
«Дурак – это тот, кто думает не так, как я»
Обиходное мнение
Так уж получилось, что длительное время в своих статьях я выступал этаким недобрым вестником: всяких там проблем и кризисов, сполна присущих нынешней цивилизации. К сожалению, в чисто психологическом плане, это весьма даже чревато последствиями. Поскольку в современной научно-популярной литературе давно уже отмечено, что для того, чтобы быть любимым, надобно, чтобы от тебя исходила не более чем одна плохая новость на фоне целых трех хороших…
Что ж, истово и искренне обещаю в будущем исправиться. Начиная с этой статьи, в которой, привычно заняв позицию «хорошо информированного оптимиста» (а это и есть пессимист, по давешнему определению сего понятия…), я не только констатирую прискорбный факт психологической деградации людей, но и привожу некоторые, сугубо индивидуальные выходы из оной.
Почему я так уверенно говорю о психологической деградации человека? Да потому что она в данной «кризисной» ситуации и обоснована, и оправдана.
Напомню, что, с точки зрения, например, теории А. Н. Северцова, эволюция любого биологического вида может пойти по пути ароморфоза, идиоадаптации или регресса. Под ароморфозом здесь понимается прогрессивное развитие себя и своего образа жизни, приводящая к появлению определенных новых качеств. Под идиоадаптацией – приспособление к среде в виде некоей специализации, обеспечивающей адаптацию к условиям и обстоятельствам жизнедеятельности, но в узком смысле этого слова (адаптации). Ну а под регрессом – деградацию живого существа или сущности с целью его выживания в неблагоприятных условиях.
Отсюда следует, что в нынешней, крайне неблагоприятной ситуации, у всех сложных систем, включая, разумеется, и человека, наличествуют только три направления сохранения приемлемого уровня жизнедеятельности. Прогрессивные изменения (и количественные, и качественные), т. е. улучшение своего внутреннего содержания за счет приобретения новых и естественно полезных качеств (что довольно легко можно сделать посредством того же интегрального нейропрограммирования…). Некая специализация (и сужение…) себя и своей жизни, связанная в лучшем случае с сосредоточением на основном и главном (тех 20% жизнедеятельности, которые, будучи представлены, задают оставшиеся восемьдесят…), а в худшем – самоограничение себя и ограничение Значимых Других. И регресс, сиречь деградация, каковая, скорее всего, и будет выбрана ленивым и страдающим от прокрастинации человечеством. Отчего именно о ней я и буду здесь говорить, ибо, увы, сейчас уже довольно-таки ясно, что человечество, все уверенней переходит в состояние этакой ползучей деградации, стыдливо прикрываемой фиговым листиком развития всяческих там ИИ:
Когнитивной (сиречь, умственной), где нам не поможет даже и искусственный интеллект: многие нынешние школьники настолько утратили навыки так называемого глубинного чтения, что уже просто не могут понять ответы этого универсального помощника.
Эмоциональной, что явственно выразилось в том, что у нас в России, по итогам всенародного голосования, главным «Словом года – 2025» было единодушно выбрано слово «тревога».
Поведенческой, когда не только и не столько «дорогие россияне», но и буквально весь мир падает жертвой так называемой «приобретенной беспомощности»: психологического состояния, когда человек перестает пытаться изменить неблагоприятную ситуацию даже в условиях, где это возможно. Из-за убежденности в том, что от него ничего не зависит и отсутствия хоть какой-то видимой связи между действиями и их результатами.
К этой печальной триаде можно добавить еще одно: едва ли не самое страшное проявление деградации. Потерю идентичности личности, когда человек теряет целостное представление о себе, своих ролях, ценностях и целях, а также испытывает сомнения, опустошённость и трудности с самоопределением, будучи не в состоянии ответить на главные вопросы жизни: «Кто Я?»; «Зачем Я?»; и «Куда Я иду?»…
Так что деградация человека и человечества суть не просто ослабление умственных способностей, а как бы одновременное угасание всех психических функций. Что, как ни странно, позволяет понять ее причины как бы из одного центра силы и смысла
Начнем, однако, с того, что, несмотря на все информационные усилия либералов по констатации наличия «деградационной тенденции» в одной только отдельно взятой стране (догадались с трех раз, какой именно?..), Россия в этом плане (на фоне других государств…) выглядит как бы даже более благополучно. Видимо, до сих пор нас спасают остатки заложенных еще в СССР интеллектуальности и нравственности, а также очевидная сложность (а, точнее, проблемность…) жизнедеятельности именно в нашей стране, являющиеся гарантом как некоей исходной практической мудрости за счет каждодневной «отточки мозгов», так и явно более высоких способностей к выживанию в неблагоприятной среде (у нас ведь даже погода предназначена исключительно для уничтожения неприятеля…).
К сожалению, несмотря на этот приятный факт, признаки деградации человека пышным цветом расцветают и в нашей великой стране. Но в отличие от стран Запада, где она (эта самая деградация…) стала результатом сначала щедрого предоставления социальной помощи заметно обленившемуся и даже слегка пересытившемуся в итоге населению, а потом резкого отказа от оной с соответствующей утратой у этого самого населения веры в стабильность и надежд на будущее (что уж тут поделать: банальные экономические неурядицы, вызванные исчерпанием возможностей развивающегося капитализма куда-то там развиваться, начисто разрушили великие идеи о разумном перераспределении накопленных богатств…), в России главной оказалась другая причина: утрата смыслов к дальнейшему существованию. Отсутствие хоть какой-то внятной модели того будущего, к которому следует (стоит!) стремиться. Однако на этом все различия между нами и Западом как бы даже и заканчиваются. Потому что далее и у них, и в какой-то степени у нас, все пошло совершенно одинаково.
Как именно? Да не совсем так, как вы можете подумать, потому, что уже существуют ну очень интересные данные, которые недвусмысленно свидетельствуют о том, что в основе этой самой деградации лежат не вышеперечисленные психические процессы (когнитивные, эмоциональные, поведенческие, личностные и т. п.), а качество отношений человека к себе, другим, миру и, уж простите, к Богу… Отношения далее уже никого не устраивающие. Не случайно А. Маслоу описывает этапы (они же стадии…) деградации любого человека следующей последовательностью изменения отношений к себе и другим. Последовательность же этого следующая:
- 1. Возникновение психологии «пешки», когда человек как бы вплотную подходит к состоянию приобретенной беспомощности и ощущает себя целиком и полностью зависимым от обстоятельств и неких внешних сил.
- Образование реального (но иногда и слегка иллюзорного…) ощущения недостатка основных жизненных благ и/или фиксация на изначальных (и весьма материальных…) потребностях (обычно это еда и секс…).
- Создание некоего своего и, притом, как бы «чистого» социального окружения, когда общество подразделяется на «своих» и «чужих», а мир становится сугубо черно-белым.
- «Сползание» на уровни вины и стыда, формирование повышенной самокритичности или, наоборот, сверхкритичности к другим, обвиняемым во всех смертных грехах…
- Деградация речи (оскудение лексикона…) с переходом на примитивную лексику и явственными затруднениями в использовании прилагательных для описания человеческих чувств и ценностей.
- Яростная защита некоторых «священных», но довольно-таки примитивных «основ» с полным (категорическим!) неприятием мнения других, а также отвержением (десакрализацией…) «высоких» истин и просто: всего возвышающего человека…
- Появление («подключение») различных зависимостей (пищевой, алкогольной, наркотической, игровой…), а также неэкологичных созависимостей (патологических пристрастий к определенным людям и их взглядам и мнениям).
Конечно, если после прочтения этого списка вы посмотрите на других, то без труда обнаружите в своем окружении (да и не только в нем: достаточно послушать говорящие с экрана «головы») людей той или иной ступени (этапа) деградации. Однако будет куда как полезней оценить в этом плане лично себя. И буде элементы собственной личной деградации вы у себя все-таки (и скорее всего…) обнаружите, приступить к обратному процессу: восстановления себя. Который (процесс) вполне можно осуществить даже без особой посторонней помощи, если руководствоваться следующими простыми советами, описывающими «обратный ход» деградации.
- 1. Откажитесь от любых (и любимых…) зависимостей или, по крайней мере, ограничьте себя в этом, относясь к данным «возможностям ухода от реальности» как к крайним и оттого редко применимым средствам. Учтите, что, когда они станут смысловыми самоцелями – то есть, когда вы будете, например, пить не потому, что что-то празднуете, а праздновать, потому что вы что-то пьете, – помочь вам окажется в состоянии только опытный и высококвалифицированный психотерапевт (сами вы, скорее всего, уже не справитесь…).
- Попробуйте поверить (а если не получится, то притворитесь, что поверили…) в то, что мнения других (или просто другие мнения…)могут вполне содержать в себе зерно истины, а также в то, что на свете действительно существуют такие странные явления, как порядочность, достоинство, совесть и тому подобное как бы возвышенное; что у каждого человека безусловно наличествует Смысл и Миссия его жизни; и что некто Всеобъемлющий и Великий как бы любовно, но строго следит за каждым из нас, вознаграждая за любой шаг в направлении Света и Добра.
- Начните просто внимательно, а не наспех, читать хорошие книги, обращая особое внимание на то, как в них выражают свои чувства и эмоции положительные персонажи, а после как бы потренируйтесь в расширении и обогащении собственного лексикона (начинайте с общения с самим собой в зеркале), используя позаимствованные вами из прочтенных текстов и в общем-то несвойственные вам слова, выражения и обороты.
- Примите все то, в чем вы себя обвиняете (а заодно и то, в чем вас регулярно обвиняют…), по, например, психотехнологии «семерке принятия Ковалева» (принимаю, хотя неприятно; понимаю, что не за что-то, а для чего-то; отказываюсь от поиска виноватых; намечаю пути выхода; выясняю заключающийся в возникшей ситуации урок; определяю, что хорошее случилось в результате этого условно плохого; пытаюсь проникнуть в соответствующий Замысел Бога относительно себя…).
- Определите для себя, с кем из людей из «противной вам стороны» не то, чтобы хотелось, но точно стоило бы вступить во взаимодействия, дабы расширить собственные воззрения и (чем черт ни шутит…) даже и получить определенную пользу (иная точка зрения – это чисто «карта», которая включает то, что вы как бы не видите…). Перед этим (ну хотя бы…) на время «влезьте в их мокасины» и подумайте над тем, что заставляет их думать не так, как вы, а как бы иначе…
- Разберитесь с вашими потребностями, потому что закон Парето 20–80 (двадцать процентов необходимого может заменить восемьдесят процентов желаемого…), равно как и принцип разумной достаточности, никто еще не отменял. А, как говаривал академик Д. Лихачев, бедный – это не тот, у кого мало: бедный – это тот, кому мало…
- Четко определите то, что именно вы реально можете контролировать в собственной и других жизни, и жестко отделите это от того, что вы хотели бы контролировать. Напрочь откажитесь от любых своих поползновений по поводу второго и четко наведите порядок в первом, определив главное и второстепенное. В идеале попробуйте сформулировать Замысел своей жизни: ее Смысл и Миссию.
Думаю, что и этих советов может оказаться вполне достаточно для того, чтобы остановить собственную личную деградацию и вернуться на стезю развития. Ну а о том, что все интегральное нейропрограммирование суть неограниченное в пространстве и времени развитие человека как космического существа, не буду даже упоминать. Потому что в этом вы можете убедиться сами, придя на любой наш семинар…
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее
