Возможные перспективы человечества: токсичный человек в токсичном мире

Ковалев Сергей Викторович

«Человек как меч. Либо делает свое дело, либо тупой…»
Куросава

 

Не знаю, как вас, а лично меня и моих однокашников на уроках биологии усиленно потчевали историей о заселении живыми организмами из мирового океана такой некомфортной для живущих в воде существ среды, как суша и все, что с ней связано. В этой истории фигурировала некая то ли сумасшедшая, то ли, наоборот, гениальная рыба, каковая, вылезши по непонятной (но, видимо, важной…) причине на отнюдь не желанный ею берег, долго и мучительно (или лучше так: мучительно долго…) приспосабливалась к царящим на этом самом берегу ну совершенно антисанитарным (с точки зрения рыб…) условиям…

Почему я об этом вспомнил, как говорится, здесь и сейчас? Да потому, что, по мнению ну очень многих экспертов и специалистов, в нынешнем, как его называют,  нОолитическом (тотального разрушения правил и принципов существования цивилизации), и/или тотальном кризисе («идеальном шторме», где все негативное как бы суммируется и складывается…), человечество в целом похоже на ту самую только-только выползшую на берег рыбу, которая мучительно пытается понять, на хрена она это сделала, а также узнать, что же ей делать дальше…

Попробую теперь объяснить – но не то, что произошло (я об этом уже писал…), а то, что в результате этого происшедшего получилось и/или случилось. А случилось то, что в полном соответствии с теорией адаптации (каковая – не теория, а адаптация…), как известно, может быть как прогрессивной, так и регрессивной…) человечество (все, и наша страна не исключение…), адаптируясь к вышеназванному кризису заработало весьма даже приличный  коллективный невроз (хорошо еще что не психоз, хотя отдельные очаги «психотических революций»  уже давно и как-то невесело полыхают на нашей планете…). В строгом соответствии с четырехфакторной моделью известного психолога и психотерапевта В. Франкла для возникновения этого (и этакого…) неврозоподобного состояния вполне достаточно четырех факторов:

  1. Отсутствия четких представлений о будущем, равно как и о возможностях выбора вариантов путей, предполагаемых этим самым будущим.
  2. Фаталистической (от слова «фатализм») веры в предопределенную и неизменную судьбу при полном снятии с себя ответственности за происходящее.
  3. Утраты собственной точки зрения, примитивизации мышления, принятия примата коллективного сознания, стремления раствориться в толпе (каковая, по определению, просто не допускает оригинальных решений и всякой там креативности).
  4. Переход на позицию фанатизма как игнорирования личности другого и других, при котором человек не осознает никого, кроме себя, и выражает, как свою собственную, расхожую точку зрения некой группы.

 

Кстати, В. Франкл утверждал, что в основе всего этого лежит страх свободы и ответственности, от которых нормальный (или, так сказать, «нормативный») человек бежит в вышеописанное состояние с той же скоростью, как приснопамятный черт от ладана… Однако разбор этой ну очень интересной темы я пока отложу…

Здесь, однако, можно ненадолго прервать повествование и как бы намекнуть, обозначить, что создание позитивной модели будущего; принятие на себя ответственности за свою и других жизнь; обретение собственного взгляда на происходящее, а также понимание и, опять-таки, принятие позиции другого являются вполне конкретными направлениями выхода из вышеописанного коллективного невроза. Однако буде он (невроз) все-таки есть, давайте для начала разберемся в главных, но ранее не фиксировавшихся его проявлениях…

Пожалуй, первым – и весьма острым! – моментом данного коллективного невроза является так называемая особая форма фобии – херофобия (cherophobia). Необъяснимый и неконтролируемый страх перед радостью (ее получением) и всякими там веселыми занятиями, приводящий к тому, что человек не только сознательно, но еще и бессознательно начинает избегать всего того (событий, обстоятельств, действий), что может подарить ему удовольствие. В результате люди, пораженные херофобией, живут на редкость скучно, серо и однообразно, не имея той самой совершенно необходимой человеку счастливости, которая позволяет ему как бы проходить между или даже над негативными обстоятельствами жизнедеятельности…

Следует, однако, отметить, что херофобия представляет собой не просто отказ от радости, но еще и форму тревожного расстройства личности. Единственное ее отличие от прочих в данном классе заключается в том, что тревога эта возникает со всем и со всеми, что и кто, как предполагается, может сделать вас счастливым. Херофобия часто проявляется и выражается в ощущении полной безнадежности, приводящему к чувству тревоги и/или настороженности по поводу того, что может дать радость и счастье (каковое, с точки зрения херофобов, никогда не будет длиться долго…).

Тремя главными признаками наличия херофобии можно назвать следующие:

  • беспокойство при мысли о том, чтобы пойти на некое действо (вечеринку, концерт или что-то другое);
  • неучастие в мероприятиях, которые большинство назвали бы забавными;
  • отказ от использования возможностей, которые могут привести к положительным изменениям в жизнедеятельности из-за страха, что за этим последует что-то плохое.

Именно последний признак и заставил меня выделить это хитрое расстройство в особый, не смешиваемый с депрессией и очень важный для жизни класс психопатологий. Потому что, вследствие пресловутого коллективного невроза, люди, из-за страха перед счастьем и радостью, ничего не хотят менять в своей жизни. В основном (причина херофобии) потому, что в их личной истории удовольствие оказалось как-то ну очень травматично связано с гневом, обидной, унижением или наказанием…

Второе следствие всеобщего коллективного невроза – это повсеместное распространение токсического мышления. Суть которого заключается в том, что в любом явлении и/или ситуации человек предпочитает искать только плохое. А найдя (или придумав) искомое, начинает активно «заражать» своим негативизмом окружающих и окружающее…

Здесь следует сделать небольшое отступление для понимания психологического механизма искаженного восприятия. Дело в том, что работу психики человека (а заодно и все нарушения в этой работе…) можно объяснить на очень простой аналогии.

Каждый из нас как бы имеет в своей голове «телевизор», на котором воспроизводится окружающий мир. Причем далеко не весь, а только тот, на который настроена передающая «камера». Однако главными здесь являются не эти технические ограничения, а пресловутый внутренний голос, каковой одно и то же изображение, например, президента некой страны может прокомментировать совершенно противоположным образом. Обозвав (обозначив…) оного президента или «Отцом нации», или, наоборот, навесив на него ярлык «Позор страны и человечества». Вот это самое обозначение, каковое, в зависимости от контекста, именуется либо мем (мельчайшая, кстати, единица информации для нашего Сознания – как ген для человеческого организма…), либо фрейм (понятийная рамка), и определяет то, как вы будете интерпретировать происходящее (гибридная война – это как раз когда вам подсовывают нужные «противной» стороне мемы, фреймы и прочие интерпретации). Потому что обозначение это действует как подложенный под лист с металлическими опилками магнит, мгновенно перестраивающий их в соответствии с линиями наличествующего в нем магнитного же поля…

Вот это-то токсическое мышление (как способность во всем видеть только негативное, а также думать и говорить исключительно о плохом), по сути и уничтожает возможности конструктивно и рационально мыслить по поводу происходящего: фактов, событий и обстоятельств. Однако это не значит, что от него нельзя избавиться, если вы, конечно, этого хотите (так называемый троллинг – это не только диагноз, но еще и осознанно выбранный образ жизни…). За счет включения «оппонирующему» вашему Внутреннему «Критикующему все и вся» Голоса «Гласа здравомыслия». Что, правда, требует уже применения несложной психотехнологии.

  1. «Высадите» своего Критика где-то перед собой и вообразите (воплотить в образе…) то, как он выглядит.
  2. Найдите человека, в чьем здравомыслии вы не сомневаетесь (например, им может быть Дж. Вашингтон или В. Путин…), и так же «поставьте» его образ перед собой – напротив Критика.
  3. Теперь «переключите стрелки» и станьте пресловутой умной обезьяной, наблюдающей с безопасной стороны за схваткой тигров. Наладьте диалог между двумя этими персонажами, и пусть Здравомыслящий сам отвечает на все нападки Критика – примерно так, как это делает наш нынешний президент, и так как делал это первый президент Соединенных Штатов Америки…

Естественно, что токсическое мышление находит выражение в токсическом же поведении. Самым интересным здесь является не грубое хулиганство, а этакая псевдоблагородная деятельность. Каковую многие либералы считают едва ли не «апофегеем» (по названию одноименной драмы Ю. Полякова) мучительной болезни тотального либерализма (кстати, небезызвестный Ф. Фукуяма в частной беседе с Б. Дугиным назвал либерализм властью меньшинства над большинством, ибо, как он считает(!), власть большинства над меньшинством приводит исключительно к популизму, коммунизму и фашизму… Так что в либерализме демократией даже и не пахнет…). Недостаточно зрелые, а подчас и просто юные и, в общем-то, невежественные люди (принимающие, однако, свое невежество за «свежий взгляд», иное мнение) манифестируют (в том числе и с высоких трибун), митингуют (по поводу и без повода) и стоят в пикетах с разного рода лозунгами, стремясь всячески изменить мир («по-ихнему», а не по-вашему…). Не изменяя себя. Постулируя проблемы, а не решения. Не строя, а разрушая. Шествуя от так не нравящегося им настоящего в абсолютно бесперспективное будущее: как самолет, летящий от аэродрома к аварийной посадке где-то в тайге… Ибо есть он: страшный соблазн врага рода человеческого разом –  шумно и весело стать хорошим и привлекательным (для противоположного пола, хотя, если ты особо продвинутый, то и для своего…). Не тратя усилий на личный рост; не делая ничего трудного, но полезного; а только лишь требуя невозможного. Правда, в основном для себя и своих соратников – просто потому, что вы считаете себя героем, умницей и удальцом, тогда как других – трусами, тупыми и ватниками…

А теперь давайте подумаем над тем, что нас привело к этой печальной ситуации. На мой взгляд, сонм негативно воздействующих на развитие людей ПРИЧИН и причинок можно свести к одной, главной: человечество утратило Смысл.

Смысл в жизни как процессе. Жизни как структуры бытия. И того, что наступает после окончания земного существования…

Вообще-то эта тема потребует дальнейшего тщательного обзора и анализа, каковой я – возможно – когда-нибудь осуществлю. Пока же просто напомню, что, согласно разрабатываемой мною концепции психологической парадигмы (ПП), любое явление можно системно представить только в виде триады его «ипостасей»: динамики, структуры и содержания; и что только одновременное использование этих «координат» и создает объемное пространство ПП, в котором мы можем и должны оперировать. Но тогда, если вернуться к смыслам, следует напомнить, что великий В. Франкл как бы выводил их из трех систем ценностей, каковые, с его точки зрения, эти смыслы и порождают:

  • содержательных ценностей творчества
  • структурных ценностей переживаний (любви, счастья и т. п.)
  • динамических ценностей отношения к вызовам и страданиям.

Тогда – пока во-первых – беда заключается в том, что современные люди живут практически без страданий и вызовов; умудряются – и реально, и виртуально – уже к подростковому возрасту пережить все, что возможно; но в силу собственной незрелости оказываются не способными «включить» в себе смыслы творчества…

А все потому (и во-вторых…), что мы, как лошадь в глухом лесу, по определению не способная залезть на дерево, дабы увидеть Путь, заблудились в недопространстве нашей жизни, как бы обозначаемом только лишь двумя координатными осями: телесного (динамика) и психического (структура). Между тем для того, чтобы получить полноценное пространство своей жизнедеятельности, надобно всего-навсего добавить в эту конструкцию третий элемент: смыслы, основанные на духовном или попросту духовность. Образовав тем самым пространство подлинной жизнедеятельности человека. Отдающего дань своей телесности, но не сводя бытие исключительно к чувственным (телесным) удовольствиям. Развивающего свою психику, а не использующего ее исключительно в плане довольно-таки ограниченного интеллекта. И стремящегося к вершинам духовного развития, которое единственно открывает перед нами новые уровни, измерения и пространства бытия. И тогда жизнь, наполненная высокими смыслами, становится неисчерпаемым источником вдохновения и радости. Если вы, конечно же, откажетесь от херофобии, токсического мышления и псевдоблагородного поведения; а также примете духовность, духовное измерение, как данность нашего бытия…

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее