Роль, функции, значение и структура человеческого Бессознательного

Ковалев Сергей Викторович

Роль, функции, значение и структура человеческого Бессознательного

 

Все, что мы делаем совершенно бессознательно, это именно то, без чего бы мы моментально умерли
С. Батлер

 

Рассказывают, что однажды некий Муравей, по недоразумению или замыслу живущий на спине у Слона, ощутил столь острое недовольство собственной жизнью, что воззвал к Богу… Каковой в помощь ему прислал некую Мудрую Сороку (странно, кстати, что она просто не склюнула этого самого дерзкого муравьишку). Выслушав горестную повесть муравья о его ну никак не складывающейся жизни, эта самая Божья «посланница» важно ответствовала:

  • Это все потому, что идешь не туда. Тебе надо просто поменять направление своего движения и вместо Запада пойти на Восток…
  • Ура! – закричал восхищенный простотой и мудростью ответа Муравей – значит, мне всего-навсего нужно, повернуться вокруг своей оси и пойти на Восток!
  • В общем, да – вздохнув, ответила Мудрая Сорока – есть только один нюанс или, так сказать, неприятный момент в твоем жизненном пути. Дело в том, что Слон на спине которого ты живешь, упрямо идет на Запад…

Ну и как вам эта притча? Нет, она вовсе не о том, что мы, россияне, крича о нашей самобытности и пути на Восток, в общем и целом, продолжаем (под чутким руководством явных и скрытых либералов) все еще ориентироваться на Запад (хотя и об этом тоже). Потому что Слон здесь олицетворяет Бессознательное человека, а Муравей – его сознание. Каковое ну никак не может открыть человеку Светлые Истины его Бытия, поскольку бессознательно он часто стремится к, увы, Темным Принципам жалкого Выживания… Отсюда следует бесспорный, на мой взгляд, вывод, который стал основой ошеломляющей эффективности интегрального нейропрограммирования в славном деле изменения людей. О том, что эти изменения должны касаться не Муравья, а Слона… Что в свою очередь требует анализа структуры человеческой психики в единстве ее сознательных и бессознательных компонентов.

Что очень важно еще и потому, что в теоретических положениях психологии о психике человека, его бессознательном, личности наблюдаются определенные семантические неточности, зачастую эти понятия выступают почти как синонимы.  Я не буду дословно цитировать огромное и совершенно не «читаемое» определение понятия психики человека. Хотя если говорить, так сказать по-простому (а читая «по сложному» даже в Википедии, вы уснете, не дочитав даже до середины), то психика суть этакое высокоорганизованное «зеркало», ОТРАЖАЮЩЕЕ объективную и субъективную реальность и создавая своеобразную (индивидуальную, групповую… цивилизационную) картину Мира. Главным действующим лицом этого самого ОТРАЖЕНИЯ выступает СОЗНАНИЕ (именно с большой буквы), в единстве и борьбе своих сознательных (сознание, но с маленькой буквы, т. е. осознаваемое) и бессознательных (не входящих в сферу осознавания) процессов и явлений. Ну а личность проще всего определить как человека как такового с его уникальной способностью отражения реальности и собственной картиной Мира, каковые определяют его поведение, действия и взаимодействия…    Поскольку с первого раза даже эти упрощенные, но абстрактные и сугубо теоретические определения понять и принять не так просто, то перейдем к конкретике, к аналогиям с особой опорой на структуру психики. Но обо всем по порядку и начнем с аналогий, классических подходов от корифеев психологии и собственно представлений, положенных в основу ИНП…

Если обратится к некой аналогии с таким всем известным прибором как компьютер, сознание (с маленькой буквы или осознаваемое) человека (в сути своей являющееся результатом совместного знания) является не более чем оперативной памятью, проецирующей на дисплей мышления (точки – сознания) отдельные фрагменты информации. Бессознательное же выступает в качестве всего того, что делает вышеупомянутый хитрый прибор как весьма полезным, так и просто – работающим. А именно, основной системой сбора и отработки любой (доступной и недоступной; возможной и невозможной) информации (хард диск, материнская плата и прочее) человеческого мозга – биокомпьютера.

Соответственно, основой нормальной жизнедеятельности человека, а также его роста и развития, является содержание и настройки его бессознательного. Тем более, что в него буквально проваливается (а еще и сохраняется) ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ, которая поступила субъекту по каналам восприятия ЗА ВСЮ ЕГО ЖИЗНЬ (факт, давно уже доказанный даже и чисто экспериментально). Отчего объемы возможностей сознания и бессознательного совершенно несопоставимы (смотри рис.).

 

    Рис. Соотношение объемов возможностей сознания (осознаваемого) и бессознательного

Особенно если учесть, что индивидуальный биокомпьютер любого из нас имеет доступ к Космическому Интернету, с легкой руки К. Юнга поименованному Коллективным Бессознательным (жаль только, что не все из нас имеют допуск к получаемой из него информации: его, как говорится, надо заслужить) …

Теперь рассмотрим вопрос о структуре психики и бессознательного. Пожалуй, первый на присутствие некой скрытой стороны психики обратил действительно серьезное внимание отец классического психоанализа З. Фрейд, каковой постулировал, что психика человека, а заодно и его личность состоит как бы из трех инстанций.

Весьма даже низменного Оно (или, иначе, Ид), являющееся с одной стороны движущей силой человеческого поведения, а с другой – смесью помойки и колонии для несовершеннолетних правонарушителей, желающей в основном, как говорится, жрать все, что съедобно, пить все что горит и трахать все, что шевелится (уж простите меня за сарказм!).

Вполне себе нравственного (точнее – социального, т. е. следящего за соблюдением социальных норм) Суперэго, каковое жестко пресекает все нехорошие поползновения этого самого Оно.

И собственно Эго, выступающее этаким «слугой двух господ», который хоть как-то примиряет низменные поползновения Ид с высокой моралью Супер-Эго. При этом с точки зрения 3D парадигмы интегрального нейропрограммирования. Оно является динамической, Эго структурной, а Супер-Эго содержательной ипостасью человеческого поведения.

 

Сверх Я (Суперэго)
Я (Эго)
Оно (Ид)

Табл. Трёхкомпонентная Модель психики человека по З. Фрейду

 

Как уже отмечалось, в анализе психики человека, сознательных и бессознательных паттернов психики человека, его личности, термины «психика», «бессознательное», «личность» часто используются почти как синонимы. Так, например, в своей модели З. Фрейдом психика одновременно рассматривается и как элементы личности и как компоненты бессознательного и как структура психики.

Не согласившихся с такой вот примитивизацией деятельности психики К. Юнг (которого более всего напрягло отрицание З. Фрейдом любых духовных поползновений представителей Homo Sapiens) предложил другое описание их (психики и бессознательного) структуры. Включающего тоже три, но уже других уровня: сознания, личного бессознательного и бессознательного коллективного, а также Эго как его, так сказать, итоговую составляющую.

Рис. Модель психики по К. Юнгу

Что в другой своей трактовке человеческой психики (уже в контексте теории личности) раскрыл уже прибегнув к введению в эту структуру основных архетипов (этаких комплексов коллективного бессознательного).  Так по К. Юнгу личность состоит из: Персоны (этакой Маски, представляющие собой социальную роль, которую играет человек, выполняя требования к нему со стороны общества: публичного лица личности, скрывающее уязвимые и болезненные места, слабости, недостатки, а иногда и суму личность человека). Эго (некого комплекса, включающего в себя все содержимое сознания). Тени (относительно автономной части личности, складывающуюся из личностных же психических установок, которые не могут быть приняты человеком из-за несовместимости с сознательными представлениями о себе). Самости (архетипа, являющаяся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида). Анимы и Анимуса (архетипов гендера, связанных с, соответственно, женским и мужским полом, причем Анима представляет собой еще и женскую часть психики мужчины, а Анимус – мужскую часть психики женщины). А также пресловутое коллективное бессознательное, включающее психологическую энергию и всяких прочих неупомянутых архетипов.

структура личности по юнгу

Рис. Структура личности по К. Юнгу

Однако, на мой взгляд, ближе всего к пониманию сложной, многоплановой структуры психики человека подошел Р. Ассаджоли в своей концепции «яйцо» имени этого автора.

модель психики по Ассаджоли

 

Рис. Модель психики и бессознательного по Р. Ассаджоли

Из вышеприведенного рисунка весьма наглядно следует, что данный автор представил психику человека в виде этакого «яйца» (индивидуального бессознательного), которое как бы плавает (а вообще-то, просто находится) в океане бессознательного коллективного.

Яйцо это четко подразделено на три лишь отчасти тождественных «фрейдовской триаде» сектора нижнего, среднего и верхнего бессознательного (последнее часто именуют сверсознанием). При этом нижнее бессознательное обеспечивает простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела, основные влечения, примитивные побуждения, «комплексы» и различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т.п. Среднее бессознательное – элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания, ибо в нем усваивается полученный опыт и появляются плоды повседневной деятельности ума и воображения, проявляющиеся в свете сознания зоны осознания (содержание среднего бессознательного в отличии от низшего и верхнего доступно для человека, который может «шарить» по нему на манер прожектора и «высвечивать» нужную информацию. Что же касается Сверхсознания (высшего бессознательного), то оно является источником таких высших же чувств, как альтруистическая любовь и вдохновение; а также носителем просветления, озарения и духовного экстаза. Здесь в скрытом виде таятся высшие психические функции и духовная энергия.

На условной «вершине» яйца Ассаджоли находится наше Высшее Я, как бы одной ногой стоящее в Коллективном Бессознательном, а другой – в Сверхсознании. Истинное Я ­– настоящий центр человека как Духовного существа – из которого наше я с маленькой буквы и возвращается в сознание из периодического режима этакой спячки (того же сна). Если говорить более возвышенно, то высшее Я и есть Духовная сущность человека. Его подлинное Бытие; Центр жизни; и источник всех его энергий…

В человеческом сознании это самое Высшее Я представлено нашим маленьким сознательным «я». Некой точкой чистого самосознания. Своеобразным центром поля сознания как непосредственно осознаваемой нами части нашей личности, которая худо-бедно контролирует непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению.

 

Не тщеславия ради, а пользы для я несколько переиначил и даже как бы скрестил вышеописанные модели. Без претензий на постижение окончательной истины (она, как известно, недостижима, хотя всегда где-то рядом), а только лишь стремясь к созданию полезной для работы модели психики человека (поскольку «шуровать» в процессе психотерапии в психике человека, не опираясь на какие-то отправные модели сродни блужданию по темному лесу без карты и фонаря). И именно эта рабочая Модель психики и бессознательного используется в интегральном нейропрограммировании…

Основой здесь опять-таки послужила так называемая 3D парадигма (о которой подробнее напишу в другой статье), приведшая меня к идее о том, что три выделенных Р. Ассаджоли областей бессознательного человека соответствуют ее – парадигмы – трем элементам. Я предположил, что нижнее бессознательное занимается динамикой выживания и жизнедеятельности. Среднее – структурой социализации. Ну а высшее – содержанием одухотворения

При этом я исходил еще и из того, что каждая из этих областей имеет достаточно автономное управление. «Управляющим» жизнедеятельностью является Эго. «Менеджером» социализации – Персона. А своеобразным Руководителем всего этого (того, кто буквально водит всех за руку) – Сущность. Ну а Высшее Я выступает этаким Председателем Совета всего этого «комплота» (Совета директоров). Принявшим на себя эту хлопотливую, но почетную роль ради того, чтобы нижестоящие три соруководителя не превратили человека (точнее, его психику) в Лебедя, Рака и Щуку из известной басни Крылова, оставив воз проблем его жизнедеятельности в монументальной неподвижности.

Однако, исходя из принципа симметрии, я добавил в эту свою схему позиции Низшего Я как антипода Я Высшего. Каковое (Низшее Я) искренне и увлеченно препятствует превращению субъектов в Космических Существ, открывших духовный план своего Бытия…

модель психики по ковалеву

Рис. Модель психики человека по С. Ковалеву

Если исходить из выше предложенного, то психологической сутью, смыслом и целью человека в его развитии является «восхождение» или, точнее, возвышение «точки сборки» (местопребывания нашего Я) из Я низшего в Высшее Я, ибо воистину «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 21). Потому как если цели наши нравственны и духовны, то именно туда будут устремлены все наши помыслы. А вот есть нас интересует только земное и материальное, то, как мы можем любить Бога?  Да и нужно ли это нам в данном случае (уж простите, за известную патетику) …

Эта модель (напоминаю, что я отнюдь не претендую на то, чтобы она являлась истиной в последней инстанции, но является рабочей) при всей своей известной условности, послужила основой для создания серии (или все-таки системы?) психотехнологий, три из которых предназначены для «переговоров» Низшего и Высшего Я; достижения согласия между Эго, Персоной и Сущностью; а также переформатирования этих щуки, рака и лебедя из Ложных в Истинные Первые Я человека. И которые я считаю просто обязательными к повсеместному применению. Особенно последнюю, потому что опора на Ложное Я может превратить жизнь человека в лживую суету с ужасным финалом…

Дело в том, что для Ложного Эго характерен (увы!) этакий оголтелый материализм в восприятии людей и мира (содержание); ориентация на исключительно собственную выгоду (структура); и тенденция к присвоению всех, всего и вся (динамика).

Для Ложной Персоны – стремление не быть, а казаться (содержание); исключительная ориентация на статус, власть, деньги, материальные блага и чувственные удовольствия (структура), и отношение к другим как объектам манипулятивных воздействий (динамика).

Ну а для Ложной Самости – ориентация на выживание любой ценой (содержание), конформизм и соглашательство (структура), а также приспособленчество (динамика).

А вот Истинному Эго присуще признание духовности и духовного (а также нравственного) начала (содержание); ориентация на деятельность и даже служение (структура); принятие и признание других, мира и жизни (динамика).

Истинной Персоне – стремление быть, а не казаться (содержание); ориентация на суть и сущность людей и явлений (структура); и отношение к другим как к самостоятельным и заслуживающим уважение субъектам (динамика).

Ну а Истинной Самости – ориентация на собственную, а не «такую, как у всех» жизнь (содержание); самостоятельность и независимость (структура), а также безудержное стремление к самореализации и самоосуществлению (динамика) …

Напоследок рассмотрим вопрос о структурах Коллективного бессознательного (но уже как универсального Поля Вселенной (см, например, Линн Мак-Таггарт «Поле. Поиск тайных сил Вселенной»). Содержание какового (этакого Великого Коллективного Бессознательного) в этом случае отнюдь не сводится к одним только архетипам в трактовке К. Юнга. Потому как в так называемом преобразующем процессинге Ф. Фанча используются такие понятия, как сущностьЧто бы вы не наблюдали – это сущность». Любой физический объект, любой человек, любой архетип, все, что хоть как-то связано, существует в прошлом, настоящем и будущем, в каком угодно измерении, воображаемое, эфирное или физическое – все это сущности, у которых есть собственное сознание, с которым вы можете научиться общаться» (Ф. Фанч «Пути преобразования. Общие модули процессинга», с. 198)) буквально до бесконечности расширяя понятия этих самых структур (с каковыми, как это ни странно, можно взаимодействовать и работать). В связи с этим он, например, использует понятия «сети сущностей»: взаимоотношение между многочисленными сущностями, структура, организация, состоящая из каким-то образом связанных друг другом отдельных сущностей (там же, с. 191); «групповых сущностей» – «нескольких структурированных вместе сущностей, действующих как одно целое, даже «стаи сознания», которыми можно считать отдельную личность, состоящую из Самостоятельных Единиц Сознания (там же, с. 199). Что при всей эксцентричности данной идеи, позволяет рассматривать личность как состоящую из отдельных взаимосвязанных частей…

Подобные умозаключения «отца» преобразующего процессинга я использовал в ИНП для того, чтобы как-то обосновать дальнейшее применение в качестве рабочего для структур коллективного бессознательного весьма даже экзотического (точнее – эзотерического) понятия эгрегор. В принципе, ничего сверхъестественного в этом концепте как бы и не присутствует. Потому что согласно общепринятого большинства психологами мнения, эгрегор является этакой кластерной формой коллективного бессознательного. В качестве оного (кластера) выступает контекст группы, как бы вырванный из рассмотрения коллективного бессознательного отдельного человека. Соответственно, методологию и методы психологии бессознательного можно (и нужно) применять для рассмотрения не только всего человеческого вида, но и отдельных его подгрупп, которые внутри этого человечества выделяются (этнические, профессиональные и прочие).

Традиционно, начиная еще с Розы Мира Д. Андреева под эгрегором понимается информационный объект НАД обществом людей, имеющих общую картину мира и разделяющих ее ценности. А вот по С. Переслегину (здесь я использую соответствующие материалы из Википедии) термин эгрегор имеющий широкий семантический спектр и употребляемый в разных контекстах, более всего может быть отнесен к классу высокоорганизованных квазиживых объектов (или организмов?) с весьма сложным поведением. Его можно также определить как психосемантическое поле больших групп людей, выделенных по какому-то признаку. Поскольку он подпитывается личностной энергетикой своих объектов, то он имеет некоторую паразитирующую природу. Однако за служение эгрегору человек всегда получает мощную отдачу (некие «пряники»): чувство принадлежности, эффект защищенности, дополнительную энергию, некие информационные озарения и т. п. С. Переслегин утверждает, что, подключившись к мощному эгрегору можно получать помощь из прошлого и будущего; из миров Отражений; и, конечно же, из глубин собственного бессознательного. Однако в случае выходящих за пределы норм морали действий (особенно – проявлений злонамеренности) расплачиваться приходится собственной душой. Которая еще более усилит эгрегор, как бы растворившись в нем…

Надеюсь, что последние описания не слишком перенапрягли ваше сознание. Ибо знать о них просто необходимо: для того, чтобы понять, как вроде бы разумные люди, «включаясь» в соответствующий эгрегор, начинают творить буквально черт знает что. А также далее, научится договариваться с этими самыми эгрегорами. Дабы не они вас, а вы их могли использовать: ради индивидуального и коллективного достижения всего и разумного, доброго и вечного.

 

Резюмируя основные выводы, которые на мой взгляд, психотерапевт должен «вынести» из содержания данной статьи:

  1. Анализ и изменения человека посредством апелляции к его сознанию без исследования и использования его бессознательного представляет собой малопродуктивное и весьма проблематичное действо
  2. Бессознательное человека следует рассматривать как состоящее из нижнего, среднего и высшего (Сверхсознание). Первое – обеспечивает контроль физиологических процессов; второе – организацию его социальной жизни; ну а третье – проявление его душевных качеств, гениальности и сверхспособностей.
  3. Управляющим центром нижнего бессознательного является Эго; среднего – Персона, а высшего – Самость человека.
  4. Человеческое бессознательное включает как «Низшее Я», выступающее проявлением инстинктивной и низменной сути человека, так и «Высшее Я» или «Истинное Я», являющее проявлением Космической сути человеческого Духа
  5. В наиболее общем виде жизненная задача, путь развития и совершенствования человека сводится к освоению своего бессознательного, а также осознанного продвижения Центра Сознания от Низшего к Высшему Я с последовательным обретением новых качеств и возможностей…

 

И в заключение, надеюсь, что вы, уже поняли, осознанное и сознательное использование возможностей Великого Бессознательного является «краеугольным камнем» интегрального нейропрограммирования в решении грандиозной задачи Великого Пробуждения…

 

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее