Три условия жизнеспособности: операциональный уровень

Ковалев Сергей Викторович

«Благими намерениями выложена дорога в ад. Благими делами – в рай»
/полная версия известной поговорки/

Рассказывают, что ученики некоего Мастера постоянно задавали ему вопросы о том, что будет после смерти. Но несмотря на их настойчивость, он никогда не отвечал на это священный вопрос.
— Почему ты все время уклоняешься от ответа? — не выдержав спросили ученики — Ведь это так важно: знать, что тебя ждет после окончания жизни?
— А вы замечали, что загробной жизнью интересуются те, кто не знают, что делать с этой? Вечно им и хочется знать, будет ли еще одна жизнь?
— И все-таки — упорствовали ученики — Есть ли жизнь после смерти или нет?
— Есть ли жизнь до смерти – вот главный вопрос бытия — ответил им Мастер…  

Представленные в предыдущей статье «О личных особенностях людей, выбирающих выживание или жизнь» материалы по трем слагаемым или факторам, обеспечивающим не выживание, а жизнь – этичности, аутентичности и позитивности – являются необходимыми условиями нормальной жизнедеятельности: эффективной, удовлетворяющей человека и полной смысла. Тем более, что буквально любой и каждый, в случае эпизодической или хронической неудачи в реализации жизнеспособности, может элементарно и быстро проанализировать

  • какие этические принципы были им нарушены;
  • где он «наступил на горло» собственной аутентичности, т. е. по сути предал себя, а также
  • на каких таких нейрологических уровнях конкретно и ненужно «лопухнулся», организовав свою действительность отрезающей жизнь выживаемостью.

Дело в том, что уже в контексте уже известной вам 3D парадигмы интегрального программирования любое научное познание включает в себя теорию (содержание), методологию (структура) и методы (динамика). Первая предполагает определенное отношение к сути исследуемого явления (а также, разумеется, и объяснение оного). Вторая – систему методов исследования и преобразования изучаемого. Ну а третье – конкретные способы (и средства) осуществления этих самых исследований и преобразований. По сути, если обратиться для аналогии к военному делу, то теория есть стратегии оных (войн). Методология является их тактикой реализации. А конкретное осуществление военных действий – метод (процесс) собственно боевых взаимодействий. Здесь вам следует понять, что хотя методология должна подтверждаться теорией, а методы – методологией, отношения между этими тремя уровнями познания и практики далеко не рядоположны. Особенно в науке, где теория может иметь довольно поверхностное отношение к методологии, а методология ну никак не может быть представлена в рамках используемого метода. Например, в столь почитаемом «глубинными» психотерапевтами психоанализе одновременно существуют несколько теорий человеческой психики. Которые на уровне методологии сводятся к взаимодействию предусмотренных этими теориями структур (например, ид, эго и суперэго в «классической» теории З. Фрейда). При этом методом исследования чаще всего выступает банальное выслушивание и интерпретация свободных высказываний лежащих на кушетке пациентов.

Так вот, три вышеупомянутых фактора (этичность, аутентичность, позитивность) относятся к методологии жизнеспособности. Поэтому будучи необходимыми для перехода от выживания к жизни, эти три фактора не могут до конца считаться достаточными для оного сакрального действа. Потому, что регулируют они, так сказать тактический уровень вашей жизнеспособности. А нам жизни для необходим еще и этакий операциональный уровень, включающий три непреложных условия осуществления благополучной жизнедеятельности.

Первое из этих условий – содержательное – подразумевает пусть постепенный, но непреложный переход с позиции Жертвы на позицию ну если не Героя, то по крайней мере Деятеля. То, что при этом должно произойти или случиться, достаточно хорошо представлено в нижеприведенной таблице

 

Жертва Герой (Деятель)
Требует от мира и других Дает другим и миру
Уходит от жизни Идет навстречу жизни
Исходит из «не могу» и «не способен» Исходит из «раз надо, то могу» и «вполне способен»
Ищет оправдания своей пассивности Ищет возможности для проявления собственной активности
Живет прошлым Живет настоящим и будущим
Имитирует занятость Продуктивен в своей деятельности

Я думаю, что буквально всем и каждому ясно и понятно, что позиция Жертвы и выступает не только своеобразной основой банального выживания, но и ролевой сутью состояния забвения бытия. Тогда как позиция Героя (или хотя бы Деятеля) и предполагает, и требует перехода человека в состояние жизни и осознания бытия.

Однако одного этого мало. Потому что на уровне реального взаимодействия с жизнедеятельностью обретение вами жизнеспособности уровня жизни может помешать банальная неготовность к деятельности. Основывается она на комплексе неполноценности, сформированном, увы, часто вашими родителями и всякими там значимыми другими. А находит свое структурное (а точнее, структурирующее) выражение в трех глобальных убеждениях: в невозможности, в беспомощности, в незаслуженности.

По сути, это нечто вроде проекции этого самого комплекса на, так называемую, когнитивную составляющую готовности к жизнедеятельности: наши убеждения о себе, других, мире и его Создателе. Так для только лишь «выживающих» первое из этих убеждений (о мире) постулирует, так сказать, общую невозможность осуществления каких-либо действий и возможностей (убеждение в невозможности). Второе констатирует это уже как нечто частное и личное: т. е. невозможность лично для вас (убеждение в беспомощности – своей, но не других). Ну а третье определяет, так сказать уже причину вашей неполноценности, каковая заключается в том, что вы просто не заслуживаете получения (и достижения) желаемого… Естественно, что для «живущих» все выглядит с точностью до наоборот…

Наконец, третьим компонентом вашего комплекса неполноценности выступает наличие у вас неэффективных метапрограмм. На которых придется даже как бы остановиться и задержаться. Ибо эти в высшем смысле бессознательные (неосознаваемые) характеристики вашей деятельности определяют то, сохраните ли вы в себе состояние осознания бытия или как бы скатитесь в забвение оного…

Здесь напомню, что в данном, посвященном жизнеспособности человека и человечества цикле статей, я уже упоминал эти самые метапрограммы. Как своеобразные «программы над программами» (восприятия, мышления и поведения), каковые динамически и организуют всю нашу жизнь. Вполне определенным, но далеко не всегда эффективным образом. Ибо выступают этакими фильтрами входа и выхода динамики нашего реагирования на все, что происходит внутри и вне нас.

Традиционно, в качестве так сказать основных и главных, в психологии выделяются шесть программ, каковые представляют из себя этакие «полюса» (противоположности) реагирования.

  1. «От» и «К»

Вообще-то, это едва ли не главная метапрограмма, определяющая стратегию жизнедеятельности (выбор направления движения в решениях, действиях и ситуациях). Согласно которой (стратегии), люди действуя либо двигаясь по направлению «К» чему-то хорошему, либо, наоборот, проявляют активность, уходя «От» чего-то плохого. Здесь понятно, что, например, «выживающие» даже ну очень большие деньги зарабатывают, дабы уйти «От» бедности, а «живущие», получают их дабы идти «К» достатку.

  1. Рефлективность – Проактивность

А вот это уже метапрограмма образа действий человека, каковая довольно жестко подразделяет нас на проактивных: инициативных субъектов, действующих не ожидая, пока другие начнут, и уж тем более приказа или команды «На старт!». И рефлективных, для которых крайне важно сначала все обдумать, понять и осознать, а уж только потом – действовать (если, конечно, весь пар не ушел в «свисток» рефлексии»). То есть, если говорить кратко, на тех, кто действует и тех, кто только обдумывает действия. В результате получается, что первые как бы исходят из идеи о том, что жизнь, которая не прожита не может быть обдумана. А вторые твердо верят, что жизнь, которая не обдумана, не имеет права быть прожитой…

  1. Рецепты – Альтернативы

Данная метапрограмма регулирует уже что-то вроде стиля мышления и деятельности в жизненных ситуациях. Где «рецептурщики» ориентируются на «проверенные» процедуры, четкие предписания и известные алгоритмы. В то время как «альтернативщики» стремятся иметь выбор и рассматривают самые разные возможности, отнюдь не лежащие в русле предписанного и многократно проверенного.

  1. Необходимость – Возможность

Сие суть «мотивационная» метапрограмма, каковая подразделяет людей на тех, кто мотивирован «должен», «надо» и «приходится» (то есть необходимостью делать что-то, возможно, даже и неприятное и неинтересное); и тех, кто вдохновляется открывающимися в деле или жизни возможностями…

  1. Внешняя референция – Внутренняя референция

А вот эта метапрограмма как бы определяет место, где находятся регулирующие жизнедеятельность человека критерии, нормы и ценности. Соответственно, внутренне референтные люди сами для себя выступают авторитетами («я сам это понял»), тогда как у внешне референтных таковым выступают другие («мне сказали и объяснили»).

  1. То же самое – Новое и различающееся

Данная метапрограмма определяет то, как люди принимают изменения в жизни себя, близких и мира. И подразделяет «человеков» на тех, которые наиболее комфортно себя чувствуют, когда все это остается тем же самым; и тех, кто просто обожает приступать к чему-то новому и где-то даже революционному…

Однако, кроме этих шести, существует еще парочка весьма важных метапрограмм. Каковые позволят вам еще глубже изменить свою жизнь и перейти от выживания к жизни (обратите внимание, как в этой фразе отыгрывается метапрограмма «От и К»!).

  1. Избегание неудач – стремление к успеху

Эта весьма похожая на «От и К» метапрограмма, тем не менее, может парадоксальным образом не соответствовать вашим базовым стратегиям жизнедеятельности… Потому что касается она активности в достижении целей. Согласно ей избегающие неудач сдаются и отступают перед возникшими сложностями. В то время как стремящиеся к успеху упорно и где-то даже смело преодолевают препятствия на пути к достижению желаемой цели…

  1. Командный игрок – Менеджер – Независимый игрок

Эта, последняя из перечисленных в данной статье, метапрограмма делит всех людей на три типа по параметру предпочитаемой деятельности (ее характера). «Командные игроки» полностью полагаются на человеческие взаимоотношения и получают удовольствие от совместных усилий. «Менеджеры» также лучше всего работают в контакте с другими, принимая, однако на себя полную ответственность за «общее дело». Ну а «независимые игроки» любят работать независимо ни о кого, и выполнять (самостоятельно!) свои собственные «проекты» …

Я думаю, что вышеописанного достаточно, чтобы вы поняли главное: то, как вы привычно действуете в динамике своей жизнедеятельности и определяют то, где вы в оной пребываете: в выживании или жизни. Что для наглядности я представляю в небольшой таблице.

Выживающие Живущие
Идущие «От» Идущие «К»
Рефлективные Проактивные
«Рецептурщики» «Альтернативщики»
Мотивированные необходимостью Мотивирующиеся возможностями
Внешне референтные Внутренне референтные
Избегающие неудач Стремящиеся к успеху
Командные игроки (включая «офисный планктон») Менеджеры и независимые игроки

Работая с оной (это я о таблице), вы, во-первых, должны точно определить по каким таким метапрограммам «не дотягиваете» до «живущих», застревая в «выживающих».

Во-вторых, всякий раз, принимая решение, а потом и действуя, сознательно контролировать проявление своих «слабых» метапрограмм и стараться настроиться на решение и действия с точки зрения метапрограмм «сильных».

Однако есть и третья, ну очень интересная возможность, как бы разом переделать это – и роль Жертвы на Героя, и комплекс неполноценности на убеждение своей полноценности и свои «выживательные» метапрограммы в «жизненные» с помощью разработанного мною модуля психотехнологий, о котором я подробно рассказал в вебинаре «Как стать успешным и эффективным» от 30.04.2023 г. Не привожу этот модуль в данной статье оттого, что он нуждается в наглядности и весьма пространен в своем описании, которые в формате статьи были бы просто неуместны…

Резюме.

  1. Ориентация людей на выживание или жизнь определяется выбранными ими экзистенциальной ролью, когнитивной готовностью к жизнедеятельности, а также использованием обеспечивающих эффективность и жизнеспособность метапрограмм.
  2. Экзистенциальная роль человека жизни для должна заключаться в ролях Героя или Деятеля, тогда как выживания ради люди обычно ограничиваются ролями Жертвы или Паразита.
  3. Наиболее адекватной для успешной жизнедеятельности и эффективной жизнеспособности готовности предполагают веру в возможность осуществления всех ее (жизни) аспектов; убежденность, в то, что это вполне доступно для конкретного индивида и в том, что все в этом миру уже или может быть им заслужено.
  4. Наиболее оптимальными для эффективной и успешной жизни являются метапрограммы «К», «Проактивности»; «Альтернативности» в выборах способов действий; мотивации «Возможностями»; «Внутренней референции»; ориентацией на «Новое и различающееся»; «Стремление к успеху»; а также «Независимости и менеджериальности»
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее