Модели интегрального нейропрограммирования

Ковалев Сергей Викторович

«…модель – это не просто и не только отражение или копия состояния дел, но и предполагаемая форма деятельности, репрезентация будущей практики и освоенных форм деятельности»
М. Вартофский

 

Рассказывают, что однажды в весьма дождливый день, маленький мальчик не мог найти себе дело и место, отчего крутился вокруг своего отца, мешая тому делать какую-то важную работу.

В конце концов, раздосадованный отец вытащил из кучи макулатуры один из старых журналов, нашел в нем лист с картой мира, разрезал его (ее) на множество маленьких кусочков и вручил их сыну с уверениями в том, что если он (сын) соберет из этих кусочков данную карту, то он (отец) даст ему денег на мороженое…

Мудрый отец резонно предполагал, что это отвлечет сына на час, если не более, а в течение этого времени он сможет спокойно поработать. Однако не прошло и десяти минут, как мальчик положил перед папой собранную карту мира.

  • Как ты смог сделать это так быстро? – вскричал изумленный отец.
  • Да я просто перевернул лист и нашел там рисунок этого, как его… витрувианского(квадратного) человека Леонардо да Винчи и, используя его как модель, собрал разорванный лист. Так что все что мне осталось – это перевернуть изображение… – так ответил сын отцу.

Это одна из немногих притч, которая подчеркивает исключительную роль моделей явлений, событий, процессов и обстоятельств.  Замечу, одной их причин высокой эффективности интегрального нейропрограммирования является именно использование модельного принципа.  Дело в том, что отчетливое отставание теории практической психологии от конкретной практики привело к довольно парадоксальной ситуации. Специалисты, занятые практической деятельностью, вынуждены либо использовать довольно-таки устаревшие теории типа, например, теоретических воззрений классического психоанализа, либо начинать работать в весьма эклектических системах психотерапии, собранных по принципу «с миру по нитке… голому рубашка». Объединяет эти два подхода то, что в результате действий в жестких тисках узкого теоретического поля, или наоборот, смешивание в единый теоретический «коктейль» несмешиваемых, хотя иногда и дополняемых друг друга теорий, эффективность психологических интервенций резко снижается.

Понятие «модель» в различных областях знаний интерпретируется по-разному. В обобщенном понятии «модель» (от лат. Modelium – мера, образ) представляется как абстрактный аналог оригинального объекта, процесса, явления. В психологии это вроде мини-теории, дающей схему связей между различными аспектами поведения или состояния. Например, моделью общеизвестной теории мотивации А. Маслоу является популярная «пирамида потребностей». Другими словами, модель — это схема, изображение того, как что-то действует, конечной целью создания которой является использование в практике. Модель может содержать допущения, то есть, познавая что-то, мы можем не стремиться к некой абстрактной (и совершенно недостижимой) абсолютной истине, а использовать модель для представления некоего реального процесса, устройства или концепции. Создается она методом моделирования или воспроизведением практического опыта (в моем случае многолетнего опыта психологического консультирования и психотерапии).

Рис. Как создаются модели

И чтобы до конца быть системными для читателя уточним значения иных понятий, наиболее часто встречающихся в ИНП: модуль, алгоритм. Многие думают, что это синонимы, но это не совсем так. Например, модуль — это практическое воплощение модели, наполнение ее психотехнологиями. Алгоритм же представляет собой рекомендованную последовательность (стандарт) психотехнологий, входящих в тот или иной модуль. Но вернемся к нашим (вернее ИНП) моделям.

Так вот, именно для репрезентации концепции интегрального нейропрограммирования (дабы его использование не превращалось в бесконечный не алгоритмизированный процесс с нулевым результатом) мы и используем девять основных моделей, являющиеся как показал опыт психотерапии и консультирования эффективно действующими и вполне рабочими. Каковые, в полном соответствии с 3D парадигмой, немного условно, но подразделяются на динамические, структурные и содержательные. А буде все это имеет фрактальный характер (а фрактал, если коротко, то это множество, обладающее свойством самоподобия, то есть объект, совпадающий с частью самого себя – Википедия) то, каждая из этих моделей вполне может быть отнесена (как бы внутри самой себя) к опять-таки динамическому, структурному и содержательному аспектам (см. табл.).

 

Табл. Основные модели интегрального нейропрограммирования

Динамический аспект Структурный аспект Содержательный аспект
Динамические модели НС – ЖС ТОТЕМ ADDA
Структурные модели Русская матрешка – SK Мерседес SK Звезда благополучия
Содержательные  модели Малый цикл бытия Большой цикл бытия Нейрологические уровни

 

С первой из них вы уже знакомы – это динамическая модель процесса изменений НС – ЖС, хорошо, четко демонстрирующая динамический же аспект «динамо-модели».

 

 

То есть для того, чтобы изменить состояние любой системы, нужно, во-первых, его (НС состояние) описать, во-вторых, создать образ желаемого (ЖС), дабы мы не шли в неизвестном направлении. В-третьих, следует подобрать ресурс, который должен быть достаточен для того, чтобы «процесс пошел», а в-четвертых, – психотехнологии изменений. Образно говоря, чтобы выехать из пункта А в пункт Б надо знать откуда и куда вы собираетесь ехать (НС – ЖС), а также иметь транспортное средство (технологии передвижения) с достаточным запасом горючего и прочего необходимого (ресурсы)

Вторая из динамических моделей, имеющая уже четкий структурный аспект – это модель ТОТЕМ, каковая позволяет раскрывать структуру любого действия по идее ТОТЕ (см. Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам «Планы и структуры поведения»). В версии НЛП (нейролингвистическое программирование) она включала:

 

Т (триггер): некий спусковой крючок, как запускающий весь процесс и приводящий к формированию цели

О (действие): то, что нужно сделать, чтобы, по крайней мере, двинуться к цели

Т (тест): сравнение между желаемым и достигнутым

Е (выход): либо завершение действия, либо его корректировка с возвращением на этап действий.

 

Если как бы «развернуть» эту модель, то получится, что для того, чтобы начать действовать, вам нужно увидеть, услышать, почувствовать или понять, что она (разница между настоящим и желаемым состоянием в данной области) есть. Самое любопытное здесь то, что триггером может выступить что угодно, причем зачастую довольно-таки незначительное (чужая фраза, собственная мысль, увиденная картинка или некое состояние). Данный триггер (любой) становится как бы камешком, запускающим «лавину» последующих действий. Каковые (действия), выдохнувшись или завершившись, приводят к необходимости определиться с тем, где мы сейчас находимся по отношению к желаемому результату. После чего мы либо продолжаем действовать (так, как раньше или иначе), а когда цель достигнута завершаем свою активность: как пользуясь плодами от достижения цели, так иногда и просто отказываясь от нее. Традиционное использование модели ТОТЕ позволяет за счет изменения либо триггера, либо операции, либо теста или выхода полностью менять характер и качество человеческих действий.

Что же касается модели ТОТЕМ интегрального нейропрограммирования, то она также позволяет планировать, анализировать и пересматривать не только отдельные действия, но и целые этапы нашей жизни по, например, Большому Циклу Бытия (который будет описан далее): как будущие, так и прошлые незавершенные.

Т (триггер) –  с чего надо начинать (будущее)? или
–  с чего все началось (прошлое)? И
–  с чего надо было начинать (пересмотр)?
О (операция) –  что надо делать (будущее)? или
–  что я или мы делали (прошлое)? и
–  что надо было делать (пересмотр)?
Т (тест) –  чему надо научиться (будущее)?
–  чему я или мы научились (прошлое)? и
–  чему надо было научиться (пересмотр)?
Е (выход) –  что надо осознать и понять (будущее)? или
–  что я или мы осознали и поняли (будущее)? и
–  что надо было осознать и понять (пересмотр)?
М (мотивация) –  как теперь жить дальше (будущее)?
–  как я жил потом или после (прошлое)?
–  а как надо было бы жить (пересмотр)?

Третьей – в динамике ИНП и очень важной для успешных изменений человека – является созданная мною модель АДДА, реализующая уже этакий содержательный аспект.

 

Ассоциация с проблемой Диссоциация от нее Диссоциированная репрезентация решений Ассоциация с решением

 

Создана она мною как практическая репрезентация знаменитого «закона» Р. Ассаджоли, согласно которому мы не можем управлять ничем, с чем отождествились (а отождествление – это процесс, посредством которого мы присваиваем себе свойства, качества и атрибуты какого-то объекта; как бы сливаясь с ним и начиная считать себя таковым или частью такового). Но вполне можем справиться с тем, с чем мы разотождествились. В соответствии с этим законом и в рамках модели АДДА для того, чтобы как бы просто получить возможность решения любой проблемы, надо сначала как бы выйти из нее и взглянуть на все происходящее со стороны (например, мысленно «вышагнув» назад из себя в проблеме и как бы взглянуть на себя + проблему (А®Д+).

Далее следует как-то изменить «образ себя все еще проблемного, но уже диссоциированного от проблемы»: например, дать этому образу необходимые ресурсы до тех пор, пока он не превратится в того, кто может решить данное конкретное проблемное противоречие (Д®Д+). А в завершение как бы войти обратно в свой уже вполне даже способный справиться с проблемой образ. То есть ассоциироваться с ним (Д+®А+), дабы проблема сама собой превратилась в решение или просто стала вполне даже решаемой.

Теперь, разобравшись с динамическими моделями интегрального нейропрограммирования, перейдем к моделям структурным. Динамический аспект структурных моделей репрезентирует так называемая «Русская матрешка-SK», имеющая следующий вид (от самой большой «матрешки» к «матрешке» самой малой).

 

Главная цель (ваша любая главная цель) _________________________

 

  • Мета-цель: зачем?
  • Принципы: как?
  • Целевые отношения: откуда куда?
  • Раппорт: с кем вместе?
  • Действие: каким образом?
  • Предпочтения и навыки: что из этих действий я умею, а что люблю?

То есть, ежели вы замыслили какую-то цель (ну хотя бы банально разбогатеть), согласно «Русской матрешке-SK» вам нужно, даже как бы и сформулировав оную (о том, как это сделать см. далее в разделе «Как достигаются цели»), обязательно определить для себя

  • зачем вам надо разбогатеть?
  • на каких-таких принципах и правилах (ну, как минимум, не продавая за богатство свою душу и не вступая в противоречие с уголовным кодексом и экономическими законами)
  • откуда (доход в настоящее время) и куда вам предстоит двигаться (доход, которые вы не столько желаете, сколько можете поиметь)
  • с кем из людей (и с какими организациями) вам необходимо установить ну очень тесные и устойчивые связи)
  • на какую информацию вам надо опираться, а какую следует «запустить» о себе, чтобы достичь своей цели
  • что и в какой последовательности надо делать
  • а также – что из этого вы умеет, а что любите «осуществлять».

Учтите, что все это ну очень важно. Уже даже и не вспомню, сколько раз анализируя в ходе управленческого консультирования бизнес-неудачи клиентов, мы с ними выясняли, что они

  • особо не задумывались «зачем по большому счету» им эта цель
  • не формулировали важные для ее достижения принципы
  • не определяли свои настоящие и желаемые уровни по параметрам цели
  • не «раппортировали» с теми и тем, с кем это было надо
  • исходили из недостоверной и/или недостаточной информации, и не сообщали необходимой (и мотивирующей!) информации о себе и своих услугах, а также
  • использовали в качестве основных действий то, что не умели и не любили делать.

Структурный аспект структурных же моделей интегрального нейропрограммирования репрезентирует базовая для организации любых изменений модель «Мерседес SK», каковая постулирует, что человек хорошо «вписанный» в структуры собственной жизнедеятельности (т. е. устойчиво к ним адаптированный) просто должен быть эффективным, довольным и где-то даже осмысленным в своих:

  • отношениях с окружающими (объекты)
  • отношениях с окружающим (ситуации)
  • состояниях души и тела
  • поведении и действиях
  • убеждениях и верованиях
  • образах Самого Себя.

 

Рис. Модель «Мерседес-SK»

 

Из чего следует, что весьма даже важными структурными признаками незавершенной адаптации к жизни выступают следующие жалобы по соответствующим темам:

  • «меня достали!» – объекты (и в том числе люди)
  • «меня достало!» – ситуации
  • «мне плохо!» – состояния
  • «у меня не получается!» – поведение и действия
  • «я не принимаю, не понимаю и/или не верю» – убеждения
  • «я какой-то не такой» – образы Самого Себя.

Естественно, что изменением проблемных аспектов (или компонентов…) модели «Мерседес-SK» позволяет оптимизировать любую область человеческой жизни.

Ну а своеобразный содержательный аспект структурных моделей ИНП представлен в модели «Звезда благополучия», каковая как бы постулирует наличие семи важнейших его (благополучия) областей

  • здоровья
  • взаимоотношений
  • любви
  • секса
  • работы
  • материального благополучия и
  • жизненного смысла (см. рис.)

 

Рис. Модель «Звезда благополучия»

 

Модель эта прекрасно работает для прояснения уровня социализации человека. Потому как хорошо «вписанным» в общество вы будете не тогда, когда обретете «джентельменский набор» из квартиры, машины и дачи (т.е. будете владеть обиходной материальной дребеденью, которая на самом деле будет владеть вами), а когда будете иметь удовлетворяющие вас (а вовсе не из ряда вон выходящий) уровень здоровья, взаимоотношений, любви, секса, работы, материального благосостояния и – а это, пожалуй, самое главное – смысла вашей собственной жизни.

Обратимся теперь к «святая святых»: содержательным моделям интегрального нейропрограммирования.

Динамический аспект содержательных моделей представлен моделью «Малый цикл бытия» (МЦБ), включающей три элемента или ипостаси изменения.

 

Иметь — Делать – Быть

 

Все в ней не просто, а очень просто. Для того, чтобы что-то иметь надо что-то делать. А для того, чтобы что-то делать, надо каким-то (а иногда и кем-то) быть.

Например, если вы хотите ИМЕТЬ материальное благополучие, мало конкретизировать вплоть до размера дохода эту свою цель, каковая в этом случае выступает объектом ваших желаний. На самом деле в этом «иметь» надо еще и отчетливо представлять ситуацию, в которой вы будете находиться не только имея материальную обеспеченность, так и достигая и сохраняя оную. С тем, чтобы вы действительно смогли поиметь эти ситуации, а не – наоборот – когда они поимеют вас…

Далее следует очень точно представить, что вам придется (будет необходимо, но достаточно) ДЕЛАТЬ. В виде вполне конкретного сценария действий: их (действий) последовательности во времени, причем с указанием конкретных сроков, этаких шагов к высшему благородному ИМЕТЬ, каковые должны быть простыми, ясными и обеспечивающими успех.

Наконец, и для того, чтобы иметь, и для того, чтобы делать, надо еще и БЫТЬ. Человеком, который сможет стать материально благополучным. А также быть им, то есть сохранять это свое благополучие в нынешних, довольно-таки жутковатых условиях…

Попробуйте, пусть даже «в первом приближении» ответить на вышеприведенные вопросы МЦБ, и вы поймете, насколько он обеспечивает этакую содержательность динамики изменений.

Однако модель Малого Цикла Бытия при все своей простоте и содержательности, не очень-то подходит для выявления структуры (структурного элемента) достаточно протяженных (чаще всего – двенадцатилетних) этапов жизнедеятельности человека, в коих он должен осуществлять действительно крупные изменения. На помощь здесь приходит модель Большой Цикл Бытия (БЦБ), в каковой, например, планирование следующего этапа жизнедеятельности осуществляется по нижеприведенной последовательности (сверху – вниз).

 

ИМЕТЬ
ДЕЛАТЬ
ЗНАТЬ
ВЗАИМОСООТНОСИТЬСЯ
БЫТЬ
ВЕРИТЬ
СТРЕМИТЬСЯ

Рис.  Модель Большой Цикл Бытия

 

То есть, это планирование следует начинать с четкого понимания того, что вы хотите иметь: объективно и субъективно; внутренне и внешне (см. рис.). А также то, что вы иметь больше не хотите.

 

Субъективное Объективное
Внутреннее
Внешнее

Рис. Объекты планирования «иметь»

 

Определившись с этим, так сказать «базисом», можно уже переходить к «надстройке», определив то, что вы желаете делать (и то, что вы больше делать ну никак не хотите). С кем взаимосоотноситься, а с кем ослабить или даже прервать взаимоотношения. Кем (или каким) таким быть, а кем (каким) отныне не являться. Во что верить, а что напрочь исключить из своих верований. И, наконец, куда стремиться, а куда более даже и не соваться…

Вышеописанное – это только один вариант использования Большого Цикла Бытия. Потому как, например, его можно применять и в качестве этакого утилитарного инструмента планирования каждого из составляющих БЦБ, например, для «иметь».

Что я хочу иметь?

Что я должен делать, чтобы это иметь?

Что я должен знать, чтобы делать и иметь?

С кем я должен для всего этого взаимосоотноситься?

Кем быть?

Во что верить?

И, наконец, куда стремиться?

И это далеко не все по Большому Циклу Бытия…

Ну а своеобразным венцом, «вишенкой на торте» содержательных моделей интегрального нейропрограммирования является моя версия так называемых нейрологических уровней: Модель нейрологических уровней

Под этим термином – нейрологические уровни – в том же НЛП (нейролингвистическом программировании) понимается концепция личности Г. Бейтсона и Р. Дилтса, в строении коей (личности, а не концепции) обычно выделяются шесть уровней: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, личностное своеобразие и личная миссия. Как видите, данное определение отнюдь не страдает полнотой, а выделенные уровни – логичностью (чего стоит одно только приравнивание ценностей к убеждениям, поскольку любой отечественный психолог знает, что это, так сказать, «две большие разницы»).

Так что идея логических (так их часто называют, запросто отрывая от нейрологии) была удивительно сырой, но потенциально богатой. И я, вплотную занявшись ее изучением и применением, просто предложил два нюанса, которые в корне изменили вышеприведенную интерпретацию НЛУ. То, что на самом деле нейрологические уровни представляют собой не строение личности, а куда как более – модель действительности человека (под действительностью здесь понимается индивидуально-личный фрагмент реальности, в которой и живут конкретные субъекты). То, что НЛУ репрезентируют три элемента 3D парадигмы: динамику (окружение, поведение и способности); структуру (намерения, ценности и убеждения); и содержание (идентичность, миссия и смысл). И то, что уровней этих не шесть, а, как минимум, девять (см. рис.).

 

Рис. Система нейрологических уровней С. В. Ковалева

 

Использование нейрологических уровней в ИНП – это, как говорится, отдельная песня. Потому что, во-первых, вы можете их применять для психологического консультирования, причем в очень широком диапазоне: от тотального поиска возможностей решения проблем и достижения целей до серьезнейшего консалтинга жизненных ситуаций.

В первом случае, работая как бы «снизу-вверх», вы отвечаете на следующие вопросы:

  • Кто может мне помочь в решении этой проблемы (достижение цели)?
  • Что надо или следует делать (в том числе и с этим, «кто»?)
  • Как надо это делать: в каком стиле и с использованием наших способностей?
  • Каковы мои намерения?
  • В чем здесь ценность?
  • Исходя из каких правил (убеждений) я действую?
  • Кто я здесь и кем являюсь?
  • Какова моя миссия?
  • В чем тут смысл?

Во втором же, действуя уже «сверху-вниз», используете в чем-то аналогичные вопросы, но как бы с другой перспективой:

  • В чем смысл случившегося и происходящего?
  • Как это затрагивает мою миссию и/или влияет на нее?
  • Кем я здесь выступал или являлся и кем должен быть?
  • Во что верил и во что должен верить?
  • На какие ценности опирался, а какие следовало бы (еще) использовать?
  • Каковы были мои намерения и что в них теперь стоит изменить?
  • Как я действовал и как надо было бы действовать – в том числе и в использовании способностей и способов?
  • Что я делал, а что надо было бы делать?
  • В каком окружении находился, а в каком мне следовало бы находится?

Во-вторых, НЛУ является прекрасным способом изменения сначала внутренней, а потом и внешней реальности (точнее – действительности) человека. Потому что как любая проблема, так и возможности ее достижения являются функцией и следствием определенных внутренних настроек. И если изменить эти настройки, то и проблема решается, и цель достигается. Более того: вы как бы (а, вообще-то, на самом деле) переходите в другую действительность своей жизни. Новую реальность субъективного бытия

Подробнее об этом я расскажу позднее, потому что такое вот «сверхмасштабное» использование нейрологических уровней для изменения Модели Мира (с той, в которой вы неблагополучны, на ту, в которой эффективны, довольны и можете жить глубоко осмысленно) требует достаточно солидных знаний психотехнологий ИНП, до которых мы пока не добрались. Поэтому, завершая тему моделей интегрального нейропрограммирования, обратимся к последней из них, каковая, с одной стороны, как бы стоит в стороне от девяти вышеперечисленных: Модели Общего Замысла Генерации (МОЗГ).

Дело в том, что в сути своей это универсальная модель любых изменений (см. рис.), которая, если честно, мне однажды просто приснилась.

 

         ЗАМЫСЕЛ
↑ ↓
ПОЛЕ СОЗНАНИЯ
↑ ↓
ВАКУУМ
↑ ↓
ВРЕМЯ
↑ ↓
ЭНЕРГИЯ
↑ ↓
ПРОСТРАНСТВО
↑ ↓
МАССА

Рис. Модель Общего Замысла Генерации (МОЗГ)

 

Стрелки, которые ведут как вверх, так и вниз, демонстрируют два подхода к ее реализации. В случае, если мы сталкиваемся с застарелой проблемой, мы идем «снизу-вверх» и начинаем с «расчистки» психики и тела от всяких там «вещей в теле» (А. Ермошин): неприятных ощущений и переживаний (Масса). Далее реорганизуем проблемное Пространство: в том числе и внешнее (взаимодействий), но чаще и больше внутреннее (частей личности). Затем убираем все то, что приводит к потерям жизненных сил, а также даем человеку новые ресурсы для жизнедеятельности (Энергия). Ну а после устраняем травмы прошлого и создаем приемлемое будущее (Время). «Делаем» необходимые «мыслеформы» (обычно образы Самого Себя) – (Вакуум). Снабжаем субъекта, как минимум, необходимыми убеждениями, попутно устраняя те из них, которые являются ограничивающими и/или ослабляющими (Поле Сознания). И, наконец, переформатируем (или, если хотите, видоизменяем) Замысел его жизни в проблемной области.

В случае же, когда человек вполне способен к созданию чего-то нового – масштабного и целенаправленного в своей жизнедеятельности (то есть проблем в этой области либо просто нет, либо мы их решили вышеописанным образом) работа строится уже по принципу сверху-вниз. То есть сперва создается Замысел всего того, чего хочет данный субъект; затем благоприятствующее его реализации Поле Сознания (включая смыслы, значения и ценности); переформатируются Образы Самого Себя (Вакуум); а также строится подходящую модель будущего (Время). Далее все это снабжается необходимой Энергией; обеспечивается соответствующими внутренним и внешним Пространствами; и, наконец, снабжается весьма даже приятными (и очень полезными) ощущениями (Масса).

Таковы, в первом приближении, модели интегрального нейропрограммирования, каковые и позволили этому направлению практической психологии и психологически ориентированной психотерапии занять лидирующие позиции в славном деле Великого Пробуждения человечества…

В завершении подведем итого и резюмируем следующее:

  1. Использование в качестве предмета изучения и изменений чего-либо описывающих его как систему моделей позволят реально осуществить практическую репрезентацию сложных и недостаточно изученных феноменов.
  2. До комплиментарного (т. е. достаточно полного их (феноменов) описания) следует использовать три вида моделей: динамических, структурных и содержательных.
  3. Разработанные в интегральном нейропрограммировании модели применимы к изменению физиологических, психологических, и социальных феноменов, т. е всего спектра проблем человека и его сообществ.

Особо ценным можно считать, то, что модели ИНП позволяют осуществлять комплексное воздействие, включающее диагностику, психологическое (а также управленческое) консультирование и практическую психотерапию.

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее