Автор: Панькова Наталья
Жила на свете прекрасная принцесса, мечтавшая о настоящей любви. Однажды она возвращалась в свой замок другой дорогой и увидела каменную статую прекрасного принца. Подул сильный ветер, и ее сердце затрепетало: «Если это не любовь, то чем же ещё может быть чувство, разливающееся в моей груди?» – подумала она. Пропали все сомнения, исчез страх. Девушка подошла к статуе принца и заметила, что он весь обвит колючим плющом. Она должна помочь ему! Ей показалось, что он был таким одиноким и покинутым в этом заброшенном саду. Наверняка, он в ней нуждался. Теперь все её мысли были о нём. И она чувствовала, что живёт, только тогда, когда находилась подле него. Конечно, жизнь не стояла на месте, и на руку и сердце девушки претендовали другие принцы. Однако в глубине души она продолжала верить, что в один прекрасный день принц оживёт и сделает её счастливой…
В притче хорошо передана суть созависимости – адаптация к проблеме за счет создания ограничивающей самопарадигмы [2], порождающей в корне неверные, но весьма возвышенные смыслы, ценности и значения, которые и определяют направление самореализации человека.
В нашем обществе созависимость имеет существенный социальный аспект: по данным исследователей созависимости Дженей и Берри Уайхнолд, этой проблемой страдает около 98%, т.е. подавляющее большинство взрослых людей [10]. Мы видим, что под влиянием созависимости люди склонны искажать свою действительность, стремясь к консервации – удержанию напряженных отношений, вместо признания и решения своей внутренней проблемы. Наличие созависимости нередко приводит к циклически повторяющимся ситуациям: частые расставания или примирение либо выбор неподходящих партнеров, с которыми отношения не складываются по одному и тому же сценарию. Субъекту, страдающему от созависимости, сложно признать тот факт, что он сам причастен к созданию этой патологичной связи, от которой сейчас и страдает. Зачастую он склонен проецировать возникновение своих проблем на других людей, объекты и ситуации.
Например, жены алкоголиков, на самом деле имеющие в качестве глубинной проблемы страх отвержения мужчинами без алкогольной зависимости, винят своих мужей- алкоголиков в неустроенности своей жизни; романтики, не способные к проявлению открытости в отношениях, находятся в бесконечном поиске «настоящей» любови, но обретающие все ту же каменную статую; либо те, кто ревностно «несет свой крест», на самом деле боятся получить хоть какие-либо блага и надеятся, что за их страдание последует вознаграждение, но часто не в этой жизни.
Созависимость можно определить как патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека [9].
Созависимость – это сложное, многоуровневое психологическое явление, которое имеет множество вторичных выгод, психологических защит, способов самовозобновления и других особенностей, делающих созависимости одним из самых сложных предметов работы для психотерапевта [8].
Существуют разные подходы к проблеме созависимости. В некоторых системах она считается «сложной болезнью», которую можно лишь компенсировать; в других проработку созависимости сводят к прямолинейному извлечению «субстрата» созависимости [1], без попыток понять ее природу, вторичные выгоды и смыслы. При этом данная тема требует системного и комплексного исследования, каковой в полной мере обеспечивается в парадигмальном подходе Интегрального нейропрограммирования (ИНП) С.В. Ковалева, позволяющем прояснить и проработать созависимость с получением устойчивого желаемого результата.
Давайте рассмотрим пример из практики. Женщина 45 лет обозначила в качестве проблемы затяжные, напряженные отношения с женатым мужчиной, обещавшим развестись и создать новую семью с ней.
Клиентка постоянно аппелировала к чувству вины и долга мужчины, желая его развода с женой, требуя его внимания, материальной поддержки, желая создать собственную семью. Мужчина требовал постоянно находиться на связи в любое время дня и ночи, эмоциональной поддержки, постоянно проявлял ревность, но с разводом не спешил, ссылаясь на неотложные дела, проблемы в бизнесе и т.д. Их отношения приводили то к расставанию, то к примирению, но их суть не менялась в течение 7 лет. Клиентка жаловалась на усталость, эмоциональное истощение, психосоматические расстройства (вегето-сосудистую дистонию, проблемы с щитовидной железой). Обещания мужчины не приводили к желаемому результату, от чего подобная ситуация представлялась женщине застывшей и безвыходной.
В начале работы было четко видно разыгрывание «Треугольника власти» (треугольника Карпмана) [3], где клиентка показала следующие роли:
- Жертва – она сама;
- Притеснитель – созависимость от женатого мужчины;
- Спаситель – психотерапевт (в данном случае).
Чтобы преодолеть консервацию развития данной системы, необходимо изменить «Треугольник власти» на «Треугольник развития», полностью преобразовав ролевую концепцию. Для этого роль «жертвы» должна совершить переход в роль «ученика». Для чего был задан ресурсный вопрос: «А тебе не кажется, что здесь есть чему научиться?». Ответ клиентки: «Научиться можно ответственности, начать работать и зарабатывать и самой выбирать подходящего мужчину».
Роль «преследователя» изменяется на роль «учителя». Ресурсный вопрос для перехода: «Чему он хотел бы тебя научить, если он мог бы тебя чему-то научить?». Ответ клиентки: «Научить он мог бы самостоятельно принимать решения, тому, что я сама хозяйка своей жизни, не нужно полностью полагаться на него».
И «спаситель» меняет роль на «помощник». Ресурсный вопрос для перехода: «Чем он может помочь?». Ответ клиентки: «Помочь разобраться. Провести по техникам».
Изменение ролевой концепции позволяет получить новые смыслы, вызовы, а также извлечь урок из данной проблемной ситуации для завершения одного из аспектов консервации и перехода к развитию.
Созависимость является психологическим способом адаптации человека к своим проблемам и выступает в роли «спасателя». Хотя изначально клиентка воспринимала созависимость только в качестве «притеснителя», коим на самом деле явился страх взять на себя ответственность за свою жизнь, который она компенсировала за счет мнимых ресурсов поддержки и безопасности, полученных в созависимых отношениях от женатого мужчины, тратя свои силы и время на заботу и внимание, в надежде создать семью, но получая лишь пустые обещания, которые затягивали решение вопроса на долгие годы.
Также можно рассмотреть данную систему созависимых отношений, исходя из концепции трансактного анализа Эриха Берна [2], в которой отношения складываются через чередующиеся эго-состояния дитя (Д) и родителя (Р). Жалующаяся и просящая женщина находится в позиции (Д), а мужчина, дающий обещания, ссылаясь на жизненные обстоятельства, соответственно (Р). Недовольный поведением женщины мужчина (критикующий) – наоборот, входит в позицию (Р), а женщина (Д). Для изменения ситуации необходимо формирование и последующий переход в состояние взрослого (В) для обеих сторон взаимоотношений.
Созависимость – дисфункциональное поведение, являющееся результатом задержки личностного развития и возникающее вследствие незавершенности решения одной или нескольких задач развития личности в раннем детстве [8].
В возрасте от 1,5 до 9 лет клиентка прожила несколько инцидентов, приведших к принятию неэкологичных убеждений и самоопределений. Например, таких как «Я какая-то не такая – не адекватная», «Успешная женщина не должна работать», «Работа – это тяжкий труд», «Если с одним мужчиной не получилось создать семью, не получится и с другим» и пр., что привело к ощущению собственной беспомощности и бессознательному стремлению получать внутренние ресурсы извне – от других людей, создав тем самым устойчивый паттерн созависимого поведения.
Для более глубокой проработки созависимости был использован парадигмальный подход ИНП С.В. Ковалева [5,6]. Суть которого состоит в том, что в контексте своей жизни человек выбирает черную, белую или серую парадигму (см. Таблица 1).
Пространство реальности человеческой жизни [6] (Таблица 1)
Парадигмальный аспект | Парадигма | ||
Черная | Серая | Белая | |
Содержание | – бессмысленнсоть | – догмы | – смысл |
Структура | – безответственность | – обязанность | – ответственность |
Динамика | – закабаленность | – права | – свобода |
Боясь совершить ошибку, женщина отказывалась брать на себя ответственность за решение жизненных задач, стараясь переложить эту заботу на плечи мужчины, а раньше родителей, таким образом выбрав для себя развитие в серой парадигме через реализацию социально одобряемого способа поведения – выйти замуж за мужчину, который как глава семьи будет решать все трудные жизненные ситуации. Нагрузив себя пустыми обязанностями верности и заботы о женатом мужчине, отказавшись от работы и самореализации в профессии, чтобы быть всегда на связи, и чтобы работа не мешала развитию личных отношений, она таким образом реализует свою безответственность по отношению к собственной жизни. Не получая на протяжении 7 лет желаемого результата, она начала ощущать тотальную бессмысленность подобного существования, что проявлялось как апатия, лень, раздражительность, тревога, психосоматические расстройства, что говорит о постепенном «скатывании» – переходе в черную парадигму вследствие ухода от решения собственных жизненных задач.
Разборка неэкологичной парадигмы* (Таблица 2)
Мы работали с парадигмами по схеме разборка негативной парадигмы и сборка позитивной. Разбор негативной парадигмы осуществляется снизу вверх, начиная с динамики (см. Таблица 1) с использованием модели «Мерседес СК» и модель «Малый цикл бытия» Ковалева С.В.[8].
Разборка неэкологичной парадигмы* (Таблица 2)
Парадигмальный аспект | Малый цикл бытия (С.В. Ковалева) | ||
Динамика | Структура | Содержание | |
Динамика «-» по модели «Мерседес СК» |
Объект (мужчина)**; Ситуация (напряженность); Поведение (верность, забота, ожидание развода). | Репрезентация в теле (канаты в животе, ногах, груди). |
Метафора созависимости/Ваша роль в метафоре (болото/ я завязла не за что ухватиться). |
Структура «-» | Убеждения («Если с одним мужчиной не получилось создать семью, не получится и с другим») | Какие отягощения, долженствования и запреты вы приняли? («Работа не должна мешать отношениям с мужчиной»). | Что страшное произойдет, если вы откажетесь от обязанностей в этой метафоре? («Я потеряю опору в жизни»). В какое 1-ое пространство вы тогда попадете? (холодная горная местность, много пространства, светло и свежо, сильный ветер). Что перестанете иметь? (отягощённость) Что получите? (свободу). Определите, какое 2-ое пространство откроется из промежуточного пространства? (Красивый город, много людей, семей с малышами, развитая инфраструктура, тепло). |
Содержание «-» | Состояния. (напряженность и безысходность). Образы Я. («Я какая- то не такая – не адекватная»). |
Какими смыслами вы наделили созависимость? (женское счастье и реализация). Какие ресурсы пытаетесь через нее получать? (опору, материальные блага, любовь). Какие ложные ожидания создали к объекту и ситуации? (умный, успешный мужчина сможет обеспечить благополучную жизнь). | Изучите, как соотносятся эти пространства и как на самом деле они называются? (1-ое «Нудная закабаленность»; 2-ое «Холодная, чистая свобода»). Кто вы в этих пространствах? (Маленькая испуганная девочка). От решения какой проблемы вы уходите и почему? («Боюсь самостоятельности, боюсь не справиться с вызовами жизни»). Какие догмы вам понадобились, чтобы в это поверить? («Я сама не справлюсь, боюсь совершить ошибку»; «Если с одним не получилось, то и с другим не получится»). Какое иноопределение вы приняли? («Я какая-то не такая, не адекватна»). |
*В таблице 1 приведен общий модус работы с клиенткой. Для описания в связи с ограниченностью в объеме п.л. в представленной статье, выбран один нескольких отработанных элементов созависимости (убеждение, метафора, состояние и т.д.).
**В круглых скобках указаны некоторые элементы неэкологичной парадигмы клиентки.
После трансформационных вопросов был совершен переход к сборке экологичной парадигмы сверху вниз, начиная со структуры (см. Таблица 3).
Сборка экологичной парадигмы (Таблица 3)
Парадигмальный аспект | Малый цикл бытия (С.В. Ковалева) | ||
Динамика | Структура | Содержание | |
Содержание «+» | Состояния (Спокойствие, уверенность в себе, своих решениях). Образы Я («Я та которая способна сама выбирать для себя способы решения жизненных задач»). | Что вы будете иметь в вашем самоопределении? (Различные варианты выбора. Если мне не нравятся отношения, то их можно изменить). | От решения какой проблемы вы отказывались, «прячась» за свою созависимость? (Принятия ответственности за свою жизнь). Сформулируйте новое самоопределение («Я та которая чувствует свои желания и стремления и способна адекватно реализовать их»). |
Структура «+» | Наблюдайте изменения самой репрезентации созависимосф (Метафора города с развитой инфраструктурой, там тепло и приятно, много света, много возможностей для жизни и развития, приветливые люди, можно найти единомышленников и друзей). | Освободитесь от долженствований и обязанностей (Я ощущаю ответственность за свою жизнь и решения, которые я обдуманно принимаю). Верните утраченное. (Время, силы, энергию). | К какому другому способу жизни, вместо созависимости, вам пора перейти, учитывая новый вызов? (Активному, самостоятельному Я устроюсь на работу, буду сама зарабатывать и если мужчина не хочет уходить из семьи я легко и с удовольствием буду знакомиться с подходящим мне свободным мужчиной для создания своей семьи). |
Динамика «+» по модели «Мерседес СК» | Какое поведение будете реализовывать? (Активное рациональное самостоятельное, искать подходящие варианты). В каких ситуациях и с какими объектами? (В любых: в личной жизни, на работе; в общении с людьми)? | Новые убеждения. («Я та которая способна осознавать истинные свои желания и потребности, и способна адекватно (экологично для себя и других) воплотить их в своей жизни»). | Образы Я. (Взрослая, уверенная в себе, принимающая самостоятельные, взвешенные решения женщина, не боящаяся сложных ситуаций). Какими новыми состояниями будете наполнены? (Уверенность, спокойствие, гармония, радость) |
Прорабатывая созависимость в контексте парадигмального подхода ИНП С.В. Ковалева мы получили возможность создать условия, а именно, новые пространства жизни, новую самопарадигму и новую действительность, где репрезентация созависимости исчерпывает себя, уступая место новой, экологичной репрезентации новой адаптации, с последовательным осмыслением развития, возвращением человеку ответственности и получением доступа к внутренней свободе[7].
Список использованной литературы:
1. М. Аткинсон и материалам семинара «Нейролингвистическое программирование (nlp) в
работе с семьями — ЦПП «Катарсис») Источник: «Помоги себе сам».
2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание.- М. Академический Проект; Гаудеамус,2013. – 320с.
3. Демидова Т.А., Сойко В.В. Использование концепции С.Карпмана для исследования созависимых отношений // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- kontseptsii-s-karpmana-dlya-issledovaniya-sozavisimyh-otnosheniy/viewer (дата обращения: 22.07.2020).
4. Дилтс Р., Делозье Д. НЛП-2: поколение Next. – СПб.: Питер, 2010.
5. Ковалев С.В. Жизнь в контекстах парадигмы // psy-in.ru URL: https://psy-in.ru/articles/zhizn- v-kontekstah-paradigmy (дата обращения: 22.07.2020).
6. Ковалев С.В. О белых, серых и черных парадигмах // psy-in.ru URL: https://psy-in.ru/articles/ o-belyh-seryh-i-chernyh-paradigmah (дата обращения: 22.07.2020).
7. Ковалевский А.В. Ключи к внутренней свободе. Вебинар. // psy-in.ru URL: https://psy-in.ru/ events/klyuchi-k-vnutrennej-svobode-rabota-s-sozavisimostyami-v-paradigmalnom-podhode-inp.
8. Ковалевский А.В. О созависимостях // blagopoluchnik.ru URL:http://blagopoluchnik.ru/? p=2756.
9. Шорохова, Ольга Алексеевна. Созависимость // Жизненные ловушки зависимости и созависимости. — СПб.: Речь. — 2002 — С. 6-16
10. Уайнхлд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. – CПб.: Класс. – 2012 – С. 212
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее