
«Я принадлежу к утраченному поколению, и мне комфортно в компании таких же потерянных и одиноких.»
Умберто Эко
«У каждого поколения должна быть своя война.»
Мао Цзэдун
Вообще-то, как известно, и термин, и понятие «потерянное поколение» были случайно введены Гертрудой Стайн в её беседе с Эрнестом Хемингуэем, причем ну очень давно: практически 100 лет тому назад. Позже так стали называть всех представителей человечества, чья жизнь пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами. С весьма размытыми границами и рамками: для обозначения довольно разных людей, которые:
- родились в период с 1863 по 1900 год;
- участвовали в Первой мировой войне или были каким-то образом ею затронуты;
- занимались творческим трудом, но покинули свои страны (все эти небезызвестные писатели, художники и прочие представители интеллигенции, которые сразу после войны рванули в Европу);
- испытывали чувства разочарования, утраты иллюзий и желающих приобрести новые ценности жизни взамен утраченных.
Их всех, однако, как бы объединяя в одну категорию, называли «неучтёнными жертвами войны», потому как, пережив ужасы военных действий, эти люди уже не могли жить нормальной жизнью. Ибо остро ощущали бессмысленность, жестокость, пустоту и грязь человеческого существования…
Казалось бы, что всё это давно уже кануло в Лету. Однако прямо сейчас возникло достаточно большое количество публикаций, в которых этот термин — «потерянное поколение» — как бы снова всплыл из глубин океана человеческого бессознательного. В данном случае шла о детях так называемых «святых девяностых», которыми, в силу чудовищных социально-политических и экономических пертурбаций, связанных с полной перестройкой общества, никто не занимался. От чего это второе «потерянное поколение» выросло эдакими нигилистами, не верящими ни государству, ни власти, ни даже своим родителям…
Однако совсем уже недавно в научном обиходе появился термин «третье потерянное поколение или «потерянное поколение XXI века», которое стало использоваться в адрес небезызвестных зумеров: в связи с тем, что люди, родившиеся где-то с середины девяностых XX века и до первого десятилетия века XXI, при всем их настойчивом увлечении цифровыми технологиями, а также виртуальными мирами и пространствами, в реальной жизни начали куда больше, чем их предшественники, страдать от всяческих там психологических расстройств, и испытывать трудности в адаптации к работе, социальной жизни и даже просто друг к другу. Ибо они с очень большим трудом вписываются в привычную и обычную для предшествующих поколений жизнь.
Должен, однако, отметить, что здесь имеет место определённая подтасовка а также этакое утаивание фактов, потому что, если говорить о «третьем потерянном поколении», то под ним следует подразумевать не только зумеров, но и активно конкурирующих с ними миллениалов (родившихся значительно раньше в период с 1986 по 1995 год XX века), а также уже упоминавшихся представителей поколения X (примерно 1965-1980 годы рождения). Потому что все эти три поколения можно объединить в очень своеобразную генерацию: так называемых думеров.
Вообще-то, изначально думер (doomer) был просто персонажем интернет-мемов, созданным примерно в сентябре 2018 года и описывающим депрессивное состояние, экзистенциальный кризис и нигилизм молодых людей. В мемах этих они (в мужском варианте) обычно изображались небритыми, с кругами под глазами, с сигаретой в зубах, а также одетые в чёрную куртку и шапку. В женском – это была грустная девушка в готическом стиле в черной кофте с чокером. Эти представители подрастающего поколения в возрасте 20–30 лет, столкнувшись с нарастающими, как девятый вал, волнами информации, и многочисленными жизненными проблемами, решали свои психологические трудности за счёт своеобразной ностальгии (по прошлому), а также посредством глубокого пессимизма по поводу будущего. В результате, например, в настоящее время более половины опрошенных думеров уверены, что мир идёт к упадку цивилизации, к её краху, в связи с чем, их еще стали называть «поколением обречённых».
Почему так произошло и случилось? Да потому, что мир в последние годы (начиная где-то с 2000 года) живет от кризиса к кризису. Войны с террором, финансовый крах Lerman Brothers, политико-экономический кризис после Майдана, миграционные проблемы, эпидемия COVID. В последние годы – еще и СВО: локальный конфликт, который активно разжигался и куда охотно «вписались» крупные игроки, да так, что до сих пор «выписаться» без потери лица они просто не могут. А еще как «вишенка на торте» военные действия на Ближнем Востоке. Весь этот хаос проблем привел к одному чудовищному следствию: многие люди утратили веру в настоящее и будущее. И даже при сохранении внешней комфортности бытия потеряли внутреннюю зону комфорта. Уверенность в завтрашнем дне и понимания того каким он будет…
В результате вымышленный персонаж воплотился в реальность. В настоящее время архетип (некий базовый образ) думера представляет собой молодого человека (чаще мужчину, но и женщины тоже), в возрасте примерно 20–30 лет (хотя многие упоминают и 40–50-летних). Который воспринимает жизнь как лишённую внутреннего смысла, от чего пребывает в бесцельности и отчуждении. Привычное его психологическое состояние представляет собой смесь экзистенциальной тревоги, депрессии, пессимизма и глубокого разочарования миром. Практически все представители этого нового потерянного поколения (еще их называют поколение «обреченных» и поколение «тишины и цифровой апатии») чрезвычайно недоверчиво или даже фаталистически относятся к частным и глобальным проблемам; с ещё большим пессимизмом рассматривают своё будущее; ностальгируют по прошлому; ощущают одиночество и тоску; проводят много времени в бессмысленных размышлениях и беседах, и, более чем другие, имеют всяческие вредные привычки.
Думеры весьма цинично относятся к своей карьере, экономической стабильности и человеческим отношениям. Что характерно, так это то, что данное «поколение обречённых» весьма нигилистически настроено против глупости политического и экономического истеблишмента и крайне низко оценивая их способности к эффективному управлению. При этом думеры не бунтуют, а только лишь всё глубже погружаются в меланхолию и депрессию.
Общие причины прогрессирующей «думеризации населения» в общем-то хорошо известны, а последствия, в принципе, при целенаправленной психологической, или точнее, все-таки психотерапевтической, помощи вполне исправимы. Просто наш мир собственно последние шесть лет живет в состоянии перманентного, непрерывно углубляющегося политического, экономического и психологического кризиса. Сопровождаемого медленным, но вполне выраженным ухудшением качества жизни. И это не мелочь, на которую можно не обращать внимание, потому что, если трещит фундамент, может разрушиться все здание цивилизации. И тогда о жизни ценностей для, обретения подлинной аутентичности и познания смысла собственной жизни (это я о трех следующих после удовлетворенности качеством жизни фундаментальных мотивациях развертывания и развития собственной жизни) остается только мечтать (растерянно озирая развалины старого мира).
Для психотерапевтов думеры представляют из себя НЕтипичных дезадаптантов с неудовлетворённостью самого первого, базового уровня фундаментальной мотивации: принятия условий и обстоятельств своей жизнедеятельности. Которым, однако, здесь вполне можно помочь психотехнологиями экзистенциального ИНП.
Во-первых, осуществлением субъективной трансформации сложившегося у думеров общего их психологического пессимизма по поводу мира, в котором они живут: переводом их из состояния отвержения в состояние принятия данности. Не случайно, в экзистенциальном ИНП существует следующая неприложная истина: если что-то не нравится, ты можешь это либо принять, либо изменить. Третьего не дано.
Во-вторых, посредством создания у любого и каждого мотивации к жизни и её изменениям. Например, используя модель Бернхарда-Глейчера, согласно которой перемены в жизни возможны только в случае, если человек:
- действительно неудовлетворён своей жизнью;
- чётко представляет, что он хочет «вместо того»;
- знает или хотя бы представляет конкретные шаги, которые могут быть приняты для реализации желаемого, задуманного, а также,
- уберёт своё внутреннее сопротивление изменениям.
Как именно это можно сделать самостоятельно, без дорогостоящей, но не всегда эффективной помощи психологов, расскажем вам в следующих публикациях и, возможно, в вебинаре. Следите за нашими публикациями, передачами и новостями.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее