«Тяжелые времена создают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена создают слабых людей, а слабые люди создают трудные времена»
Г. Майкл Хопф
Рассказывают, что, однажды некий человек увидел, как в коконе появилась трещина, через которую попыталась выйти на свет новорожденная бабочка. Однако несмотря на все усилия, сделать это ей как бы и не удавалось.
И тогда человек решил помочь бабочке. Для чего он взял ножик и разрушил кокон. Бабочка тут же покинула свою «колыбель», но при этом оказалась такой немощной и с такими слабыми крыльями, что ни о каком полете не было и речи. Потому что так желающий ей помочь человек не понял, что усилия, которые бабочка должна была потрать на то, чтобы протиснуться через узкую щель и выйти из кокона были ей необходимы для того, чтобы она могла расти, развиваться и летать…
Знаете, похоже, что преодоление трудностей является совершенно необходимым условием для всего и всех, живущих на этой Земле, а также в других мирах и пространствах. Наверное, именно из-за этого, когда мы просим сил, жизнь дает нам трудности, чтобы мы могли стать сильными. Мы просим мудрости, а жизнь дарует нам проблемы, решая которые мы растем и умнеем. Мы просим любви, а жизнь дает нам людей, которым мы могли бы помогать в их проблемах и в том учиться любить. Мы просим благ, а жизнь дарует нам возможности к их приобретению. Так что мы ничего не получаем из того, что просим. Но обретаем все то, что нам и нужно…
Эта притча и вообще-то, на первый взгляд, немного спорная, но имеющая все права на жизнь мысль о том, что все, что нас не убивает, делает нас сильнее (и что для того, чтобы стать сильным, нам необходимо пройти через трудные времена), является сейчас не просто главным, но и почти единственным утешением для всех тех, кто еще не впал окончательно в апатию и пассивность. А еще главной идеей преодоления «идеального шторма», в котором пребывает человеческая цивилизация. Потому что, если в связи с тем, что мы наблюдаем в течение последних нескольких лет – бесконечную череду кризисов, катастроф и даже катаклизмов – ничего не делать и не предпринимать, то можно предположить, что четвертый фазовый переход (от индустриального к постиндустриальному миру), произойдет в самом худшем его варианте: деградации и крушения человечества…
Страшнее всего здесь то, что уже деградация эта происходит прямо на наших глазах: в форме этакой психологической эпидемии. Каковая с точки зрения образов «Я» выражается в потере внятной и логичной идентичности людей, их самоидентификации с конкретными представителями вида Homo Sapiens определенной нации, страны и идеологии (а не родства с кошечками, собачками и прочими реальными и сказочными животными), да еще и одного из двух, а не восьмидесяти (!) гендеров.
В плане когнитивном или иначе ментальном – в патологической деградации, так сказать, умственных процессов. Что более всего проявилось в неадекватных решениях западной элиты, каковая «тамошними» экспертами нынче воспринимается исключительно как какистократия: «правление худших».
В контексте аффективном (чувственном) – в тотальном эмоциональном выгорании и широком распространении посттравматических стрессовых расстройств, сопровождаемых паническими атаками, запредельной тревогой и многочисленными страхами и фобиями.
С точки зрения конативной (поведенческой) – в «массовизации» синдрома выученной (приобретенной) беспомощности: отказа от стремления что-либо изменять, вызванного ощущением безнадежного отсутствия связи между своими действиями и хоть какими-то их результатами…
Казалось бы, констатация всех этих проблем прямо указывает на их решение, заключающееся в общецивилизационном устранении всех этих психических нарушений. Однако небезызвестный принцип «бритва Оккама», согласно которому не следует множить сущее без необходимости (то есть не гоняться за второстепенным, а искать главное); авторитетное мнение А. Эйнштейна, утверждавшего, что проблемы не решаются на тех логических уровнях, на которых они возникли; а также эзотерическое правило «мы становимся тем, чему сопротивляемся», позволяет утверждать, что один только уход от проблемы может вместо разрешений оной, привести к еще более тяжким последствиям (так что единственно правильным является не борьба с частными проблемами, а создание общих решений). И тогда остается сделать один-единственный вывод: все беды людей от того, что некоторая, пока условная, но далее расшифрованная и описанная их жизнеспособность стала недостаточной для того, чтобы с этой самой жизнью можно было бы успешно справиться. Что, кстати, вполне объяснимо с точки зрения закона Эшби, по которому управление чем угодно возможно только в том случае, когда сложность управляющей системы (в данном случае человеческой психики) равна или превышает сложность управляемой системы…
Из вышесказанного следует, что, во-первых, само по себе понятие жизнеспособность просто обязано вернуться в психологический обиход, а ее (жизнеспособности) формирование должно стать основной задачей прикладной психологической науки (впрочем, почему только прикладной?). Однако привычный подход к этому концепту в плане жизнестойкости (hardiness) или некой гибкости и упругости (resilience) в связи и по поводу сложных жизненных обстоятельств представляется нам, как минимум, узким. Потому что в подобных воззрениях своеобразный «центр тяжести» смещается с жизни как таковой (и с увеличением по мере нарастания жизнеспособности удовольствия от оной) на выживание (с возможностью в лучшем случае уменьшения страданий от всяческих нехороших проявлений «времени, стрессов и страстей» (Н. Добронравов)…
Как известно, изучение чего-угодно следует начинать с его определения: особенно в связи с удивительным разнообразием подходов к интерпретации исследуемого понятия. В интегральном нейропрограммировании – новом направлении прикладной психологии и психологически-ориентированной психотерапии – мы, в качестве одного из парадигмальных, последовательно используем так называемый 3D принцип. Согласно которому любой феномен (все, что создано и явленно), может быть комплиментарно (то есть достаточно полно) описан только в том случае, если это описание включает в себя репрезентацию его динамики (характера, направления и интенсивности движения или же развития), структуры (формы, наличествующих отдельных элементов и характера связи между ними), а также содержания (того, что содержит и чем является объект, его сути и сущности).
Следует отметить, что подобный подход является дальнейшим развитием идеи К. Юнга о четвертичности (квартенере): универсальном архетипе, в основном имеющем форму 3+1, где одна (четвертая) из ее величин занимает исключительное положение и имеет отличную от остальных природу (например, ощущение, эмоции и мышление «завершаются» возникновением интуиции – С.К.).
В связи с этим, при определении концепта «жизнеспособность» мы, после длительных исследований, пришли к выводу, что вышеупомянутая жизнестойкость или психологическая устойчивость (стабильность, выносливость, закаленность) представляет собой только лишь динамическую составляющую жизнеспособности. Структурной репрезентацией оной выступает благополучность (способность обеспечить спокойную, счастливую жизнь в довольстве и обеспеченности). Ну, а содержательной – благоразумие (адекватность, рассудительность, обдуманность в поступках: качество личности, позволяющее выбирать правильные средства и действовать сообразно с целью достижения собственного блага и счастья).
Операционализация этих трех понятий, во-первых, привела к уточнению и изменению их номинализаций ( по сравнению с представленной в предыдущей статье) на Адекватность реальности (А), Благополучность (Б) и Стабильность (С) в плане способности системы функционировать, находясь в равновесии, что позволило в дальнейшем использовать наименование «АБС-модель жизнеспособности». Во-вторых, нам удалось раскрыть каждое из них через уже существующие репрезентации. Таким образом операционная модель жизнеспособности сводится к формуле:
Жизнеспособность(АБС)= адекватность(А) х благополучность (Б) х стабильность (С)
Так, для описания адекватности (или благоразумия) была использована видоизмененная и дополненная нами концепция витальности В. Волченко, где данное понятие рассматривается уже как бы в трех аспектах этой самой адекватности: информационной (системой анализа ситуаций жизнедеятельности: полнотой и качеством используемой информации); энергетической (минимизации энергии, необходимой для ее – системы – поддержания) и деятельностной (соответствия комплекса предпринимаемых действий условиям задачи) – именно этот важнейший момент жизнедеятельности любой системы в исходной формуле витальности был как бы опущен. Кстати, использование этой модели адекватности позволяет, например, усомниться в благоразумии западного истеблишмента, поскольку все то, что они сейчас совершают во имя якобы спасения мира, осуществляется на основе недостоверной и просто недостаточной информации; с использованием излишних и даже просто ненужных энергетических затрат; а также посредством, мягко говоря, неуклюжих действий…
Для репрезентации благополучности мы использовали уже много лет применяемую в ИНП модель оной, включающую качество программ конкретных действий; используемых карт реальности; а также положенных в основу смыслов. Возвращаясь к, увы, печальному варианту деятельности современных «какистократов», можно утверждать, что никакого благополучия в управляемой ими системе не наблюдается (и не будет наблюдаться), поскольку управление это осуществляется на основании неэффективных программ (например, попыток привлечения мало мотивированных на работу мигрантов в качестве рабочей силы); неадекватных карт (например, ныне признанной ложной климатической повестки и оказавшихся малоэффективными возобновляемых источников энергии), а также с использованием весьма сомнительных политических, а не социально-экономических смыслов…
Наконец, стабильность трактуется в АБС-модели в «классическом» варианте жизнестойкости по С. Мадди: вовлеченности, означающей включенность человека в события своей жизни и деятельности; контроля как мотивации субъекта к поиску средств и путей воздействия на неблагоприятную ситуацию, а также принятию риска как понимания неизбежности рискованных действий и восприятия происходящих событий как вызовов и испытаний, позволяющих приобрести новый опыт и извлечь из неприятностей необходимые уроки. Что, кстати, требует от общества пассионарности, которая, увы, ныне оказалась практически уничтоженной либеральной толерантностью…
Резюме
- Происходящий в настоящее время глобальный геополитический, социально-экономический и социально-психологический кризис можно (и нужно) рассматривать как обратную связь от Мироздания на неверные действия людей.
- Основными причинами этого «идеального шторма» выступают несоответствие возможностей человечества сложности совершающихся кардинальных изменений, связанных с четвертым фазовым переходом.
- Возникшую в результате психологическую эпидемию можно обуздать только за счет организованного и целенаправленного повышения жизнеспособности людей, для чего это понятие должно стать основным предметом психологической науки, а его повышение – главной целью прикладной психологии.
- Жизнеспособность человека и человечества может быть рассмотрена в контексте АБС-модели интегрального нейропрограммирования: как триада адекватности, благополучности и стабильности.
- Операционализация использованных в этой модели понятий позволяет легко осуществить диагностику, прогнозирование и управление жизнеспособностью любых связанных с человеком систем. А также организовать психологическую помощь страдающим людям по всем ее (помощи) шести направлениям, выделенным в интегральном нейропрограммировании:
- психологического объяснения и обоснования происходящего
- психологического консультирования достижений внешних жизненных целей и результатов
- коучинга желаемых изменений
- психокоррекции неадекватных проявлений характера
- психотерапии дефектов личности
- самосовершенствования и личностного роста
О том, как это сделать конкретно, будет рассказано в последующих статьях данного сборника, в специальном вебинаре «Стратегия и тактика жизнеспособности», а также в будущих семинарах. Например, на запланированном семинаре 2024 года «Узники своего детства»
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее