку ребенок маленький и находится под ответственностью мамы.

Следующим моментом было прояснение мотивации мамы в достижении ЖС. Работа с таблицами пособия позволила проявить мотивацию мамы в достижении желаемого состояния, ее основные потребности и состояние её психики для устранения нежелательного симптома ребёнка. Сначала мы замеряли основные параметры с точки зрения осознания (хочет ли мама достичь цели, готова ли прилагать усилия, как она при этом себя чувствует и т. д.), затем сделали тот же замер, только через тело, и увидели реальную картину с какой мотивацией подходит мама к решению вопроса, сколько у нее при этом ресурсов, какие убеждения и представления о себе. И как это часто бывает осознаваемые и бессознательные значения (в таблицах) существенно разнились: так несмотря на декларируемое (осознаваемое) желание достичь желаемого состояния бессознательно мама испытывала бессилие и страх. Задержка же в развитии у ребенка на уровне бессознательного делала мир мамы более безопасным, а ребенка зависимым от нее.

И уже само осознание мамой этих собственных вторичных выгод от проявления симптома ребенка меняет отношение к нему, даёт понимание его смысла.

Все негативные состояния мама вырисовывала в интегральном коде 1.0.

Затем мы вышли на те психологические части структуры личности, которые отвечали за поддержание и обслуживание такой картины мира/сценария. На них мы выходили через телесные ощущения. И также из ощущений тела смотрим, в какие ресурсные части они хотели бы трансформироваться. Для этого мама лепила эти части из пластилина. В данном случае были «обвиняйка», «пугайка», «обижайка» и «невидимка», которые хотели перейти в «обнимайку», «смелейку», «любейку» и «проявляйку».

Далее я кратко пробегусь по основным этапам работы. Всего работа заняла у нас 7 сессий.

  1. Через психотехнологию «создание готовности», используя метафору «дорожки трансформации» и «яйца незрелых энергий, которое превращается в птицу» актуализировали и ресурсировали те бессознательные сопротивления, могли бы помешать изменениям.
  2. Следующим этапом через метафору «волшебный телевизор» мы исследовали рисунок с негативным состоянием через призму терапии личной истории, чтобы посмотреть, как это состояние формировалось на каждом из этапов программирования. При этом маме был задан фрейм, что это личная история ее малыша. То есть то, что мама при этом рисовала исходило из «состояния чувствования своего ребенка с его симптомом». Через метафору «волшебные родители» мы увидели, что на уровне контакта мамы и папы (а состояние ребенка отражает этот контакт) проявилось много скрытой агрессии, болезненности, инфантильности и страхов (рис).
  3. Затем мы отправились исследовать родовые программы, которые повлияли на формирование такой системы и соответственно симптома у ребенка. Для этого мы использовали трафарет-метафору «родовое дерево».
  4. На следующем этапе мы работали с зачатием и для этого использовали трафарет «сердце». И здесь, используя метафору клеточки мамы и клеточки папы (рис), мы смогли увидеть, какие стратегии были биологически заложены в ребёнке, как он вошел в эту семейную систему. На уровне клеточной памяти вышло состояние конфликта, энергия и нежелания вступать в контакт. И эта стратегия нашла свое отражение в симптоме ребенка.
  5. После проработки этапа зачатия мы пошли в следующую фазу программирования и там мы рассматривали то, как мама отреагировала на беременность и как проходило вынашивание ребёнка (рис). Как выяснилось, мамой испытывался внутренний конфликт, связанный с ощущением недостатка ресурсов, страхом перед будущим и напряжением, что и сформировало у малыша ощущение небезопасности, стратегию прятаться, не вступать в контакт. В период беременности тело негативно отреагировало на второй, третий и пятый месяц беременности. Мама вспомнила, что в эти периоды происходили неприятные для нее события на работе, где ей буквально хотелось спрятаться, а также были конфликты с папой ребенка, где она не могла не реагировать.  В процессе терапии личной истории была произведена трансформация и ресурсирование этих периодов.
  6. На следующем этапе мы проработали процесс родов (рис) через метафору «горки». Мама также погружалась в ощущения малыша. В самой «горке», как метафоре прохождения через родовые пути было невыносимое чувство сдавливания и ощущения, что «это невыносимо, я не справлюсь». Затем было ощущение холода и пустоты. Отдельно отработали травму кесарево сечения. В процессе терапии поменяли состояние, трансформировали и наполнили ресурсами период рождения.
  7. Далее, проработали период кормления через метафору «дорожек», трансформировали травму, связанную с отлучением от груди, ресурсировали «дорожки кормления». Обращу ваше внимание, на каждом этапе (на этом и предыдущих) работа велась с использованием пластилина, чтобы больше подключать кинестетику. После каждой проработки смотрели, как меняется желаемое состояние. Таким образом, у клиента накопилось несколько рисунков желаемого состояния, что также являлось визуальным «якорем» для новых состояний.

В заключении отмечу: после работы по ИНП-модулю, предложенному пособием «Я родился», мама почувствовала иное, новое отношение к ребенку, у нее самой появилось больше интереса и желания взаимодействовать. Ушло чувство вины и появились силы на занятия и вера в результат, она сама стала более открытой, дружелюбной, нераздражительной по отношению к малышу. Параллельно у ребенка начался прогресс в речевом развитии, запустилась речь (сначала простые обращения, но для них это был гигантский скачок в развитии). Сейчас у них все хорошо: счастлива мама – счастлив малыш!

P.S. Осталось только добавить, что эта статья – пример как опосредованно, через взаимосвязь «мать и дитя» можно работать с глубинными причинами негативных симптомов совсем маленького ребенка, устранять их, ресурсируя позитивные изменения. И насколько в этом помогает психотерапевтическое пособие «Я родился!»

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее