Как мы теряем мотивацию на жизнь?

Ковалев Сергей Викторович

 

«Неважно, как медленно ты идёшь,
лавное – не останавливайся.»

Конфуций.

Рассказывают, что однажды некая женщина позвонила своей подруге и с возмущением сообщила ей: “Представляешь, три месяца назад записалась на фитнес и до сих пор не вижу никаких изменений! Завтра обязательно узнаю адрес этого зала, после чего поеду к ним и устрою грандиозный скандал!”

Вам стало смешно? Надеюсь, что не только. Потому что зачастую вся наша жизнь состоит из таких вот ситуаций, которые в русском языке получили очень точное выражение во фразе: весь пар ушёл в свисток.

По сути, в предыдущих статьях главным для нас был вопрос о том, почему человек что-то делает:  жизни ради и для. А теперь обратимся к противоположной этому вопросу проблеме: тому почему мы зачастую либо не делаем того, чего хотим, либо делаем не то, чего в общем-то хотим…

Для этого я предлагаю нам всем обратиться к теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (см. Леонтьев А. Н. “Деятельность, сознание, личность”), каковая во время моей учёбы на факультете психологии МГУ была своеобразным основанием, а то и краеугольным камнем советской психологии. Не устарела она и сейчас, ставши однако менее краеугольной и основательной…

Так вот, согласно теории А. Н. Леонтьева, получается, что, так сказать, во-первых, именно деятельность человека формирует его сознание, а вовсе не наоборот, как считалось ранее (до него).  Из чего следует, что:

во-первых, недеятельный человек может как бы даже и утрачивать это самое сознание (ну точнее, его уровень), деградировать так, как нынче деградирует всё человечество (и тем терять жизнеспособность). При этом, согласно данной концепции, эта самая деятельность может быть как внешней (так сказать, предметно-практической), так и внутренней (в виде умственных и эмоциональных процессов);

во-вторых, сама по себе эта деятельность состоит из трёх структурных единиц, или уровней: собственно деятельности, составляющих её действий, а также операций – способов этих самых действий. Так вот, для нас очень важно понять, что в качестве движущих сил каждого из этих уровней также уровнево и последовательно выступают совершенно различные вещи:  мотивы (мотивы-смыслы и мотивы-стимулы, по А. Н. Леонтьеву) для деятельности, цели (образы желаемого будущего) – для действий, а также задачи и условия для операций.

На первый взгляд, вышеизложенное выглядит как-то очень философически (условно-теоретично и несопоставимо с практикой жизнедеятельности). Однако это если  не знать, что, создавая свою концепцию, А. Н. Леонтьев сумел сделать нечто почти невозможное:  воспроизвёл у целой группы испытуемых феномен кожного зрения (это когда они ладонью (!) распознают цвета). Как и на основе чего он это сделал, объясню на примерах.

Предположим, что вы решили стать лучше и краше. То есть, запланировали деятельность ведомую мотивом «стать красивой». Для того, чтобы это осуществилось, вы предпринимаете целую систему действий, обязательно (куда без этого?) включающее, столь любимое женским полом обретение стройности посредством резкого изменения объема и качества питания (то бишь похудание). Здесь уже уровнем, направляющим ваше действие, является конкретная цель. Но похудание с помощью строгой диеты является таким увлекательным занятием (“нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете...»), что через некоторое время вы начинаете с нездоровым любопытством, но дабы оценить насколько вы похорошели, следить за отметками на весах. А после, забросив всё остальное, что вы делали красоты для, начинаете худеть только ради этого самого похудения. Начисто забыв про остальные действия вашей деятельности стать красивой (имеется в виду, фитнес, велнес и прочий ЗОЖ).

Что происходит в результате? Феномен так называемого сдвига мотива на цель. Банальное похудание из действия становится самодостаточной деятельностью. Цель превращается в мотив, да ещё и не простой, а со смыслом! И вы худеете до телосложения узника концлагеря, напрочь забыв свой главный прежний мотив: стать красивой. Так сказать предтеча (одна из причин) будущей или уже случившейся анорексии. И кстати, начисто отрицая известную истину о том, что тощая корова никогда не станет грациозной ланью…

Кстати, именно это происходит в процессе алкоголизации – даже не слишком предрасположенных к оной индивидуумов. Выпивка является только лишь одним из действий, осуществления некого праздника. А осуществляется оно (действие – выпивка) с весьма даже благой целью: создать у себя праздничное настроение. Но далее происходит этот самый сдвиг мотива на цель. И человек начинает выпивать не для того, чтобы праздновать, а, наоборот, праздновать (по поводу и без повода), чтобы пить…

Почему я это всё это вспомнил и подробно описал? Да потому, что в своих экспериментах с кожным зрением А. Н. Леонтьев всего-навсего поднял уровень смысла своего эксперимента с цели до мотива, причём удивительно простым способом: за все ошибки испытуемых наказывали слабыми, но довольно болезненными ударами электрическим током. Что для большинства оказалось весьма высоким аргументом  для “включения” этой, в общем-то, сверхспособности за счёт перевода целей в мотив…

Вы поняли, что таким образом мы можем достигнуть многого: превращать всякие не очень интересные действия в весьма даже привлекательною деятельность за счет поднятия уровня смысла с цели на мотив? Именно это для случая работы и имели в виду мудрецы, утверждающие «если тебе не нравиться твоя работа, попробуй полюбить то, что ты делаешь…». К сожалению, сейчас всё происходит с точностью до наоборот. Повсеместно и повседневно, люди в нынешних условиях теряют смысл (мотивацию своей деятельности, ну, хоть бы той же трудовой). Превращая её в управляемые целью (не мотивом!) действия в общей структуре жизнедеятельности. Или даже полностью обрушивают весь смысл своего служения (а главное в деятельности действительно успешных людей то, что они мотивируются искренним и вовлеченным желанием приносить пользу другим людям посредством своей профессиональной деятельности) даже не столько к действиям, а скорее к операциям и условиям, а также вытекающим из них задачам. В результате, вся рабочая мотивация, например поколения Z, сводится к одной задаче  в выполнении работы: сделать ровно столько, чтобы к тебе не приставали с требованиями и ничуть не больше (по принципу “на, и отвяжись!”)

Поскольку теория деятельности не столь уж и проста для понимания, приведу ещё один пример. Предположим, что за успехи (выдающиеся, или просто нормальные) в учебной деятельности вашего отпрыска, например, своевременное исполнение домашнего задания, вы поощряете своей чада конфетами. Первый, второй, а потом, возможно, и третий раз. Знаете, чего вы добьетесь? Того самого пресловутого сдвига мотива – усвоения материала – на цель – выполнение «домашки». Которая теперь, конфеты для, и будет мотивировать вашего ребёнка без всякого внимания к количеству и качеству усвоенного. Точно также, например, промышленность, прямо как в советские годы, может запросто производить мало кондиционную продукцию – все потому, что платят опять-таки не за ее удобство и качество (мотив), а за тонны, штуки и километры (цель). А люди, включающиеся в общем-то в благородную мотивацию – достижения собственного благополучия – начинают вместо обретения разумного комфорта своей жизни за счёт приобретения нужных вещей, именно это приобретение вещей делают главным мотивом своего уже, увы, существования, а не жизни. Так что, к сожалению, сомнительная моральная инвектива «Цель оправдывает средства», вообще-то должна существовать в другой форме: «Цель, преобразованная в мотив-смысл, может оправдать любые средства»…  Что мы сейчас и видим в качестве реальности мировой политики, в которой не очень-то  умные политические цели, превратившись в мотивы-смыслы (равно, как и наоборот), стали главной причиной экономического краха ранее преуспевающих государств…

Кстати, самое любопытное заключается в том, что подобное, опускающее всё до уровня только лишь задач, упрощение, часто связанное с жалобой на режим многозадачности, вызывает у людей не счастливое безделье, а антропоптоз: встроенный в наше бессознательное механизм и процесс самоуничтожения. Который начинается в 28 лет и в критических случаях приводит к преждевременной гибели человека, обусловленной психосоциальной депривацией, состоянием при котором человек психологически утрачивает связи с социумом и не имеет смыслов к продолжению своей жизнедеятельности Так что уровень и качество вашей жизнедеятельности определяются теми смыслами, которые в нее вкладываются.

Резюме:

  1. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, любая деятельность человека состоит из действий, операций (способов их – действий – осуществления) и условий (этого самого осуществления).
  2. Деятельность направляется и регулируется мотивами, действия – целями, а операции – конкретными задачами.
  3. Несоответствие между, между конкретными же смыслами и масштабами активности легко приводит, как к обессмысливанию этой самой активности, так и к слишком высокому возвышению ее активности нижних уровней, которые в этом случае переходят в ранг высоко смысловых видов деятельности.
  4. Постоянное жонглирование смыслами (особенно в направлении их упрощения) не приводит человека к счастью, а включает механизм антропоптоза, то есть его бессознательного самоуничтожения.
  5. Подобное управление конкретными смыслами и значениями чего угодно, посредством так называемого рефрейминга мемов (идей, символов, ситуаций и прочего) и является основой для осознанного управления человечеством.
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее