Пространства нашей жизни

Пространства нашей жизни

Статья 1

 

«Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет…»
И. Гете «Фауст»

«Нет ничего практичней хорошей теории»
(фраза, приписываемая нескольким десяткам известных ученых)

Эпатирующая двусмысленность, заключенная в вышеприведенных и как бы противостоящих друг другу утверждениях, необходима только для того, чтобы подчеркнуть краеугольную для интегрального нейропрограммирования истину: хорошие психотехнологии всегда являются следствием хорошей методологии. Однако, в последнее время в ИНП сложилась несколько неблагоприятная ситуация, целиком и полностью связанная с тем, что ну очень хорошие и новые психотехнологии предъявляются адептам нейропрограммирования без должного внимания к описанию лежащей в их (психотехнологий) основе методологии. Связано это с тем, что с повсеместным внедрением в ИНП парадигмального подхода (того самого, согласно которому для описания любого феномена необходима репрезентация его Динамики, Структуры и Содержания…), привычная (и довольно-таки простая…) методология интегрального нейропрограммирования существенно усложнилась. В принципе, в настоящее время любители ИНП вынуждены осваивать интегральное нейропрограммирование версии 4.0, детальное описание которого требует отдельной книги. Посему попробую, начиная с этой статьи, приступить к написанию как бы конспекта этой ненаписанной еще книги, как раз и посвященной четвертой генерации ИНП…

Сразу предупреждаю: данная статья будет довольно-таки сложна, а без сопроводительных рисунков и вовсе непонятна… Но содержание ее чрезвычайно важно: как для освоения ИНП 4.0, так и для понимания жизни как таковой…

Как следует из названия, в центре нашего внимания будет находиться понятие «пространство человеческой жизни», что кстати, закономерно вытекает из расширенной конструкции парадигмы. Дело в том, что так сказать, имманентные (внутренне присущие) для нее динамика, структура и содержание можно (и нужно) представить в виде трехмерного пространства, собственно, и создающего парадигму.

Пространство парадигмы

Рис.1. Пространство парадигмы

Отсюда следует, что сведение любого феномена (включая человеческую жизнь и даже Божественность…) к только двум его «ипостасям», превращает объемное  пространство бытия этого феномена в плоскость усеченного существования: тем самым нивелируя и уничтожая саму его (феномена) суть и значение…

При использовании данного «объемного» подхода получается, что исходная и, опять-таки, «краеугольная» формула интегрального нейропрограммирования «благополучие человека определяется его эффективностью и счастливостью», ныне должна рассматриваться в ИНП как неполная (а оттого и неточная…). Потому что в четвертом поколении этой нейронауки к ней добавляется еще одна составляющая: «а также осмысленностью существования».

Пространство благополучия_

Рис.2. Пространство благополучия

 

В результате своеобразное объемное пространство интегрального нейропрограммирования версии 4.0 как бы задается не двумя, а тремя осями: программ (эффективности); карт (не столько счастливости, сколько адекватности реальности, порождающих оную…) и смыслов (существования, а лучше бытия). Что строго соответствует трем составляющим парадигмального подхода: динамики (программы), структуры (карты) и содержания (смыслы)…

Пространство ИНП

Рис.3. Пространство ИНП

 

По этому поводу прошу обратить ваше внимание на то, что зачастую «убогость» человеческой жизни (отнюдь не божественная, хотя и включающая в себя понятие «Бог») определяется каким-то удивительно плоским (двумерным) подходом людей к пространству собственной экзистенции и бытия. Каковые в этом случае сводятся не к пространству, а к плоскости: мало, что открывающей и мало кого удовлетворяющей. Из которой увы, невозможно ни подняться, ни выбраться из-за отсутствия этого самого, совершенно необходимого, третьего измерения. Примеров тому множество, но здесь, в своеобразном введении в проблему, в качестве иллюстрации приведу только некоторые из них.

Прежде всего буквально бросается в глаза теоретическая и практическая несостоятельность дихотомии «телесное» (динамика) и «психическое» (структура), как бы сводящая житие человека к исключительно ублажению своего тела и своей же психики, что вообще-то практически гарантированно приводит людей к кризису обессмысливания собственной жизни. Однако добавление в эту удивительно плоскую схему третьего измерения – «духовное» (содержание) — сразу и самым кардинальным образом меняет дело, образуя искомое пространство бытия…

Пространство человеческого бытия

Рис.4. Пространство человеческого бытия

 

Если все это продолжить, то окажется, что подлинная реальность человеческой жизни как бы осуществляется не в привычных, но очень жестких социальных границах прав, обязанностей и верований, а в пространстве Свободы (динамика), Ответственности (структура) и Смысла (содержание).

Пространство реальности человеческой жизни

Рис.5. Пространство реальности человеческой жизни

 

Что, кстати, очень четко проявляется в известной ДРВ-модели Э. Берна (где Дитя суть динамика; Родитель – структура, а Взрослый — содержание).

 

Рис.6. Пространство модели ДРВ

 

Здесь весьма интересным для целей психотерапии представляется то, что каждое из этих эго-состояний как бы имеет свою цель развития. Каковая, однако, чаще остается недостигнутой в силу подмены понятий.

Так, присущее многим из нас «Сумеречное Дитя», истово и неистово борющееся за свои права, на самом деле хочет Свободы. Которая из этих прав отнюдь не вытекает (как очень точно подмечено «невозможно стать свободным ВНЕ более, чем ты свободен ВНУТРИ…»), а возникает только с трансформацией себя в живущего в ладу с Собой, Другими и Миром Солнечного Дитя.

Вечно озабоченный чужими и своими обязанностями «Критикующий Родитель» на самом деле стремиться к нормальной Ответственности за себя и других, которой, однако, способен владеть и пользоваться только Заботливый Родитель.

А буквально зацикливавшийся на ограничивающих, а также и просто недоказанных убеждениях (типа «ученье Маркса всесильно, потому что верно» — В. Ленин) Незрелый Взрослый на самом деле жаждет Смысла: собственной жизни и всего происходящего. Но познать его может только Зрелый Взрослый, каковых на этой оттого и обессмысленной Земле осталось крайне мало. Ибо она как бы отдана на откуп неадекватным (незрелым) личностям, состоящим из трех эго-состояний: Сумеречного Дитя, Критикующего Родителя и Незрелого Взрослого.

Пространство незрелой личности

Рис.7. Пространство незрелой личности

 

Именно эти неадекватные (незрелые) личности уже давно и похоже окончательно запутались в мешанине прав, обязанностей и верований, придя в конечном счете к «прелестям» развитого либерализма: несвободе, безответственности и бессмысленности существования…

В заключении отмечу, что вышеописанное – это только как бы Введение в методологию интегрального нейропрограммирования версии 4.0. Об остальном – в следующих статьях этой рубрики…

P.S. Кстати, желающих не только как бы осознать, но еще и исправить все эти безобразия в области свободы как глупой борьбы за собственные права; ответственности как навязанных и неудобных обязанностей; и смысла как тупых, ограничивающих и ослабляющих верований, я приглашаю на Мастерский семинар «Восстановление личной целостности. Психотерапия эго-состояний (развитие Дитя, оптимизация Родителя и создание Взрослого)», который состоится 15-16 февраля 2020 года и будет в буквальном смысле этого слова сенсационным по динамике, структуре и содержанию…

А пока упражнения для активных и любознательных…

Упражнения:

  1. Возьмите любую важную для вас сторону вашей жизни и оцените по 10-бальной шкале, как там у вас обстоит дело с динамикой, структурой и содержанием. После чего, в строгом соответствии с полученными данными, определите как можно динамизировать, структурировать и наполнить новым содержанием эту самую важную область.
  2. Теперь обратитесь к своей жизни в целом и посмотрите, как у вас в ней с эффективностью, счастливостью и осмысленностью. Что есть, а чего явно не хватает. Наметьте и осуществите необходимые улучшения.
  3. Рассмотрите, как у вас обстоит дела со свободой (подлинной, а не вытекающей из неких прав), ответственностью (именно ответственностью, а не обязанностями) и смыслом вашей жизни. Постарайтесь хоть что-то улучшить в этом вопросе – в том числе и психотерапией своих эго-состояний: Дитя, Родителя и Взрослого…
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее