Психотерапия Vs инфоцыганства

Ковалев Сергей Викторович

 

«Жизнь – это не карьера, а миссия»

Неизвестный мудрец

В последнее время тема психологической помощи стала особенно актуальной. Много говорится о ее необходимости, доступности, а также, о законодательном регулировании этой сферы. Однако, зачастую, людям предлагают воспользоваться психологической помощью, не объясняя толком, что это такое. Какие виды помощи существуют, и как выбрать подходящего специалиста. Возникает ситуация, похожая на старый анекдот про «новых русских из 90-х», которые выиграли в викторине зубную пасту “Лесной бальзам” и щетку для унитаза. Через некоторое время они обменялись звонками и первый сказал: «Ты знаешь, какая-то невкусная паста, я Colgate предпочитаю больше». На что второй ответил: «Это еще что! Я попробовал эту щетку, и, ты знаешь, туалетная бумага гораздо приятнее!»

Так и здесь: вам предлагают “нечто”, не объясняя толком, что это и как этим пользоваться. Многие считают, что в случае необходимости сами разберутся и найдут нужную помощь. Но какую именно? Известный советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев в своей теории деятельности подчеркивал, что потребность становится осознанной и действенной, когда находит свой мотив: конкретный предмет, который может ее удовлетворить. Потребность в пище можно утолить и котлетой в ресторане, и шаурмой на улице, или, к примеру, рыбой фугу в Японии. Последнее, однако, может быть смертельно опасно, если блюдо приготовлено неправильно. Хотя это не останавливает тех, кто выбрал ядовитую фугу в основе предмета (мотива) удовлетворения своей  «пищевой» потребности.

Также и с психологической помощью, ибо она — не плод фантазий всяких там «блогеров», а конкретная сфера деятельности, включённая, в частности, в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Здесь, согласно кода 86.90.5, речь идёт о деятельности в области психического здоровья, осуществляемой не врачами, а лицами, имеющими юридическое право на оказание соответствующих услуг: психоаналитиками, психологами и психотерапевтами. (курсив мой — С.К.). Удивительно, но многие специалисты, работающие в этой сфере, до сих пор не знают о существовании этого ОКВЭД, принятого в марте 2023 года. Который, по сути, юридически закрепил и оформил их вид деятельности.

Итак, уже ясно, что психологи задействованы не в пустопорожних советах, а в очень серьёзной сфере психического здоровья. Но что это такое — психическое здоровье? Существует множество его определений, причём подходы к этому вопросу в медицине и психологии существенно различаются.

Например, согласно известного американского социолога, философа и теоретика  Т. Парсонса, психическое здоровье — это способность человека эффективно выполнять основные социальные и психологические роли. В течение жизни мы непрерывно играем множество таких ролей. На работе — руководителя, подчинённого или коллеги. В транспорте — водителя, пассажира, пешехода. Дома — члена семьи, родителя, партнера и т. д. Если человек успешно справляется с этими ролями, социологи говорят о его психическом здоровье.

В отличие от социологии, в психологической науке чаще встречается другое понимание психического здоровья. Которое включает в себя:

  • способность справляться с неблагоприятными ситуациями и обстоятельствами;
  • умение выстраивать продуктивные отношения (как деловые, так и межличностные);
  • способность к продуктивной деятельности (труду);
  • возможности адаптироваться к изменениям

Это определение кажется и является вполне логичным. Но и здесь есть нюансы. Дело в том, что в медицине и психологии существуют принципиально разные концептуальные подходы к пониманию психического здоровья.

Медицинская модель психологического здоровья рассматривает его как отсутствие психических заболеваний и отклонений. То есть используется негативный подход: нет болезни – значит человек здоров.  Однако Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что психическое здоровье может сохраняться даже при наличии некоторых не только физических, но и психических нарушений, поскольку человек — существо удивительно адаптивное.

Психологический подход к психическому здоровью кардинально отличается от  медицинского. Он рассматривает психическое здоровье не как отсутствие болезни, а как позитивный процесс развития личности. Речь идёт об адаптации, самореализации, самоактуализации, полноценной осмысленной жизни, аутентичности (способность быть собой, выражать себя). Что здесь существенно и важно, так это то, что различаются психология и медицина (а точнее, личностно-ориентированная, то есть ориентированная на человека в целом и клинически-ориентированная психотерапия/психиатрия, ориентированная на симптомы и диагноз) в подходах к причинам психических нарушений. Медицина рассматривает их преимущественно с точки зрения физиологических нарушений наследственного или приобретённого характера. А психология — как следствие вынужденной, но неадекватной адаптации к каким-то аспектам действительности. Так, например, сильно пьющий человек не смог адаптироваться к миру и людям без расслабляющего и успокаивающего его алкоголя. Просто запретить ему пить практически невозможно: а как теперь он будет успокаиваться и расслабляться? В психологически-ориентированной психотерапии просто помогают этой, приобретенной человеком части сознания, опять-таки, успокаивающей и расслабляющей его, найти другие способы обретения желаемого состояния. И в результате, без всякого кодирования, он прекращает пить. Просто потому что нужда в этом отпала… Кстати, целый ряд физиологических заболеваний является способом такой вот «неправильной» адаптации. И медицинское их лечение мало что может дать в длительной перспективе больному, так как не затрагивает подлинные корни проблемы.   Стрижет вершки (симптомы), но оставляет корешки (причины)…

Другими словами, психологический подход утверждает, что психически здоровый человек — это тот, кто способен адекватными способами максимально полно раскрыть свой потенциал, достигая вершин саморазвития. Но каких именно? Один из наиболее интересных вариантов ответа на этот вопрос предлагает теория фундаментальных потребностей, разработанная Альфредом Лэнгле, основателем так называемого экзистенциального анализа. Согласно Лэнгле (см. Лэнгле А., «Экзистенциальный анализ»), психическое здоровье человека определяется его способностью ответить на четыре экзистенциальных вопроса фундаментальной жизненной мотивации:

  1. “Могу ли я здесь быть?” Этот вопрос касается базовой адаптации к окружающему миру. Чувствуете ли вы себя в безопасности в том месте и в то время, где вы находитесь? Принимаете ли вы окружающую действительность? Способны ли приспособиться к условиям, в которые попали?
  2. “Нравится ли мне здесь быть?” Этот вопрос относится уже к социализации, к умению выстраивать отношения с другими людьми. Получаете ли вы удовольствие от жизни? Видите ли ценность в том, что вас окружает? Испытываете ли вы радость и удовлетворение от взаимодействия с миром и другими людьми?
  3. “Могу ли я здесь быть самим собой?” Этот вопрос об аутентичности, о способности быть подлинным и верным себе, не подстраиваясь под чужие ожидания и стереотипы. Можете ли вы свободно выражать свои мысли и чувства? Действуете ли вы в соответствии со своими ценностями и убеждениями, или, наоборот, подчиняетесь мнению большинства, клише и стереотипам, навязанным другими, всему тому что вам чуждо?
  4. “Зачем я здесь?” Это вопрос о смысле жизни, о предназначении. Ради чего вы живете? Какова ваша миссия? Что вы хотите оставить после себя? Потому что именно и только понимание своей миссии придает жизни осмысленность и наполненность.

Как видим, эти четыре вопроса охватывают разные аспекты человеческого существования — от базовой адаптации к физическому миру до поиска смысла жизни. И способность дать утвердительный ответ на каждый из них — показатель определённого уровня душевного здоровья. В интегральном нейропрограммировании (ИНП) это нашло свое выражение в теории четырёх задач и уровней жизни: адаптации, социализации, экзистенциализации и трансперсонализации.

  • Адаптироваться в физическом мире (обрести комфорт).
  • Успешно взаимодействовать в социуме (достичь удовлетворяющего статуса).
  • Осознать свою миссию и предназначение (обрести смысл жизни).
  • Выйти на трансперсональный уровень бытия (трансценденция жизни, каковая только и позволяет выйти за пределы Эго и физической жизни)

Чтобы понять все это, можете прямо сейчас задать себе сакраментальный вопрос: «До того как я покину этот мир, что мне хотелось бы: сделать; преодолеть; узнать; понять; пережить; создать?». Ответы на эти казалось бы простые вопросы помогут вам лучше понять себя и найти новые смыслы своего бытия.

Так что, говоря в общем, в отличие от медицины, психология фокусируется не на болезнях, а на препятствиях к жизнедеятельности и развитию личности. И для выявления этих препятствий, зачастую, не нужны сложные тесты. Достаточно задать себе или клиенту, если речь идет о работе психолога, четыре простых вопроса. Которые могут прояснить ситуацию и наметить пути решения проблем.

  1. Что я имею и хочу иметь?

Этот вопрос направлен на выявление истинных ценностей человека. Речь идет не только о материальных благах, а о том, что действительно важно и значимо: качества, отношения, достижения, состояния. Эти ценности – мощный ресурс, опора, которая поможет преодолеть трудности и двигаться вперед.

  1. Что я имею, но не хочу иметь?

Этот вопрос помогает определить проблемы, которые мешают жить полноценной жизнью. Это могут быть негативные установки, страхи, вредные привычки, токсичные отношения – все то, что мешает развитию, самореализации, ощущению счастья.

  1. Чего я не имею, но хочу иметь?

Этот вопрос помогает сформулировать истинные цели – то, к чему человек стремится, что мотивирует его к действиям, что придаст жизни смысл и наполненность. Это могут быть новые навыки, качества, достижения, отношения и даже нечто материальное и вещественное, в общем все то, что сделает жизнь более полной, счастливой и целенаправленной.

  1. Чего я не имею и не хочу иметь?

Этот, на первый взгляд, странный вопрос, на самом деле, очень важен. Он помогает выявить скрытые предостережения, идущие из глубин бессознательного. Это могут быть интуитивные опасения, связанные со здоровьем, отношениями, безопасностью и т. п. Например, если человек отвечает на этот вопрос: “Я не имею и не хочу иметь серьезных проблем со здоровьем”, это может быть поводом обратить внимание на свое самочувствие и пройти соответствующее обследование.

Итак, первый шаг в работе с психологическими проблемами – не навешивание ярлыков и постановка диагнозов, и уж тем более не внушение всяческих глупых истин, а определение проблемного поля, выявление конкретных жалоб и запросов человека. Психология не “запирает” человека в узких рамках диагноза, а, наоборот, открывает новые возможности для развития и осуществления себя.

Второй шаг – поиск ядра проблемы. Недостаточно просто констатировать: “У вас страх перед женщинами” или “У вас проблемы в отношениях”. Важно понять, что лежит в основе этой проблемы, каковы ее глубинные причины. И здесь может помочь простой, но эффективный метод, разработанный основателем компании Toyota, – метод “Пять почему”.

Например:

  • Я боюсь женщин.
  • Почему ты боишься женщин?
  • Потому что они кажутся мне страшными.
  • Почему они кажутся тебе страшными?
  • Потому что они могут меня отвергнуть.
  • Почему ты боишься, что тебя отвергнут?
  • Потому что я чувствую себя неуверенно.
  • Почему ты чувствуешь себя неуверенно?…

И так до самого дна, пока не будет найдена истинная и глубинная причина искомого страха. Возможно, в основе здесь лежит детская травма, негативный опыт общения с матерью или другой значимой женщиной, низкая самооценка или что-то еще имеющее отношение к чисто психологическим проблемам конкретного человека. И только после того, как выявлено это самое ядро проблемы (как правило, связанное с травмирующими событиями и глубинными установками типа “Я не такой”, “Я не могу”, “Мне нельзя”), можно переходить к следующему этапу.

Здесь важно понимать, что решение – это не просто “проблема со знаком минус”. Потому что победить или задавить проблем или даже просто уйти от нее недостаточно. Чтобы прийти к желаемому результату, нужно четко понимать, куда именно вы хотите прийти. Самолет, улетающий с проблемного аэродрома без четкого понимания того куда он летит, обречен на аварийную посадку в совершенно неподходящем для этого месте.

Поэтому следующий важный шаг – перевод проблемы в решение, формулирование конкретной цели, которой хочется достичь. Что зачастую определяется ну очень просто, за счет вопроса «Если бы завтра все ваши проблемы исчезли, а вы проснулись и выяснили, что все ваши проблемы исчезли, что бы было по-другому: в вас, в других, в мире?».

После получения внятного, пусть и не обязательно четкого ответа на этот вопрос, можно уже приступать к решению проблемы. Но это вовсе не значит, что её можно уже гарантированно достигать. Потому что цель — это не намерение. Задумайтесь, почему вы до сих пор не решили эту проблему самостоятельно? Ведь, если бы всё было так просто, и вы этого хотели, вы бы давно с ней справились. Здесь, прежде всего, мешает недостаточная мотивация.

Первая причина, а точнее составляющая данного печального явления кроется в следующем вопросе: «Действительно ли вы так уж плохо живете с этой проблемой?». Если вы оцениваете свои неудобства на 10 баллов из 10 возможных («ну просто невозможно так жить!»), значит, мотивация «ОТ» (проблемы) достаточно сильна. Но если вы говорите себе: “Ну, все так живут, и я как-нибудь перетерплю”, значит, проблема не так уж и велика и значима. А это значит, что ее можно просто не решать, как бы заметя под ковер.

Вторая возможная причина, по которой вы до сих пор не решили свою проблему, это отсутствие формулировки и четкого мотивирующего видения некоего желаемого результата. Чего вы хотите ВМЕСТО проблемы? Каким вы видите свое будущее БЕЗ нее? Если ответ расплывчатый, вроде “хочу, чтобы было хорошо” или “хочу чего-нибудь светлого и приятного”, значит, у вас нет конкретного образа желаемого будущего. А без этого нет и мотивации «К» (действию); которая совершенно необходима не для того, чтобы просто тронуться с места, но и еще и для того, чтобы идти вперед…

Третья причина – «неприсутствие» хоть какого-то плана необходимых действий. Даже если вы знаете, чего хотите, но не представляете, КАК этого последовательно достичь, вы будете топтаться на месте. Нужен четкий план, последовательность действий, ведущих к цели. Эти действия должны быть вашими, а не только лишь рекомендованными незнамо кем. При этом достаточно понимать, чего вы достигнете на каждом этапе, что получите в результате каждого предпринятого действия. Остальное сделает ваше бессознательное.

Итак у вас есть три составляющих мотивации/намерения:

  1. Явственная неудовлетворенность текущей ситуацией (проблемой)
  2. Ясное видение желаемого результата (цели).
  3. Четкий план действий или хотя бы последовательность шагов.

Каждую из этих составляющих можно оценить, условно, по 10-балльной шкале. Если все три компонента выражены сильно (в районе 10 баллов), общая мотивация будет высокой. Но есть еще один важный фактор, который может свести на нет все усилия. Это сопротивление изменениям.

Сопротивление – это внутренние барьеры, страхи, опасения, сомнения, которые мешают двигаться к цели. Психолог, работающий с клиентом, внимательно отслеживает не только слова, но и невербальные реакции, для чтобы выявить эти скрытые препятствия. И при этом каждому вашему «Боюсь» и «Не могу» присваиваются два (!) балла. Так что, если условные “30 баллов мотивации” (по 10 баллов на каждый из трех компонентов) разделить на “10 баллов сопротивления” (пять ваших «отмазок»), получится всего 3 балла. Как показывает практика, при уровне мотивации (с учетом сопротивления) менее 5 баллов, шансы на успех невелики – от слова совсем. Что мы делаем в этом случае? Либо с помощью специальной психотехнологии поднимаем вашу мотивацию (как «К» так и «От»), либо начинаем работать с сопротивлениями. Которые могут быть вызваны, согласно мнению известного российского психолога Аллы Радченко (с моим небольшим дополнением), семью основными причинами:

  1. Конфликт частей личности. Это внутренний конфликт между разными частями, между разными ипостасями личности, имеющие противоположные желания и цели. Например, одна часть хочет заниматься спортом, другая — лениться и отдыхать. Классическая иллюстрация такого конфликта: «хочу похудеть, но люблю вкусно поесть».
  2. Вторичные выгоды. Это неосознаваемые преимущества, которые человек получает от наличия проблемы. Например, болезнь может давать возможность получать внимание и заботу близких, избегать ответственности, оправдывать неудачи. Даже такая страшная проблема как онкологическое заболевание, по исследованиям Стефани и Клэр Саймонтонов (см. С. и К. Саймонтоны «Возвращение в здоровье: новый взгляд на тяжелые болезни») может иметь вторичные выгоды. Которые с одной стороны служат способом “отстраниться” и «отключиться» от сложных жизненных ситуаций, а с другой, приводят человека к физической смерти.
  3. Травматический опыт. Негативный опыт прошлого, особенно если он был связан с сильными эмоциональными переживаниями, может создавать устойчивый страх перед повторением подобной ситуации и серьезное сопротивление изменениям. Человек, “обжегшись на молоке, дует на воду”, избегая любых действий, которые, по его мнению, могут привести к негативным последствиям.
  4. Родительское программирование. Установки, полученные в детстве от родителей или других значимых взрослых, могут оказывать сильное влияние на поведение человека во взрослой жизни. Фразы вроде “не радуйся слишком сильно, а то потом плакать будешь” или “не высовывайся, будь как все” могут формировать ограничивающие программы поведения, мешающие достижению успеха.
  5. Ложные убеждения. Убеждения, не соответствующие действительности, но воспринимаемые человеком как истина, способны серьезно искажать восприятие реальности и приводить к неадекватному поведению. Например, убеждение “у меня от этого сердце болит” может действительно вызывать сердечную боль и как ни странно в отсутствии каких-либо причин к оной.
  6. Самонаказание. Это деструктивный способ справляться с чувством вины, стыда, неудовлетворенности собой. Человек может неосознанно создавать себе проблемы, наказывать себя за реальные или мнимые проступки, лишать себя радости и удовольствий. Самонаказание может проявляться в разных формах: от самокритики и самобичевания до самоповреждающего поведения и создания “невыносимых” условий жизни. Такое поведение не решает проблему, а лишь усугубляет ее, создавая порочный круг вины и наказания.
  7. Самоидентификация с эталоном. Стремление быть похожим на кумира, подражание его поведению и образу жизни может приводить к потере собственной индивидуальности и отказу от собственных целей. Например, если человек идентифицирует себя с образом поэта-бунтаря, он может неосознанно стремиться к страданиям и депрессии, считая их неотъемлемой частью этого образа, копируя поведение, но забывая про суть.

А теперь перейдем, пожалуй, к самому важному. К методам психологической помощи, которые, как минимум, должны быть адекватны проблеме. То есть помогать не за счет некоего слабого плацебо-эффекта или кратковременного коллективного внушения, а действительно приводить человека к решениям и результатам. К сожалению многие из популярных и используемых (особенно в так называемой  инфоцыганской среде…) методов либо просто бесполезны (а то и серьезно вредны), либо применяются не так как надо и не там где надо. В полном соответствии с известным анекдотом, в котором некий мужчина, страдающий диареей, всерьез собирался вылечиться за счет махания красного фонаря около его филейной части. На вопрос к «лекарю» гарантирует ли такое махание результат, ему  отвечали:  «конечно, мы же так даже поезда останавливаем».

В Интегральном Нейропрограммировании  выделяются следующие шесть групп методов.

  1. Психологическое разъяснение и обоснование
  2. Коучинг
  3. Психологическое консультирование
  4. Психокоррекция
  5. Психотерапия
  6. Развитие

     Рассмотрим их более подробно.

Психологическое разъяснение и обоснование. В этом случае мы как бы приоткрываем перед клиентом «завесу тайн», которые скрывают его симптомы (возможно только от него). И бывает, что только лишь понимание и осознавание причин и механизмов происходящего оказывает весомый терапевтический эффект.  Например, в случае мужских измен, одной из причин, помимо легкомыслия и безответственности, может быть слишком тесная эмоциональная связь с матерью. Если мужчина психологически не сепарировался (т. е. не отделился) от оной, он может неосознанно проецировать ее образ на жену (и даже выбирать жену по принципу похожести). Что, как правило, приводит к охлаждению сексуального влечения, ибо интимные отношения с мамой запретны. В этом случае жена, фактически, начинает восприниматься как мать, а поиск любовницы становится реализацией подсознательной попытки найти женщину, с которой можно выстроить именно партнерские, а не запретно-“родственные” отношения. Осознание этого механизма может помочь мужчине пересмотреть свои взаимоотношения с двумя самыми главными женщинами в его жизни, и, как следствие, решить проблему измен. Важно, однако, добавить, что это психологическое разъяснение работает далеко не во всех случаях. Ибо подлинные причины проблемы могут находиться ну очень глубоко. Там, куда олицетворяющего как бы пытливый ум, болтливого Внутреннего Рассказчика, просто не пускают…

Однако, к сожалению, бывает, что за требованием клиента именно и прежде всего психологического объяснения и обоснования лежит банальное желание манипулировать другим. Это когда человек обращается за психологической помощью не для того, чтобы решить свои внутренние проблемы, а для того, чтобы научиться влиять на других людей, заставляя их, пусть даже и с помощью психолога, делать то, что ему выгодно. Он может маскировать это желание под благовидными предлогами, говорить о необходимости “построить гармоничные отношения”, “найти общий язык”, но на самом деле его интересует не решение своих проблем, а управление поведением других. За счет создания им проблем.  Важно понимать, что с таким подходом любая психологическая помощь будет не в прок, так как клиент не нацелен на работу с собой, своими блоками, затыками и сопротивлениями, а только лишь на поиск проблем в чужом сознании.

Так вот, если психологические разъяснения и обоснования не помогают (а так чаще всего и бывает), ибо проблема может лежать глубоко в бессознательном клиента, то ему можно предложить коучинг. Тем более, что коучинг этот сложно назвать полноценным психологическим методом, поскольку он, по сути, без всякого там «психического», направлен на достижение конкретных целей: “перемещение” клиента из точки А (текущее состояние) в точку Б (желаемый результат). Например, человеку просто желающему что-то улучшить в своей жизни коуч помогает наметить и осуществить шаги и действия, необходимые для достижения выбранной цели. При этом он буквально “ведет клиента за руку”: как учитель ученика, поддерживая и мотивируя. Не случайно, коучинг изначально появился в университетской среде (в Англии) как способ помочь отстающим студентам.

Если проблема всё ещё действительно сложна и непонятна, используется психологическое консультирование. Однако это не просто советы «что бы я сделал на вашем месте», а творческий поиск нестандартных, но эффективных решений проблем клиента. Представьте, что область вашей проблемы — это некий круг. А точка решения находится за его пределами. В этом случае вы никогда не найдёте решения, потому что в области, в которой она находится, не находитесь вы (точнее ваше внимание). Задача психологического консультирования — как раз помочь вам сдвинуть этакую «рамку осознания», выйти за пределы привычного мышления и найти решение. Не зря Альберт Эйнштейн говорил, что открытие делается так: все знают, что это невозможно, но находится один, который этого не знает, он-то и делает открытие.

Даже, если психологическое консультирование оказалось вполне удачным для  внешних аспектов проблемы, психотерапевты часто бывают вынуждены перейти в область аспектов внутренних  (разумеется, с согласия клиента. Используя психокоррекцию, которая обычно «воюет» с негативными проявлениями вашего характера. С привычными дезадаптивными способами реагирования человека, а не с глубинными внутренними причинами проблемы. Что особенно важно, так как зачастую, для решения сложных и серьезных проблем достаточно весьма краткосрочной психокоррекции. Например, для устранения действительно странных последствий посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), вполне достаточно, как показывает опыт, комплексного использования метода ДПДГ («десенсибилизации и переработки психологических травм движениями глаз»). Который позволяет достаточно быстро и эффективно отработать травматический опыт.

Ну а в случае, когда проблема затрагивает глубинные личностные особенности, укоренившиеся в результате неправильного воспитания и формирования детских травм и т. п., переходят к применению уже психотерапии, как таковой. Существует огромное количество основных её типов и методов (более 70 только основных направлений, и в каждом – свои методы!). Однако главное во всех из них является ориентация на своеобразную пересборку человека. Апгрейд его личности, который позволяет ему по-новому вписаться в жизнь, которая увы не подстраивается под него. Потому что жизнь вряд ли будет подстраиваться под нас. А вот мы вполне даже можем под нее подстроиться…

Помимо психокоррекции и психотерапии, существует еще одно направление работы с внутренними программами – личностный рост. Это не про “волшебные таблетки” и “исполнение желаний”, а про последовательное развитие человека на разных стадиях и уровнях жизненного пути:

  • Адаптация: умение приспосабливаться к окружающей среде, чувствовать себя комфортно в физическом мире.
  • Социализация: способности выстраивать отношения с другими людьми, находить свое место в обществе.
  • Экзистенциализация: осознание своей уникальности, поиск своего предназначения.
  • Трансперсонализация: выход за пределы себя, времени и пространства.

Тут все достаточно понятно. Потому что полноценная жизнь предполагает освоение всех этих четырех уровней, а не «благоденствия» на одном из них. Например, если человек “застревает” на уровне адаптации, он может только лишь уйти от проблем в некое “добровольное изгнание” (как всяческие современные отшельники). Если же он концентрируется только на социализации, не задумываясь о своем предназначении, его может настигнуть экзистенциальный кризис (часто это происходит в районе 40–42  лет). Человек вполне может впасть в депрессию, не понимая, зачем он нужен себе, миру и людям. А если он не осваивает хотя бы азы трансперсонализации, то постепенно впадает в ступор и страх смерти как физического конца концов. Хотя кто-то мудрый справедливо сказал, что любая смерть — это не стены, а двери перехода в другую плоскость бытия…

Резюмируя отмечу, что современная психологическая помощь предлагает широкий спектр методов и подходов, направленных на решение различных (любых) проблем человека и достижения разных целей. Главное – понимать, что именно вам нужно и выбирать специалиста, владеющего соответствующими методами. И отличать психологическую помощь от различных проявлений инфоцыганства.

P. S. Все вышеописанное имеет отношение к системе психологической помощи, созданной за последние 25 лет в интегральном нейропрограммировании: модели личностно-ориентированной психотерапии, которая к настоящему времени доказала свою высокую эффективность. Однако автор не несет ответственность за действия работающих в иных концепциях «коллег по цеху»,  которые могут не уделять должного внимания отбору, подготовке, точной специализации, а также системности в работе с нуждающимися в этой самой психологической помощи людям…

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее