О личных особенностях людей, выбирающих выживание или жизнь

Ковалев Сергей Викторович

«Этика ставит своей целью пропитать и наполнить

 душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская

наука не требует ничего кроме внешней порядочности»

Ф. Бэкон

Рассказывают, что однажды некий принадлежащий кругу дервишей (коих не случайно называют «пьяницами священного экстаза») человек шел по улице и радостно провозглашал: «Жизнь прекрасна!»

– Ничего подобного – выкрикнул в ответ сидящий на обочине торговец – Жизнь ужасна! Вот у меня жена дура, дети уроды, зарабатываю я гроши, а кругом одни сволочи…

– Ты прав – остановившись на мгновение участливо молвил дервиш – Жизнь действительно ужасна! Но – не вообще, а лично ТВОЯ…

Как вы, наверное, обратили внимание, в течение последнего времени я в своих статьях исследую только одну, но чрезвычайно важную тему: жизнеспособности человека и человечества. Со всех сторон и в многообразии факторов и уровней этого удивительного феномена. Но не досужего любопытства для, а ради поиска и презентации нестандартных моделей этой самой жизнеспособности, которые могут быть использованы в качестве систем практических рекомендаций, а также основ для построения модулей психотехнологий повышения жизнеспособности всех и каждого из живущих в этом мире людей. Например, приведенные в прошлой статье отличающиеся социально-психологические концепции (модели) жизнеспособности, свойственные людям разного уровня бытия (выживания и жизни) вполне могут стать основой для самокоррекции и самоустановления жизнеутверждающих и жизнеспособных отношений с собой, другими и миром без каких-либо особых психотерапевтических воздействий.

В этой статье я продолжаю анализ, но уже на другом, совсем даже близком к человеку, а не к его отношениям, уровне: личных особенностей (характеристик) жизнеспособных и, мягко говоря, не очень людей. Что позволит простым (или с помощью консультанта) использованием первых и отказа от вторых резко повысить ваши собственные возможности к эффективной, счастливой и осмысленной жизни даже в нынешнем бушующем мире.

Для этого, как и всегда, опираясь на 3D парадигму интегрального нейропрограммирования «назначим ответственными» за эти самые личностные особенности три характеристики: этичность (динамика), аутентичность (структура) и позитивность (содержание).

Что касается первого, – этичности, то следует напомнить, что именно соответствие поведения человека требованиям этики и морали, нормам и правилам поведения, обычно и выступает тем, что вполне можно назвать принципами, по которым осуществляется жизнеспособная динамика человеческих действий и поступков.

Здесь с учетом современных феноменов постправды (метода создания общественного мнения не за счет объективных фактов, а посредством обращения к эмоциям и субъективным убеждениям), а также двойной морали (различного применения принципов, правил и оценок к однотипным действиям различных субъектов: людей, групп, стран и т. п., которую лучше всего можно понять из известного анекдота: «если мой сосед уведет у меня жену, то это зло, а если я уведу у него жену, то это добро»), обратимся к, так сказать, неоспоримой классике. А именно к конфуцианской теории «пяти постоянств» в число которых входят следующие добродетели «благородного мужа»:

Жэнь: человеческое начало, заключающееся в человеколюбии и милосердии, каковое одновременно являлось долгом и даже призванием совершенного человека. Символом Жэнь является Дерево.

И: правдивость и справедливость, не исключающие, однако личного интереса. Символом выступает Металл.

Ли: безупречное поведение, верность обычаям, следование правилам и соблюдение ритуалов как деятельности, направленной на сохранение общественных устоев. Символом является Огонь.

Чжи: здравый смысл, благоразумие, рассудительность и этакая практическая мудрость, позволяющая просчитать результаты своих действий. Символом Чжи выступает Вода.

Синь: искренность, доброжелательность, добросовестность, лояльность. Символом Синь является Земля.

Эти этические воззрения нашли свое выражение в системе многочисленных заповедей, построенных на противопоставлении «благородных мужей» (Цзюнь цзы) и «мелких людишек» (сяожень).

Так (по: В. Горбатову «Level one»), благородный муж руководствуется чувством долга; заботится о морали; требователен к себе; живет в согласии с другими людьми (хотя необязательно идет за ними); не проявляет пристрастий; следует велениям Неба и великих людей, а также стремится к овладению культурой (к образованности).

В отличии от него низкий человек заботиться только о личной выгоде и собственной пользе; затевает споры и предъявляет требования к другим; следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними; не знает велений Неба и не боится его; презирает великих людей, а также оставляет без внимания слова мудрого человека.

На мой взгляд, здесь все настолько просто и наглядно, что, право, не нуждается в комментариях, а только лишь в воплощении. Причем не только жизнеспособности ради, но и содержательной жизни для. Однако это не единственное описание человеческих качеств, присущих благородным мужам. Так, небезызвестные вам стоики считали, что главным в совершенном человеке, также является добродетель: высшее развитие человеческой личности, каковая, в свою очередь, состоит из четырех свойств или обобщенных качеств.

1. Мудрость и благоразумие, включающие:

  • неторопливое обдумывание
  • трезвое суждение
  • наличие перспективы и
  • здравый смысл.

2. Справедливость, которая раскрывалась в следующих характеристиках:

  • добросердечие
  • доброжелательность
  • честное дело (деятельность) и
  • служба другим людям.

3. Мужество и стойкость, каковые предполагают:

  • храбрость
  • настойчивость
  • подлинность и
  • уверенность.

4. Самодисциплина и умеренность, включающие:

  • упорядоченность
  • самоконтроль
  • прощение и
  • смирение.

Теперь, после столь скрупулёзного описания «динамизирующих» поведение человека (и весьма даже жизнеспособных…) этических добродетелей, обратимся ко второму, уже структурному компоненту личной обусловленности человека к разному уровню жизнеспособности: аутентичности.

Само по себе понятие аутентичность (от греческого authentēs – подлинный) было разработано в так называемой гуманистической психологии. Каковая понимала под этим способность человека не растворяться в многочисленных масках, ролях и амплуа, которые мы привычно используем для того, чтобы «соответствовать» требованиям социума (ближайшего, среднего и дальнего окружения). А, как бы даже наоборот, проявлять собственные, свойственные его индивидуальности чувства, мысли и действия… 

В том-то и заключается одна из главных проблем нашей жизни: что для того, чтобы пройти адаптацию и осуществить успешную социализацию, мы должны отказаться от своей индивидуальности в угоду усредненной социализации (априори нежизнеспособной), дабы не оказаться «белой вороной», которую заклевывают и изгоняют из гнезда ее черные товарки. Для чего сначала выбираем себе подходящее и соответствующее социуму амплуа: определенный набор, подходящих нашим внешним и внутренним данным, которые теперь будут переходить с нами из пьесы в пьесу нашей жизни. После осваиваем входящие в это амплуа роли: образы будущих действий и деятельностей или, немного иначе, модели внешнего и внутреннего поведения, соответствующие социальной, социально-психологической и даже чисто психологической функции каждого, кто исполняет эту роль (ибо роль, а не личность, дает нам новые качества, статус, права и обязанности, интересы и ценности, а также (даже!) голос и манеры поведения. А потом, дабы обеспечить себе выполнение своих ролей, научаемся носить опять-таки соответствующие ситуации маски. Например, скорби на похоронах (даже и мерзавца и вашего злейшего врага), веселья на свадьбе (даже и вашей бывшей возлюбленной) и, как говорится, и т.д. и т.п.

А вот аутентичность как возможность быть самим собой, часто открывается у нас в лучшем случае к пенсии, когда с одной стороны уже не нужно подстраиваться под окружающих и окружающее, а с другой – когда окружающее и окружающие исключают нас из социальной жизни…

Что нужно для того, чтобы стать жизнеспособной аутентичной личностью (АЛ)? Ну, вообще-то довольно многое, хотя стержнем этой загадочной АЛ является ответственность: за мысли, чувства и действия. Потому что брать на себя ответственность – это значит (прежде всего) отвечать за свой внутренний мир. Принимать и понимать себя (свои эмоции, желания и потребности), и действовать соответственно им на основе интуиции. Поскольку именно они – внутренние процессы и структуры, а вовсе не внешняя среда, – определяют направления её (аутентичной личности) движения. Которое осуществляется с полных осознанием характера взаимодействия с окружением, а также границ своих (в них) возможностей: без преувеличения и приуменьшения оных.  В результате лишь (и только) аутентичная личность действительно свободна в своих выборах. Подлинно свободна: сначала внутри, а потом (и вследствие этого) и во вне…

Аутентичная личность истинно независима. А это значит, что она не только не попадает в зависимость от других, но и не берёт на себя ответственность за оных(!). При этом она легко может помочь, если действительно попросят, но может и попросить помощи, если (и когда) она ей нужна.  Потому что АЛ «героична» именно в том, что она сама создаёт обстоятельства своей жизни и выбирает свою жизненную дорогу. И в своей безусловной личной автономии полностью самодостаточна.  Так что, вот эти вот независимость, самодостаточность, ответственность, свобода и спонтанность и составляют основу аутентичной личности. Её сущность и стать…

Ну, а жизненная философия подобных «героев» нашла своё выражение в своеобразных девяти заповедях (опять-таки не моих, но полезных), выполнение которых просто обязательно для всех, кто хочет реализовать высокую жизнеспособность. Так для того, чтобы осуществлять аутентичность в своих поведении и действиях вполне достаточным является выполнение следующих правилах аутентичной жизнедеятельности.

1. Живи теперь. Пребывай в настоящем, а не в прошлом и будущем.

2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет. Наслаждайся присутствующим, а не печалься по поводу отсутствующего.

3. Не фантазируй. Реально только опыт и жизнь.  А, фантазия – лучший способ уйти и от первого, и от второго.

4. Прекрати ненужные размышления. Чем жевать умственную жвачку и рефлексировать, лучше пробуй и смотри.

5. Выражай чувства. Вместо того, чтобы объяснять, рассуждать, оправдываться и манипулировать, честно демонстрируй, что ты чувствуешь по поводу происходящего.

6. Принимай неприятности и боль также, как и удовольствия. 

7. Ориентируйся не на «должен», а на «предпочитаю» (и не на «почему», а на «как»), не на других людей, а на себя. И не сотворя кумира, замени своё лукавое «не могу» на честное «не хочу».

8. Полностью принимай ответственность за свои поступки, мысли и чувства.

9. Будь самим собой.

Теперь, уже куда как более коротко поговорим о противоположном аутентичности и позволяющем только лишь выживать самоотчуждении: обособленности личности от своего «Я» или его составляющих. Суть его заключается в осознании индивидом собственной несвободы и зависимости от социальных ограничений. А проявляется этот печальный феномен в утрате самоидентичности («Кто Я?»), самосубъектности (причинности, как возможности влиять на происходящее и его изменять), а также потере смысла собственного существования и деятельности («Зачем Я и то, что я делаю?). 

Далее, в завершении этой неожиданно большой и пространной статьи (в общем-то раскрывающую простую истину: для того, чтобы стать жизнеспособным субъектом надо всего-навсего стать и быть Человеком…) обратимся к анализу понятия позитивность. Под которым, однако, понимается не широко распространяемое нынче позитивное мышление, утверждающее, что в жизни не должно быть места негативу, и человек просто не имеет права бояться, расстраиваться или злиться. Нет, здесь речь идет о другом: переносе направленности внимания в жизнедеятельности с негатива на позитив. Однако позитивность эта, хоть и близка к так называемой позитивной психологии, разделяющей аналогичные идеи, но все же имеет с ней «различия порождающие различия» (Г. Бейтсон). Потому что не ограничивается одним только переопределением происходящего по принципам «Да, увы ______. Зато____» и «Да, увы_____. Но это и хорошо. Потому, что иначе_____» (Например. «Да я дурак. Зато обстоятельный» или «Да я подкаблучник. Но это и хорошо. Потому что иначе я бы совсем разболтался» (по Т. Мужицкой). А предполагает полное переосмысление действительности человека (или ее фрагментов). По созданной в ИНП концепции так называемых нейрологических уровней бытия: иерархии и, одновременно, модели Мира человека, включающий следующие уровни:

Так, вот на уровне выживания окружение рассматривается как потенциально враждебное, тогда как уровень жизни как бы и полагает, и предполагает его вероятностно благоприятным. Поведение в выживании реактивно (вызывается воздействиями извне), а в жизни проактивно (инициируется активностью самого субъекта). Способности на уровне выживания основываются на логике и «рецептах» (готовых стратегиях и схемах), тогда как уровне жизни базируется на интуиции и поиске неизвестных альтернатив.

Намерения при выживании исходят из категории необходимости, а при жизни – из категории возможностей. Ценности на уровне выживания всегда суть ценности «От» (избегания), тогда как на уровне жизни они предстают в основном ценностями «К» (приближения). Убеждения выживания, всегда ограничивающие и разъединяющие (препятствующие), а жизни, наоборот, расширяющие и связывающие (соединяющие).

Идентичность на уровне выживания связана с эго и набором ролей, тогда как на уровне жизни она основывается на признании собственной индивидуальности и познании сущности. Миссия выживания суть выживание же любой ценой, тогда как для жизни характерно совсем другое принятие человеческого предназначения: жизнь для и ради жизни. Наконец, смыслом «большой системы», в которой и осуществляется жизнедеятельность, в случае выживания является существование во враждебной среде и мире с целью максимизации наград и минимизации наказаний, а вот жизнь как таковая позволяет осмыслять этот мир как прекрасное место для личностного роста и развития, а также получения удовольствия от всего, что тебя окружает

Все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы. Каковая достаточно наглядна для того, чтобы вы смогли представить масштаб и направления изменения своей жизни.

Уровень  Ориентация на выживание Ориентация на жизнь Мета-уровни
Окружение Враждебное Благоприятное Инструментальный
Поведение Реактивное Проактивное
Способности Основывающееся

на логике и «рецептах»

Базирующееся на интуиции и альтернативах
Намерения Исходящие из необходимости Побуждаемые возможностями Интенциональный
Ценности От К
Убеждения Ограничивающие и разъединяющее Расширяющие и связывающие
Идентичность

(сущность)

Эго и роли Индивидуальность и сущность Смысловой
Миссия

(предназначение)

Выжить любой ценой Жить, творить и радоваться
Смысл Достижение успеха или избегание неудачи Обретение благополучия

Резюме

  1. Ориентация субъекта высокого уровня жизнеспособности на жизнь, а не выживание в плане его личностных характеристик определяются его этичностью, аутентичностью и позитивностью.
  2. Наилучшей презентацией этичности как жизненных принципов, на которых должна основываться жизнеспособность в контексте динамики поведения личности, является концепция «пяти постоянств» конфуцианства и этика стоиков.
  3. Структура характеристик жизнеспособной личности лучше всего описывается теорией аутентичной личности, способностью человека быть самим собой, т. е. подлинным в своей самореализации.
  4. Содержательной характеристикой человека высокой жизнеспособности является его способность строить свою деятельность (как доступную ему область реальности) посредством ее позитивного переосмысления и переформатирования.
  5. Что касается «выживания», то главной особенностью их личности является ориентация на «мелких людишек» (по Конфуцию); самоотчуждение, а также негативность в плане осмысления себя и окружающей действительности.
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее