Трудный путь к «взрослым» отношениям: «вечный» конфликт родителей и детей…
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми.
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми…Песня “Родительский дом”, стихи М. Рябинина.
Так уж получилось, что по роду моей профессии мне приходится каждый день видеть по-настоящему несчастных людей (как-то «счастливые» к психотерапевтам не ходят, разве только, чтобы сказать спасибо…) И каждый из них несчастлив по-своему. Каждый «усваивает» свои уроки. Перед каждым лежит собственный выбор «очередной развилки» на своем жизненном пути… И в большинстве случаев, пройти эту дорогу человек сможет, только если он примет ответственность за себя и свою жизнь. Поймет, что кроме него самого, никто не в состоянии что-либо изменить в нем самом и его жизни. Поверит в то, что все, что с ним происходит (и хорошее, и плохое) – целиком и полностью его «личная заслуга». Но, полное осознание всего этого невозможно без достижения в нем «истинной взрослости». Вот об этом и пойдет речь в этой статье. О том, что же такое – эта самая Взрослость? И какие проблемы возникают на пути ее достижения…
Взросление человека всегда подразумевает его отделение от родителей (есть множество сходных терминов, так или иначе означающих этот процесс – эмансипация, сепарация и другие). Главное то, что это нормальный и естественный процесс. Все проходят через него (пусть и в разном возрасте, с разной скоростью, полностью или частично). Становясь взрослым, по мере приобретения уверенности в себе, навыков и умений, «ребенок» отдаляется от родителей. Родители, признавая эту взрослость, отпускают его в его собственную «взрослую» жизнь, оставаясь возможно рядом, но не вместе. Как же это обычно происходит?
Короткая справка: вообще-то психологи выделяют несколько этапов естественного отделения ребенка от родителей. Первый этап – его рождение и физическое отделение от матери. Второй этап – возраст около 1 года, когда ребенок начинает исследования окружающего мира и предпринимает первые попытки автономии. Третий этап – возраст около 3 лет, когда ребенок окончательно понимает, что он и его мама не одно целое, осознает себя самого, как отдельное существо, и начинает проявлять самостоятельность. Четвертый этап – возраст начала полового созревания, когда происходит самоидентификация подростка в социуме. Пятый этап – возраст около 18 -20 и более лет, когда человек вступает во взрослую самостоятельную жизнь. И каждый этап имеет свои особенности и проблемы… Сложно? Еще бы…
Но это только лишь возрастные особенности этого процесса. На пути полноценного отделения от родителей человеку придется пройти через, так сказать, его «содержательные» этапы:
Эмоциональное отделение – Когда человек может выбирать направления своего развития, не опираясь при этом на родительскую оценку и одобрение.
Ценностное отделение – Когда человек имеет свое индивидуальное и целостное видение этого мира, причем это видение может быть отличным от видения этого мира его родителями. При этом он может легко и спокойно высказывать свое мнение, принимая чужую точку зрению и считая свою точку зрения и образ жизни правильными.
Функциональное отделение – Когда человек способен самостоятельно позаботиться о себе самом, своем физическом и эмоциональном состоянии.
Конфликтное отделение – Когда человек способен вступить в конфликт со своими родителями, не испытывая при этом чувства вины, гнева, недоверия или тревоги, и оставаясь внутренне спокойным.
А вот с этим все далеко не так просто и однозначно… Хотя это нормальный процесс перехода взаимоотношений родителей с «подрастающим чадом» с позиций “Родитель – Дитя”, на позиции “Взрослый – Взрослый”. Когда основной лейтмотив дальнейшего их взаимодействия можно выразить словами знаменитой гештальт – молитвы, сформулированной Ф. Перлзом:
Я — это Я, а ты — это Ты.
Я делаю свое дело, а Ты — свое.
Я в этом миpе не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
а ты — не для того, чтобы соответствовать моим…
К сожалению, в реальной жизни легко, экологично, бесконфликтно отделение происходит далеко не всегда. В моей практике бывали многочисленные случаи патологического отделения от родителей, или не отделения вообще. Почему это происходит? Априори процессом психологического отделения ребенка (в идеале!) должны управлять его родители (как носители знания, опыта и любви к своему ребенку). Однако зачастую родители сами нуждаются в воспитании и взрослении. В этом случае они могут блокировать или замедлять этот процесс. Основными причинами блокировки или замедления родителями процесса психологического отделения детей обычно являются:
Тревожность родителя – когда родитель уверен, что мир опасен, и ребенка нельзя отпускать от себя ни на минуту.
Собственная нереализованность родителя – когда наличие ребенка рядом позволяет родителю ощущать свою важность, востребованность и ценность.
Слияние родителя с ребенком – когда родитель не может допустить мысли о том, что ребенок – отдельная личность, и у него может быть свое мнение.
Страх родителя потерять контроль – когда родитель желает сохранять свою власть над ребенком и осуществлять постоянный контроль за ним.
Страх разочарования – страх родителя, что ребенок не станет таким, каким он хочет его видеть (великим писателем, ученым, спортсменом, актером и т. д.), родитель усиленно контролирует ребенка, навязывая ему свое мнение.
Неуверенность в себе – когда родитель не уверен в себе и желает реализовать себя, пытаясь быть “лучшим” родителем.
И тогда отделение от родителей для многих людей становится трудной или непреодолимой задачей даже во взрослом возрасте. Но не стоит в торможении процесса обвинять только родителей. Со стороны взрослеющего ребенка становление взрослых отношений со своими родителями также может блокироваться. И вот по каким причинам:
Созависимость с родителями – когда человек бессознательно стремится получать внутренние ресурсы (любовь, поддержку, одобрение) извне вместо того, чтобы опираться на самого себя и получать эти ресурсы от себя.
Вторичные выгоды – когда человек отказывается брать на себя ответственность за себя и свою жизнь и передает ее родителям, получая взамен мнимую свободу и возможность праздно проводить время.
Семейная лояльность – когда человек, отягощенный родительскими запретами и предписаниями, не в силах пойти против навязанных семьей ценностей, даже в ущерб своему собственному благополучию и развитию.
Таким образом, можно наблюдать ситуацию, когда и родители, и сами дети совместными усилиями блокируют естественное развитие их взаимоотношений. В будущем все это мешает человеку в полной мере реализовать себя и ощущать радость жизни, а мне, как психотерапевту, очень часто приходится наблюдать в работе с клиентами, как нерешенные проблемы взаимоотношений с родителями мешают людям полноценно осуществлять собственную жизнь.
Может психотерапия помочь «мягко» пройти этот процесс? Безусловно, хотя и потребует определенных усилий в его коррекции и психотерапии. И если подходить целостно к решению подобных задач, то, на мой взгляд, Интегральное нейропрограммирование (ИНП), в парадигме которого и осуществляю свою работу, идеально для этого подходит. Причем как на стадии адаптации тех и других (родителей и детей) к неизбежности и естественности этого процесса, так и на стадии социализации – при вписывании в реалии «новых» социальных ролей «выросшего ребенка» и изменении их (социальных ролей) для родителя, вырастившего свое «дитя». А основной задачей ИНП является психотерапевтическое обеспечение прохождения человека по этим стадиям путем оптимизации его программ жизнедеятельности и трансформации его карт реальности.
Почему именно адаптация и социализация? Не трудно догадаться, что запрос на полноценное отделение от родителей встает перед человеком в полном объеме, когда он начинает осуществлять переход с Досоциальной стадии (стадии адаптации к жизни) на стадию Социальную (стадию социализации человека в системе общественных отношений). Да потому, что именно в этот момент он начинает решать конкретные задачи своей социализации в жизни – строит семью, начинает карьеру, развивает бизнес и т. д. А решение подобных задач требует самостоятельности и взрослого подхода. И без полноценного отделения и эмансипации, дальнейшее развитие человека становится патологичным или совсем невозможным.
И подобный запрос со стороны клиентов встречается в нашей практике довольно часто. Какие же трудности заставляют людей заняться работой над собой? Обычно следующие: люди или вовсе не могут найти себе партнера для создания семьи, или, создав семью, продолжают относиться друг к другу с “детских” позиций, разрушая ее. Не могут найти себе интересную высокооплачиваемую работу. Начиная строить бизнес, прогорают и теряют все накопления. Постоянно все свои решения согласовывают с воображаемым мнением своих родителей или значимых близких людей, теряя скорость, а то и объекты внимания и приложения усилий.
К счастью, в ИНП существует большое количество инструментов для отработки подобного запроса со стороны клиента. И в этой статье я хочу познакомить читателя с одним из способов работы с подобного рода запросами. Для удобства и лучшего понимания я буду иллюстрировать теоретический материал описанием результатов реально проделанной работы с одним из клиентов. Хочу сразу обратить внимание читателя на один существенный момент: обычно клиент в своем обращении не просит напрямую избавить его от зависимости от родителей. Запрос может быть разным, например, как в описываемом случае – поиск партнера для создания семьи. И только в процессе работы «выходим» на проблему зависимости с родителями, как одну из основных причин неуспешности Клиента в той или иной области (например, как в описываемом случае, в семейной жизни). И это тоже не случайно. Человек “свыкается” с существованием зависимости от родителей, живет с этим, не подозревая, как негативно это может влиять на его жизнь и реализацию во всех (на первый взгляд – отдельных) областях его жизнедеятельности.
Итак, обращается клиентка – Татьяна, 30 лет, в разводе, есть ребенок. Запрос – поиск партнера для совместной жизни.
В процессе опроса удалось выяснить, что клиентка до сих пор чувствует себя зависимой от своих родителей и бабушки. Это выражается в том, что Татьяна всерьез считает себя членом семьи своих родителей, хотя давно живет отдельно от них, и материально от них не зависит. Она постоянно согласовывает свои решения и действия с родителями (как субъективно, так и объективно – в реальной жизни), ждет их одобрения, ощущает чувство вины и обиду, когда родители недовольны ее действиями. И именно это мешает ей проявлять себя как взрослой женщине, найти достойного партнера и выйти замуж.
Коротко опишу ход самой работы с подобного рода запросом. Условно, работу можно разделить на несколько этапов:
1 этап – понять, простить и принять.
Для осуществления полноценного отделения от родителей, прежде всего, стоит принять своих родителей такими, как есть – как обычных людей, со всеми своими достоинствами и недостатками. Увидеть их реальный образ, понять и признать его, согласиться с ним. Принять все то, что происходило с вами в семье, и перестать требовать от родителей всего того, что они в принципе не могли вам дать. Начать воспринимать все, что происходило в семье, пока вы росли – как уроки, как определенную ступень своего развития. Это и есть первый шаг к вашей автономности, когда вы начинаете сами давать себе все то, что хотите получить.
Сама психотехнология называется – «Принятие родителей». Перед ее описанием нужно сделать небольшое примечание: здесь и далее мы будем использовать понятие Личное Пространство. С понятием Личное Пространство (или социальная панорама) подробно можно ознакомиться здесь ([1], стр. 48–50). А если коротко, то ” … каждый из нас находится в центре (правда, не всегда) своеобразной модели всех своих социальных взаимодействий и их объектов, которые его бессознательное закодировало как проекции в социальной панораме…” (см. [1], стр. 50). Психотехнология выполняется следующим образом:
– Нужно в своем Личном Пространстве вообразить (представить) образы своих родителей и подумать о проблемах, которые каждый из них привнес в вашу жизнь.
– Затем попытаться ощутить и представить эту самую проблему в своем теле (в виде картинки, либо символа), и подумать об уроке, который со всем этим связан.
– Потом мысленно обменять проблему (как вы ее себе представили) – на урок (также вообразить какой-либо символ или картинку).
– После этого представить, как вы и родитель получаете (любым доступным способом) необходимые ресурсы (энергии) для принятия нового положения вещей.
– Проделать все это с другим родителем.
– В завершение переместить образы родителей в своем Личном Пространстве на новые места, зафиксировав ваши новые с ними взаимоотношения.
Обычно, после проведения данных манипуляций, человек перестает воспринимать своих родителей, как нечто противоборствующее, принимает их со всеми их недостатками, перестает их обвинять во всех своих бедах, начинает смотреть на свою жизнь по-иному.
В реальной работе, после ее окончания, Татьяна субъективно стала воспринимать своих родителей, как равноправных участников этапов своего становления. И поняла, что ждать от родителей дальнейших указаний относительно своей жизни просто глупо.
2 этап – отпустить.
Вторым этапом обретения самостоятельности является устранение бессознательных патологических связей с родителями. Эти связи мешают людям в самореализации, делают их несвободными. Именно эти связи “сковывают” их по рукам и ногам, заставляют согласовывать внутри себя все свои решения с родителями, ощущать вину и прочий негатив. Устранение этих связей в ИНП можно осуществить с помощью психотехнологии «Устранение созависимости». Выполняется она следующим образом:
– Нужно вновь представить в Личном Пространстве образы родителей и увидеть (вообразить) связи, соединяющие вас и их. Связи эти обычно в представлениях клиентов выглядят в виде веревок, ниток, канатов, цепей, труб, проводов и т. п.
– Затем представить в пространстве образ себя самого, но уже свободного и самостоятельного – «Идеального». И осуществить отделение от родителей, мысленно попросив образ «Идеального» себя удалить ваши воображаемые связи с родителями.
– Затем нужно «попрощаться» с родителями и осуществить их перемещение в своем Личном Пространстве.
– В завершении нужно представить соединение «Себя» с собой же «Идеальным» позитивными связями – нитями золотистого цвета.
Как правило, после осуществления этой работы, клиенту становится значительно легче ощущать себя (даже на физическом уровне) при общении с родителями. С их же стороны начинаются бессознательные попытки вернуть все на старые позиции – начинаются необъяснимые обвинения, придирки, ночные звонки по надуманным причинам и т. п., либо манипулирование своим здоровьем (кому-то из родителей вдруг резко становится “плохо”).
В работе с Татьяной так и произошло. Она была вызвана в гости к родителям, для проведения “серьезного” разговора. Татьяна была удивлена своей смелости и спокойствию в этом разговоре, о чем с радостью мне и сообщила.
3 этап – освободиться от обусловленности.
Следующим этапом идет освобождение от обусловленности родительскими запретами и предписаниями. Как формируется эта обусловленность? Используя своего родителя в качестве эталона (образца для подражания) в раннем детстве, вы получаете и весь связанный с его личной обусловленностью негатив. Принимаете их восприятие мира и карты реальности как свои. Также, вы берете на себя (субъективно, конечно) «некие обязательства» перед своей конкретной родительской семьей. Эти обязательства затрудняют ваш рост и развитие, достижение вами ваших целей. Тем самым, вы получаете конкретный запрет на свою успешность в каком-либо виде вашей деятельности. Освобождаясь от этой обусловленности родительскими запретами и предписаниями, вы расчищаете свой путь к эффективной и счастливой жизни. Психотехнология называется «Освобождение от родительских запретов и предписаний». Один из вариантов ее исполнения в ИНП выглядит так:
– В самом начале нужно выявить эти запреты и предписания, для чего следует несколько раз повторить фразу: “Я сын (дочь) своего отца (матери), а это значит, что Я”:
– должен
– обязан
– не имею права
– вынужден
и записать все, что придет вам в голову. Желательно делать это спонтанно, особо не раздумывая.
– Составив таким образом данный список по каждому из родителей, нужно по очереди представить образы родителей перед собой в пространстве, ощутить внутри себя каждое предписание или запрет в виде картинки или символа, и осуществить обмен всей этой “нечисти” на символическое же разрешение на свободу действий.
В работе с клиенткой была выявлена следующая обусловленность:
Татьяна была должна – быть самой лучшей на свете и радовать других (особенно своих родителей).
Ей запрещалось – быть счастливой, выражать свои эмоции, быть успешнее своей мамы и отца, и просто быть самой собой.
После проведённой работы Татьяна заявила родителям о своей взрослости, намерениях менять свою жизнь, и строить ее отныне так, как она хочет. После этого произошел конфликт, и на некоторое время отношения между клиенткой и ее родителями прервались.
4 этап – перейти к Новому.
И в самом конце всей работы следует заменить текущую модель своего взаимодействия с родителями на другую (более успешную) Модель своей самостоятельной жизни.
Для этого используется разработанная С. В. Ковалевым (впрочем, как и весь представленный материал) метафора “общностей” – некий воображаемый пейзаж в Личном Пространстве человека, в котором и происходит ваше субъективное взаимодействие с вашими близкими. Здесь мы имеем дело уже не с психотехнологией, а с целым психотерапевтическим Паттерном – группой психотехнологий, логически связанных между собой. Называется данный паттерн «Создание модели своей самостоятельности», и выполняется он следующим образом:
– Нужно вообразить самого себя в своей нынешней общности (там, где вы зависимы и несамостоятельны).
– Ощутить и представить в теле все, что связывает вас с этой общностью (также в виде картинок или символов). Освободиться от всего, что вас там удерживает (также в символическом виде).
– Найти (представить) в пространстве некую “нулевую” зону – место, в котором можно, завершить свое взаимодействие со старой жизнью – “обнулиться”.
– Пройдя в этом направлении, оттуда найти (вообразить) в пространстве свою Новую общность, в которой будут возможны самостоятельность и взрослость. Для этого можно и нужно использовать ролевые модели свободных, успешных и независимых Героев (представив их в этой Новой общности).
– После этого, следует осуществить переход в Новую общность (преодолевая по пути все возможные воображаемые препятствия, если таковы обнаружатся).
– Войдя в свою Новую общность, закрепляемся там, наладив воображаемые связи с присутствующими там образами Героев.
Обычно, на этом этапе работа по устранению зависимости от родителей заканчивается. Клиент способен самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность. И в большинстве случаев, достигает поставленных целей.
В случае с Татьяной на этом этапе работа также была закончена. По итогам работы субъективная готовность Татьяны к достижению своей цели составила 9 баллов из 10. Учитывая, что в начале работы эта самая способность едва достигала 3 балла, мы могли констатировать, что достигли многого.
После окончания работы Татьяна в течение нескольких месяцев смогла перестроить свои взаимоотношения с родителями, стала свободной и самостоятельной. В результате чего нашла пару и построила союз с понравившимся ей человеком, о чем с благодарностью мне и сообщила.
Все вышеописанные технологии позволяют достаточно быстро (около 4 часов работы) обрести желаемую субъективную свободу и самостоятельность, посмотреть на себя и свои взаимоотношения с близкими по-новому и построить с ними новые – устраивающие вас взаимоотношения. А самое главное – поверить в себя и понять, что единственный человек, который может дать вам все, что вы хотите в вашей жизни, это Вы.
В заключении статьи хотелось бы заметить, что в Интегральном нейропрограммировании (ИНП) существует масса всевозможных инструментов для отработки подобных запросов, и здесь описан всего лишь один из способов работы с ними. ИНП предлагает огромное количество методик и инструментов для решения всех без исключения задач, а также дает возможность любому человеку, вставшему на путь Личного роста и развития, обрести новую философию и Истинный Смысл своей жизни.
Список литературы
Ковалев С. В. Очерки эффективности и счастливости. Интегральное нейропрограммирование 2.0/ Серия "Жизнь. Инструкции по применению"/Сергей Викторович Ковалев. - М.: Издательство "Перо", 2015. стр. 48-50
Ковалев С. В. Очерки эффективности и счастливости. Интегральное нейропрограммирование 2.0/ Серия "Жизнь. Инструкции по применению"/Сергей Викторович Ковалев. - М.: Издательство "Перо", 2015. стр. 50
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее