Не знаю, как вас, а меня уже достало. Все то, что повседневно нас окружает. Нет, не погода или природа, а тотальная безнравственность; моральный релятивизм; двойные стандарты, а также неприкрытое лицемерие, ложь и подлость. Примеров не ждите, так как одно их перечисление способно легко вогнать в депрессию человека с совершенно нормальной и даже устойчивой психикой. А, вот о причинах происходящего скажу. Точнее, не о всех, а только лишь о главной: глубинной и истинной (все остальное суть следствия, причем, часто – поверхностные). Мы утратили смысл нашего бытия. Человечество в целом. И почти каждый человек – в отдельности.
Результатом этой утраты явилось, в частности, четыре клинические формы «экзистенциальных заболеваний», которые я здесь коротко опишу, опираясь на идеи С. Мадди и собственные разработки данного вопроса. Для чего, однако, напомню концепцию четырех уровней развития человека (или стадий его жизни) интегрального нейропрограммирования, но несколько в другом ее варианте.
Почему здесь важна именно такая форма ее подачи? Да потому, что хотя, вышеперечисленные адаптацию, социализацию, экзистенциализацию и трансперсонализацию* должны в этой жизни пройти буквально все и каждый, рождаемся мы уже с некой предрасположенностью к определенному уровню развития: в силу банальных базовых особенностей нашего психотипа, как это показано в таблице 1. То есть, ежели вас, как, например, меня, угораздило родиться интуитом, то трансперсонализация как бы с самого раннего детства будет сопровождать нас обоих, как некий лейтмотив жизни. Однако, ежели вы (и, я), весь из себя такой духовный, не совершите сначала адаптацию, потом социализацию, а далее еще и экзистенциализацию, всякая там трансценденция, в лучшем случае станет осуществляться в рамках воинствующей псевдодуховности…
Вот теперь можно вернуться к заявленной теме, и объяснить, что в соответствии с этими психотипизационными предпочтениями для, увы, иллюзорного решения «смысловой» проблемы, люди как бы выбирают одну из четырех моделей «борьбы за «смысл жизни». Представляющих из себя на самом деле глубокие, далеко не всегда распознаваемые, психопатологии человеческого бытия.
Разберемся в них по порядку. Как правило, вегетативная форма «экзистенциальной клиники» находит свое выражение в полной бесценности и бессмысленности существования. Когда человек как бы просто даже и не ищет никакого смысла в происходящем, довольствуясь самым малым. Правда он обычно не высмеивает открыто смыслы, которыми (и ради которых) живут другие люди (этим обычно занимаются описанные далее «нигилисты»). Но, это в основном потому, что живут подобные субъекты в состоянии бесцельности и глубокой апатии (не исключающие, однако, вспышек агрессивности…). При этом, чисто поведенчески, им все равно, чем и зачем они заняты. Эмоционально данные люди пребывают в безразличии и скуке, перемежающейся небольшими депрессиями. А, так сказать, чисто умственно (когнитивно), становятся все более неспособны поверить в полезность и ценность хоть какого-то жизненного усилия. Именно поэтому, подобных, все глубже погружающихся в пучину безразличия, индивидов перестают беспокоить практически все. Их собственная вина за содеянное. Проявления случайной и немотивированной агрессии. А также проблемы самооценки, самоопределения и самовыражения вкупе с отношениями других. Потому что в глубинах их сознания прочно поселилась обессмысливающая все и вся модель мышления, каковую вкратце можно представить следующим утверждением-вопросом: «Зачем утруждать себя жизнью (учиться, работать, вступать в брак, содержать семью, решать проблемы и т.п.), если все равно все кончится ничем (той же смертью)?»
А вот нигилизм, в отличии от «ощущательной вегетатики», характеризуется весьма, порой, изощренной логикой. Которая, однако, направлена только на одно: унизить, уничтожить, или хотя бы дискредитировать все, что имеет смысл для других. И хотя энергия нигилистов порождена их глубинным отчаянием от бессмысленности бытия, они ищут (и находят!) злобное удовольствие в том, чтобы опорочить и опошлить все и вся. Именно представители подобного «сословия» запросто и с удовольствием докажут вам, что любви не существует, а есть банальный секс. Что работа происходит от слова «рабство» и изначально проклята. Что творчество суть только лишь самовлюбленное потакание собственному раздутому эго. Что люди изначально порочны, и для них нет ничего святого, кроме корысти, подлости и зависти. Что Бога нет, а если он и есть, то с подобным «жалким придурком» умный человек не будет иметь никаких дел. И, как говорится, т.д., и т.п. Главная, однако, беда здесь в том, что подобный нигилизм в современном мире преподносится как высокопреосвященный, подлинно демократичный и даже в чем-то утонченный подход к жизни! Так что, если от вегетативных экзистенциальных расстройств страдает в основном «молчаливое большинство» населения планеты, нигилизм, упакованный в красивые фантики «общечеловеческих ценностей» псевдовысокоморальной демагогии, чем дальше, тем больше исповедуют и навязывают другим уже, так сказать, «хозяева» этой жизни…
А для тех, кого не устраивает ни первое, ни второе, они, эти самые «кукловоды» давно уже изобрели прекрасную и увлекательную обманку – точнее, целых две…
Первая – это игра в «крусадерство» (от «crusade» – крестовый поход). Этокое «крестоностничество», иначе очень точно именуемые «идеологическим авантюризмом». Склонность выискивать себе некие «сверхпрогрессивные» мероприятия и предприятия, чтобы затем погрузиться в эту «борьбу» как, простите, свинья в грязь: по уши… Притом «крестоносцам» часто почти безразлично то, за что бороться. То, с кем выступать. И, то, во что вступать… Главное, чтобы был в том этакий протест, а лучше даже гражданское неповиновение. Что позволяет, если одно дело закончено, не возвращаться к привычной и уже ненавидимой обыденной жизни, а в усладу себе найти нечто другое, но тоже дающее «достойный» повод «выйти на улицы». И все только для того, чтобы таким образом, как бы опережать нагоняющую их бессмысленность существования…
Второе – это псевдодуховность, представляющая собой этакое массовое… нет, не помешательство, а погружение: в иллюзорную реальность. Этакую субъективную отгороженность от мира. Бегство в систему ложных воззрений и смыслов (а подлинная духовность всегда смыслонасыщающая и смыслообразующая…). Пассивное по своей сути рефлексирование об альтернативных реальностях (не случайно, не помню уже, кто сравнил псевдодуховность с, обычно коллективным, сидением за шторами в темной комнате, сопровождаемым спорами и рассуждениями о Свете и его природе). Крайне вредное как для своих адептов, так и для окружающих, потому что потребление этого «духовного фаст-фуда» чревато в том числе и обращением к Черным Посвящениям: Темной Стороне Миробытия…
Такая вот складывается картина: мрачная и где-то даже безнадежная. Но выход есть, причем для каждого, хотя и не для всех «в массовом порядке». Потому что каждому из нас, но сугубо индивидуально, дарована возможность познать подлинный смысл своей жизни. Сначала – человеческой, а потом и Космического Существа. Причем, не только понять, но и осуществить Предназначенное. Именно этому, по сути, и посвящено интегральное нейропрограммирование, причем особенно версии 2.0. Но поскольку с его методологией, моделями, методами и психотехнологиями многие из вас не очень-то знакомы, поясню, почему я тогда написал эту статью.
Да потому, что даже наши смысловые заблуждения вполне могут стать источниками озарений, открывающими нам подлинный смысл, лейтмотив или даже Главную Задачу собственной жизни. Дело в том, что у каждого из нас есть как бы два пути смыслообразования в этой длинной и нелегкой жизнедеятельности. Как бы «вверх». И, простите, но «вниз». Причем за исключением случаев чисто невротической компенсации «нижнее» наше смыслообразование может являться зеркальным отражением смыслообразования «верхнего».
Так что, если вы уже как бы начали «впадать в грех» вегетативной формы смысловых расстройств, вам право стоит искать смысл существования в самой по себе жизни, и притом довольно простой (или в адаптации к ней…).
Если уже во всю стали увлекаться нигилизмом, значит социальный аспект вашего бытия остался для вас как бы закрыт (а с завершением социализации вы явно погорячились…)
Если вас так и тянет выйти на улицу и, «крусадерствуя», попротестовать против чего бы там ни было, похоже, что экзистенциализация с ее индивидуализацией и подлинным подвижничеством вас уже как бы и заждалась.
Наконец, если вас неизбывно влекут «трансцендентные высоты» вкупе со всяким запредельным, и вы, по счастью, еще не вляпались в очередное «Светлое Братство» (с его скорее всего ну очень темными целями), то, вполне возможно, что эту свою жизнь вы действительно можете (если не должны…) посвятить Высокой Трансперсонализации…
Ну что, поняли, о чем я? Да – о действительно Высоком Смысле Вашего Бытия с точки зрения некой космически-земной его задачи (в общем-то практики Души в данном пространственно-временном континууме, но об этом здесь мы говорить не будем…):
- «простой», но на самом деле полном смыслов, волшебства, поэзии и тайны, жизни якобы обычного человека
- Социальном служении в определенных структурах, системах и организациях
- Подвижнической (от слова «подвиг») деятельности блага ради и (не постесняюсь высоких слов) человечества для…
- Трансперсональном визионерстве и открытии духовных измерений человеческого бытия
Что из этого ваше, не знаю. Попробуйте определиться сами. Но спокойно, не спеша и мудро. С учетом и пониманием воистину бессмертных слов поэта Наума Коржавина:
От созидательных идей,
Упрямо требующих крови,
От разрушительных страстей,
Лежащих тайно в их основе,
От звезд, бунтующих нам кровь,
Мысль облучающих незримо,
Чтоб жажде вытоптать любовь,
Стать от любви неотличимой,
От Правд, затмивших правду дней,
От лжи, что станет им итогом,
Одно спасенье – стать умней,
Сознаться в слабости своей
И больше зря не спорить с Богом.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее