Психологический аспект проблем в обучении математике у школьников. Решение с помощью инп-психотерапии

Суючева Диляра Таировна

Психологический аспект проблем в обучении математике у школьников. Решение с помощью инп-психотерапии

Суючева Диляра Таировна  кандидат физико-математических наук, специалист Центра практической психотерапии при Институте инновационных психотехнологий С.В. Ковалёва, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, доцент кафедры высшей математики Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП). Россия, Казань 

 

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Михаил Васильевич Ломоносов

 

Значение изучения математики в школе в современном мире весьма велико, хотя, на первый взгляд может показаться обратное. Вроде бы мы прошли школьную программу, и большинство взрослых навсегда забыли этот предмет, причем многие из них «как страшный сон». При этом математика формирует огромное количество навыков, которыми мы пользуемся практически повседневно: способность анализировать сложные задачи, сравнивать варианты альтернативных решений, обобщать и выделять суть, способность к воображению, абстрактному мышлению, способность сосредоточиться на задаче длительное время – вот тот неполный перечень того, без чего не может, пожалуй, обойтись любой человек в ускоряющемся, меняющемся с бешенной скоростью мире. А ведь все эти способности во многом формируются благодаря освоению математических знаний – формируются нейронные связи, привычка мыслить логически и критически. 

К сожалению, реалии таковы, что в современной школе уровень освоения данного предмета падает. Школьники становятся неспособны решать задачи в силу особенностей мышления, неспособности сосредоточиться на чем-то более 5 минут. Как это может повлиять на будущее? В постоянно меняющемся мире неумение самостоятельно решать жизненные задачи может привести к депрессивным состояниям, неудовлетворенности, апатии, потере смысла существования. Кроме того, в будущем будут востребованы специалисты технических сфер, так как научно-технический прогресс не стоит на месте, и всю эту технику необходимо обслуживать, создавать программные продукты и т.д. Даже система воспроизведения видео на телефоне – это по сути сложные математические преобразования входящего сигнала. Таким образом потребность в разбирающихся специалистах будет расти, а сами специалисты к сожалению, будут достаточно редки с учетом того, какого качества знаниями обладают сегодняшние выпускники. А ведь это по сути наше будущее через 10 – 15 лет, и кризис системы образования не заставит себя ждать. Как бы не было поздно. Поэтому есть смысл в том, чтобы ставить данную проблематику и предлагать решения. 

Существующие проблемы в обучении математике школьников условно можно поделить на внешние, такие как качество образовательного процесса, способность учителя донести знания до учеников, структура и содержание образовательной программы и т.д., и внутренние – психологические, имеющие в основе особенности психики конкретного ребенка. Внешние причины вне нашей компетенции – пусть этим занимаются министерства образования и просвещения. Мы сосредоточимся на субъективных причинах низкого качества усвоения предмета школьниками. 

В парадигмальном подходе, предложенном Ковалевым Сергеем Викторовичем, выделяются структурный, содержательный и динамический аспект.  

В качестве динамического аспекта можно рассматривать проблему мотивации. Школьникам зачастую не понятно зачем нужна математика, кажется скучной и неинтересной. В этом случае стоит формировать внутреннюю мотивацию, объяснять те преимущества, которые ребенок получит, усваивая эти навыки. Ну и в первую очередь самим родителям стоит изменить собственный фрейм, ведь у большинства взрослых тоже возникают негативные ощущения, когда слышат словосочетания «математика в школе», а при словах «высшая математика» «падает в обморок». Дети считывают реакцию родителей, и здесь семейная лояльность может сыграть злую шутку.  В результате страдает динамика освоения дисциплины, выраженная в поведении – теряется внимание, ученик неспособен сосредоточиться на задаче и удерживать внимание длительное время. Проблема воспроизведения может также быть интерпретирована как проблема динамики – вроде ученик все знает, умеет применять необходимые формулы, но как только дело доходит до контрольной или ответа у доски – начинаются проблемы. Влияние стрессовой ситуации дает о себе знать и хорошо описывается через модель «Мерседес СК». 

Проблема содержания освоения может быть связана с негативным психотравматическим опытом ребенка, закрепившем в нем неспособность к обучению как таковому, либо крепкий иммунитет к математическим знаниям в частности – сложно даются абстрактные понятия, логические операции, плохо развито воображение и представление, негативная реакция на цифры, формулы и т.д. 

Проблема структуры связана с тем, что материал предмета не структурирован, «каша» в голове. Непонятно в каком случае что предпринять, ученик плохо ориентируется в разделах математики. 

В моем случае для решения проблем с математикой у моих юных клиентов применялся метод Интегрального нейропрограммирования. Опишу несколько клиентских случаев. 

Рассмотрим первый случай – у ученицы 7 класса были проблемы с математикой —  получала двойки, ничего не понимала в буквальном смысле, и меня попросили с ней позаниматься. После месяца занятий выявилась следующая картина – девочка не делает домашние задания, так как есть страх перед учебником математики и страх, что ничего не получится, каждое второе занятие приходилось переносить – то поднимется температура, то крутит живот. После очередного саботажа я предложила ее маме поработать с ней как психолог. Провели одно занятие, выполнялась психотехнология ПАРКУР. В качестве альтернативы взяли образ ученицы, способной спокойно выполнять упражнения по математике, спокойно реагирующей на предмет, в качестве результата – та, которая уже получает положительные оценки за предмет в школе. В процессе работы вышли на травматическую ситуацию в 1-ом классе. На уроке математики учительница повысила голос на ребенка из-за того, что что-то не получалось и вообще страшно было ошибиться. Так появилась связка – «математика – это страшно и непонятно».  В результате нашей с ней работы страх перед предметом пропал, ушла блокировка мыслительных процессов, объясняемый материал стал доходить, появилось понимание. Через некоторое время у ученицы появились сначала тройки, а потом и четверки по математике. Стало интересно на уроках, так как стало понятно, о чем говорит учитель. 

Другой клиент — 9 класс — проблема была в том, что понимание предмета у ученика было, и при мне он решал задания верно, но вот как только контрольная или самостоятельная в школе, так получал тройки. После общения с мамой также решили работать с помощью методов ИНП. После разговора с подростком было понятно, что страха на контрольной не было, просто делал все, как обычно, но допускал нелепые «глупые» ошибки. Решено было прорабатывать ситуацию через психотехнологию ПАРКУР. Также, как и в первом случае на работу ушел 1 сеанс. В работе вышли на ситуацию, где он в 6 лет вышел во двор поиграть с новой машинкой, которая была лучше, чем у его друзей. В результате его друг отказался с ним играть, потому что его игрушка лучше. И тогда было принято решение, что быть лучше других плохо – с тобой перестанут общаться. Бессознательно ситуация была перенесена на математику – поскольку в классе ситуация с данным предметом оставляла желать лучшего, то получать тройки было безопасно и значило сохранить общение, лояльность системы. После проработки появились результаты – появились положительные оценки за контрольные в журнале. 

Опишу еще один клиентский случай с выпускником, сдающим ЕГЭ. Ко мне обратилась мама по поводу панических состояний ее сына – где-то месяца за два до экзамена он начал просыпаться по ночам в холодном поту, дрожание в руках, напряжение в голове, панические атаки – сильный страх, что не сможет хорошо сдать экзамен, беспокоили с частотой где-то пару раз в неделю за последний месяц. Больше всего беспокойства вызывала мысль, что он зависит от того, что будет во власти обстоятельств, и не сможет ни на что влиять. Уровень ответственности зашкаливал – чувствовалось постоянное напряжение, страх не оправдать ожидания родителей и не поступить в желаемый ВУЗ. Хотя объективных причин для волнений не было – парень учился по математике на отлично, участвовал в олимпиадах.  

Сначала почистили на уровне массы – в верхней половине тела ощущение, как густой серый туман – заменили на светло-синий – спокойствие и легкость. То, что руки трясутся, страх отработали, как СЕС по 6-ке Ковалева. Далее работа шла по психотехнологии ПАРКУР. Решение, что от него ничего не зависит, принято в 8 лет. Критический инцидент произошел в 6 лет – была операция на сердце, после которой «выпал» из активной жизни на 2 месяца, и это от него не зависело. В точке убеждения нашли – «я ни на что не влияю» (4 года) – его не спрашивали, чего хочет он, все решали родители и ставили перед фактом. Трансформировав негативное убеждение получили новое убеждение – «Я справляюсь с любыми обстоятельствами». В результате работы получили новое решение – «я способен управлять своей жизнью», клиент дошел до Альтернативы, любые обстоятельства жизни дают новые возможности. После данной работы ушли панические состояния, нормализовался сон.  

На втором этапе работы прорабатывали поведение по решению сложных задач. В качестве модели брали учительницу математики. Выстраивали поведение по модели ТОТЕМ. Таким образом смоделировали подход к сложным заданиям, нахождение способа их решений, структурировали деятельность. Затем ставили автопилот на сдачу ЕГЭ по математике. Результатом нашей работы стал успешно сданный экзамен, поступление в ВУЗ на выбранную специальность. 

В целом, психотехнологии ИНП могут быть успешно применены для исправления внутренних субъективных причин плохой успеваемости школьников по математике, а также по аналогии и по другим предметам.

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее