Институт Инновационных Психотехнологий

Синдром коллективного невроза

Ковалев Сергей Викторович

«Синдром коллективного невроза «В основе всех психических заболеваний лежит нежелание испытывать заслуженное страдание»
Карл Густав Юнг

Не знаю, как вас, а лично меня и моих однокашников на уроках биологии усиленно потчевали историей о заселении живыми организмами из мирового океана такой некомфортной для живущих в воде существ среды, как суша, и всего, что с ней связано. В этой истории фигурировала некая то ли сумасшедшая, то ли, наоборот, гениальная рыба, которая, вылезши по непонятной, но, видимо, важной для нее причине на отнюдь нежеланный ей берег, мучительно долго приспосабливалась к царящим на этом самом берегу, но совершенно антисанитарным, с точки зрения рыб, условиям.

Почему я вспомнил об этом, как говорится, здесь и сейчас? Да потому что, по мнению многих специалистов, в нынешнем, как его называют, экзистенциальном кризисе (разрушении правил принятого существования цивилизации), «идеальном шторме» мирового сообщества, где всё негативное как бы суммируется и складывается, человечество в целом похоже на ту самую только-только выползшую на берег рыбу, которая мучительно пытается понять, нахрена она это сделала, а также узнать, что же ей делать дальше.

А решать, что делать дальше, нам просто совершенно необходимо. Потому что несмотря на технологический прогресс всего и вся, социальное и психологическое состояние человечества в настоящее время заметно ухудшилось. Если воспользоваться упрощенной, но наглядной типизацией миров существования (или цивилизационных уровней) И. Калинаускаса (которая включает: мир демонов, мир людей, мир героев и мир свободных жителей Вселенной), то получается, что мы все как один покидаем добрый и уютный мир людей, и проявляем явственную тенденцию к перемещению в реалии весьма некомфортного мира демонов (разумеется, я имею в виду не некие мифологические пространства, а всего лишь метафоры кратко описывающие допустимые этими самыми мирами (уровнями жизнедеятельности) характеристики существования.  А именно то, где, как и в чем мы будем жить.

  • В «демонической» злобе, ревности, зависти, агрессии, невежестве, неудовлетворенности, а также порочной страстности, свойственных для мира демонов .
  • В возможности принимать решения самостоятельно и действовать во благо себе и другим в мире людей
  • В искреннем и бескорыстном стремлении сделать обитель своего существования хоть немного лучше в мире героев
  • Или в удивительном и пока даже не совсем понятном состоянии фрилансеров Вселенной, чьи деяния уже как бы превосходят земную суету и направлены во благо Мироздания в мире свободных жителей Вселенной…

Прошу прошения за излишний пафос, но без принятия идеи о том, что мы живем сейчас не в лучшем из миров, хотя могли бы жить куда как лучше, можем не понять главное. Что уже прямо сейчас наша цивилизация, как минимум,  скатывается в пучину того, что великий психолог В. Франкл назвал «коллективным неврозом».

Сразу отмечу то, что обычно вызывает лёгкое недоумение. Две очень важных особенностей этого малоприятного состояния. Во-первых, коллективный невроз – это не медицинский диагноз, скорее, опять-таки метафора для описания массовых психических состояний, когда целые группы людей испытывают сходные невротические проявления: повышенную тревогу, фанатизм, конформизм, всякие там навязчивости и истерические реакции.  Во-вторых, это неврозоподобное состояние  имеет как бы две взаимосвязанные формы выражения:

  1. Социальную, когда им страдает некая общность людей (от малой группы до государства).
  2. Психологическую, точнее, психическую, когда данный невроз проявляется в жизнедеятельности конкретного индивидуума.

Если говорить о социальном аспекте коллективного невроза, то он включает следующие состояния:

  • Когда целая группа, коллектив или общество испытывает общие симптомы, такие как повышенная тревожность, иррациональные страхи, паника, навязчивые мысли, утомляемость, социальная дезадаптация.
  • Вызванные общими стрессами, кризисами, идеологией или подавленными коллективными травмами.
  • Проявляющиеся в виде массовой истерии, недоверия или агрессии.
  • Притом, однако, осознание бессмысленности симптомов не снижает их интенсивность.

На этаком социальном плане наличие коллективного невроза можно определить с помощью следующих четырёх вопросов (напоминаю, что они относятся не к человеку, а к общности):

  • Существует ли в этой общности общее иррациональное беспокойство?
  • Проявляется ли коллективное избегание и уход от реальности?
  • Есть ли симптомы нервного истощения и/или раздражительности?
  • Наличествуют ли бессознательные общие комплексы или травмы?

Что же касается индивидуального уровня, то в этом случае, в отличие от социального, психологический коллективный невроз имеет следующие характеристики:

  • Общее для целой эпохи страдание.
  • Состояние растерянности, тревоги и апатии.
  • Крах ценностей и фатализм, вызванные утратой смысла жизни, когда люди перестают видеть цель в самом существовании, ощущают себя «игрушками» обстоятельств или пассивными объектами: продуктами системы; ищут утешение в мимолётности и конформизме.

Определить полное или частичное наличие этого индивидуального «коллективного невроза» достаточно просто. Нужно, во-первых, задать себе или другому следующие четыре типичных вопроса, которые в различных вариантах дружно употребляют психологи:

  • Вы разделяете мнение, что ничто не говорит в пользу того, чтобы действовать и брать судьбу в свои руки, если всё равно взорвётся атомная бомба и всё бессмысленно?
  • Вы верите, что человек — лишь игрушка внешних и внутренних сил?
  • Считаете ли вы, что самое главное — не выделяться?
  • Вы разделяете мнение, что человек, который хочет лучшего, имеет право использовать любые средства, которые кажутся ему подходящими?

Количество ответов «да» на эти вопросы говорит о степени выраженности у вас коллективного невроза. Так, при четырёх положительных ответах она, как вы сами понимаете, максимальная.

Почему используются именно эти и аналогичные им вопросы? Да потому что, если быть кратким, то четырьмя симптомами синдрома коллективного невроза выступают следующие:

  1. Явственная установка на временность бытия и жизнь одним днём.
  2. Фаталистическая жизненная позиция.
  3. «Массовидное» коллективное мышление, при котором человек не хочет принимать во внимание личность — ни свою, ни чужую –  и предпочитает растворяться в толпе.
  4. Фанатизм, исповедуя который, люди просто-напросто игнорируют инакомыслящих, и даже не позволяют им существовать.

Если немного расширить приведённое описание, то, можно понять, что согласно Виктору Франклу, для того чтобы впасть в это неврозоподобное состояние, вполне достаточно присутствия четырёх следующих факторов:

  1. Отсутствие чётких представлений о будущем, о возможностях выбора вариантов пути, предполагаемых этим самым будущим.
  2. Фаталистические взгляды (от слова «фатализм» — предопределённая, неизменная судьба) при полном снятии с себя ответственности за происходящее.
  3. Утрата собственной точки зрения, примитивизация мышления, принятие примата коллективного сознания, стремление раствориться в толпе, которая по определению просто не допускает оригинальных решений и всякой там креативности.
  4. Переход на позицию фанатизма, как игнорирование личности другого и других, при котором человек не осознаёт никого, кроме себя, и выражает как свою собственную расхожую точку зрения некой группы.

Кстати, Франкл утверждал, что в основе всего этого лежит страх свободы и ответственности, от которых «нормальный» (или, так сказать, «нормативный») человек бежит в вышеописанное состояние с той же скоростью, как приснопамятный чёрт от ладана.

Что здесь необходимо сделать? Да то, что логично является неким антиподом симптомов коллективного невроза. Потому что для того, чтобы избавиться от оного, вам необходимо (хотя, увы, не всегда достаточно):

  1. Создать позитивный образ будущего (ну хотя бы своего).
  2. Принять на себя ответственность за свою и других (значимых для вас) жизнь.
  3. Обрести собственный, а главное, обоснованный взгляд на происходящее.
  4. Научиться принимать позицию ваших, так сказать, оппонентов.

Почему этого может оказаться недостаточно? Да потому, что коллективный невроз имеет массу негативных для жизни последствий. И всё это было бы достаточно просто устранить, если бы не одно «но»: коллективный невроз нынче рука об руку идёт с кучей сопутствующих нарушений, например, с такой модной пакостью как токсичное мышление, суть которого заключается в том, что в любом явлении или ситуации человек предпочитает искать только плохое. А, найдя или придумав, начинает активно заражать своим негативизмом окружающих.

Здесь следует сделать небольшое отступление для понимания психологического механизма искажённого восприятия. Работу психики человека (а заодно и все нарушения в этой работе) можно объяснить на очень простой аналогии. Каждый из нас как бы имеет в своей голове «телевизор», на экране которого воспроизводятся картины окружающего мира. Причём далеко не все, а только те, на которую настроены передающие камеры. Однако главным здесь являются не эти технические ограничения, а пресловутый внутренний голос. Который одно и то же изображение (например, некой персоны, явления, ситуации и т. п.), может прокомментировать совершенно противоположным образом. Обозначив оную персону как «светоч мира и лада», или, наоборот, навесив на неё ярлык «позора страны и человечества».

Вот это самое обозначение  именуемое фрейм (понятийная рамка, типа «это не то, это другое»), которая определяет то, как вы будете интерпретировать происходящее. Потому что фрейм действует на смысл высказывания примерно так, как подложенный под лист с металлическими опилками магнит, мгновенно перестраивающий их опилки конфигурацию в соответствии с заданными линиями магнитного поля…

Именно токсичное мышление — способность во всём видеть только негативное, а также думать и говорить исключительно о плохом — напрочь уничтожает возможность конструктивно и рационально мыслить по поводу происходящего, фактов, событий и обстоятельств. Однако это не значит, что от него нельзя избавиться (если вы, конечно, этого хотите). За счёт включения (как бы введения в себя) оппонирующего вашему критикующему всё и вся, голосу другого голоса — здравомыслия. В качестве которого вы можете «поселить» в себя образ любого достойного, а главное, оптимистичного  человека, которому вы можете доверять.

Разумеется, это самый простой и отнюдь не единственный способ «борьбы за свое счастье». В интегральном нейропрограммировании (ИНП) разработано значительно большее количество иных, куда как более мощных психотехнологий, позволяющих убрать негативную роль этого «внутреннего Рассказчика». Однако для их применения нужно уже другое. Действие, а не пустая болтовня на уровне примитивных лайфхаков. Обращение к специалисту по ИНП. Приход на семинар по оному. Или прочтение книг по интегральному нейропрограммированию (ИНП): хотя бы одну из более пятидесяти, которые написаны мною самопомощи людям для …

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее