Возможности ИНП-психотерапии для целостного развития личности на всех уровнях жизни, включая трансперсональный, в контексте модели эннеаграммы

Автор: Логинов Иван Иванович – практический психолог, практик интегрального нейпрограммирования, теолог, NLP Master Practitioner, Мастер Эннеаграммы ICTA.

 

 

 

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.

 

Можно смело сказать, что эта замечательная притча как нельзя лучше описывает взаимоотношения и взаимосвязь человека со своим эннеатипом. В каком-то смысле наш эннеатип – это та психическая «структура», что нас болезненно обтачивает время от времени. Эннеатип, когда с ним не выстроена осознаваемая связь, ведёт нас по пути ошибок и он же нам помогает их исправлять, если мы движемся по пути роста в соответствии с его особенностями. Эннеатип находится неотделимо внутри нас и в течении всей жизни будет нам так или иначе сопутствовать, и в этом плане он предельно важен как мощная бессознательная структура! Если человек движется вверх по уровням развития своего типа (об этом будет подробнее сказано ниже), то он непременно оставит свой добрый след в этом мире, так как через свой эннеатип мы соприкасаемся со своим призванием! И, самое главное, это первое условие – нужно позволить ему держать тебя в своей руке, то есть следовать своей индивидуальности, гармонично её формировать и трансформировать одновременно в соответствии с интенциями высшего бессознательного.

Свою статью я пишу как теолог (второе образование у меня теологическое, третье – психологическое) и как практикующий психолог одновременно. Поэтому в качестве формулировки темы выступления я выбрал именно эту: «возможности ИНП-психотерапии для целостного развития личности на всех уровнях жизни, включая трансперсональный, в контексте модели эннеаграммы». То есть я хочу говорить о возможностях работы именно с теми клиентами, которые так или иначе нацелены на личностный рост и даже на некую изначальную интеграцию на высоты (или глубины) трансперсонального уровня. Но прежде, чем далее развивать эту тему, я сделаю пару оговорок.

Я уже более 15 лет работаю с людьми, склонными к духовным поискам, которых принято называть религиозными. Поэтому как никто другой осведомлён о всех возможных подменах на таком пути: о бегстве от проблем в духовность, о самоутверждении через понятие Бога, о страхе перед жизнью, который понуждает людей прятаться в тиши монастыря от собственной инфантильности и т.д. Практически в жизни я встречался со многими подобными искажениями и как эксперт могу о них читать циклы лекций. Также мне известен фрейдовский подход, согласно которому уход в сферу духовности – это следствие детского невроза. В этом смысле, нам как специалистам приходится работать и сталкиваться с различными случаями в своей практике. И здесь моя позиция такова, что лучше держать на вооружение весь арсенал достижений современной психологической науки, но пользоваться им не шаблонно, а разумно и ситуативно, так как перед нами всегда сидит живой человек со своей уникальной ситуацией, требующей разрешения и профессиональной помощи.

В качестве концептуального ориентира я хочу процитировать интегрального философа и исследователя Кена Уилбера, который, как известно, всю свою жизнь посвятил формированию интегрального подхода к задаче развития человека: «Большинство из нас приступают к практике (личностному росту – моё примечание)… преследуя личную выгоду посредством духовных поисков, желая улучшить или наполнить ощущение отдельного «я». Это просто более изощрённая форма эгоцентризма. Но наше стремление к действию исключительно исходя из эгоцентричной мотивации ослабляется и растворяется по мере достижения более высоких стадий зрелости… Однако все эти мотивы необязательно неверны. Нам не нужно дожидаться, пока они станут идеально чистыми. Люди находят бессчётное множество причин для практики – и любая мотивация достойна… и частична.»

Собственно говоря, именно на этой идее, что «любая мотивация достойна… и частична», мне видится наиболее продуктивным выстраивать работу с определенными клиентскими запросами, будь то «познать себя» или «духовно развиваться» (тем более, что арсенал средств интегрального нейпрограммирования вполне позволяет заниматься корректировкой и исправлением этой самой мотивации, вспомним хотя бы привидённое во многих книгах С.В.Ковалёва разъяснение между мотивацией и мотивировкой).

Разработанный Сергеем Викторовичем Ковалёвым подход, положенный в основу ИНП, представляет нам модель разных стадий и уровней жизни:

Насколько мы знаем, человек осваивает данные стадии не столько четко последовательно, сколько холистически, то есть присутствуя одновременно на разных стадиях. Но при этом «удельный вес» и качество интеграции в каждую из стадий жизни индивидуальны: кто-то бежит из адаптации (точнее – из дезадаптации) напрямую в трансперсонализацию, а кто-то всё-таки предпочитает социализироваться, не забывая о своевременном решении проблем адаптации. Я как ИНП-специалист могу ознакомить своих клиентов с данным подходом, открыв для них вариант целостного и последовательного развития. В этом случае человек, нацеленный на этакую лайт-трансперсонализацию должен честно взглянуть на себя и своё психическое здоровье. Как это сделать? Используемые в ИНП модели сбора информации о текущем проблемном состоянии нам в помощь (например, Звезда Благополучия вполне ясно говорит о качестве социализации, а Мерседес-SK явно иллюстрирует актуальные проблемы адаптации).

Вкратце скажу, что же такое эннеаграмма (от греч. ennea — девять и gramma — начертание).

При поверхностном взгляде, это концепция 9 типов характера или личности. Некоторые люди так её и воспринимают, как одну из множества типологий (наряду, например, с типологией Майерс-Бриггс, репрезентативными системами НЛП и проч.)

При более вдумчивом подходе, эннеаграмма раскрывается как психологическая модель, описывающая 9 глубинных мотивов, движущих человеком на бессознательном уровне. Эта глубинная мотивация остаётся неизменной на протяжении всей жизни человека (исследователи эннеаграммы в один голос говорят, что эннеатип у нас один на всю жизнь)! Глубинная мотивация эннеатипа порождает определенный характер человека, а также жизненные стратегии, которые регулируют все сферы жизни, а особенно специфику взаимоотношений и взаимодействия с людьми, начиная от обустройства любовных отношений и заканчивая деловой коммуникацией.

Если же мы изучаем и понимаем эннеаграмму, она перед нами раскрывается как универсальная и гармоничная модель развития личности, поскольку эннеаграмма описывает как психические и психологические дисфункции, так и возможности роста и развития человека в соответствии с особенностями его индивидуального характера. Мы не можем избавиться от своего эннеатипа, поскольку он и формировал нашу личность как таковую со всеми её болями и радостями. Можно сказать, что эннеатип — это наше актуальное ведущее «Я», формирующее на протяжении всей жизни универсальный алгоритм адаптации как таковой. Но мы можем творчески трансформировать свой эннеатип и с ним взаимодействовать, тем самым возрастая по уровням развития. Как раз здесь ИНП-психотерапия весьма действенна и результативна!

Далее, я воспользуюсь моделью С.В.Ковалёва Русская Матрёшка, которая позволяет структурировано и наглядно изложить материал.

  1. Метацель.

Какова метацель работы со своим эннеатипом?
В соответствии с методологией ИНП, мы можем выделить три метацели.

1.1. Смысловая: помощь человеку в обретении подлинной экзистенции (как открытой возможности), а также в зрелом и психологически ответственном освоении уровня трансперсонализации.

1.2. Интенциональная: регуляция социальных взаимоотношений, способствующая созданию пространства качественной коммуникации и взаимодействия с людьми, основанных на принципах порядочности, профессионализма и патриотизма (парадигма благополучной жизни ИНП).

1.3. Инструментальная: динамическое преодоление проблем дезадаптации человека, в том числе через открытие и активацию смысловых измерений жизни («если у человека есть зачем, он вынесет любое как», В.Франкл).

 

2. Принципы

На каких принципах может строится ИНП-психотерапия в эннеаграмме?

1. Принцип интегрального и последовательного подхода к задаче развития личности. В соответствии с моделью уровней и стадий жизни мы предлагаем клиенту путь целостного развития.

2. Принцип устойчивости иерархии «высшее-среднее-нижнее» бессознательное (яйцо Ассаджиоли). Речь идёт о том, что любые психические и транспсихические «объекты», которые индивидуальная психика для себя онтологически открыла и субъективно опознала как «духовные» или «божественные», психикой вряд ли когда-то забудутся. Наше индивидуальная психика в этом смысле бессильна перед архетипичными явлениями из области коллективного бессознательного, с которыми она сформировала связь. То есть логика «забудь, никакого бога нет, это твоя психическая проекция, спровоцированная детской травмой» с моей точки зрения недееспособна и внутренне неубедительна. Имеет смысл с адекватным уважением и разумным вниманием подходить к внутренним поискам человека.

3. Принцип достаточной личностной зрелости и психологической адекватности. Этот принцип как раз регулирует границы применения предыдущего принципа: мы внимательно оцениваем реальное психическое состояние клиента.

4. Принцип динамического подхода. Эннеатип — это динамическое явление, задающее границы и возможности личностных изменений практически на всю жизнь.

5. Самостоятельной эннеа-идентефикации. Специалист не может навязывать клиенту своё (пусть и профессиональное) видение типа личности клиента («ну, ты же настоящая 4ка!»). Если клиент сомневается в том, какой он тип эннеаграммы (4 или 9, например), то задача специалиста здесь состоит в помощи по сбору достаточной информации, чтобы клиент сам увидел и опознал специфику своей обусловленности.

6. Приоритетности самотипирования. Эннеаграмма – это способ и путь, прежде всего, понимания и изменения самого себя и только потом уже навык типирования других людей.

 

3. Целевые отношения.

От чего (нас не устраивающего) мы уходим и к чему (желанному и эталонному) мы идём, работая с эннеатипом?

В исследованиях по эннеаграмме (Д.Рисо, Р.Хадсон) разработана модель уровней жизни, которые условно делятся на три подуровня: здоровые, средние и нездоровые.

 

1-3 – здоровые уровни развития (самореализация, самоосуществление, обретение подлинного «я» и сущностных состояний)

4-6 – средние уровни развития (формирование адекватных социальных ролей, или их  своевременная смена)

7-9 – нездоровые уровни развития (насилие, зависимости, нарушение границ, саморазрушение… – нужна профессиональная помощь!) – именно сюда мы попадаем в момент острых или затяжных кризисных ситуаций!

(иллюстрация на основе материалов центра Вектор Роста).

 

Данная модель уровней развития хорошо согласуется с принятой в ИНП моделью уровней и стадий жизни. Можно сказать, что нездоровые уровни в эннеаграмме соответствуют стадии адаптации, средние – социализации, а здоровые – индивидуализации, плавно переходящей в трансперсонализацию.

Более того, для каждого из 9 эннеатипов существует и разработано описание специфики присутствия на каждом из 9 уровней развития! То есть, мы с достаточной необходимостью знаем, как может проявлять себя тот или иной эннеатип на любом из своих уровней развития! Например, если вы 3й эннеатип («успешный работник»), то динамическая модель вашего движения по уровням развития будет примерно следующей:

 

Здоровые уровни Уровень 1 Руководствуются собственными взглядами, аутентичные
Уровень 2 Гибкие, вызывающие восхищение
Уровень 3 Целеустремленные, улучшают себя
Средние уровни

 

Уровень 4 Стремящиеся к успеху, образцово – показательные
Уровень 5 Заботящиеся об имидже, руководствуются выгодой
Уровень 6 Самореклама, грандиозные
Нездоровые уровни Уровень 7 Беспринципные, вводящие в заблуждение
Уровень 8 Двуличные, оппортунисты
Уровень 9 Мономания, безжалостные

 

Как мы видим, каждому уровню присущ свой актуальный образ «Я», а также стратегия поведения (это только краткое описание в качестве примера; также возможно более развёрнутое, например, приближенное к модели Мерседес-SK). Целевые отношения, следовательно, предполагают переход от актуального уровня развития к желаемому, в том числе в конкретной сфере социализации. Здесь важно понимать, что на так называемые квантовые скачки развития мы вряд ли можем рассчитывать. Экологичным будет переход с уровня на уровень. Более высокие уровни при этом мы вполне можем исследовать и частично актуализировать (психотехнологии ИНП, опять же, это позволяют) для того, чтобы психика постепенно открывала и опознавала для себя свои собственные горизонты роста, пусть и на символическом языке.

 

4. Раппорт.

С кем и чем мы поддерживаем раппорт?

1. С мотивацией к изменениям. Преодоление эннеаобусловленности – целиком и полностью задача самого человека, так как она касается глубинной структуры его личности.

2. Со своим эннеатипом.

3. С глубинной бессознательной мотивацией и фиксацией своего эннеатипа. Человек должен понимать свою бессознательную личностную мотивацию или «страсть» (от слова «страдание», т.к. именно она порождает большинство страданий в жизни), а также фиксацию, то есть стереотип поведения, воплощающий эту «страсть».

4. С собой (со своими «я» в контексте модели Мерседес-SK) на нездоровых, средних и здоровых уровнях.

 

5. Информация.

Какая минимальная и необходимая информация должна быть учтена для успешной работы?

1. Свой собственный эннеатип. Здесь предполагается, что клиент узнаёт о своём эннеатипе и эннеаграмме не директивно от специалиста, а уделяет достаточно времени, сил и ресурсов для знакомства с актуальной информацией по эннеаграмме в контексте самотипирования.

2. Приоритетные для освоения/оптимизации сферы социализации (семья, любовь, секс, работа, деньги, взаимоотношения, здоровье, смысл). Любые изменения, которые осуществляются в рамках ИНП-психотерапии, хорошо «тестировать» через способность психики к осуществлению социального благополучия в широком смысле. Иначе говоря, качество искомых изменений проверяется через повышение качества своего взаимодействия с людьми (навыки доброжелательности, добросовестности и спокойствия), будь то семья, работа или денежные отношения. Так, с одной стороны, мы помогаем человеку плавно и последовательно двигаться по стадиям жизни. С другой стороны, мы избегаем крайности десоциализации (уход в духовный поиск, внутреннюю миграцию и утрата связей с социальной средой и реальностью как таковой). С третьей стороны, клиент обучается качественному взаимодействию с людьми, чтобы для него была возможной целостная самореализация и самоактуализация (каковая, как известно, чаще происходит всё же в мире людей).

3. Содержание, структура и динамика эннеаграммы как модели типологии характера и развития личности.

4. Основы теории и методологии интегрального нейпрограммирования.

 

6. Техники

Какие подходы и психотехнологии могут быть наиболее эффективными в ИНП-психотерапии личностного роста в рамках эннеатипа?

1. Модель МОЗГ как структурированный и алгоритмизированный модуль «разбора» проблем и «сборки» решений с возможностью их интеграции в бессознательное в качестве функциональных программ и карт жизнедеятельности. Эта модель нам позволяет удобно и в нужной мере подробно описывать текущий уровень развития по эннеаграмме, а также простраивать личностно-ориентированную модель интеграции на искомый уровень.

2. Модель Нейрологических Уровней (НЛУ).

2.1. НЛУ-9 хорошо работает как модель принципиальной «смены реальности» при переходе от нездоровых к средним уровням;

2.2. НЛУ-12 как модель для освоения здоровых уровней при фиксации основной жизнедеятельности на средних уровнях. На одном из семинаров Сергей Викторович Ковалёв демонстрировал как с помощью 12-уровневой модели нейрологических уровней можно работать с актуализацией Миссии и Призвания, что как раз своевременно будет при интеграции на здоровые уровни эннеатипа.

3. ИНП-холонавтика (гипотетически). На своём последнем семинаре по обустройству рабочей деятельности Сергей Викторович подробно показывал создание холона Икигая. Это достаточно интересная психотерапевтическая работа, которую автор проводил с несколькими своими клиентами, и она дала хорошие результаты! Также мы вполне можем заниматься созданием индивидуального холона эннеатипа (как автономной широкой программы жизнедеятельности), который отвечает за раскрытие потенциала эннеатипа, а также регулирует перемещение по уровням развития (в том числе «блокирует» возможный возврат в следствии кризисных ситуаций к нездоровым уровням).

4. При достаточной психологической зрелости и готовности клиента – регулярная самоподдержка (практики медитации…), способствующая поддержанию здорового состояния сознания.

 

7. Навыки и предпочтения

1. Символический код и код объемного пространства. Работа с символическими пространствами практические незаменима, когда мы, например, исследуем уровни развития своего эннеатипа. Поскольку, как я уже говорил, наш эннеатип сопутствуем нам всю жизнь и, следовательно, проявляется во всех областях жизни, столь «универсальные» реалии лучше всего проявлять через символические подходы. Более того, зачастую у человека просто-напросто отсутствует адекватный язык для описания тех глубинных психических структур, которые связаны с эннеаобусловленностью. Но наше мудрое бессознательное здесь идёт навстречу и через язык символов демонстрирует то, что сложно назвать.

2. Трансовые техники. Эннеатип — это по большей части теневая психическая структура. Согласно модели «Окно Джохари» — это так называемая слепая зона, а также зона неизвестного. Поэтому чисто логически и аналитически (через работу только сознания) вряд ли возможно качественно взаимодействовать со своим типом. Транс позволяет говорить бессознательному, как бы открыться и проявляться более глубоким информативным слоям.

3. Интегральный код 1.0. Рисуночный код – это очень удобный способ работы, позволяющий гибко работать, как с сопротивлением, так и демонстрировать то, что человек зачастую выразить не может за неимением, как было сказано выше, адекватного языка.

4. Развивающая литература. В нормальном случае человек, намеренный работать над своим эннеатипом, не последнее место в своей жизни уделяет самообразованию с целью расширения собственных карт реальности. Книги в этом отношении сегодня вполне доступный и удобный способ! Литература подбирается или рекомендуется (по просьбе) индивидуально. Если же человек не читает и не обучается в принципе, то карты его реальности, увы, вероятнее всего, не позволят ему обрести какой-то иной уровень жизни, а тем более повысить внутреннюю культуру в широком смысле. Он просто не будет видеть и знать других вариантов осуществления жизнедеятельности, кроме текущего (проблемного). В такой ситуации я бы вряд ли стал вообще проводить работу с клиентом по эннеаграмме.

В заключение скажу, что эннеаграмма, как модель, описывающая характер личности, в нашей стране обретает известность совсем небольшими темпами (хотя это понятие так или иначе «витает в воздухе»: кто-то что-то о нём слышал или даже читал). Прежде всего, потому что понимание эннеаграммы требует обучения и проведения внутренней работы (если ты не можешь ясно типировать себя и взаимодействовать со своим эннеатипом, то вряд ли ты вообще сможешь профессионально разбираться в этой теме). Поэтому это очень перспективное, на мой взгляд, направление психотерапевтической работы и личностного роста. Известно, что на Западе эннеаграмма вполне успешно внедряется для регулирования бизнес-процессов. Нам ещё всё это предстоит освоить. Интегральное нейпрограммирование с его возможностями, богатой методологией и алгоритмизацией, открывает в этой области очень хорошие перспективы!

 

Ответы на вопросы.

Если человек хочет “идти к высшему”, но по Матрешке (здесь: Русская Матрешка) пока не готов, как действуем? И где про эннеаграмму почитать?

 Если говорить напрямую, то «идти к высшему» готовым быть нельзя в принципе. В реальной жизни так не бывает! Высшие измерения жизни, говоря образным языком, скорее сами открываются человеку и приглашают его к взаимодействию. Вопрос в поиске актуальной и доступной на данный момент человеку меры связи с высшим (Джудит Делозье  называет это бОльшими системами). И вообще, свидетельство о собственной готовности в данном контексте выглядит, мягко говоря, каким-то не трезвым. В вашей ситуации требуется определённая внутренняя работа по формированию индивидуальной культуры трансперсональных аспектов жизни. Окультуривание – это, по сути, придание смысла условно «низшему» и способность заземлять условно «высокое», чем, собственно говоря, и занимается хорошая личностно-ориентированная психотерапия. Поэтому стоит начать с решения насущных проблем адаптации и актуализации личностных смыслов, то есть работать над собой, придавая своей жизнедеятельности индивидуальный смысловой окрас.

Из рекомендуемой литературы я бы указал на три книги. Клаудио Наранхо «Характер и невроз» (в переводе Ирины Каропа), эта книга для людей, интересующихся или профессионально занимающихся психотерапией. Далее, книга Рисо, Хадсон «Мудрость Эннеаграммы» – для углубленного и качественного изучения эннеаграммы и каждого эннеатипа. И книга для первого знакомства со всеми девятью энннеатипами «Эннеаграмма: Ваш путь личностного развития», Хелена Конгсбах Макани.

 

Что имеете ввиду под подлинной экзистенцией? В чем преимущества эннеаграммы от др.? И, жизнь же богаче чем 9/др. кол-во типов.

Экзистенция в данном контексте — это своевременное включение и освоение третьего уровня жизни. В книгах Сергея Викторовича Ковалёва (конкретно – в сводных таблицах по уровням и стадиям жизни) приведены множественные характеристики уровня экзистенциализации. Я рекомендую, если вы с данными материалами незнакомы, обязательно их посмотреть и дать себе возможность поразмышлять на эту тему (особенно полезно и интересно, на мой взгляд, разобраться в различиях между адаптацией и экзистенциализацией, поскольку их часто путают). Подлинна такая экзистенция потому что она, во-первых, включается своевременно, а во-вторых избирается человеком свободно, а не навязывается ему директивно или манипулятивно из вне.

Преимущества эннеаграммы, на мой взгляд, в глубине исследования и понимания характера человека. Она описывает как формируется эннеатип, исходя из самых ранних обусловленностей, включая специфику семейной системы. По сути, эннеаграмма прослеживает формирование личности на протяжении всей жизни (например, мы можем понять какой из трёх ведущих инстинктов движет вами по жизни: биовыживательный, парный (сексуальный, размножения) или социальный). То есть эта модель в своей основе психотерапевтична, а не просто поверхностно-социологична.

И третий ваш вопрос, точнее утверждение – «жизнь богаче, чем 9 типов». Мне здесь слышится что-то из области софистики. Жизнь, безусловно богаче. Я бы даже сказал, что она богаче всего, чего угодно! Но как это утверждение реально помогает жить и трудиться на благо человека (у нас здесь всё-таки конференция на тему психотерапии и помощи человеку)? В кружке философов как-то можно было бы порассуждать на эту тему, но у нас всё же практическая конференция и мы говорим о возможностях решения реальных проблем реальных людей. В этом смысле эннеаграмма весьма практична, поскольку говорит о характере человека, то есть о некой пусть психологической, но всё же жизненной данности. А вообще Сергей Викторович Ковалёв часто делает оговорку, что мы в психотерапии (и в ИНП, в частности) методологически имеем дело с моделями, то есть с некими условно-адекватными «слепками реальности». Могу также напомнить известные слова Альфреда Коржибски «карта – не есть территория». Обо всём этом мы, как специалисты, конечно же, помним. Так что не вижу здесь какой-то проблемы.

 

У меня 8 эннеатип, это значит, что моя норма прийти к 1 (перфекционисту) посредством психотерапии? Я правильно поняла? 

Если вы верно определили свой эннеатип, то вы должны понимать, как он вас ограничивает в вашей жизнедеятельности и в какой именно сфере жизни. Психотерапевтическая работа возможна именно с этими ограничениями в контексте создания и встраивания новых благополучных стратегий поведения и обустройства жизни.

Развивайся мы всегда в рамках своего эннеатипа, мы преодолеваем его обусловленности и ограничения на каждом из уровней развития (текущий уровень развития мы можем определить при помощи специальных психотехнологий). В этом смысле «норма» — это взаимодействие с теневыми сторонами эннеатипа и своей личности, их трансформация, интеграция и движение вверх по уровням развития, опираясь на потенциал своего эннеатипа. Естественно, всё это происходит в контексте оптимизации социальной жизни и социального благополучия.

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее