Институт Инновационных Психотехнологий

Как остановить ползучую деградацию

Ковалев Сергей Викторович

«Дурак – это тот, кто думает не так, как я»
Обиходное мнение

Так уж получилось, что длительное время в своих статьях я выступал этаким недобрым вестником: всяких там проблем и кризисов, сполна присущих нынешней цивилизации. К сожалению, в чисто психологическом плане, это весьма даже чревато последствиями. Поскольку в современной научно-популярной литературе давно уже отмечено, что для того, чтобы быть любимым, надобно, чтобы от тебя исходила не более чем одна плохая новость на фоне целых трех хороших…

Что ж, истово и искренне обещаю в будущем исправиться. Начиная с этой статьи, в которой, привычно заняв позицию «хорошо информированного оптимиста» (а это и есть пессимист, по давешнему определению сего понятия…), я не только констатирую прискорбный факт психологической деградации людей, но и привожу некоторые, сугубо индивидуальные выходы из оной.

Почему я так уверенно говорю о психологической деградации человека? Да потому что она в данной «кризисной» ситуации и обоснована, и оправдана.

Напомню, что, с точки зрения, например, теории А. Н. Северцова, эволюция любого биологического вида может пойти по пути ароморфоза, идиоадаптации или регресса. Под ароморфозом здесь понимается прогрессивное развитие себя и своего образа жизни, приводящая к появлению определенных новых качеств. Под идиоадаптацией – приспособление к среде в виде некоей специализации, обеспечивающей адаптацию к условиям и обстоятельствам жизнедеятельности, но в узком смысле этого слова (адаптации). Ну а под регрессом – деградацию живого существа или сущности с целью его выживания в неблагоприятных условиях.

Отсюда следует, что в нынешней, крайне неблагоприятной ситуации, у всех сложных систем, включая, разумеется, и человека, наличествуют только три направления сохранения приемлемого уровня жизнедеятельности. Прогрессивные изменения (и количественные, и качественные), т. е. улучшение своего внутреннего содержания за счет приобретения новых и естественно полезных качеств (что довольно легко можно сделать посредством того же интегрального нейропрограммирования…). Некая специализация (и сужение…) себя и своей жизни, связанная в лучшем случае с сосредоточением на основном и главном (тех 20% жизнедеятельности, которые, будучи представлены, задают оставшиеся восемьдесят…), а в худшем –  самоограничение себя и ограничение Значимых Других. И регресс, сиречь деградация, каковая, скорее всего, и будет выбрана ленивым и страдающим от прокрастинации человечеством. Отчего именно о ней я и буду здесь говорить, ибо, увы, сейчас уже довольно-таки ясно, что человечество, все уверенней переходит в состояние этакой ползучей деградации, стыдливо прикрываемой фиговым листиком развития всяческих там ИИ:

Когнитивной (сиречь, умственной), где нам не поможет даже и искусственный интеллект: многие нынешние школьники настолько утратили навыки так называемого глубинного чтения, что уже просто не могут понять ответы этого универсального помощника.

Эмоциональной, что явственно выразилось в том, что у нас в России, по итогам всенародного голосования, главным «Словом года – 2025» было единодушно выбрано слово «тревога».

Поведенческой, когда не только и не столько «дорогие россияне», но и буквально весь мир падает жертвой так называемой «приобретенной беспомощности»: психологического состояния, когда человек перестает пытаться изменить неблагоприятную ситуацию даже в условиях, где это возможно. Из-за убежденности в том, что от него ничего не зависит и отсутствия хоть какой-то видимой связи между действиями и их результатами.

К этой печальной триаде можно добавить еще одно: едва ли не самое страшное проявление деградации. Потерю идентичности личности, когда человек теряет целостное представление о себе, своих ролях, ценностях и целях, а также испытывает сомнения, опустошённость и трудности с самоопределением, будучи не в состоянии ответить на главные вопросы жизни: «Кто Я?»; «Зачем Я?»; и «Куда Я иду?»…

Так что деградация человека и человечества суть не просто ослабление умственных способностей, а как бы одновременное угасание всех психических функций. Что, как ни странно, позволяет понять ее причины как бы из одного центра силы и смысла

Начнем, однако, с того, что, несмотря на все информационные усилия либералов по констатации наличия «деградационной тенденции» в одной только отдельно взятой стране (догадались с трех раз, какой именно?..), Россия в этом плане (на фоне других государств…) выглядит как бы даже более благополучно. Видимо, до сих пор нас спасают остатки заложенных еще в СССР интеллектуальности и нравственности, а также очевидная сложность (а, точнее, проблемность…) жизнедеятельности именно в нашей стране, являющиеся гарантом как некоей исходной практической мудрости за счет каждодневной «отточки мозгов», так и явно более высоких способностей к выживанию в неблагоприятной среде (у нас ведь даже погода предназначена исключительно для уничтожения неприятеля…).

К сожалению, несмотря на этот приятный факт, признаки деградации человека пышным цветом расцветают и в нашей великой стране. Но в отличие от стран Запада, где она (эта самая деградация…) стала результатом сначала щедрого предоставления социальной помощи заметно обленившемуся и даже слегка пересытившемуся в итоге населению, а потом резкого отказа от оной с соответствующей утратой у этого самого населения веры в стабильность и надежд на будущее (что уж тут поделать: банальные экономические неурядицы, вызванные исчерпанием возможностей развивающегося капитализма куда-то там развиваться, начисто разрушили великие идеи о разумном перераспределении накопленных богатств…), в России главной оказалась другая причина: утрата смыслов к дальнейшему существованию.  Отсутствие хоть какой-то внятной модели того будущего, к которому следует (стоит!) стремиться. Однако на этом все различия между нами и Западом как бы даже и заканчиваются. Потому что далее и у них, и в какой-то степени у нас, все пошло совершенно одинаково.

Как именно? Да не совсем так, как вы можете подумать, потому, что уже существуют ну очень интересные данные, которые недвусмысленно свидетельствуют о том, что в основе этой самой деградации лежат не вышеперечисленные психические процессы (когнитивные, эмоциональные, поведенческие, личностные и т. п.), а качество отношений человека к себе, другим, миру и, уж простите, к Богу…  Отношения далее уже никого не устраивающие. Не случайно  А. Маслоу описывает этапы (они же стадии…) деградации любого человека следующей последовательностью изменения отношений к себе и другим. Последовательность же этого следующая:

  1. 1. Возникновение психологии «пешки», когда человек как бы вплотную подходит к состоянию приобретенной беспомощности и ощущает себя целиком и полностью зависимым от обстоятельств и неких внешних сил.
  2. Образование реального (но иногда и слегка иллюзорного…) ощущения недостатка основных жизненных благ и/или фиксация на изначальных (и весьма материальных…) потребностях (обычно это еда и секс…).
  3. Создание некоего своего и, притом, как бы «чистого» социального окружения, когда общество подразделяется на «своих» и «чужих», а мир становится сугубо черно-белым.
  4. «Сползание» на уровни вины и стыда, формирование повышенной самокритичности или, наоборот, сверхкритичности к другим, обвиняемым во всех смертных грехах…
  5. Деградация речи (оскудение лексикона…) с переходом на примитивную лексику и явственными затруднениями в использовании прилагательных для описания человеческих чувств и ценностей.
  6. Яростная защита некоторых «священных», но довольно-таки примитивных «основ» с полным (категорическим!) неприятием мнения других, а также отвержением (десакрализацией…) «высоких» истин и просто: всего возвышающего человека…
  7. Появление («подключение») различных зависимостей (пищевой, алкогольной, наркотической, игровой…), а также неэкологичных созависимостей (патологических пристрастий к определенным людям и их взглядам и мнениям).

Конечно, если после прочтения этого списка вы посмотрите на других, то без труда обнаружите в своем окружении (да и не только в нем: достаточно послушать говорящие с экрана «головы») людей той или иной ступени (этапа) деградации. Однако будет куда как полезней оценить в этом плане лично себя. И буде элементы собственной личной деградации вы у себя все-таки (и скорее всего…) обнаружите, приступить к обратному процессу: восстановления себя. Который (процесс) вполне можно осуществить даже без особой посторонней помощи, если руководствоваться следующими простыми советами, описывающими «обратный ход» деградации.

  1. 1. Откажитесь от любых (и любимых…) зависимостей или, по крайней мере, ограничьте себя в этом, относясь к данным «возможностям ухода от реальности» как к крайним и оттого редко применимым средствам. Учтите, что, когда они станут смысловыми самоцелями – то есть, когда вы будете, например, пить не потому, что что-то празднуете, а праздновать, потому что вы что-то пьете, – помочь вам окажется в состоянии только опытный и высококвалифицированный психотерапевт (сами вы, скорее всего, уже не справитесь…).
  2. Попробуйте поверить (а если не получится, то притворитесь, что поверили…) в то, что мнения других (или просто другие мнения…)могут вполне содержать в себе зерно истины, а также в то, что на свете действительно существуют такие странные явления, как порядочность, достоинство, совесть и тому подобное как бы возвышенное; что у каждого человека безусловно наличествует Смысл и Миссия его жизни; и что некто Всеобъемлющий и Великий как бы любовно, но строго следит за каждым из нас, вознаграждая за любой шаг в направлении Света и Добра.
  3. Начните просто внимательно, а не наспех, читать хорошие книги, обращая особое внимание на то, как в них выражают свои чувства и эмоции положительные персонажи, а после как бы потренируйтесь в расширении и обогащении собственного лексикона (начинайте с общения с самим собой в зеркале), используя позаимствованные вами из прочтенных текстов и в общем-то несвойственные вам слова, выражения и обороты.
  4. Примите все то, в чем вы себя обвиняете (а заодно и то, в чем вас регулярно обвиняют…), по, например, психотехнологии «семерке принятия Ковалева» (принимаю, хотя неприятно; понимаю, что не за что-то, а для чего-то; отказываюсь от поиска виноватых; намечаю пути выхода; выясняю заключающийся в возникшей ситуации урок; определяю, что хорошее случилось в результате этого условно плохого; пытаюсь проникнуть в соответствующий Замысел Бога относительно себя…).
  5. Определите для себя, с кем из людей из «противной вам стороны» не то, чтобы хотелось, но точно стоило бы вступить во взаимодействия, дабы расширить собственные воззрения и (чем черт ни шутит…) даже и получить определенную пользу (иная точка зрения – это чисто «карта», которая включает то, что вы как бы не видите…). Перед этим (ну хотя бы…) на время «влезьте в их мокасины» и подумайте над тем, что заставляет их думать не так, как вы, а как бы иначе…
  6. Разберитесь с вашими потребностями, потому что закон Парето 20–80 (двадцать процентов необходимого может заменить восемьдесят процентов желаемого…), равно как и принцип разумной достаточности, никто еще не отменял. А, как говаривал академик Д. Лихачев, бедный – это не тот, у кого мало: бедный – это тот, кому мало…
  7. Четко определите то, что именно вы реально можете контролировать в собственной и других жизни, и жестко отделите это от того, что вы хотели бы контролировать. Напрочь откажитесь от любых своих поползновений по поводу второго и четко наведите порядок в первом, определив главное и второстепенное. В идеале попробуйте сформулировать Замысел своей жизни: ее Смысл и Миссию.

Думаю, что и этих советов может оказаться вполне достаточно для того, чтобы остановить собственную личную деградацию и вернуться на стезю развития. Ну а о том, что все интегральное нейропрограммирование суть неограниченное в пространстве и времени развитие человека как космического существа, не буду даже упоминать. Потому что в этом вы можете убедиться сами, придя на любой наш семинар…

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее