Жизнеспособность ребенка как зеркало ее модели в семье

О. С. Арзамасцева

«Мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас — всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало.»
(Ошо, индийский религиозный деятель и духовный лидер.)

 

Жила-была бедная еврейская семья. Детей было много, а денег, как всегда, не хватало. Мать работала на износ: готовила, стирала и кричала, раздавала подзатыльники и громко сетовала на жизнь.

Наконец, выбившись из сил, отправилась за советом к раввину: как стать хорошей матерью? Вышла она от него тихая и задумчивая. С тех пор ее как подменили. Нет, денег в семье не прибавилось. И дети послушнее не стали. Но теперь мама не ругала их, а с лица ее не сходила приветливая улыбка. Раз в неделю она шла на базар, а вернувшись, на несколько часов запиралась в комнате.

Детей мучило любопытство. Однажды они нарушили запрет и заглянули к маме. Она сидела за столом и пила чай со сладкой булочкой! «Мама, что ты делаешь? А как же мы?» — возмущенно закричали дети.

«Ша, дети! — важно ответила она. — Я делаю вам счастливую маму!»

 

Обдумывая предложенную метафору, можно согласиться с мудрым советом для мамы и, главное, порадоваться восприимчивостью её к нему (совету). Хорошо, если это будет не единичная акция, а повседневная действительность. И что дети, выросшие в семье, где все счастливы, не будут бедными и несчастными в своих собственных семьях.    Ведь не секрет, что формирование и закладывание основ компонентов жизнеспособности человека происходит в детстве и подростковом возрасте.

Что это значит для ребенка в его будущем? Все просто: это качество и уровень его жизни в этом самом взрослом будущем.

Так как жизнеспособность в концепции сборника ИНП трактуется как приспособленность человека к жизни и к резким изменениям в ней.  Причем ее развитие базовым образом зависит от отношений родителей с ребенком, от отношений в семье, самоощущений членов семьи… И эта привязанность жизнеспособности к «трудному детству» привела меня, как психолога, к необходимости, во-первых, обращать внимание родителей на их роль в будущем собственных детей, особенно на ранних стадиях детского развития. И во-вторых, использовать психотехнологии Интегрального нейропрограммирования для коррекции видимых нарушений в этой самой приспособленности детей к их «детской» жизни и многочисленным резким изменениям в ней: ясли, садик, взаимодействие с другими детьми, школа и прочие испытания…

В короткий период времени происходит становление жизнеспособности растущего человека, на сколько он приспособится к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Жизнеспособность ребенка закладывается в семье (!), обретая в ней необходимые качества, формируя характер, становясь психологически устойчивым и способным благополучно адаптироваться и социализироваться в жизни. А не способным адаптироваться к жизни и социуму малыш остается лишь потому, что модель реализации жизнеспособности значимых взрослых членов его семьи, мягко говоря, не самая удачная, а он (ребенок) еще абсолютно полностью подвержен ее (семьи) влиянию.

Как бы невозможно и невероятно это не звучало, как бы не было больно и сложно это принять: но поведение и состояние детей напрямую зависит от психологического состояния их родителей, в первую очередь мамы (потому как до подросткового возраста, примерно до 12 лет, ребенок психически очень сильно с ней связан, бессознательно считывая и транслируя ее эмоции, состояние, настроение, ее модель поведения). А приспособленность к жизни мамы напрямую влияет на развитие и формирование будущей жизнеспособности ее ребенка.

И тогда остается сделать один-единственный вывод: все беды людей от того, что их приспособленность к жизни в той или иной сфере недостаточна для того, чтобы можно было успешно реализоваться в ней.

В ИНП жизнеспособность отдельного человека и целого человечества рассмотрена в контексте «АБС-модели», предложенной С. В. Ковалевым: как триада адекватности, благополучности и стабильности («АБС-модель» подробно описана в статьях Ковалева С. В. ранее).

Жизнеспособность (АБС) = адекватность(А) х благополучность (Б) х стабильность (С)

 

Определение использованных в этой модели понятий позволит осуществить диагностику, развитие и управление жизнеспособностью человека и связанных с ним систем.

Адекватность позволяет человеку здраво ориентироваться в окружающей его среде и создавать соответствующую собственную действительность. Здесь очень может помочь предварительное собеседование с мамой (чаще всего с проблемой ребенка обращаются именно мамы), которое априори случится перед работой с маленьким пациентом. Используя анализ полученной информации о приоритетах и убеждениях мамы, можно сделать первичный вывод о возможных проблемах ребенка. Убеждение «Яжмать» очень часто встречается как предтеча будущих проблем с самооценкой ребенка

Благополучие также является важным условием жизнеспособности человека. Способность к обретению которого определяется эффективностью программ жизнедеятельности (действиями для решения задач), адекватностью карт (набором представлений о себе, других, мире) и уровнем смыслов (значением своей деятельности).

Стабильность включает в себя вовлеченность, т. е. включенность человека в события своей жизни, контроль, т. е. мотивация к поиску путей воздействия на неблагоприятную ситуацию, а также принятие риска, т. е. понимание неизбежности действовать и воспринимать происходящее как вызовов для приобретения нового опыта и получения урока.

Проводя предварительную диагностику в процессе беседы с родителями и определяя их возможные проблемы жизнеспособности, можно наметить варианты помощи ребенку в его адаптации к миру и к изменениям в условиях окружающей среды. И часто объектом помощи являются сами родители…

 

Так, ко мне часто обращаются встревоженные мамочки с проблемой адаптации (другими словами, приспособленности) их детей к детскому саду или школе. Запросы бывают разные. От детской тревоги и замкнутости, нежелания посещать заведение, страха и даже такие более интимные, как энурез или энкопрез у ребенка. И мамино беспокойство понятно, на первый взгляд. Каждая женщина хочет помочь своему «страдающему» чаду. Но далеко не каждая осознает, что проблемы ребенка — это проблема его отношений в семье, проблемы его «выживания» в семье, модели жизнеспособности, вырабатываемые в семье. Попробуем разобраться…

Адаптация представляет собой процесс приспособления организма человека к меняющимся условиям окружающей среды с целью сохранения и поддержания его постоянных функций. Или процесс приспособления органов чувств к воздействующим стимулам с целью предохранения рецепторов от перегрузки. Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ, рассматривал адаптацию как один из этапов интеллектуального развития ребенка. Социальная адаптация характеризуется возможностью человека выстраивать модель своего поведения в соответствии с условиями, которые сложились в данной социальной среде. При этом оставаясь способным сохранять гибкость и внутреннюю стабильность, которая (как было ранее сказано) формируется еще в детском и подростковом возрасте.

За счет адаптации происходит развитие интеллекта. Благодаря ей обеспечивается равновесие между воздействием человека на окружающую действительность и наоборот – окружением на человека. Состояния равновесия и стабильности являются основными для сохранения и поддержания жизнедеятельности человека [1].

Каждый из нас с момента своего появления и в течение всей жизни является частью какой-либо системы. Такой как: семья, друзья, детский сад, школа, институт, рабочая организация, страна и многие другие. Да и сам человек – отдельная система со всеми ее свойствами. Каждая система находится в своем удобном и равновесном состоянии (состоянии гомеостаза), которое поддерживается всеми ее участниками для того, чтобы система жила и продолжала свое существование. Система стремится остаться в данной точке своего развития и двигаться никуда не хочет, в каком бы прекрасном или ужасном положении она не находилась. Потому что перемены всех пугают больше, чем существующий привычный дискомфорт. Потому что на изменения и выход из комфорта необходимо затратить множество ресурсов, а это вновь нарушает состояние гомеостаза.

Каждый участник системы является ее звеном. Все звенья связаны и взаимодействуют друг с другом тем или иным образом, а также стабилизируют и поддерживают равновесие и устойчивость своей системы. Например, семейная система, состоящая из звеньев “мама”, “папа” и “ребенок” (рисунок 1).

Такая система находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Но источник и возможность преобразований системы лежит внутри нее самой.

Рисунок 1 – Схема семейной системы

Родители оказывают наибольшее значимое влияние на развитие и формирование психики ребенка как более сильные звенья семейной системы. Нервная система взрослых уже сформирована и окрепла. Тогда, как ребенок, оказывается, в большинстве случаев, очень уязвимым (слабое звено системы) перед воздействием на него самых близких и значимых людей. Любое происходящее событие, ситуация, настроение семьи бессознательно считывается ребенком, и он перенимает на себя все чувства, мысли и желания системы. Как положительные, так и негативные.

В случае увеличения напряжения в системе, необходимо, чтобы оно было снижено. Иначе систему начнет “штормить” и “выводить” из равновесия. А она, как было сказано, стремится остаться в своем устойчивом состоянии.

Ребенок, как слабое звено семейной системы, становится подвержен тому, чтобы принять на себя появившееся напряжение. А затем и сбросить его для того, чтобы сохранить существование семейной системы.

В различных ситуациях это может принимать разные способы и формы – от нестабильного эмоционального состояния ребенка до соматических проявлений в детском организме. Мама и папа как более сильные элементы семейной системы оказывают очень значимое влияние на детскую психику. Выходом к решению ситуаций в семье и снижению уровня напряжения является снижение напряжения в сильных звеньях системы. Т. е. изменение состояния родителей, которое повлияет и на состояние их дитя. Сохранив при этом равновесие, стабильность и жизнеспособность семейной системы, а также психическое здоровье ребенка.

Придя к пониманию того, на сколько состояние сильных звеньев системы влияет на другие звенья и систему в целом, мама и папа должны быть готовыми брать ответственность за психическое здоровье ребенка, а также за благополучие семьи на «сильных мира сего», т. е. на самих себя.

В этот раз ко мне обратилась женщина с проблемой адаптации ребенка к детскому саду. Воспитатели направили его для консультации и помощи психолога. Ребенок отказывался посещать сад. А во время посещения не контактировал с детьми и сотрудниками, закрывал уши, отказываясь слушать, что ему говорят. Был замкнутым и закрытым, отстранялся от детских занятий, устраивал истерики.

Первая диагностическая консультация была проведена с мамой. В результате было установлено, что женщина находится в напряженном и раздраженном состоянии. В бессилии от того, что не может самостоятельно решить проблемы как свои, так и ребенка, повлиять на ситуацию.

Затем была проведена встреча с ребенком. На детской диагностике было выяснено, что во внутреннем мире ребенка все в порядке, но он чувствует мамино напряжение и сильный страх. Стало понятно, необходимо проводить работу с мамой.

Женщина была решительно настроена и ответственно подходила к выполнению заданий и рекомендаций, полученных на встречах.

Для начала была составлена «карта проблемы», т. е. определено настоящее состояние клиента (НС). После этого создан хорошо сформулированный результат по четко прописанным критериям – желаемое состояние (ЖС). Затем была проведена технология готовности, в результате которой произведена заменена неспособности клиента решить проблему на готовность меняться самой. Далее работа проводилась по модели “Мерседес-СК” (рисунок 2).

Рисунок 2 – Модель «Мерседес – СК»

В Интегральном нейропрограммировании она является наиболее оптимальной для структурирования всех компонентов запроса, их корректировки, изменения и формирования способности человека приспособления к жизни.

В работе с клиентом менялись неэкологичные и негативные образы «Я», состояния, поведение, убеждения и реакции на объекты, и ситуации на новые и желаемые с использованием различных технологий интегрального нейропрограммирования.

Было проведено 6 встреч по 60 минут.

Далее женщина сообщила о том, что у ребенка всё наладилось. Он “здоровается с воспитателями и работниками сада, отлично идёт на контакт с местными детками. Я нашла отличную работу, где мой труд ценят, отношения в семье выровнялись. Прогресс чудесный во всех смыслах.” Сама женщина стала ощущать удовлетворение и удовольствие от жизни, а также уверенность в себе.

Так адаптация ребенка к детскому саду стала прекрасным поводом и способом для повышения жизнестойкости и формирования стабильности всей семьи.

Жизнеспособная семья = адаптированный к жизни ребенок.

Ребенок, как зеркало, которое покажет отражение своей семьи. Посмотрев внимательно на его проблемы в социуме и окружающем мире, ты увидишь, что не так в твоей семье, твоем внутреннем мире…

Список литературы

  1. Пиаже Ж. В. Ф. Психология интеллекта / Ж.В.Ф. Пиаже. – Москва: Директ-Медиа, 2008
  2. Ковалев С. В. Мы родом из Страшного Детства / С. В. Ковалев. — М.: «Animedia Company», 2014
  3. Ковалев С. В. Основы нейротрансформинга / С. В. Ковалев. — М.: «Твои книги», 2014
 
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее