О конкретных смыслах жизни

Ковалев Сергей Викторович

О конкретных смыслах жизни

«Жизнь как пьеса в театре: важно не то,
сколько она длится, а насколько хорошо сыграна»
Сенека

К сожалению, вот именно об этом весьма конкретном современная психология как бы ничего не сообщает. Ограничившись только лишь констатацией громадного значения смыслов людской жизнедеятельности, но совершенно не объясняя, на какие такие смыслы она – эта самая жизнедеятельность – должна опираться. А еще данная наука, как бы даже принижает эту проблему, сводя смыслы к некому набору действий, которые дают человеку ощущение определенной жизненной цели. В качестве таковых обычно упоминаются:

  • Альтруизм
  • Преданность делу
  • Творчество
  • Гедонизм
  • Самоактуализация и
  • Самотрансцендирование

В практическом аспекте можно упомянуть об определенных «стандартах смыслов», которые преподносятся обществу как образцы удачной жизни. Перечислю некоторые из них, которые всем хорошо знакомы… В успехах, достижениях, развитии (самореализация как смысл); в сохранении красоты и здоровья (масса поклонников особенно в категории девушки и юноши 40+); в престижном потреблении и удовольствиях или в сформулированным еще Эпикуром своеобразном культе гедонизма; в достижении ВЛАСТИ (разного уровня и качества); в приумножении материальных благ (правда, богатые похороны будут слабым утешеньем); в жизни ради близких (если потом не скажут, «что ты мне всю жизнь испортил(а)»…); в работе и творчестве… При известной доле одержимости как крайности, возведенные в своеобразный культ…

Поскольку все это пусть и очень интересно, но совершенно не структурировано и не очень-то обоснованно, попробую рассмотреть проблему смыслов человеческой жизни с точки зрения Интегрального нейропрограммирования.

Сразу же уточняю: я опять ограничусь здесь только земными смыслами. В связи с чем в данном разделе позволю себе ограничиться безусловно весьма важными вопросами, но, так сказать, исключительно земного плана…

Как вы уже хорошо знаете, согласно ИНП и, так сказать, в целом, смысл человеческой жизни можно свести к осуществлению четырех ее последовательных жизненных задач:

  • Адаптации
  • Социализации
  • Экзистенциализации
  • Трансперсонализации

Рассматривать содержание каждой из них можно весьма по-разному. Но если попытаться выделить здесь главные смыслообразующие моменты, то придется ввести два понятия ИНП:

  • Деление всего и вся на содержательный и динамический аспекты
  • Принцип «n + m» и «n – m», где (m = 1,2 и более, но редко) И где «n + m» речь идет о повышении уровня жизненной цели и определяющих ее смыслов (высокий смысл — это не метафора), а «n – m» о падении и масштаба целей и обесценивании смысла

В этом случае чисто содержательно, последовательность конкретных смыслов людской жизнедеятельности можно хорошо передать с позиции известной иерархии потребностей А. Маслоу:

  • В выживании
  • В безопасности
  • В социальной активности
  • В уважении и самоуважении
  • В самоактуализации и
  • В трансценденции себя

Которая в контексте стадий (точнее уровней) человеческого развития выглядит примерно так:

Содержание человеческой жизнедеятельности

Вот на этом примере можно понять два момента: несводимость смысла к цели и то, как действует принцип «n + m». Потому что, первичной целью адаптации, самого что ни есть досоциального уровня, является выживание. А вот смыслом в варианте «n + 1» – обретение безопасности (выживание ради последующей безопасности). Смыслом обретения безопасности выступает получение возможностей для социальной активности. Смыслом социальной активности – обретение уважения и самоуважения. Смыслом уважения и самоуважения – самоактуализация. А смыслом самоактуализации – трансцендирование (выход за пределы себя). То есть цель в ИНП это то, ЧТО человек хочет. А смысл – то, ЗАЧЕМ он этого хочет…

Я описал идеальный вариант развертывания содержательных смыслов человеческой жизнедеятельности в соответствии с принципом «n + m». Но это вовсе не исключает других вариантов соотношений целей и смыслов, которые, обычно, в этом случае могут выступать уже формами смысловых патологий. Например, социальной активности ради безопасности, а то и выживания и иже с ними. Потому, что в данном случае начинает осуществляться уже принцип «n – m», приводящий к обессмысливанию любой, даже весьма целенаправленной человеческой жизни.

Можно также добавить, что и такие традиционные ценности, как используемые нами для репрезентации задач социализации: здоровье; взаимоотношения; любовь; секс; работа, материальное благополучие и смыслообразование (а также и реакции на объекты и ситуации: состояние; поведение; убеждения и образы Я в модели адаптации), могут (и должны) рассматриваться не сами по себе, а в контексте смыслов, которыми они нагружены. Потому что, например, взаимоотношения или тот же секс могут нести смысл несколько странной, но самоактуализации. А скажем, убеждения, существовать исключительно выживания для и ради…

Теперь перейдем к динамике смыслов человеческой деятельности. Которая в Интегральном нейропрограммировании передана созданной мною расширенной моделью нейро-логических (именно так: и нейро-, и логических…) уровней жизнедеятельности:

  • Окружение
  • Действия (поведение)
  • Способности
  • Намерения
  • Ценности
  • Убеждения
  • Идентичность
  • Общность
  • Призвание
  • Миссия
  • Предназначение и
  • Смысл

Что в рамках четырехклеточной таблицы уже стадий жизни может быть представлено так:

динамика человеческой жизниДинамика человеческой жизни


С учетом того, что все здесь и очень сложно с одной стороны, но довольно просто и наглядно – с другой, ограничусь только лишь некоторой констатацией в контексте принципов «n + m», «(n + 1)» и «n – m».

 Итак, адаптация предполагает освоение окружения, действий в нем и способов (способностей) оных. Социализация (напоминаю, что речь идет о динамике…) – формирование намерений, ценностей и убеждений. Экзистенциализация – принятие (с одновременным открытием…) собственной идентичности, а также «нахождением» своей общности и призвания как «дела, которому ты служишь» (Ю. Герман). А, трансперсонализация – постижения Миссии, Предназначения и Смысла собственной жизни.

При этом смыслом освоения окружения «в норме» «(n + 1)» является освоение форм и границ поведения (с ним и в нем). Освоение поведения и поведенческих действий – расширение их способов и формирование способностей. Формирование способностей – формулирование некоторых намерений по их реализации. Возникновение намерений – осознание стоящих за ними ценностей. Осознание ценностей – понимание своей системы вер (убеждений). Понимание системы вер – принятию (и опять-таки, открытию…) собственной идентичности. Открытие идентичности – нахождение «своей» общности. Нахождение своей общности – обретению Призвания. Обретение призвания – открытие собственной Миссии. Открытие Миссии – понимание своего Предназначения. А понимание Предназначения – постижение Смысла данной конкретной человеческой жизни: краткого мига бессмертного бытия подлинно Космического Существа…

Однако и здесь возможны патологии обессмысливания. Например, вступление в общность для контроля над окружением. Или использование Призвания только лишь ради реализации способностей. Но поскольку их здесь так много (ведь уровней двенадцать, а не шесть…), то я просто предлагаю читателю как бы потренироваться (и позабавиться…) в двух типах действий. Логическом – это когда вы будете «сочетать» цели и их смыслы, дивясь возможным комбинациям. И поведенческим – а это когда вы примените полученные в этой статье знания для анализа различных проявлений патологии жизнедеятельности ваших друзей и знакомых (вы в них тоже и точно входите…) Напомню, что основой здесь являются два вопроса:

  • Что ты делаешь или хочешь?
  • А зачем или ради чего ты это делаешь или хочешь?

А глубинный смысл проживаемой жизни придет позднее, когда наступит осознание, что цели и смыслы разные и что возможно не там искал. И возможно еще не поздно… И что стоит поменять точку обзора и тогда увидишь не отдельный эскиз жизненного этапа, а всю картину в целом…

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее