Поколение нуждающихся в помощи…

Ковалев Сергей Викторович

«Я не вижу никакой надежды на будущее нашей страны, если она окажется в руках сегодняшней молодёжи, легкомысленной и беззаботной сверх меры. Когда я был молод, нас учили благоразумию и почтению к старшим, а нынешняя молодёжь чрезмерно умна и не терпит каких бы то ни было стеснений»

Вообще-то, вышеприведенная цитата, основное содержание которой с удовольствием поддержали бы многие из действительно взрослых людей, по не до конца проверенной легенде, принадлежит не нашему современнику, а древнегреческому поэту Гесиоду, родившемуся аж в 776 году до Рождества Христова. Однако свидетельствует она не столько о всегда присущем пожилым и зрелым людям недовольстве молодым поколением, сколько о том, что серьезная проблема со сменой генераций (молодежи, приходящей из категории «дети» в реалии взрослой жизни) испокон веков была присуща всему без исключения человечеству…

Тем не менее именно сейчас, с появлением и  вступлением во взрослую жизнь так называемых зумеров (людей, которые родились между 1995 и 2009 годами: правда,  могут фигурировать и несколько другие цифры, например,  1997 -2012 согласно теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува), которые ныне выходят на рынок труда, специалисты – как практики, так и теоретики, – стали замечать, что у этой генерации людей, появились и очень серьезно проявились социально-психологические особенности, которые ранее если и были выражены, то не столь явно и не так серьезно.  Правда до сих пор дать исчерпывающую характеристику всех «странностей» зумеров довольно сложно. Уж слишком тенденциозными являются соответствующие описания в зависимости от, так сказать, предпочтений их авторов, а также их (авторов) позиции: про или контра. Однако, основываясь на анализе большинства описаний субъектов данной генерации, можно утверждать, что им, скорее всего, свойственны следующие, довольно любопытные и привлекающие всеобщее внимание особенности людей, выросших в эпоху относительного благополучия и повсеместной цифровизации, засилья интернета, гаджетов, компьютерных технологий:

  • ничем не оправданное стремление к ощущению собственной исключительности;
  • вялый, но уверенный отказ от принятия социальных норм и реалий внешнего мира;
  • высокая конфликтность и пренебрежение авторитетами;
  • плохая приспособляемость к ситуациям неопределённости;
  • гиперчувствительность, сочетающаяся с тревогами и страхами (зумеров часто так и называют: напуганное поколение);
  • тотальное равнодушие к другим при гипервнимании к себе любимому;
  • завышенные ожидания и склонность к депрессии в силу их (ожиданий) неудовлетворения;
  • «клиповость» мышления, не позволяющая им строить реальные планы по достижению целей и результатов (это требует уже мышления сценарного);
  • пренебрежение семьёй и детьми;
  • наплевательское отношение к межличностным отношениям в угоду карьере и самореализации;
  • и, наконец, ошибочное убеждение, что возможно всё, и что, не прилагая особых усилий можно достичь любых успехов в своей собственной жизни.

Кстати, а вы знаете, что, именно эту приходящую на смену «уходящих» поколений генерацию Z (или иначе зуммеров) сейчас искренне и всерьез называют третьим потерянным поколением? Имея в виду не людей, переживших ужасы первой мировой войны (потерянное поколение №1) и тяготы проклятых девяностых (потерянное поколение №2), а наоборот, генерацию молодых людей, выросших в относительно благополучные годы. Которых почему-то относят к тем самым «потеряшкам» номер три, потому что они не способны ни хорошо «вписаться» в повседневную жизнь, ни обрести в ней успех, счастье и благополучие. И потому, что, так сказать, желаемая и осуществляемая ими жизнедеятельность совсем не совпадает с существующими стандартами жизни и работы. Возможно это отчасти можно объяснить явно присущей зумерам склонностью к этакой аутизации. Правда речь здесь идет не об аутизме в виде клинических расстройств, а о доклинических его формах. Которые стали неким трендом в эволюции человека: аутизации как форме взаимодействия в мире людей.  Погруженность в себя, нежелание общаться с окружающими и строить с ними отношения, защита от проблем внешнего мира, а также стремление всячески от них уклониться. А, по сути, практическая десоциализация целой новой генерации людей (со своей национальной спецификой).

Продолжая тему, попробуем, однако, поднявшись над мешаниной общих оценок поколения Z, и как бы сверху рассмотреть феномен зуммеров, причем во всемирном масштабе. Поскольку, если честно, то единственным общим мнением по поводу социально-психологических особенностей этой генерации людей можно считать их удивительную незрелость. Позднее взросление (и даже просто отказ от оного…) поколения зуммеров, которое с учетом наиболее общего критерия человеческой зрелости по Ф. Перлзу – self-support или опора на самого себя – становиться для человеческого сообщества наиболее важной проблемой.

Так, в Соединенных Штатах Америки, исследования их собственных зумеров ориентированы на анализ социально-экономической специфики, вызванной весьма пессимистическими ожиданиями этой генерации. По мнению The Wall Street Journal, американская молодёжь просто перестала взрослеть. (см. «Что бывает, когда целое поколение так и не повзрослело», ИноСМИ 06.01.2025 года). Как утверждает автор этой статьи, резкое снижение показателей домовладения, браков и рождаемости, показывает, что американской молодёжи всё сложнее достигать этих важных «вех» взрослой жизни. (“Никогда прежде тридцатилетние американцы не были такими детьми”). А сочетание общественных и экономических факторов буквально держат это поколение на привязи, в результате чего они демонстрируют не просто отставание, а остановку в своем развитии. По данным Института семейных исследований треть нынешней американской молодёжи, никогда не вступят в брак (ранее их число не превышало 5%). Доля бездетных взрослых в возрасте до 50 лет, которые, в принципе, не собираются этими детьми обзаводиться, с 2016 года по 2023 год выросла на 10%. А средний возраст покупки первого жилья достиг цифры в 38 лет – против 35 в 2023 году, и 29 – в 1981 (это уже по данным международной, национальной риэлторской ассоциации). И несмотря на то, что средняя заработная плата штатных сотрудников в возрасте от 35 до 44 лет с 2000 по 2024 год, с поправкой на инфляцию, выросла на 16%, только 21% опрошенных оценили общее состояние американской экономики как хорошее или отличное. Американская молодежь пребывает в состоянии глубочайшей тревоги от неопределённости ситуации и ощущения невозможности не то, чтобы самоактуализироваться, а даже просто осуществить нормальную жизнь. Именно поэтому даже нынешние тридцатилетние предпочитают жить вместе с родителями и, в основном, считают, что цели взрослой жизни для них просто недостижимы.

Ситуация в России – вечном «оппоненте» США – при всей своей относительности в чем-то весьма похожа. Однако с некоторой национальной спецификой. В РФ незрелость зуммеров проявилась в их инфантилизме и склонности к определенному патернализму.

Что касается первого – инфантилизма – то, по данным опубликованного доклада «Социальный образ будущего – 2023», главными пострадавшими от санкционной войны Запада оказалась как раз российская молодежь поколения Z. Каковая ныне переживает сильнейшую трансформацию среды, в которой она росла. Ибо живет в ощущении собственной потерянности и неявной, но убежденности о том, что Россию «вытесняют на обочину мирового прогресса и истории». По причине «отмены» привычных атрибутов «прогрессивной жизни» начиная с утраты западной кока-колы и определенных брендов одежды и заканчивая свободой поездок за границу.

Что касается второго – патернализма, каковой по исходному определению является система общественных отношений, при которой государство обеспечивает базовые потребности людей (в образовании, медицине, занятости, правовом обслуживании и т. п.), а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать правила и условия их (граждан) поведения, то здесь еще проще. К сожалению, непреложным фактом является то, что молодые россияне, выросшие в сытые годы нефтяной и прочей стабильности, абсолютно уверены, что проводить реформы, бороться с коррупцией, модернизировать страну и создавать возможности для их счастья и благополучия, должно и может только государство под руководством традиционно ругаемого правительства. Начать с себя, делать, а не ждать у моря погоды, согласны буквально единицы.

Национальная специфика реализации «зумерских» трендов ещё более проявилась на Востоке. Так, в современной Японии этот тренд довольно давно проявился в возникновении так называемых сатори-сэдай (поколение сатори). Здесь, однако, довольно экзотический термин “сатори” (в общих чертах, это достижение некого Просветления) используются для описания генерации молодых японцев, которые внешне действительно как бы достигли Великого Пробуждения: состояния свободы от материальных желаний, амбиций, поисков работы и надежд на построение карьеры. Но не от высокой духовности или даже святости, а из-за банальной бедности, и отсутствия возможности — все это обрести. В результате представители генерации сатори не заинтересованы практически ни в чём: как в материальном, так и в духовном. И ведут образ жизни, именуемый NEET (ни учёбы, ни работы): этаких паразитов-одиночек, которых условно можно подразделить на следующие три подкласса. «Профессиональных детей»: неженатых молодых японцев, живущих с родителями и наслаждающихся довольно беззаботной жизнью за их счёт. Так называемых «фритеров», существующих посредством дохода от непостоянного заработка или просто безработных. А также ещё и совсем уж «падших» хикикомори – молодых людей, отказывающихся от общественной жизни и стремящихся жить в изоляции от всех и вся…

Нечто подобное происходит и в Китае, но более всего не на материковом, а на принадлежащем ему (Китаю) острове Тайвань. Где обнаружилось широкое распространение так называемого “клубничного поколения“. То есть генерации молодых людей, которые, подобно клубнике, легко «мнутся», быстро «скисают», и, в отличие от своих родителей, не выдерживают социального давления и тяжёлого труда.

Однако, пожалуй, более всего (и резче всего) «зумерские безобразия» проявились в весьма проблемной ныне Южной Корее. Где в обиходе давно уже присутствует понятие “Седэ”, которое переводится как “поколение отказа от важного”. Я употребил это слово во множественном числе, потому что существует всего пять типов таких отказов:

  • сампхо седэ, или поколение трёх отказов: от свиданий, брака и рождения детей;
  • опхо седэ, или поколение пяти отказов, добавляющее к этому ещё и трудовую занятость и домовладение;
  • чхильпхо седэ, или поколение семи отказов, которое отрицает межличностные отношения и надежды;
  • купхо седэ, или поколение девяти отказов, вынужденное как бы отпустить, или пропустить, ещё и здоровье, а также внешний вид;
  • и, наконец, сипхо седэ – поколение десяти отказов, которое, на самом деле, отказывается не только от внешнего вида, но и от жизни как таковой.

В результате можно констатировать, что начиная с эпохи зумеров представители новых генераций (а впереди уже поколение Альфа эпохи искусственного интеллекта) вынуждены будут, последовательно, по степени своей деградации, отказать себе в:

  • свиданиях с представителями другого пола;
  • женитьбе или замужестве;
  • обзаведении детьми;
  • трудовой занятости на приемлемой работе;
  • обзаведении собственным жильём;
  • межличностных и личных отношениях;
  • надежд на изменения к лучшему;
  • сохранении здоровья;
  • и даже не модного прикида, а нормального внешнего вида;
  • и жизни как таковой, которая либо превратится в унылое существование, либо будет просто прекращена по чьей-то, или даже их самих, воле.

 

Почему всё эти метаморфозы произошли и случились? Да по многим взаимосвязанным причинам. Но более всего во всём этом виновато… благоденствие, которое было (увы, но только было) в предшествующие годы. На которое приходится детство героев этой статьи.

Дело в том, что, согласно так называемому закону Уэлса, развитие вида и индивида идут как бы в противофазе. То есть, довольно благополучное существование человечества приводит к возникновению не благоденствующих человеков. В общем-то, в полном соответствии с древнегреческой сентенцией: плохие времена рождают сильных людей, а хорошие – слабых…

А теперь я хочу объяснить не то, что прямо лежит на поверхности, а то, что находится в глубине всех этих печальных явлений. Скорее всего, именно вследствие длительной эпохи благоденствия, сделанное почти 100 лет назад предсказание Хосе Ортеги-и-Гассета, данное им книге “Восстание масс” о том, что не человек эпохи возрождения, а куда более приземленный и примитивный массовый человек станет доминантой человечества и не просто войдет в элиту, но и подчинит себе ее и весь мир вполне даже воплощается и осуществляется прямо сейчас.

Что такое массовый человек или по другому определению человек-масса? Если коротко, то согласно, определению, массовый человек – это тот, кто не пытается стать выше себя и не верит в ценности личного развития. Считает, что достиг своего совершенства, и что интеллектуально-духовный путь развития является не просто тупиковым, но и совершенно ненужным (ибо желанных ценностей – власти, денег и чувственных удовольствий – можно достичь, не утруждая себя какими-либо усилиями…). Нисколько не комплексующий по поводу своего сомнительного статуса. Высокомерно относящийся к интеллектуалам, считающий, что их деятельность глупа и бесполезна. В общем это тот, кто, даже понимая свою косность и ограниченность, не стремится к самосовершенствованию, а только лишь проявляет ненависть к тем “другим”, которые отличаются от масс. Причем, ненавидящий буквально всех, от него отличных и считающий, что, если человек не такой, как все, он достоин порицания и унижения, а то и уничтожения. (А. Н. Ильин. “Массовый человек: его сущность и условия становления”)

«Критикуешь – предлагай!» – как утверждают любил говорить небезызвестный И. Сталин. Потому что остановить эту ползучую деградацию человечества (которая, скорее всего, с активным внедрением искусственного интеллекта во все сферы «интеллектуальной» деятельности человека достигнет «точки невозврата») все еще возможно.  Но не за счет жесткой организующей позиции и всяческих административно-экономических мер («хрупкие» зумеры просто не выдержат подобное давление…), а посредством реальной целенаправленной, системно организованной помощи этому поколению Z в его психологической адаптации к меняющему миру и социализации в отношениях с другими. Но не просто устранением эмоциональных и прочих проблем зумеров, а предоставлением им возможностей в поиске удовлетворяющих их решений в, простите за высокий термин, в развитии их экзистенции (экзистенция буквально существование, бытие; движение «ОТ» проблем обычно приводит только к возникновению новых, гораздо экологичней движение «К» решению.  «Проблема исчезает тогда, когда ты принимаешь решение» (Ф. Фанч)).

Почему я использовал такое мудреное понятие как экзистенция? Да потому, что оно описывает главную на сегодня проблему всего человечества: отсутствие согласия и согласованности с собой и миром. Неудовлетворенность внутренними процессами и внешними ипостасями своей собственной жизни. С этой точки зрения предвестниками грядущего «идеального шторма» нашей цивилизации является то, что не только генерация зумеров, но и многие прочие люди других поколений в условиях продолжающегося мирового кризиса не находят ответов на четыре важнейших вопроса так называемой фундаментальной мотивации как условия счастливой экзистенции (см. А. Лэнгле «Экзистенциальный анализ»):

  • Могу ли я быть в этом мире?
  • Нравиться ли мне в этом мире жить?
  • Могу ли я в нем быть самим собой: настоящим и подлинным?
  • Знаю ли я, ради чего живу, то есть смысл своей жизни?

Все вопросы психологической помощи в каждом конкретном случае вполне можно решить (а желаемого – добиться) с помощью интегрального нейропрограммирования (ИНП) – новой системы прикладной психологии и психологически ориентированной психотерапии. Идеально подходящая для зумеров, воспитанных в эпоху компьютерных технологий, четких алгоритмов (не терпящих «а поговорить…», морализаторства и давления).  Которая, без ложной скромности, обладает следующими несомненными достоинствами:

  • Системностью и целостностью в подходе к проблемам людей
  • Научной обоснованностью в плане исключения всяческих сомнительных и малодостоверных идей и концепций
  • Удивительной практичностью и полезностью в плане не многосложного разъяснения сути проблем, а достижение конкретных результатов
  • Краткосрочностью в помощи: за часы, а не месяцы и годы
  • Четкой алгоритмизацией действий психотерапевта, исключающих «психологические блуждания», а представляющую логичную последовательность состава, этапов и психотехнологий достижения конкретно-сформулированного результата
  • Доступностью для использования не только профессиональными психологами, но и всеми людьми, желающими изменить себя во имя лучшей жизни
  • Полнотой направлений и средств, включающих диагностику, консультирование, коучинг, психокоррекцию, психотерапию и личностное развитие (см. «Тайны психологической помощи», статья в Дзен)

Не лишне будет сказать, что правообладателем направления ИНП является Институт Инновационных Психотехнологий, структура которого позволяет обеспечить весь спектр психологических услуг от оказания конкретной помощи населению (специалистами Центра Практической Психотерапии и Гильдии ИНП при институте) до обучения и повышения квалификации будущих и действующих специалистов (Центр Дополнительного профессионального образования)

Помешать здесь может только одно: нежелание меняться и из-за этого как бы застревание в культуре принятия, отнюдь не только своего небезупречного тела, но и самого себя (неуверенного, несчастного, тревожного, малоудачного, но при том такого неповторимого и любимого). Посему не только зумеры, но и более зрелые и успешные люди как-то совершенно не хотят понять, что принятие никак не поможет ему (поколению) справиться с растущими сложностями стремительно меняющегося мира. И что себя нужно не принимать, а менять (читай: развивать) в соответствии с реалиями происходящего. Иначе, получившее в наши дни широкое распространение, мрачная теория о том, что не позднее конца XXI века, человечество по своим когнитивным и эмоциональным, и эмоционально-поведенческим характеристикам распадётся на две группы – элиты и быдло, – уже не выглядит сейчас некой антиутопией. Похоже, что разделение людей на элоев и морлоков (Г. Уэллс) или, немного по-другому, долгоживущих и короткоживущих (И. Ефремов) неизбежно. Если, повторяюсь, мы не примем мер к развитию не только искусственного, но еще и естественного интеллекта, который ныне не развивается, а как бы просто деградирует.

Впрочем, всё это касается далеко не только одного интеллекта, а человеческой личности в целом. Каковая чем дальше, тем больше становится не просто слабой, но еще и даже какой-то одномерной (живущая ради потребления). В своей устойчивой направленности не на реальную жизнь, деятельность и счастье, а на виртуальное существование и бездеятельное получение дофаминового кайфа…

P.S. «Не все вы умрёте, но все изменитесь» – примерно так говорилось в Библии. Судя по тому, что на смену не очень-то жизнеспособной генерации зумеров может прийти (если не принять системные меры) ещё менее жизнеспособное (по некоторым прогнозам) стеклянное поколение (смотри, например, “Стеклянное поколение: что из себя представляют дети, рожденные после 2010 года, и как с ними взаимодействовать» 7days.ru), эта фраза сейчас должна звучать совершенно по-другому: «Кто не разовьётся, тот умрёт

Резюме:

  1. Во всех странах мира происходит своеобразное изменение подрастающего поколения, подозрительно похожее на деградацию.
  1. В основе этой деградации лежит неспособность молодых людей выходить из зоны комфорта в зону социального и прочего развития вследствие их душевной незрелости и психологической слабости.
  2. В сути своей всё происходящее вполне соответствует завершившейся революции масс, о которой предупреждал Хосе Ортега-и-Гассет.
  3. В результате этой тихой революции в мире резко увеличивается популяция «массовых людей»: порождение эпохи полного комфорта, когда человеку не надо прилагать больших усилий, чтобы удобно жить и считать себя личностью. Индивидов, не желающих иметь дело с чем-то неприятным или просто требующим усилий, но зато вполне довольствующемуся навязываемыми социумом стереотипами, клише, упрощением и стандартами, а также просто теряющих способность самостоятельно мыслить.
  4. Количество подобных субъектов (особенно в отдельных частях света) давно уже превысило критическую массу, необходимую для полного и тотального подчинения всех без исключения видов элит: культурной, политической и прочих. Вследствие чего существует весьма высокая вероятность того, что тотальная тупость и примитивность мышления приведёт к возникновению какой-то очередной версии «темных веков» человечества.

Без качественных изменений в психике и сознании этих людей и следующих поколений будущие перспективы грядущего благоденствия человечества выглядят весьма утопически.

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее