«Стабильность – это признак мастерства»
Б. Круглов
Рассказывают, что однажды некий мастер восточных единоборств, размышляющий о сути дальнейшего развития его боевого искусства, сидел у окна своего домика и меланхолично наблюдал за идущим на улице снегопадом. Снега было так много, что под его тяжестью прямо не его глазах, не выдержав хрустнула и сломалась еловая ветвь. Мастер перевел взгляд на стоящую неподалеку сосну, выделил глазами ветку на которой собралось особенно много снега и с грустью подумал: «Сейчас и ты сломаешься…». Однако вместо того, чтобы сломаться, ветка эта под тяжестью снега гибко изогнулась настолько, что как бы стряхнула с себя всю эту белую тяжесть и после чего упруго выпрямилась. «Вот он – секрет успеха! – озарённо вскричал мастер боевых искусств – «Побеждать не только сопротивляясь, но и временно приспосабливаясь к обстоятельствам».
Время скрыло от нас имя этого мастера и созданного им стиля единоборств. Но доподлинно известно, что принцип гибкости, уступчивости и использования силы партнера лежит в основе дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо; айкидо и многих прочих боевых искусств…
Как я уже писал ранее (см. С. Ковалев «ИНП-модель жизнеспособности человека»), третьим элементом структуры жизнеспособности является стабильность. Трактуемая мною, однако, не в контексте некой психологической или эмоциональной устойчивости, а как способность человека оптимально функционировать в любых меняющихся условиях и обстоятельствах. Что, кстати, требует не некой абстрактной непоколебимости, а своеобразной гибкости и упругости в плане упрямого возвращения к стабильному состоянию, которую так хорошо демонстрирует известная русская игрушка «Ванька-встанька». А еще – мягкости и даже уступчивости: согласно известной китайской притче, в которой некого пожилого человека спросили: «Что прочнее твердое или мягкое?» «Мягкое» – ответил тот и показал свой открытый рот. – «Видишь, зубов уже нет, а язык все также живет и двигается…»
Данную стабильность я ранее раскрыл через близкое к вышеприведенному определению понятия жизнестойкости (выносливость, устойчивость, закаленность) по С. Мадди. Который в результате своих исследований выделил три главных (и сравнительно автономных) компонента этого самого обобщенного понятия: вовлеченность, контроль и принятие риска.
Вовлеченность он трактовал как включенность личности в события своей жизни и в свою деятельность (с точки зрения получения удовольствия от этого). Контроль – как убежденность человека в наличии причинно-следственных связей между своими действиями и последующими результатами. Это, кстати, является антиподом приобретенной беспомощности, где индивид отказывается от любых попыток воздействия на ситуацию вследствие убежденности в том, что он ни на что не может повлиять, что мотивирует к поиску путей и средств влияния и воздействия на ситуацию. Ну а принятие риска – как понимание неизбежности оного, проявляющаяся в открытости внешнему миру и принятие происходящего как вызова и испытания, дающего возможность приобрести новый опыт и извлечь для себя некие уроки.
Следует отметить, что в отличии от многих психологических теорий, так и остающихся теоретическими абстракциями, модель С. Мадди оказалась весьма «операционабельной». Потому что даже в рамках банального психологического консультирования позволяла, во-первых, определить дополнительные сферы вовлеченности человека в его жизнедеятельность (например, с точки зрения новых возможностей для удовлетворенности основных потребностей). Во-вторых, на основании анализа и переопределения трудной ситуации («На что здесь можно повлиять?» и «Как этим можно воспользоваться?») с добавлением минимальной необходимой психокоррекции («Что вам мешает?» и «Что вам нужно для того, чтобы все это сделать?») давала возможность как бы переключить человека с защитного на преодолевающее поведение. Ну а в-третьих, за счет позитивации трудной ситуации (например, с точки зрения техники «10 плюсов произошедшего» В. Франкла), находить новые смыслы в случившемся…
Однако последующие исследования теории жизнестойкости в контексте жизнеспособности, а также практика создания оных в психотерапевтической деятельности, позволила мне создать «ассиметричную» с концепцией С. Мадди, но вполне даже реализующую и оптимизирующие ее компоненты модель создания стабильности личности. Заметно выходящей за пределы только лишь жизнестойкости и вполне даже заслуживающей использованию в качестве универсального модуля (алгоритмизированный последовательности психотерапевтических воздействий) практически любых изменений.
Вначале, исходя из условий и требований психокоррекции, общее повышение жизнеспособности человека в интегральном нейропрограммировании я довольно быстро (и просто…) осуществлял с помощью Модуля Базовых изменений. В котором исходя из так называемой модели «Мерседес SK» сначала диагностировал то, что вполне можно назвать характером человека (как системы устойчивых индивидуально-психологических его особенностей, определяющих типичные для него способы поведения в стандартных ситуациях: неких целостных свойств личности, проявляющихся в ее отношении к миру и людям). В данной модели в контексте таких «черт характера» как актуальные (для практических условий жизнеспособности!) образы Я; убеждения; состояния; модели поведения; отношение к ситуациям, а также реакциям на объекты, определялось настоящее состояние (НС) субъекта (т. е. то, что мы имеем в начале нашей работы). Затем, с учетом трудной ситуации, моделировалось состояние желаемое (ЖС): то, что ему необходимо и возможно для того, чтобы преодолеть «стечение сложных обстоятельств» (так называлась потрясающая книга нашего потерявшего и восстановившего свое здоровье великого тяжелоатлета Ю. Власова). Ну а после этого за счет несложных базовых психотехнологий ИНП и с использованием адекватных ресурсов осуществлялся «перевод» человека из НС в ЖС. В результате чего он буквально приобретает новый характер: если и не нордический, то точно выдержанный…
Однако, оказалось, что С. Мадди был абсолютно прав, утверждая, что развитие компонентов жизнестойкости происходит в основном в детстве и подростничестве. Причем их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. Так, для возникновения адекватной вовлеченности принципиально необходимы родительские принятие, поддержка, любовь и одобрение. Для развития компонента контроля – стимулирование компетентности: поддержка инициатив ребенка и его стремления справляться с задачами все более возрастающей сложности. А для «становления» принятия риска важно богатство впечатлений, а также изменчивость и неоднородность среды… Так вот, именно эта привязанность жизнестойкости к «трудному детству» привела меня к необходимости использовать психотехнологии из так называемой психотерапии личной истории: не столь уж трудоемкой, но безусловно требующей довольно высокой компетенции пользователей.
В связи с этим, для увеличения стабильности человека в режиме краткосрочной и доступной всем и каждому психотерапии я, основываясь не только на принципе «как это преодолеть», но и на правиле «как воспользоваться этой неприятностью наилучшим образом», создал довольно результативную систему комбинации консультационной и собственно психотерапевтической работы. Позволяющей ad hoc (к случаю), т. е. применительно к реальной и конкретной критической ситуации осуществлять устранение ее последствий с одновременным развитием способности функционировать и находится в равновесии в подобных сложных условиях и обстоятельствах (напоминаю, что именно это определение и было мною положено в понимание стабильности как компонента жизнеспособности).
Методологической основой для ее (процедуры, а точнее Модуля Преодоления Трудностей) создания выступили во-первых, четкое понимание неадекватности одного только защитного поведения: неких как внешних, так и внутренних действий, направленных (в основном или даже исключительно) не на решение сложных условий и обстоятельств, а на смягчение вызванных ими внутреннего напряжения или душевной боли (вытеснение, прекращение, замещение, рационализация реактивного образования, отрицания и так далее: подробности см. в соответствующей литературе).
Во-вторых, – отчетливая необходимость не просто только лишь переключать человека на поведение преодолевающее (способы действий, стабилизирующих как внешнюю объективную, так и внутреннюю субъективную ситуацию человека): вступление в социальные контакты, поиск социальной поддержки, осторожные или же импульсивные действия, и тому подобные формы копинга: когнитивные, поведенческие, эмоциональные. Оказалось, что куда как более необходимыми явились возможности организовывать и осуществлять устойчивое целеполагание выхода из кризиса.
В-третьих, исходя из того, что индивидуальная действительность человека, воспринимаемая им часть общей реальности, определяется содержанием его нейрологических уровней ( в наиболее общем плане это иерархическая система организации восприятия и индивидуального его опыта) в МПТ (Модуле Преодоления Трудностей) в качестве своеобразного итогового компонента была включена психотехнология оптимизации этих уровней с точки зрения реорганизации этой самой действительности (в плане преодоления воспринимаемых в ней трудностей)
Соответствующая процедура, занимающая обычно не более одного (!) сеанса, состоит из трех частей: Принятие, Целеполагание и Изменение действительности.
Первая часть – Принятие – основывается на модели «Семерка Ковалева» и предназначается для полноценного отказа от защитного поведения. Она включает в себя следующие пункты
- принятие произошедшего как неприятного, но, увы, реального
- обретение понимания того, что это не за что-то, а для чего-то
- отказ от поиска виноватых, то есть обвинений в случившемся себя, других и мира
- определение реальных направлений минимизации возникших проблем
- извлечение уроков из случившегося
- выявление того, что является хорошим в этом плохом
- получение ресурсов на преодоление проблем и достижения альтернативных результатов.
Вторая часть – Целеполагание – направлена на формирование поведения преодолевающего и базируется на созданной мною модели достижения результатов и состоит из следующего
- определения новой, нивелирующей проблему жизненной цели
- формирования ценностей, значений и смыслов ее достижения
- выявления адекватной цели модели, т. е. реального или воображаемого человека, достигшего чего-то похожего
- использование его образа для эталонирования
- создания сценария достижения цели
- определения необходимых для этого ресурсов
- прогнозирования необходимых для достижения цели условий и обстоятельств
- фиксацию и осуществление первых трех действий, направленных на достижение поставленной цели.
Наконец-то, третья часть – Изменение действительности – предполагает комплексную иерархическую оптимизацию отношений с Собой, Другими и Миром посредством переформатирования содержания нейро-логических уровней воспринимаемой как сложной и трудной действительности по схеме, принятой в интегральном нейропрограммировании и заметно отличающейся от «классической» в НЛП
- оптимизации Окружения
- модификации Поведения и Действий
- улучшения Стиля жизнедеятельности
- переопределения Намерений
- реструктурирования Ценностей
- оптимизации системы Убеждений
- модификации своих Идентичностей
- определении собственной Миссии и
- выявлении Смысла жизни.
Достаточно подробно, эта весьма сложная мета-психотехнология изложена в материалах вебинара «Основы твоей жизнеспособности».
Резюме
- Стабильность как третий компонент модели жизнестойкости в интегральном нейропрограммировании может рассматриваться в контексте подхода С. Мадди, но не как непоколебимость, а как гибкость и приспособляемость.
- Использование именно этого подхода в первых моих работах по повышению стабильности было обусловлено простотой практической реализации в психологическом консультировании и психокоррекции.
- Однако глубина и сложность формирования стабильности начиная с детского возраста привела к необходимости создания «ассиметричной» психотехнологии, включающей Принятие, Целеполагание и Изменение (действительности).
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее