Добро есть высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть ничто иное, как стремление к добру.
Л. Толстой
Рассказывают, что однажды ученики пришли к наставнику и спросили его:
— Почему злые наклонности так легко овладевают человеком, а добрые растут трудно и остаются в нем непрочными?
— А что будет, если здоровое семя оставить на поверхности, а больное зарыть в землю? — ответил им вопросом на вопрос наставник.
— Хорошее семя, оставленное без почвы, погибнет, а плохое, зарытое в землю, прорастет — ответили ученики и резонно добавили: — Хотя оно даст плохой росток и худой плод. Так что это просто глупо…
— Вот также глупо поступают и люди — сказал наставник — вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и в глубине своей души растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят все это разумное, доброе и вечное. А свои слабости и грехи прячут глубоко в своей душе, дабы их не увидели другие. И в результате там они растут, а потом портят и самого человека, и его окружение…
Так что теперь, более или менее разобравшись с динамическими признаками добра и зла (характером и/или способом используемых действий), рассмотрим ну очень интересный аспект этакой доброй или злой направленности. О неких комплексах, основанных на разном понимании Добра и Зла в ну очень важном вопросе распределения благ…
Но вначале короткая ремарка, как бы ввод в тему. Немного о комплексах… Термин «комплекс» ввел К. Юнг в своей так называемой «комплексной психологии». Определил он его как «узел» в бессознательном, то есть как некий психический фрагмент бессознательных чувств и убеждений, обнаруживаемых через поведение, которое вызывает недоумение и трудно подается логическому объяснению. Более поздние определения условно можно свести к следующему – это установка, «набор убеждений», вызывающий у личности сильные эмоции, которые личность пытается скрыть в обычных условиях. Как правило актуализация комплексов диагностируется как реакция на определенные действия или ситуации, каковая (реакция) является слишком ярко выраженной и приводит к плохим последствиям. Другими словами, «спящий» комплекс, запущенный событием, активизируясь проявляется, разворачивается и захватывает поведение человека.
В первооснове появления комплексов (а их много, больших и малых) по мнению известного психолога А. Адлера лежит «комплекс неполноценности». Незавершенный травматический опыт, сложные чувства, остановленные агрессивные действия, страхи, боль, особенности развития. А, о последствиях можно сказать словами К. Юнга, который утверждал, что активный комплекс в мгновение ставит нас в состояние принуждения, навязчивого мышления и действа, для результатов которого при определенных условиях единственно подходящим термином была бы судебная концепция ограниченной ответственности. Психология и психотерапия исследовала и подробно описала многочисленные комплексы. Два из которых нам необходимо рассмотреть, дабы исследовать структуру Добра и Зла
Дело в том, что известный психолог и автор судьбоанализа Л. Сонди очень подробно разобрал в своей книге «Каин. Образы зла» то, что он назвал «комплексом Каина» (с его – Сонди – точки зрения не менее важный, чем эдипов комплекс Фрейда). Исходным для него (и Сонди, и комплекса) выступила проблема распределения ценностей: тех самых, которые потребляют социум и его члены. Основной мерой этого распределения является справедливость, каковую, однако последователи обоих библейских персонажей понимают по-разному. Так, Каин (и следующие по его пути каиноиды) абсолютно уверены, что справедливо распределять только так, как считают он (или они). Причем Каин и каиноиды не только отстаивают это свое представление в справедливости, но еще и навязывают эти представления всем и каждому. Да так, что любой субъект, нарушающий или не принимающий их «единственно верную и правильную» точку зрения (даже друг, товарищ и/иди брат) немедленно, безапелляционно и без всякого снисхождения определяется как ВРАГ, требующий немедленного наказания, а лучше – устранения любым способом: идеологическим, политическим или даже физическим. В результате каиноиды требуют, чтобы все признавали их исключительную роль в качестве бессменных арбитров на полях жизненной игры. Такая, знаете ли, ну очень удобная позиция: и игрока, и судьи, который в случае проигрыша может запросто присудить победу самому себе…
В отличии от Каинов, Авель (его библейский антипод) и авелоиды, проявляющие реакции условно нормального, неотягощенного человека, исходят из того, что справедливым является распределение и просто решения проблем и противоречий, принятое либо некой уважаемой высшей инстанцией (в идеале – Богом), либо коллективно, всем сообществом (почти по А. и Б. Стругацким: «Счастье для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным!»). То есть Авель и авелоиды – это те, кто действительно, как минимум, желают быть справедливыми. А Каин и каиноиды – те, которые только лишь хотят бороться с нарушителями их понимания справедливости. И если первые пытаются структурировать «святое святых» нынешнего «потребительского» мира (распределение жизненных благ и ресурсов) с точки зрения пусть и временами условной, но добра, вторые прочно стоят на позициях зла единоличного понимания справедливости…
Нет, не подумайте, что я занимаюсь здесь этакой апологизацией (защита, превознесение) авелоидов. Потому что, в общем-то именно они, будучи небезызвестным «молчаливым большинством», покорно голосуют по лекалам мнений, навязанных им властьимущими, а также ориентируются на вбитые в них на уровне условных рефлексов «либеральные ценности и правила» (которые они привычно провозглашают, но давно уже не понимают): ради сохранения своего же очень условного благополучия мирно пасущихся под чутким руководством пастухов стад травоядных. Однако в ситуации, когда это их благополучие прямо на глазах тает, а то и просто умирает, Авели вполне могут как-то подсобраться и предъявить Каинам счет за все содеянное. И даже заставить их поступать ну если и не справедливо, то, по крайней мере, разумно. Ибо с разумностью решений у Каинов все обстоит довольно-таки плохо. Потому что, согласно В. Джосу (автору предисловия к русскому изданию книги Л. Сонди «Позиция Каина», для них (каиноидов) более характерна и присуща следующая структура отношений к другим людям:
- ненависть: бессознательное желание убрать другого из круга своего существования (с весьма негативной реакцией на реальные или воображаемые контакты с ним) по причине субъективной оценки оного как крайне вредного и могущего причинить ущерб
- зависть: ненависть к кому-то другому, кто «несправедливо» имеет большую ценность или обладает тем, что должно принадлежать конкретному каиноиду (а также тем, чем он – каиноид – просто не может обладать: например, умом или талантом) Результатом является активное стремление как угодно восстановить этакое «равенство возможностей»: отобрать, лишить, сжечь, уничтожить или хотя бы унизить… Сопровождается это – причем практически всегда – безмерной радостью, когда несчастье для того, кому он завидует, произошло…
- жажда мести: бессмысленное стремление к равенству в негативе и утратах («око за око, зуб за зуб»), дабы опять-таки «восторжествовала справедливость»
- ревность: ненависть к тому, кто нарушает их «право собственности» в отношении «близкого» человека, группы людей или даже сообществ), а именно (и только) периодически используя его или их расположение и услуги, каковые эти «условно близкие» обязаны оказывать именно только им, каиноидам, или с их милостивого разрешения…
- гнев: приступообразный всплеск все той же ненависти, обычно связанной не столько с человеком, группой или сообществом, сколько с их «неправильным» поведением и действиями
- ярость: готовность незамедлительно (хотя часто и весьма даже отложено) реализовать энергию гнева…
Так что, если каиноиды не будут наконец-то поставлены на место, наш мир просто обречен на катастрофу: распад и самоуничтожение. Потому что именно они, потомки и последователи Каина создают преступность: как организованную, так и бытовую. Устраивают войны и террористические акты. Организуют революции и массовые беспорядки. Ставят во главу угла концепцию титульной нации (или, если цель оправдывает средства, то совсем даже наоборот). Изгоняют из политической жизни, культуры, науки и искусства всех, кто их превосходит. И все это под прикрытием неистовых, но практически всегда фальшивых лозунгов о свободе, демократии, справедливости и правах человека. Власти для и распределения благ ради…
Резюмируя описанное, обращаю ваше внимание на следующее:
- С точки зрения структуры, основой проблемы борьбы Добра и Зла являются различные подходы к проблеме распределения жизненных благ и ресурсов.
- Согласно Л. Сонди, субъекты, которые принуждают других к распределению благ по ими установленным правилам, безусловно являются апологетами Зла.
- По его же мнению люди, исходящие из того, что справедливость распределения должна устанавливаться либо коллективно, либо некой высшей Инстанцией, исповедующей нравственность и мораль, так же безусловно служат Добру.
- Именно борьба мнений по поводу распределения благ и ресурсов и лежит в основе конфликтов людей, сообществ и государств.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее