Пространства нашей жизни
Статья 1
«Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет…»
И. Гете «Фауст»
«Нет ничего практичней хорошей теории»
(фраза, приписываемая нескольким десяткам известных ученых)
Эпатирующая двусмысленность, заключенная в вышеприведенных и как бы противостоящих друг другу утверждениях, необходима только для того, чтобы подчеркнуть краеугольную для интегрального нейропрограммирования истину: хорошие психотехнологии всегда являются следствием хорошей методологии. Однако, в последнее время в ИНП сложилась несколько неблагоприятная ситуация, целиком и полностью связанная с тем, что ну очень хорошие и новые психотехнологии предъявляются адептам нейропрограммирования без должного внимания к описанию лежащей в их (психотехнологий) основе методологии. Связано это с тем, что с повсеместным внедрением в ИНП парадигмального подхода (того самого, согласно которому для описания любого феномена необходима репрезентация его Динамики, Структуры и Содержания…), привычная (и довольно-таки простая…) методология интегрального нейропрограммирования существенно усложнилась. В принципе, в настоящее время любители ИНП вынуждены осваивать интегральное нейропрограммирование версии 4.0, детальное описание которого требует отдельной книги. Посему попробую, начиная с этой статьи, приступить к написанию как бы конспекта этой ненаписанной еще книги, как раз и посвященной четвертой генерации ИНП…
Сразу предупреждаю: данная статья будет довольно-таки сложна, а без сопроводительных рисунков и вовсе непонятна… Но содержание ее чрезвычайно важно: как для освоения ИНП 4.0, так и для понимания жизни как таковой…
Как следует из названия, в центре нашего внимания будет находиться понятие «пространство человеческой жизни», что кстати, закономерно вытекает из расширенной конструкции парадигмы. Дело в том, что так сказать, имманентные (внутренне присущие) для нее динамика, структура и содержание можно (и нужно) представить в виде трехмерного пространства, собственно, и создающего парадигму.
Рис.1. Пространство парадигмы
Отсюда следует, что сведение любого феномена (включая человеческую жизнь и даже Божественность…) к только двум его «ипостасям», превращает объемное пространство бытия этого феномена в плоскость усеченного существования: тем самым нивелируя и уничтожая саму его (феномена) суть и значение…
При использовании данного «объемного» подхода получается, что исходная и, опять-таки, «краеугольная» формула интегрального нейропрограммирования «благополучие человека определяется его эффективностью и счастливостью», ныне должна рассматриваться в ИНП как неполная (а оттого и неточная…). Потому что в четвертом поколении этой нейронауки к ней добавляется еще одна составляющая: «а также осмысленностью существования».
Рис.2. Пространство благополучия
В результате своеобразное объемное пространство интегрального нейропрограммирования версии 4.0 как бы задается не двумя, а тремя осями: программ (эффективности); карт (не столько счастливости, сколько адекватности реальности, порождающих оную…) и смыслов (существования, а лучше бытия). Что строго соответствует трем составляющим парадигмального подхода: динамики (программы), структуры (карты) и содержания (смыслы)…
Рис.3. Пространство ИНП
По этому поводу прошу обратить ваше внимание на то, что зачастую «убогость» человеческой жизни (отнюдь не божественная, хотя и включающая в себя понятие «Бог») определяется каким-то удивительно плоским (двумерным) подходом людей к пространству собственной экзистенции и бытия. Каковые в этом случае сводятся не к пространству, а к плоскости: мало, что открывающей и мало кого удовлетворяющей. Из которой увы, невозможно ни подняться, ни выбраться из-за отсутствия этого самого, совершенно необходимого, третьего измерения. Примеров тому множество, но здесь, в своеобразном введении в проблему, в качестве иллюстрации приведу только некоторые из них.
Прежде всего буквально бросается в глаза теоретическая и практическая несостоятельность дихотомии «телесное» (динамика) и «психическое» (структура), как бы сводящая житие человека к исключительно ублажению своего тела и своей же психики, что вообще-то практически гарантированно приводит людей к кризису обессмысливания собственной жизни. Однако добавление в эту удивительно плоскую схему третьего измерения – «духовное» (содержание) – сразу и самым кардинальным образом меняет дело, образуя искомое пространство бытия…
Рис.4. Пространство человеческого бытия
Если все это продолжить, то окажется, что подлинная реальность человеческой жизни как бы осуществляется не в привычных, но очень жестких социальных границах прав, обязанностей и верований, а в пространстве Свободы (динамика), Ответственности (структура) и Смысла (содержание).
Рис.5. Пространство реальности человеческой жизни
Что, кстати, очень четко проявляется в известной ДРВ-модели Э. Берна (где Дитя суть динамика; Родитель – структура, а Взрослый – содержание).
Рис.6. Пространство модели ДРВ
Здесь весьма интересным для целей психотерапии представляется то, что каждое из этих эго-состояний как бы имеет свою цель развития. Каковая, однако, чаще остается недостигнутой в силу подмены понятий.
Так, присущее многим из нас «Сумеречное Дитя», истово и неистово борющееся за свои права, на самом деле хочет Свободы. Которая из этих прав отнюдь не вытекает (как очень точно подмечено «невозможно стать свободным ВНЕ более, чем ты свободен ВНУТРИ…»), а возникает только с трансформацией себя в живущего в ладу с Собой, Другими и Миром Солнечного Дитя.
Вечно озабоченный чужими и своими обязанностями «Критикующий Родитель» на самом деле стремиться к нормальной Ответственности за себя и других, которой, однако, способен владеть и пользоваться только Заботливый Родитель.
А буквально зацикливавшийся на ограничивающих, а также и просто недоказанных убеждениях (типа «ученье Маркса всесильно, потому что верно» – В. Ленин) Незрелый Взрослый на самом деле жаждет Смысла: собственной жизни и всего происходящего. Но познать его может только Зрелый Взрослый, каковых на этой оттого и обессмысленной Земле осталось крайне мало. Ибо она как бы отдана на откуп неадекватным (незрелым) личностям, состоящим из трех эго-состояний: Сумеречного Дитя, Критикующего Родителя и Незрелого Взрослого.
Рис.7. Пространство незрелой личности
Именно эти неадекватные (незрелые) личности уже давно и похоже окончательно запутались в мешанине прав, обязанностей и верований, придя в конечном счете к «прелестям» развитого либерализма: несвободе, безответственности и бессмысленности существования…
В заключении отмечу, что вышеописанное – это только как бы Введение в методологию интегрального нейропрограммирования версии 4.0. Об остальном – в следующих статьях этой рубрики…
P.S. Кстати, желающих не только как бы осознать, но еще и исправить все эти безобразия в области свободы как глупой борьбы за собственные права; ответственности как навязанных и неудобных обязанностей; и смысла как тупых, ограничивающих и ослабляющих верований, я приглашаю на Мастерский семинар «Восстановление личной целостности. Психотерапия эго-состояний (развитие Дитя, оптимизация Родителя и создание Взрослого)», который состоится 15-16 февраля 2020 года и будет в буквальном смысле этого слова сенсационным по динамике, структуре и содержанию…
А пока упражнения для активных и любознательных…
Упражнения:
- Возьмите любую важную для вас сторону вашей жизни и оцените по 10-бальной шкале, как там у вас обстоит дело с динамикой, структурой и содержанием. После чего, в строгом соответствии с полученными данными, определите как можно динамизировать, структурировать и наполнить новым содержанием эту самую важную область.
- Теперь обратитесь к своей жизни в целом и посмотрите, как у вас в ней с эффективностью, счастливостью и осмысленностью. Что есть, а чего явно не хватает. Наметьте и осуществите необходимые улучшения.
- Рассмотрите, как у вас обстоит дела со свободой (подлинной, а не вытекающей из неких прав), ответственностью (именно ответственностью, а не обязанностями) и смыслом вашей жизни. Постарайтесь хоть что-то улучшить в этом вопросе – в том числе и психотерапией своих эго-состояний: Дитя, Родителя и Взрослого…
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее