Индивидуально-психологические аспекты жизнеспособности человека

Ковалев Сергей Викторович

«Незначительное различие в начальных условиях рождает огромное различие в конечном явлении»

Жюль Анри Пуанкаре

 

Рассказывают, что однажды внук спросил у своего деда: “Если бог один, то почему люди такие разные?”. “Наверное, потому, – ответил дедушка, – что очень важны условия, в которых живут люди. Да, все мы созданы по единому образу и подобию, но в том-то и дело, что каждый берёт жизненную силу из различных мест и различных уровней бытия. Именно поэтому все люди различны в своей сути, в естестве, силе и возможностях”…

Продолжая свое исследование проблемы жизнеспособности человека в ситуации «идеального шторма» (то есть глобального геополитического кризиса), рассмотрим еще один важный, но притом и очень сложный вопрос: о типологических индивидуально-психологических особенностях людей, позволяющих им жить, действовать и развиваться на различных уровнях бытия: адаптации, социализации, экзистенциализации и трансперсонализации.

Я отлично понимаю, что всё высказанное дальше может вызвать определённую критическую реакцию у академически настроенных психологов. Потому что данная область психологической науки – теория индивидуально-психологических особенностей людей в контексте определённых типологий индивидов – представляет собой фантастически сложную конструкцию из сонма фактов, факторов и мнений, в которой никакого единства не присутствует (от слова совсем).

В связи с этим в основу своего анализа я положил, во-первых, главную идею динамической теории личности Пьера Жане, в которой последняя – личность – рассматривается как организованная и взаимодействующая иерархическая совокупность различных систем управления (то есть целого, состоящего из отдельных частей) деятельностью человека. А во-вторых, априори понятную модель иерархии этих систем, включающую четыре уровня:

  • темперамент,
  • характер,
  • тип личности,
  • а также, архетипичную сущность человека (его Самость).

 

Скорее всего многие из тех, кто регулярно читает мои статьи, уже догадались, что именно опора на определенные элементы систем Личности каждого уровня создает и предопределяет, как «присутствие» индивида на некоторых стадиях развития, так и его жизнеспособность на оных.

При всём прочем и равном, адаптация человека всё-таки совершается с преимущественной опорой на свойства темперамента. Социализация – с использованием особенностей характера. Экзистенциализация предполагает освоение и усвоение определенного и соответствующего действующему субъекту аутентичного типа личности. Ну а трансперсонализация начинает осуществляться с переходом к открытию по результату описанной Юнгом индивидуации архетипичной сущности человека: его самости.

Попробую описать это «экзистенциальное восхождение» с указанием на конкретные, необходимые для осуществления оного, характеристики и шаги.

На уровне темперамента, как совокупности устойчивых динамических свойств и процессов  психики человека, что адаптация, что жизнеспособность индивида  на уровне адаптации определяется его поведенческими (динамическими) характеристиками. Поскольку другие более высокие – характеристики – еще не возникли или не развились в достаточной степени. Так, построенная на девяти основаниях (уровня активности, ритмичности/регулярности, приближения или удаления, собственной адаптивности реагирования на новое или на меняющиеся ситуации, интенсивности выраженности реакции, порога реактивности, настроения, отвлекаемости, а также длительности внимания и настойчивости) модель этого феномена А. Томаса, и С. Чесс  выделяет три основных вида темперамента: лёгкий, трудный, и темперамент с длительным привыканием.

Обнаружилось, что обладателям лёгкого темперамента присуще: приподнятое (хорошее) настроение, адаптация к новым обстоятельствам и быстрое восстановление после расстроившей их ситуации. В отличие от них, представители трудного темперамента демонстрируют: негативное настроение, преувеличенные эмоциональные реакции на незначительные события, а также чрезмерную продолжительность времени, необходимую для того, чтобы они успокоились. Наконец, субъекты, попавшие в число длительно привыкающих, оказались способными адаптироваться только, если им уделяли должное количество внимания и поддержки: в основном из-за их «хронической бдительности», связанной с общим беспокойством в отношении новых людей и ситуаций.

Более поздние исследования уже других авторов показали, что для долгосрочного прогнозирования жизнедеятельности, жизнеспособности и развития на уровне адаптации, крайне важны следующие три аспекта темперамента человека. Первый из них – реактивность, или негативная эмоциональность, которая проявляется в общем плохом настроении, а также отрицательных реакциях и дистрессе при наложении ограничений или наказаниях. Вызывающих уже страх в ситуациях (разумеется, данный фактор, этакого тревожного пессимизма, не увеличивает, а уменьшает адаптационные возможности и жизнеспособность людей).

Два других фактора можно считать устойчиво положительными. В качестве второго (и первого в этом перечислении) стоит саморегуляция, как способность, усилием воли, контролировать свои чувства (то есть способность к самоуспокоению), а также внимание, как способность удержания необходимого для решения проблем фокуса контроля. Ну а третий аспект, имеющий несколько названий, из которых я в качестве основного принял: “приближение – удаление”, определяет общительность, или наоборот, подавление социальной активности субъектов: то, как легко и быстро, или наоборот, медленно и осторожно, они сходятся с новыми людьми и ситуациями (то есть адаптируются к ним).

Теперь перейдём к следующему уровню психической регуляции, а именно к характеру. Который по наиболее общему определению является структурой: стойких и сравнительно постоянных особенностей отношений человека с окружающей средой. Именно этот паттерн выступает главным фактором устойчивой социализации индивидов, что нагляднее всего продемонстрировано в теории социального характера Эриха Фромма.

Данный автор предложил довольно нестандартную, но весьма интересную типологию социальных характеров. В основе её была положена специфика взаимодействия с окружающей средой: как непродуктивная, так и продуктивная. К непродуктивным типам характеров Фромм отнёс следующие четыре:

  • Рецептивный. Характер типичного потребителя, не способного принимать самостоятельные и действительно взрослые решения. Людям, подобного характеристического типа, присущи: пассивность, доверчивость и склонность к подчинению, отчего они часто становятся жертвой всяческих манипуляторов.
  • Эксплуатирующий. Характер человека, для которого его собственные потребности выступают превыше всего, и всех. Люди этого характерологического типа завистливы, уверены в себе, довольно агрессивны, а также готовы на обман: и всё ради использования других для достижения своих целей.
  • Рыночный. Люди с подобным социальным характером суть довольно-таки бестактные, поверхностные и противоречивые натуры, во всем ищущие выгоду. Их приоритетом является финансовый успех и коммерческая выгода, а также власть, престиж, статус и связи. Следует, правда, отметить, что такие типы могут быть любознательными и щедрыми, но вот только в плане своих, а не чужих интересов.
  • Накапливающий. Для людей с этим типом характера присущи: идея (то есть система убеждений) во враждебности и небезопасности окружающего мира. Ресурсы оного конечны, в связи с чем для того, чтобы обеспечить себя защитой, надо делать накопления. Отсюда их нездоровая привязанность к вещам и людям, подозрительность, а также замашки ревнивого собственника во взаимоотношениях и взаимодействиях. Как бы в противовес всему этому, можно признать, что люди данного характерологического типа дальновидны, сдержаны, и, в общем-то, лояльны, но только к своему кругу.

В отличие от вышеперечисленных, продуктивный тип характера предполагает: открытость новому, а также отказ от манипуляций, доминирования и навязывания собственных мнений и опыта. Такие люди обладают адекватной самооценкой, проявляют заботу о своих близких, честны и ответственны.

Теперь о типе личности как совокупности личностных качеств и психологических характеристик для описания определенных категорий людей. Поскольку именно он определяет достижение и постижения экзистенциального уровня развития (характеризующимся открытием смыслов, ценностей и значений жизни индивида…). Традиционно используемая классификация 16 типов личности Майерс-Бриггс в этом контексте представляется мне ограниченной и недостаточной. Тем более, Э.  Шпрангер, основываясь на понимании человеком своей жизни, условно свел личностные особенности к следующим шести типам:

  • Теоретический:Стремится к познанию истины, ориентирован на науку и исследования.
  • Экономический: Ценит практичность и материальное благополучие, стремится к эффективности.
  • Эстетический: Ищет красоту и гармонию во всем, ценит искусство и чувственные наслаждения.
  • Социальный: Стремится к любви, состраданию и помощи другим, важны социальная справедливость и альтруизм.
  • Властный: Ориентирован на власть, влияние и достижение целей, амбициозен и целеустремлен.
  • Религиозный: Ищет смысл жизни в вере и духовности, стремится к единению с высшим.

Наконец, немного, в силу исключительной сложности вопроса, разберемся с индивидуально-психологическими факторами трансперсональности (трансперсонального уровня развития) как выхода за пределы времени, пространства и/или индивидуальной души.

Надо сказать, что здесь всё как бы начинается с определения или проявления Самости – архетипа, являющегося глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида в единстве сознательного и бессознательного.

Каковая открывается человеком в процессе индивидуации: психологической интеграции, приводящей к созданию единой и неделимой психики из предшествующих ей комплексов и островков инсулярного (расчлененного и изолированного) сознания. По Юнгу это преобразование природы в культуру, а инстинкта – в дух.  Объединение дуальных архетипов, можно представить следующим образом:

Рис. Схема самости как объединения индивидуальных архетипов.

На мой взгляд, индивидуация не завершает процесс роста и развития жизнеспособности, а просто открывает субъекту возможности перехода из феноменологического (явленного и физического) в трансцендентный (не явленный, и квантовый) мир безграничных возможностей, и вечной жизни (уже не в теле, но в духе).

Но об этой грандиозной перспективе жизни, и качественно новой жизнеспособности, мы поговорим далее.

Резюме

  1. Можно предположить, что жизнеспособность при достижении определённого уровня развития человека определяется адекватностью освоенной им индивидуально-психологической системы регуляции, соответствующей требованиям стадии бытия: темперамента, характера, типа личности, а также архетипичной самости.
  2. Освоение первого уровня жизнеспособности и развития – адаптационного, задается такими свойствами темперамента субъекта как:
  • преобладающее настроение (позитивное/негативное),
  • эмоциональные реакции и отношение к меняющимся событиям и обстоятельствам,
  • а также, скоростью и адекватностью восстановления после расстроившей индивида ситуации.
  1. Успешная социализация предполагает опору на социальный характер (СХ), при этом эффективность «встраивания в социум» возрастает по линии: рецептивного, эксплуатирующего, рыночного, накапливающего, и продуктивного социального характера.
  2. Эффективная экзистенциализация индивида возможна только в случае точного понимания им своего типа личности и освоения, соответствующей ему области экзистенциальной реализации.
  1. Возможная хотя и весьма редкая трансперсонализация субъектов может и должна начинаться с обретения архетипа Самости. Бога в нас (по Карлу Юнгу…)

 

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее