Институт Инновационных Психотехнологий

Время людей без души?

Ковалев Сергей Викторович

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Евангелие от Матфея, 8:36

 

«Современные психотерапевтические теории имеют схожие методологические характеристики, но в них отсутствует одно очень важное звено – первопричинный исток личной жизни человека. В научной психологии, в современных психологических школах этому вопросу вообще нет места, тем более отсутствует какое-либо базовое определение – никто из психологов не дерзает вернуться к термину, давшему название самой науке, – душа. Человек, согласно Откровению, есть душа живая. Но это тайна, которая рационально понята нами, вероятно, быть не может.»

А. В. Лоргус

Рассказывают, что когда-то жил-да был человек, который в старости, как и водится, умер. После своей смерти он оглядел себя и удивился: тело лежало мёртвое, но зримо была видна его душа. Вполне целая, но уже прозрачная и доступная его взору. Присмотрелся человек к своей душе и понял, что она у него полна как добра, так и зла. Но вот только зла в ней было куда как больше. И тогда он, убоявшись Бога, поместил это зло на самое дно своей души. И прикрыл пусть и маленьким, но своим добром… И пошёл человек своей последней дорогой, и в конце её, к своей радости, попал в рай. Однако, прожив в нём некоторое время, он начал испытывать какое-то тягостное недовольствие. Потому что чувствовал, что не достоин он высшего Блаженства, ибо внутри его воцарился ад. Добро и зло никак не могло ужиться между собой и яростно спорили о том, кто по праву должен быть главным. Одна часть его души радовалась раю, тогда как другая стремилась в ад. И тогда человек наконец-то пришел к Богу и попросил того навести порядок в своей душе, ибо был он отвергнут адом, но так и не принят в рай.

       «Я не могу тебе помочь», – честно признался Бог. – «Ибо ты сейчас на небесах, а выбор между добром и злом надо делать на земле».

      «Тогда отправь меня обратно, и дай ещё одну жизнь, чтобы я прожил её так, чтобы душа моя была достойна рая», – возвопил человек.

     «Да будет так», – величаво сказал Бог, после чего доверительно добавил: «Хотя ты и так был у первых кругов рая. Хотя бы тем, что пришёл сюда, не потеряв свою душу».

Во избежание упрёков в излишней религиозности, сразу же хочу отметить, что понятие бездушный и бездушие я использую в наиболее обиходном его смысле. Не имеющий души, неодушевлённый, мёртвый. Не способный к какому-либо сочувствию, бессердечный, не знающий жалости. Не могущий нести энергию любви, проявлять теплое, живое сочувственное отношение к кому-то или чему-то. Склонный думать только о себе, не видя и не слыша нужд и страданий других людей.

Вам не кажется, что всё это прямо относится к характеристикам представителей западной цивилизации – во всяком случае их политического истеблишмента?  Если это так, то многократно предсказанное мною начало крушения нашей цивилизации, похоже, уже состоялось. Потому что большинство из тех массовых людей, кто нынче живёт на этой земле, действительно потеряло свою душу. И живут они в аду, который создали себе сами…

На языке психологов это называется оператуарным состоянием и жизнью, суть которого как раз и заключается в том, что ради защиты от от тревоги и травм, мы как бы даже и сознательно примитивизируем свою психику, исключая из неё все душевные проявления.

Вполне практически это всё проявилось в резком увеличении так называемых оператуарных людей, каковые когда-то, к моменту открытия этого феномена французскими психоаналитиками в соответствии в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века, составляли не слишком большую популяцию человечества (что-то около 10%). Сейчас же складывается впечатление, что численность «оператуарщиков» (далее без кавычек) уверенно стремится к заветной по В. Парето цифре 80/20. Где, однако, лишь 20% населения относительно нормальны в этом плане, тогда как остальных назовём оператуарно-зависимыми, временно или постоянно отключающими душевные проявления ради выживания в пугающем мире.

Если коротко, то главными особенностями, лежащими в основе данной патологии, является, так называемое оператуарное мышление. В сути своей — это сознательный и актуальный вид мышления, никак или совсем слабо связанный с фантазиями и символизациями. То есть с той, – четвёртой, – самой продуктивной для человека и человечества символьной сигнальной системой. Которая единственно может гарантировать нормальную жизнеспособность.

На самом деле, это даже не мышление, а форма НЕмышления (прошу прощения за игру слов). Поскольку она полностью и совершенно соответствует только внешне воспринимаемым фактам, и привязана к исключительно конкретным действиям, утратив всякую связь с истинными влечениями человека.    То есть оператуарное мышлениесуть некий гипертрофированный способ восприятия мира, при котором человек избегает эмоций, фантазий и символизации, а также других проявлений своей души, сводя всё к конкретным действиям и логике (как, напомню, защитного механизма против всяческих жизненных травм).

Казалось бы, ну и что тут такого? У многих людей, например, присутствует такая неприятная вещь, как алекситимия: трудности в осознанном определении и словесном описании своих и чужих чувств и эмоций? И ничего – живут. Да, живут, но как тот же чеховский «человек в футляре». Стабильно. Стереотипно. Ибо, по меткому выражению одного из исследователей этого феномена, оператуарным людям не свойственны «муки мышления, сомнений, колебаний и проб».

Однако попробовали бы вы жить в ситуации:

  • дефицита грёз и мечтаний,
  • трудностей в осмысливании реальности из-за отсутствия допусков к символам и метафорам,
  • недостаточной возможности интуитивно понимать происходящее,
  • экзистенциальной несостоятельности (это когда человек живёт раз и навсегда по установленным внешним смыслам),
  • явной удалённости даже не от мира, а самого себя и источника своих влечений и побуждений.

Проявляется это в их (оператуарщиков) жизни весьма даже широко и довольно-таки патологически. Так, в принятии решений, они демонстрируют чрезмерную рациональность и склонность следовать инструкциям и алгоритмам, что резко уменьшает их (решений) адекватность и точность, особенно в долгосрочной перспективе.

Оператуарное мышление может вызывать серьезные проблемы с эмоциями и взаимоотношениями. Потому что люди с этими весьма своеобразными особенностями всегда или обычно:

  • испытывают трудности в понимании себя, поскольку не осознают, чего хотят и не способны описать свои чувства;
  • ориентируются на внешние критерии, а не на внутренние желания, отчего живут в состоянии пустоты и хронической неудовлетворённости;
  • проявляют холодность в близких отношениях и предпочитают их рационализировать. Например, те же неизбежные во взаимоотношениях конфликты они либо просто не разрешают и замалчивают, либо сводят их к логическим спорам и поверхностным суждениям;
  • сводят тот же секс к неким механическим действиям без эмоциональной близости и страсти.

Отсюда, даже в любви и в браке оператуарщики чувствуют глубокое одиночество, а их партнёры — пустоту и отсутствие привязанности. Тем более, что имея очень большие сложности с проявлением эмпатии и будучи неспособными понимать, почему другие радуются, злятся или плачут, они часто ведут себя как бесчувственные эгоисты.

Самое здесь страшное то, что при оператуарном мышлении, не пережитые и не переработанные эмоции неизбежно приводят к тяжелым психосоматическим заболеваниям. Которые, как это ни странно становятся для оператуарщиков не проблемой, а решением. Как бы мгновенным выходом из всех проблем.

Опознать людей, явственно склонных к оператуарности довольно легко. Ибо в своей речи и взаимодействиях они:

  • избегают местоимений: тех самых «я» и «мне», залипая на безличностных конструкциях типа «надо» и «так случилось».
  • не используют описание чувств. Например, вместо банального «я обижен», предпочитают одну лишь констатацию действий: «она плохо поступила».
  • явственно используют конкретику вместо абстракции («Не мне грустно», а «У меня проблемы»)

Именно оператуарщики и иже с ними становятся жертвой очень интересной формы депрессии – эссенциальной (или, иначе, безобъектной). Главное ее отличие от, так сказать, классической депрессии, связанной с утратой некоторого (обычно важного и значимого) объекта, заключается как раз в том, что человек испытывает глубокую тоску и чувство утраты, но не может связать свои переживания с конкретными объектами или ситуациями, которые он потерял. То есть человек как бы не понимает, что именно он утратил, но все равно ощущает отсутствие чего-то ну очень важного важного. Хотя здесь как раз все просто и ясно, потому что оператуарщики тоскуют по потере экзистенции собственной жизни. В результате в своем социальном поведении оператуарные индивиды демонстрируют:

  • стремление (чаще избыточное) соответствовать не своим, а коллективным ценностям и конформности (поведению, подтверждающему ожидания других). И ищут вовне регуляторы и стремление опоры своей жизни (которые у зрелых людей вообще-то должны быть внутри)
  • вынужденную активность, которая возникает не как результат их собственного обдуманного выбора, а как следствие внешнего принуждения
  • психоэмоциональное, моральное и физическое истощение вследствие поиска иллюзорного удовлетворения своего весьма требовательного внешнего идеала при фактическом отсутствии отдыха и разрядки
  • пассивное и безвольное реагирование на проблемные ситуации: чаще всего усиление той же эссенциальной депрессии; применение неких самоуспокоительных приемов (от бутылки до изнурительного фитнеса) и уход в болезнь (дай бог, не смертельную…).

Чтобы легче можно было определить у себя и других, поясню что эссенциальная депрессия оператуарщиков проявляется в таких симптомах как:

  • чувство тоски и внутренней пустоты без понимания того, чего, собственно, не хватает
  • отсутствие желаний жить и даже тяга к смерти, в также в уже упомянутых психосоматических проблемах и физическом здоровье
  • серьезные трудности в значимых межличностных отношениях (особенно в связи со страхом потери, которая, кстати, часто рассматривается как необратимая неизбежность)

Можно также добавить, что именно оператуарные люди имеют:

  • трудности в контексте с эмоциональной сферой бытия
  • хрупкость психологических защит
  • дефицитарность (недостаточность) в механизмах и представлениях психической жизни

Увы, но именно сейчас большинство людей суть откровенные оператуарщики.  То есть живут в постоянном состоянии депрессии, усталости, отсутствия сил, нежелания жить, отвращения к жизни. И пребывают в состоянии перманентного недомогания, поскольку их негативные эмоции, которые, напомню, должны были бы оказаться переработанными силами их души, в силу душевной скудности начинают проявляться в виде всяческих соматических (телесных) нарушений. К вышеуказанному можно добавить еще и их буквальное и как бы бинарное (черно-белое или либо-либо) мышление. Которое прямо приводит к неспособности развивать идеи, понимать подтексты и переносный смысл.

Самое страшное здесь, пожалуй, то, что индивиды с оператуарным мышлением не осознают свою ограниченность, бесчувственность и бездушность. А в случае, если они приобретают какую-то власть, несут в себе мощный потенциал разрушения всего и вся. И превращают человеческую цивилизацию в бесчеловечный мир.

Думаю, что вышесказанного вполне достаточно, чтобы понять, что оператуарное мышление, состояние и жизнь ныне явно вошли в тренд и стали как бы модным способом психической самозащиты. Нет, не всех, но точно тех самых массовых людей, о появлении которых предупреждал Х. Ортега-и-Гассет и о которых мы писали ранее. Достаточно образованных, но утративших способность воспринимать целое и, в общем-то, в результате невежественных. Потому что, не зная и не желая знать основ человеческой культуры и цивилизации, а также, не усваивая уроков истории, эти «массовики-затейники» тем ни менее твёрдо уверены в своей исключительности и самодостаточности. И считают, что наличествующих у них урезанных (буквально, кастрированных, простите за термин) сведений вполне достаточно для того, чтобы иметь «обоснованное» мнение обо всём на свете…

Самое страшное заключается в том, что в силу патологии души, оператуарные люди не живут сами и не дают жить другим. А завладевшие миром в силу своей массовости данные индивиды этот самый мир и уничтожают. Ибо в силу отказа от интуитивного осмысления реальности и тупого рационального подхода к пониманию происходящего, они не смогут уцелеть в нынешнем бушующем мире и потащат за собой всю цивилизацию. Им не удастся выплыть в этом мире с его океанами проблем, ибо если и умеют плавать, то только по-собачьи. И не к «спасительным новым берегам», а просто «в никуда». Ну а тех, кто их пытается спасти, они привычно топят…

Что тут можно предложить? Да, пожалуй, только одно, поскольку так любимые именно оператуарщиками лайфхаки не оказывают на них никакого воздействия. Дело в том, что, по обобщенному мнению психологов, оператуарное мышление возникает у детей (ставшими впоследствии взрослыми), которые:

  • не имели достаточной эмоциональной поддержки,
  • сталкивались с жестокостью, холодностью и непредсказуемостью родителей и взрослых
  • научились подавлять свои эмоции, поскольку проявление их было опасным.

Это значит, что психологическое восстановление опыта нормального, а не кошмарного детства (раннего психического здоровья) является вполне достаточным для того, чтобы восстановить и общую экзистенциальность, и жизнеспособность погрязших в оператуарных рациональностях взрослых. Что мы ВПЕРВЫЕ СДЕЛАЕМ И НАУЧИМ ДЕЛАТЬ 17–18 мая 2025 года на семинаре «Психология человеческого совершенства. Восстановление экзистенциальности человека»

P.S.: Всё выше сказанное важно и нужно ещё и потому, что оператуарная патология человечества сейчас все больше приобретает всё новую, и, возможно, более тяжелую, форму — генерации биороботов. Которые, в отличие от людей, больше всего смахивают на некое упрощённое издание носителя искусственного интеллекта. Ну об этом в следующей нашей статье.

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее