
«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, но самые счастливые — смотреть.»
Пифагор
О том, что жизнь подобна игре, люди говорят уже очень давно: наверное, с рождения человечества. XXI век добавил к этому немногое: пожалуй, только то, что игра эта удивительно похожа на компьютерную. Поскольку в ней точно присутствуют левелы (уровни достижения), скиллы (навыки), а также такие совершенно необходимые атрибуты, как персонажи любых «игрищ». Создатели игр — этакие демиурги, обычно находящиеся, как бы, в тени. Организаторы оных — своеобразные менеджеры игрового процесса. И игроки, каковые выполняют самые различные задания, дабы в конце игры оказаться если и не счастливым, то хотя бы успешным.
Однако в любой компьютерной игре присутствует и так называемые NPC (аббревиатура англоязычной версии неигровых персонажей – Non-playable character) или немного иначе на игровом сленге — неписи. Это понятие описывает персонажей, которые лишены собственной инициативы, действуют по инерции и не проявляют ярко выраженных индивидуальных черт. Неигровых субъектов, каковые где-то помогают, а где-то и мешают игрокам во всех их жизненных играх: сохранение здоровья, взаимоотношения, любовь, секс, работу, достижение материального достатка и постижение смысла жизни (это я перечислил только семь основных житейских «игрищ»).
Достаточно условно, хотя и вполне даже уверенно, можно выделить два уровня жизненных игр: для других – потому что надо. И для себя –потому что могу и хочу. На первом из них мы живём в чём-то общественном и, в общем-то, навязанном. В борьбе за место под солнцем, в тяжких трудах, страхах, сомнениях и в довольно унылом существовании. На втором же (до которого добираются не все) — в пленительном счастье познания и созидания, радости, удовольствия и вере. В подлинной человеческой экзистенции.
Не вдаваясь в ненужные подробности, можно с очень высокой вероятностью утверждать, что первый уровень человеческой жизни – для других – ныне становится (или, даже уже стал) унылым царством оператуарных людей. В лице игроков-биороботов. И не участвующих в игре неписей.
Как известно, в компьютерных играх эти самые NPC являются не столько персонажами, сколько имеющими определённый облик автоматическими программами. Которые при взаимодействии с игроком включают некую «ответку» – и не более. То есть, в отличие от описанных в предыдущем материале «классических» игроков-биороботов, обладающих некоторой свободой выбора и известной гибкостью, все без исключения неписи весьма узко специализированы. Что особенно важно, как это то, что в результате этой специализации они не имеют возможности определять и контролировать свою жизнедеятельность. Которая для неписей уже как бы «взвешена, измерена и признана «недостойной» (уж простите за фразу по известному библейскому выражению: «мене, текел, фарес», используемому для обозначения бренности жизни, успеха и благополучия…).
В контексте теории деятельности известного советского психолога А. Н. Леонтьева различие между биороботами и неписями заключается в том, что первые ориентированы на выполнение некоторого комплекса (но не системы) действий, где под действием понимается целенаправленный процесс, подчинённый сознательной цели, и осуществляемый посредством определённых операций (способов или этапов выполнения действия). То есть, действие всегда имеет сознательную цель, которую человек осознаёт и стремится достичь. А вот у неписей вся активность сводится к совокупности не очень-то связанных между собой операций, ориентированных на выполнение конкретных задач, чаще всего весьма даже «ответного» типа. Именно неписи как бы живут в системе «стимул-реакция», неукоснительно выполняя вложенную в них программу. И в реакциях этих они чаще всего выступают этакими неоварварами, для которых весьма характерны злобность/ жестокость и/или отсутствие культуры в поведении. Обычно эти неоварвары используют следующие приёмы:
- деструктивная критика («это всё не так, и вы ничего не понимаете»),
- деструктивная коннотация («он за Путина, значит это никудышный человек»), а также
- деструктивные пожелания («на вашем месте я бы делал совершенно другое, например, удавился»).
Причём, во многих случаях, всё это действительно напоминает стимул-реактивное поведение. «Ты за СССР, значит совкодрочер. Ты против СССР, значит тупая школота». Последовательность здесь одна и та же. Несогласие, а после эмоциональное недовольство в диапазоне от упрёка до возмущения и угроз. Причём в большинстве случаев как бы исключающее обоснование «выплеснутого» негатива.
В обычных (неконфликтных и долговременных) условиях неписи (неписи, которые не живут, а существуют, по утверждению одного из авторов канала Дзен) можно отличить по следующим признакам:
- Монотонная жизнь, повторяющийся распорядок. Каждый день кажется и является одинаковым.
- Поверхностные разговоры. Большинство разговоров неписей касается каких-то банальностей, типа погоды и прочих примитивных тем, а также сплетен и жалоб, перемежаемых клеветой и конфабуляциями (сиречь, враньем).
- Неудовлетворенность работой. Они ненавидят свою работу.
- Неписи не любят проводить время в одиночестве, ибо сама мысль об «одиночном» времяпрепровождении кажется им неудобоваримой и глупой.
- Они живут по шаблону. Например, они предпочитают ходить одной дорогой, а также просто тусоваться в одних и тех же местах.
- Неписи предпочитают думать об одном и том же, причем постоянно и одинаково, как бы жуя мысленную жвачку.
- Они не знают и, в общем-то, и не хотят знать своих целей.
- Неписи осуществляют большую часть своих действий не по собственной воле, а реагируя на внешнее воздействие; причём между стимулом и реакцией отсутствует промежуток для обдумывания.
- Они не имеют свободы выбора, потому что все их желания являются следствием затвержённых реалий, манипуляций и воздействия их окружения.
Если выделить главное, то неписи — это даже не биороботы, а только лишь программы, ибо они малофункциональны и весьма узко специализированы (то есть настроены на одно и то же). Такие люди представляют из себя носителя неких реакций, которыми отвечают на определённые внешние стимулы (триггеры) одним и тем же путём. Так что неписи – суть самые яркие представители того самого «массового человека» (Ортега-и-Гассет, «Восстание масс»). Причём в крайне его тупой ипостаси: субъектов, которые не способны самостоятельно мыслить, а умеют только лишь следовать предписаниям и трендам. Вроде бы люди, но вот только не обладающие независимым мышлением и/или слепо верящим стереотипам, традициям и общественному мнению. Как бы плывущие по течению, которое они считают мейнстримом, и против которого они никогда не пойдут. Ибо идти против течения могут только живые люди, а не всякие там ходячие недоразумения. А неписи только выглядят живыми, будучи на самом деле как бы спящими или даже уже умершими. Для себя, других, общества, мира и Бога. Можно добавить, что (по мнению ещё одного автора канала «Дзен») неписи — это люди, чьё существование протекает безвольно и бессмысленно. Ибо их жизнь как бы тупо прописана далеко наперёд, и они не думают о будущем, а только лишь живут настоящим.
Неписями не рождаются, ими становятся. Как перестать быть неписями? Саму по себе идею NPC людей можно рассматривать как провокационную метафору о том насколько ОСОЗНАННО люди проживают свою жизнь, что явственно помогает каждому заметить свое NPC– состояние, и задаться вопросами: «Как понять, что я не непись?», «Нужно ли стремиться быть не NPC?», «Можно ли изменить свое NPC-состояние?», «С чего начать?»
Вопросы, конечно, интересные, потому что, если в общем, то подобным неДОлюдям следует пройти большую, хотя и сравнительно краткосрочную психотерапию в Интегральном нейропрограммировании (конечно, не только в нём, но лучше в этом самом ИНП, потому как, по мнению многих специалистов, 90% “старых школ” уже утратили свою эффективность в новых реалиях современного мира). Хотя и всяких лайфхаков на эту тему хватает. В большинстве своём они достаточно традиционны и как бы касаются не только «неписей», но и биороботов. Каковым психологи обычно и постоянно советуют:
- Развиваться.
- Правильно распределять и планировать своё время.
- Радоваться мелочам.
- Ценить время не только своё, а и окружающих.
- Не позволять манипулировать собой в ущерб своим интересам.
Всё в этих советах и понятно, и логично, вот только малоэффективно. Потому что эти советы касаются управления сознательным поведением, а NPS очень сильно запрограммированы своим ущербным бессознательным. И нуждаются не во всяких там увещеваниях, а в перепрограммировании…
Вполне конкретный и реальный выход из прогрессирующей роботизации до состояния неписей предлагается экзистенциальным нейропрограммированием. Экзистенциальное оно потому, что ориентировано не на достижение нормальности существования, а на обретение экзистенции бытия: одновременной согласованности и удовлетворенности внутренним (психики) и внешним (социум) при полном их или хотя бы удовлетворяющем взаимодействии.
В экзистенциальном ИНП это осуществляется за счёт последовательной работы по:
- Оптимизации среды вашего обитания, после которой окружающее вас более не тревожит или угнетает, а где-то даже радует.
- Определению своих подлинных, а не предписанных другими ценностей, одновременно с нахождением адекватных способов их (ценностей) удовлетворения.
- Обретения подлинного себя, своей так называемой аутентичной личности, то есть личности человека, который живёт в соответствии со своими желаниями, ценностями, убеждениями, не боясь выражать свою индивидуальность и оставаясь верным себе, даже если это не соответствует ожиданиям окружающих.
- Пониманию и приобретению полного и подлинного смысла собственной жизни: своего Предназначения, Миссии и Смысла земного существования.
Почему именно это и только так? Да потому что, согласно теории базовых экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле, существует только четыре экзистенциальных потребностей, которые движут человеком в его стремлении к полноценной жизни. В контексте его, Лэнгле, подхода (именуемого «экзистенциальным анализом»), можно утверждать, что неписями движет первая из них: «могу ли я быть в этом мире?» (то есть, выжить в наличествующих условиях и обстоятельствах). Биороботов уже как бы более интересует потребность вторая: «Нравится ли мне жить в этом мире?» (то есть, могу ли я получать хоть какое-то удовольствие от своей жизни и её качествах). Переход на вышеупомянутый второй обобщённый уровень жизнедеятельности – жизни ради жизни – делает актуальным уже третий вопрос экзистенциальной мотивации: «Имею ли я право быть таким?» (то есть, могу ли проявлять собственную индивидуальность). Ну а те, кто достигает подлинных вершин своей жизни, задаются уже четвёртым вопросом: «Ради чего живу?» (то есть, о том, что является смыслом моей собственной жизни; какие ценности, цели и задачи придают ей уникальное значение). Однако, о подлинных высотах человеческой, а не роботизированной или не «прописанной» жизни, а также об их роли в жизнедеятельности всего человечества, мы с вами поговорим далее. Пока только лишь намекну на прекрасную возможность, не теоретически, а чисто практически, обрести их. Потому что всё это будет реализовано в модуле (алгоритмизированной системы психотехнологий) в серии вебинаров Института Инновационной психологии, посвящённых апгрейду (качественному улучшению) своей собственной личности и прокачке качества жизни. Принять участие, в котором, вы сможете уже этим летом. Так что следите за нашими объявлениями!
P.S. Обращу ваше внимание, что между информацией и рекламой две «большие разницы». Потому что первая информирует о чем-то полезном, а вторая навязывает обычно нечто и часто бесполезное. Так вот мы вас только информируем. О новых возможностях сделать свою жизнь более осмысленной, благополучной и счастливой…
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее