Созависимость как социальный аспект взаимоотношений в современном мире

Автор: Панькова Наталья

 

Жила на свете прекрасная принцесса, мечтавшая о настоящей любви. Однажды она возвращалась в свой замок другой дорогой и увидела каменную статую прекрасного принца. Подул сильный ветер, и ее сердце затрепетало: «Если это не любовь, то чем же ещё может быть чувство, разливающееся в моей груди?» – подумала она. Пропали все сомнения, исчез страх. Девушка подошла к статуе принца и заметила, что он весь обвит колючим плющом. Она должна помочь ему! Ей показалось, что он был таким одиноким и покинутым в этом заброшенном саду. Наверняка, он в ней нуждался. Теперь все её мысли были о нём. И она чувствовала, что живёт, только тогда, когда находилась подле него. Конечно, жизнь не стояла на месте, и на руку и сердце девушки претендовали другие принцы. Однако в глубине души она продолжала верить, что в один прекрасный день принц оживёт и сделает её счастливой…

В притче хорошо передана суть созависимости – адаптация к проблеме за счет создания ограничивающей самопарадигмы [2], порождающей в корне неверные, но весьма возвышенные смыслы, ценности и значения, которые и определяют направление самореализации человека.

В нашем обществе созависимость имеет существенный социальный аспект: по данным исследователей созависимости Дженей и Берри Уайхнолд, этой проблемой страдает около 98%, т.е. подавляющее большинство взрослых людей [10]. Мы видим, что под влиянием созависимости люди склонны искажать свою действительность, стремясь к консервации – удержанию напряженных отношений, вместо признания и решения своей внутренней проблемы. Наличие созависимости нередко приводит к циклически повторяющимся ситуациям: частые расставания или примирение либо выбор неподходящих партнеров, с которыми отношения не складываются по одному и тому же сценарию. Субъекту, страдающему от созависимости, сложно признать тот факт, что он сам причастен к созданию этой патологичной связи, от которой сейчас и страдает. Зачастую он склонен проецировать возникновение своих проблем на других людей, объекты и ситуации.

Например, жены алкоголиков, на самом деле имеющие в качестве глубинной проблемы страх отвержения мужчинами без алкогольной зависимости, винят своих мужей- алкоголиков в неустроенности своей жизни; романтики, не способные к проявлению открытости в отношениях, находятся в бесконечном поиске «настоящей» любови, но обретающие все ту же каменную статую; либо те, кто ревностно «несет свой крест», на самом деле боятся получить хоть какие-либо блага и надеятся, что за их страдание последует вознаграждение, но часто не в этой жизни.

Созависимость можно определить как патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека [9].

Созависимость – это сложное, многоуровневое психологическое явление, которое имеет множество вторичных выгод, психологических защит, способов самовозобновления и других особенностей, делающих созависимости одним из самых сложных предметов работы для психотерапевта [8].

Существуют разные подходы к проблеме созависимости. В некоторых системах она считается «сложной болезнью», которую можно лишь компенсировать; в других проработку созависимости сводят к прямолинейному извлечению «субстрата» созависимости [1], без попыток понять ее природу, вторичные выгоды и смыслы. При этом данная тема требует системного и комплексного исследования, каковой в полной мере обеспечивается в парадигмальном подходе Интегрального нейропрограммирования (ИНП) С.В. Ковалева, позволяющем прояснить и проработать созависимость с получением устойчивого желаемого результата.

Давайте рассмотрим пример из практики. Женщина 45 лет обозначила в качестве проблемы затяжные, напряженные отношения с женатым мужчиной, обещавшим развестись и создать новую семью с ней.

Клиентка постоянно аппелировала к чувству вины и долга мужчины, желая его развода с женой, требуя его внимания, материальной поддержки, желая создать собственную семью. Мужчина требовал постоянно находиться на связи в любое время дня и ночи, эмоциональной поддержки, постоянно проявлял ревность, но с разводом не спешил, ссылаясь на неотложные дела, проблемы в бизнесе и т.д. Их отношения приводили то к расставанию, то к примирению, но их суть не менялась в течение 7 лет. Клиентка жаловалась на усталость, эмоциональное истощение, психосоматические расстройства (вегето-сосудистую дистонию, проблемы с щитовидной железой). Обещания мужчины не приводили к желаемому результату, от чего подобная ситуация представлялась женщине застывшей и безвыходной.

В начале работы было четко видно разыгрывание «Треугольника власти» (треугольника Карпмана) [3], где клиентка показала следующие роли:

  • Жертва – она сама;
  • Притеснитель – созависимость от женатого мужчины;
  • Спаситель – психотерапевт (в данном случае).

Чтобы преодолеть консервацию развития данной системы, необходимо изменить «Треугольник власти» на «Треугольник развития», полностью преобразовав ролевую концепцию. Для этого роль «жертвы» должна совершить переход в роль «ученика». Для чего был задан ресурсный вопрос: «А тебе не кажется, что здесь есть чему научиться?». Ответ клиентки: «Научиться можно ответственности, начать работать и зарабатывать и самой выбирать подходящего мужчину».

Роль «преследователя» изменяется на роль «учителя». Ресурсный вопрос для перехода: «Чему он хотел бы тебя научить, если он мог бы тебя чему-то научить?». Ответ клиентки: «Научить он мог бы самостоятельно принимать решения, тому, что я сама хозяйка своей жизни, не нужно полностью полагаться на него».

И «спаситель» меняет роль на «помощник». Ресурсный вопрос для перехода: «Чем он может помочь?». Ответ клиентки: «Помочь разобраться. Провести по техникам».

Изменение ролевой концепции позволяет получить новые смыслы, вызовы, а также извлечь урок из данной проблемной ситуации для завершения одного из аспектов консервации и перехода к развитию.

Созависимость является психологическим способом адаптации человека к своим проблемам и выступает в роли «спасателя». Хотя изначально клиентка воспринимала созависимость только в качестве «притеснителя», коим на самом деле явился страх взять на себя ответственность за свою жизнь, который она компенсировала за счет мнимых ресурсов поддержки и безопасности, полученных в созависимых отношениях от женатого мужчины, тратя свои силы и время на заботу и внимание, в надежде создать семью, но получая лишь пустые обещания, которые затягивали решение вопроса на долгие годы.

Также можно рассмотреть данную систему созависимых отношений, исходя из концепции трансактного анализа Эриха Берна [2], в которой отношения складываются через чередующиеся эго-состояния дитя (Д) и родителя (Р). Жалующаяся и просящая женщина находится в позиции (Д), а мужчина, дающий обещания, ссылаясь на жизненные обстоятельства, соответственно (Р). Недовольный поведением женщины мужчина (критикующий) – наоборот, входит в позицию (Р), а женщина (Д). Для изменения ситуации необходимо формирование и последующий переход в состояние взрослого (В) для обеих сторон взаимоотношений.

Созависимость – дисфункциональное поведение, являющееся результатом задержки личностного развития и возникающее вследствие незавершенности решения одной или нескольких задач развития личности в раннем детстве [8].

В возрасте от 1,5 до 9 лет клиентка прожила несколько инцидентов, приведших к принятию неэкологичных убеждений и самоопределений. Например, таких как «Я какая-то не такая – не адекватная», «Успешная женщина не должна работать», «Работа – это тяжкий труд», «Если с одним мужчиной не получилось создать семью, не получится и с другим» и пр., что привело к ощущению собственной беспомощности и бессознательному стремлению получать внутренние ресурсы извне – от других людей, создав тем самым устойчивый паттерн созависимого поведения.

Для более глубокой проработки созависимости был использован парадигмальный подход ИНП С.В. Ковалева [5,6]. Суть которого состоит в том, что в контексте своей жизни человек выбирает черную, белую или серую парадигму (см. Таблица 1).

Пространство реальности человеческой жизни [6] (Таблица 1)

Парадигмальный аспект Парадигма
Черная Серая Белая
Содержание – бессмысленнсоть – догмы – смысл
Структура – безответственность – обязанность – ответственность
Динамика – закабаленность – права – свобода

 

Боясь совершить ошибку, женщина отказывалась брать на себя ответственность за решение жизненных задач, стараясь переложить эту заботу на плечи мужчины, а раньше родителей, таким образом выбрав для себя развитие в серой парадигме через реализацию социально одобряемого способа поведения – выйти замуж за мужчину, который как глава семьи будет решать все трудные жизненные ситуации. Нагрузив себя пустыми обязанностями верности и заботы о женатом мужчине, отказавшись от работы и самореализации в профессии, чтобы быть всегда на связи, и чтобы работа не мешала развитию личных отношений, она таким образом реализует свою безответственность по отношению к собственной жизни. Не получая на протяжении 7 лет желаемого результата, она начала ощущать тотальную бессмысленность подобного существования, что проявлялось как апатия, лень, раздражительность, тревога, психосоматические расстройства, что говорит о постепенном «скатывании» – переходе в черную парадигму вследствие ухода от решения собственных жизненных задач.

Разборка неэкологичной парадигмы* (Таблица 2)
Мы работали с парадигмами по схеме разборка негативной парадигмы и сборка позитивной. Разбор негативной парадигмы осуществляется снизу вверх, начиная с динамики (см. Таблица 1) с использованием модели «Мерседес СК» и модель «Малый цикл бытия» Ковалева С.В.[8].

Разборка неэкологичной парадигмы* (Таблица 2)

Парадигмальный аспект Малый цикл бытия (С.В. Ковалева)
Динамика Структура Содержание
Динамика «-»
по модели «Мерседес СК»
Объект (мужчина)**; Ситуация (напряженность); Поведение (верность, забота, ожидание развода). Репрезентация в теле
(канаты в животе, ногах, груди).
Метафора созависимости/Ваша роль в метафоре (болото/ я завязла не за что ухватиться).
Структура «-» Убеждения («Если с одним мужчиной не получилось создать семью, не получится и с другим») Какие отягощения, долженствования и запреты вы приняли? («Работа не должна мешать отношениям с мужчиной»). Что страшное произойдет, если вы откажетесь от обязанностей в этой метафоре? («Я потеряю опору в жизни»). В какое 1-ое пространство вы тогда попадете? (холодная горная местность, много пространства, светло и свежо, сильный ветер). Что перестанете иметь? (отягощённость) Что получите? (свободу). Определите, какое 2-ое пространство откроется из промежуточного пространства? (Красивый город, много людей, семей с малышами, развитая инфраструктура, тепло).
Содержание «-» Состояния.
(напряженность и безысходность). Образы Я. («Я какая- то не такая – не адекватная»).
Какими смыслами вы наделили созависимость? (женское счастье и реализация). Какие ресурсы пытаетесь через нее получать? (опору, материальные блага, любовь). Какие ложные ожидания создали к объекту и ситуации? (умный, успешный мужчина сможет обеспечить благополучную жизнь). Изучите, как соотносятся эти пространства и как на самом деле они называются? (1-ое «Нудная закабаленность»; 2-ое «Холодная, чистая свобода»). Кто вы в этих пространствах? (Маленькая испуганная девочка). От решения какой проблемы вы уходите и почему? («Боюсь самостоятельности, боюсь не справиться с вызовами жизни»). Какие догмы вам понадобились, чтобы в это поверить? («Я сама не справлюсь, боюсь совершить ошибку»; «Если с одним не получилось, то и с другим не получится»). Какое иноопределение вы приняли? («Я какая-то не такая, не адекватна»).

 

*В таблице 1 приведен общий модус работы с клиенткой. Для описания в связи с ограниченностью в объеме п.л. в представленной статье, выбран один нескольких отработанных элементов созависимости (убеждение, метафора, состояние и т.д.).

**В круглых скобках указаны некоторые элементы неэкологичной парадигмы клиентки.

После трансформационных вопросов был совершен переход к сборке экологичной парадигмы сверху вниз, начиная со структуры (см. Таблица 3).

Сборка экологичной парадигмы (Таблица 3)

Парадигмальный аспект Малый цикл бытия (С.В. Ковалева)
Динамика Структура Содержание
Содержание «+» Состояния (Спокойствие, уверенность в себе, своих решениях). Образы Я («Я та которая способна сама выбирать для себя способы решения жизненных задач»). Что вы будете иметь в вашем самоопределении? (Различные варианты выбора. Если мне не нравятся отношения, то их можно изменить). От решения какой проблемы вы отказывались, «прячась» за свою созависимость? (Принятия ответственности за свою жизнь). Сформулируйте новое самоопределение («Я та которая чувствует свои желания и стремления и способна адекватно реализовать их»).
Структура «+» Наблюдайте изменения самой репрезентации созависимосф (Метафора города с развитой инфраструктурой, там тепло и приятно, много света, много возможностей для жизни и развития, приветливые люди, можно найти единомышленников и друзей). Освободитесь от долженствований и обязанностей (Я ощущаю ответственность за свою жизнь и решения, которые я обдуманно принимаю). Верните утраченное. (Время, силы, энергию). К какому другому способу жизни, вместо созависимости, вам пора перейти, учитывая новый вызов? (Активному, самостоятельному Я устроюсь на работу, буду сама зарабатывать и если мужчина не хочет уходить из семьи я легко и с удовольствием буду знакомиться с подходящим мне свободным мужчиной для создания своей семьи).
Динамика «+» по модели «Мерседес СК» Какое поведение будете реализовывать? (Активное рациональное самостоятельное, искать подходящие варианты). В каких ситуациях и с какими объектами? (В любых: в личной жизни, на работе; в общении с людьми)? Новые убеждения. («Я та которая способна осознавать истинные свои желания и потребности, и способна адекватно (экологично для себя и других) воплотить их в своей жизни»). Образы Я. (Взрослая, уверенная в себе, принимающая самостоятельные, взвешенные решения женщина, не боящаяся сложных ситуаций). Какими новыми состояниями будете наполнены? (Уверенность, спокойствие, гармония, радость)

 

Прорабатывая созависимость в контексте парадигмального подхода ИНП С.В. Ковалева мы получили возможность создать условия, а именно, новые пространства жизни, новую самопарадигму и новую действительность, где репрезентация созависимости исчерпывает себя, уступая место новой, экологичной репрезентации новой адаптации, с последовательным осмыслением развития, возвращением человеку ответственности и получением доступа к внутренней свободе[7].

Список использованной литературы:
1. М. Аткинсон и материалам семинара «Нейролингвистическое программирование (nlp) в

работе с семьями — ЦПП «Катарсис») Источник: «Помоги себе сам».
2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание.- М. Академический Проект; Гаудеамус,2013. – 320с.
3. Демидова Т.А., Сойко В.В. Использование концепции С.Карпмана для исследования созависимых отношений // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- kontseptsii-s-karpmana-dlya-issledovaniya-sozavisimyh-otnosheniy/viewer (дата обращения: 22.07.2020).
4. Дилтс Р., Делозье Д. НЛП-2: поколение Next. – СПб.: Питер, 2010.
5. Ковалев С.В. Жизнь в контекстах парадигмы // psy-in.ru URL: https://psy-in.ru/articles/zhizn- v-kontekstah-paradigmy (дата обращения: 22.07.2020).

6. Ковалев С.В. О белых, серых и черных парадигмах // psy-in.ru URL: https://psy-in.ru/articles/ o-belyh-seryh-i-chernyh-paradigmah (дата обращения: 22.07.2020).
7. Ковалевский А.В. Ключи к внутренней свободе. Вебинар. // psy-in.ru URL: https://psy-in.ru/ events/klyuchi-k-vnutrennej-svobode-rabota-s-sozavisimostyami-v-paradigmalnom-podhode-inp.

8. Ковалевский А.В. О созависимостях // blagopoluchnik.ru URL:http://blagopoluchnik.ru/? p=2756.
9. Шорохова, Ольга Алексеевна. Созависимость // Жизненные ловушки зависимости и созависимости. — СПб.: Речь. — 2002 — С. 6-16

10. Уайнхлд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. – CПб.: Класс. – 2012 – С. 212

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее