Психология объявленной войны

Ковалев Сергей Викторович

«Главное – это не хлеб и масло…
Главное – это способность сопротивляться и воевать»

А. Зиновьев

Честно признаюсь: мне как-то стало тесно в рамках статей в стиле «Помоги себе сам». Хочется куда как большего масштаба обобщений происходящего. И потому сайт «Kovalev.Life» я отныне и далее буду использовать для всяческих там дополнительных материалов: в контексте «статей не для всех». Нижеприведенный текст – это первая ласточка этаких (немного наглых…) попыток осмысления глобальных тем и процессов…

Написал я этот материал довольно давно: сразу после прочтения статьи А. Халдея «США начали войну против России и отрезали себе пути к отступлению» (хотя опубликовать его решил только сейчас: после того как прочитал удивительно  интересную книгу А. Афанасьева (Маркьянова) «Однажды в Америке», каковую и вам советую прочесть, ибо описываются там события следующего 2019). В этой статье данный автор (А. Халдей) как бы связал введение особо «сокрушительных» санкций против нашей страны со стороны этой неугомонной «сверхдержавы» с началом масштабных боевых действий. Так вот, еще тогда я, прочитав это, как-то даже удивился: а почему это он решил, что война Соединенных Штатов Америки против Российского государства развернулась (или была «не объявлено объявлена») только сейчас? Потому что она, как самая что ни есть натуральная Третья мировая, идет как минимум с 2014 года! Просто сейчас кардинальным образом поменялся характер этой самой «войнушки»…

Может быть, для кого-нибудь это и секрет, но современные авторы («для порядка» сошлюсь на А. Шевченко…) давно уже утверждают, что существует три типа войны: Ареса (вооруженные действия), Афины (экономические и торговые сражения) и Аполлона (манипуляции идеологией и психоисторией). Так что нынче заокеанский финансовый монстр, имеющий притом более 20 триллионов государственного долга; экономическая сверхдержава, живущая за счет печатного станка, финансовых пузырей и фейковой экономики; «Земля Обетованная», обеспечивающая сегодня своим гражданам жизнь на их (США) уровне конца 50-х (!) годов прошлого века, просто плавно перешла от чисто идеологической войны Аполлона (со всеми ее атрибутами, основывающимися на демонизации и «расчеловечивании» оппонента путем приписывания ему всех без исключения смертных грехов: совершенно бездоказательно, но крайне агрессивно и безапелляционно…) к экономическим войнам Афины. Именно войнам, а не отдельной войне, потому как нынче Соединенные Штаты Америки ведут ее со всем миром (Китаем, Ираном, Европейским Союзом, Турцией и т.п.), хотя наиболее ожесточенно – именно с нашей страной. Что уж тут поделать: именно Россию, а не тот же Китай (интересно: почему?) они, как бы прикрываясь КНР, втайне считают своим экзистенциальным врагом №1. При этом следует сразу сказать, что надежды на некие благостное изменения – в первую очередь отказ от санкций и изменение отношения Запада к России – скорее всего окажутся бесплодными. Западные экономики уже как бы «втянулись» в режим «санкционной» работы; а что касается изменения отношения «к» и «с» РФ, то у того же Д. Трампа к тому же нет никаких серьезных мотивов. Если от договоренностей с КНДР можно еще получить «козырь» в виде некой (в общем-то мнимой …) денуклеаризации; а от экономического давления на Китай – определенных имиджевых и финансовых преференций, то Россия для нынешнего президента США не может дать практически ничего. Ибо не собирается сдавать ни одну из своих позиций… Хотя в сути своей вся эта активность есть только агония действительно умирающего и точно доказавшего свою несостоятельность либерального финансового проекта («Западного» в терминологии М. Хазина, то есть того, который жил и существовал только за счет эмиссии доллара…). Его вполне даже паразитическая попытка спастись за счет «дообирания» еще необобранных стран и вернуть себе нынче практически утерянное первенство и величие…

Что касается России, то ей просто объявлена война. В которой Соединенные Штаты Америки вряд ли отступят на прежние, теперь воспринимаемые нами как удивительно благостные, позиции. Потому что налицо отнюдь не «войнушка идеологий», а натуральная мировая война за глобальный передел этого мира.

Кто-то скажет мне: и куда это вы, психологи, «со своим кувшинным рылом лезете в калашный ряд» высокой политики? Что ж, объясню то, что многие до сих пор не поняли. Если уж действительно существуют три типа войны – напомню, Ареса (вооруженная борьба), Афины (торгово-экономическая борьба) и Аполлона (психологическая борьба), то для того, чтобы нормально воевать, любому государству необходимы три вида сил и ресурсов:

  • вооруженные силы
  • стабильная и развитая экономика, причем автономная (не зависящая от других) и достаточно значимая в масштабах мира
  • объединяющая народ и привлекательная для других идеология: систем смыслов и ценностей общественной жизни, выражающаяся в совокупности упорядоченных взглядов на действительность.

Как вы, наверное, догадываетесь, из этой «геополитической триады» мы нынче если чем-то и располагаем, так это вооруженными силами: не слишком большими, но весьма умно сформированными и укомплектованными (особенно с учетом перспективных видов вооружения). С экономикой у нас, благодаря многолетним «героическим» усилиям нашего либерального правительства, дела обстоят как бы не очень (ну очень не очень…). А что касается идеологии, то, окромя различных форм патриотизма и «явно неявной» Русской идеи, нам здесь, увы, противопоставить нечего. Хотя, с учетом знаменитого русского характера, и этого, в общем, достаточно. Но только пока…

Так вот, я, психолог, хочу здесь говорить именно о войне Аполлона, сиречь идеологической составляющей любых военных действий. Потому что складывается впечатление, что никто как бы даже и не заметил резкого ухудшения того, что можно назвать мировой идеологемой. Каковая резче всего (и более всего…) проявилась в области так называемых систем ценностей высшего порядка: тех самых, которые как бы определяют уровень и содержание морали, культуры и этики отношений, наряду с целями и способами поведения и деятельности. Так вот, к сожалению, во всем мире под чутким руководством его передовой страны – «Империи Добра» – произошла обвальная девальвация и деградация систем ценностей высшего порядка. За считанные годы мир и ведущие его страны буквально скатились с декларируемой социоцентрической этики равенства, гуманизма, толерантности и стабильности на эгоцентрическую и резко авторитарную этику «сильный прав». Для того, чтобы все поняли всю чудовищность происходящего, приведу краткое описание соответствующей теории: ее содержания, структуры и динамики.

Итак, еще в прошлом веке «группа товарищей», идейно вдохновляемых психологом К. Грейвсом, разработала очень интересную (и чрезвычайно убедительную…) социально-эволюционную теорию, которая была поименована спиральной динамикой. Вся ее прелесть заключалась в том, что она удивительно полно описывала развитие как человека, так и общества через некие ценностные комплексы (они же парадигмы сознания…), как минимум, включающие в себя моральные принципы, культурные идеи, а также духовные верования. Всего их – иерархически построенных и «наглядности для» помеченных определенными цветами систем ценностей – нынче насчитывается аж целых восемь: от низших к высшим…

Первая система ценностей (бежевая) базируется на выживании любой ценой с доминированием соответствующих инстинктов человека как «умного животного» и при полном отсутствии этики. Вторая – фиолетовая – предполагает жизнь согласно традициям племени и ритуалам группы в антураже из анимистических сил (духов) и довольно-таки приземленной морали: здесь этично все, что идет на пользу племени. Третья – красная – ориентирует на этакую «жизнь в джунглях», где преобладает «голый» эгоцентризм: сила, власть, действие, доминирование и завоевание; этика уличных банд. Четвертая – синяя – «во главу угла» ставит стабильность, порядок, послушание и определенный конформизм: во имя, так сказать, будущего и под контролем некой высшей силы с религиозной или квазирелигиозной этикой. Пятая – оранжевая – основывается на весьма материалистических воззрениях частного предпринимательства и конкуренции, где главным являются возможности, успех и соревнование, а этика определяется некими светскими законами. Шестая – зеленая – делает акцент уже на совместном росте, равенстве, гуманизме, гармонии, а также сотрудничестве ради взаимного развития, где этика так же должна основываться на законах, которые, однако, должны служить всем и каждому. Седьмая – желтая – постулирует интегрированность, функциональность, независимость, системность с акцентом на росте, изменениях и вызовах, в коих этика является предметом договора между людьми, а вовсе не прерогативой государства. И, наконец, восьмая – голубая или, иначе, бирюзовая – предполагает возникновение трансперсонального сознания, а также целостности мирового сообщества и системно взаимосвязанных сил, основывающихся на голографическом мышлении и всяческом модернизаторстве…

А теперь о том, почему я привел здесь столь полное описание всех этих систем ценностей высшего порядка, по которым, как по лесенке, человечество взбирается в некую светлую даль, начиная аж с каменного века (кстати, их еще называют ценностными мемами или цмемами…). Систем, которые, напомню, вызывают и производят определенные верования, мотивацию, цели и даже просто – группировки. Дело в том, что сравнительно недавно психологи и социологи (душелюбы и людоведы…), радостно хлопая в ладоши, постулировали достижение ну если не всем миром, то «передовыми» его странами, зеленого уровня общественной гармонии (по сути – царства либерализма). Правда, уже лет как с двадцать «знаток» спиральной динамики (и одновременно один из крупнейших философов современности…) К. Уилбер предупреждал человечество о том, что поступательный рост по системам ценностей может смениться флатландией: той или иной формой редукцинизма. Более того: он довольно подробно описывал так называемый «злобный зеленый цмем»: принуждения к демократии, политкорректности и плюрализму. Но, боюсь, даже великий К. Уилбер не мог предположить, что за считанные годы озабоченные собственным утрачиваемым величеством «ведущие» страны опустятся аж на красный уровень политических джунглей: жесткого авторитаризма, который, напомню, проявлялся в рабовладельчестве и подобных ему формах эксплуатации. Уровень грубого доминирования; неприкрытого завоевания, а также практически полного отсутствия морали, уже не прикрываемого «дипломатичным» лицемерием… А в результате ну очень многие люди (и практически во всех государствах…) не всегда экономически, но уж точно психологически буквально рухнули на самый нижний – бежевый – уровень: инстинктивного выживания. Чему в России, например, (и к тому же…) весьма способствовали «людоедские» инициативы «бессменного» либерального правительства: «пятой колонны» умирающего либерализма…

Следует заметить, что – притом, и, возможно, пока – в отношении уровня ценностей наше российское общество, как это ни странно, действительно оказалось «впереди планеты всей». Потому что умудрились как-то задержаться (или застрять?) на более высоком, чем красный, синем уровне: патриотического мышления, самопожертвования во имя высшей цели послушания и подчинения власти. Но если не произойдет каких-то решительных перемен – в первую очередь, наверное, отказа от либеральной модели мироустройства – впереди всех нас (практически каждого!) ждет даже не «долгая дорога в дюнах» (с), а самый что ни есть скорбный путь «вверх по лестнице, ведущей вниз» (с)…

Поскольку нарисованная мною картина выглядит просто удручающе – спускаться всегда легче, чем подниматься – поясню, что я предлагаю здесь в качестве «лекарства» (причем даже не плацебо и/или паллиатива).  Дело в том, что всем-всем (правда, не обществу в целом, а каждому отдельному человеку, «вляпавшемуся» в «интересное время»), вполне полезным и открытым остается, по крайней мере, один путь: собственного роста и развития. Личной эволюции в деэволюционирующем обществе. Причем не потому, что именно этим мы, психологи, и занимаемся, а оттого, что каждый из нас может реально не совпадать с уровнем, на котором находится или застряло общество (и тем поднять не только свой, но и уровень общества). Жить выше его, а, значит, благополучнее, эффективнее и счастливее усредненного «молчаливого большинства». Ну и страна, состоящая из таких вот людей, никогда не проиграет идеологическую войну (а с ней и все остальные) и действительно станет примером и эталоном для остальных стран….

Если вы не владеете таинствами эволюционного интегрального нейропрограммирования, то можете, по крайней мере, опираться на главные вехи на славном пути «в миры Горние». Подлинную «лестницу успеха», позволяющую и вам, и миру и уцелеть, и выжить, и жить…

Так вот, с бежевого уровня выживания вы можете подняться на «племенной» фиолетовый не за счет материального благополучия, а только лишь посредством осознания себя как личности; постижения действующих в этом мире причинно-следственных связей; а также осуществление некоего «группового» взаимодействия (то есть поиска и создания собственных групп, способствующих выживанию).

С «анимистического» фиолетового на эгоцентрический красный – за счет выявления и проявления собственного доминантного Эго, каковое в этом случае может оказаться сильнее уже не так уж и нужных вам первичных групп (кстати, проявлению этой доминантности очень способствуют всякие ограничения «экологических ниш» нашего существования…).

С «силового» красного на «священный» синий – обретением морали и признания ее власти; увеличением «горизонта планирования» с дней до недель, месяцев и годов; а также поиска целей и смыслов собственной жизни.

С «абсолютистского» синего на «материалистический» оранжевый – обнаружением и признанием ошибок руководства (!); поисками (и нахождением) наилучшего (или хотя бы оптимального…) выбора из нескольких альтернатив; а также просто: стремлением уже не столько к смыслу, сколько к счастью в этой жизни.

С «достигательного» оранжевого на «социоцентрический» зеленый – пониманием того, что материальное благополучие отнюдь не приносит счастья; что конкуренция и неравенство суть не благо, а зло; и что коллективизм допустим, ибо он очень сильно отличается от «групповщины».

С «совместного» зеленого на «системный» желтый – обнаружением того, что конкурировать вам приходится с системами, несущими куда как меньшее количество социальных обязательств, а также признанием того, что коллективизм, а особенно коллективные решения вообще-то обходятся довольно дорого…

И, наконец, с желтого на бирюзовый – нахождением иного (более высокого…) уровня порядка в кажущемся хаосе повседневной жизни; определением основополагающих принципов бытия, а также соединением духовного и физического, религиозного и научного, сакрального и профанного…

Таковы вкратце условия осуществления главного Пути всех и каждого – и человека, и человечества – к неким сияющим вершинам совершенства, роста и развития. Которые, однако, лично мне видятся пусть и необходимыми, но совершенно недостаточными. Потому что условия эти лишь имманентно предусматривают один ну очень важный момент современной жизни, о котором я расскажу в следующей статье.

 

 

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее