К вопросу о психологии намерений

Ковалев Сергей Викторович

Немного поиграемся в «высокую» науку.

Знаете, на факультете психологии Московского государственного университета я учился в 70-х годах прошлого столетия. А в то время в отечественной психологической науке полностью царствовала так называемая теория деятельности (она же деятельностный подход) А.Н. Леонтьева. И буде он к тому же являлся деканом нашего факультета, мы, студенты, буквально заучивали наизусть все основные (и не очень-то нам тогда понятные…) положения данной теории. То, что развитие человека (и его сознания) осуществляется в деятельности (в самом общем смысле – процессе взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющим удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности…). То, что любая деятельность суть активный, предметный и целенаправленный процесс, который состоит из отдельных действий и операций (способов выполнения действий). То, что целенаправленная (т.е. ориентированная на цель…) деятельность тем не менее определяется мотивом (некой опредмеченной, т.е. нашедшей предмет своего удовлетворения потребностью…), тогда как действие – целью. То, что мотивы можно (и нужно…) подразделять на мотивы-стимулы (просто побуждающие к чему-то) и смыслообразующие мотивы (ещё и придающие деятельности определённый смысл). И то, что смысл этот как-то уж совсем хитро определяется отношением мотива к цели…

А теперь быстренько так успокойтесь, ибо все вышеизложенное я привёл только для того, чтобы продемонстрировать вам величие (или всё-таки «блеск и нищету»?) современной психологии. В дальнейшей нашей работе над намерением все это как бы даже и не понадобится. Тем более, что позднее я уже сам для себя переопределил цель не просто как результат действия (по А. Леонтьеву), а несколько шире: как ситуации (образ желаемого будущего), в которой вы хотите оказаться, а мотив – как объект (предмет), который вы хотите (в общем-то в ней…) обрести или получить (так «выйти замуж» суть цель, а вот конкретный «мачо» или «чмо» будет здесь играть роль мотива…). Так вот, ежели у вас уже как-то (и всё-таки) возникла некая цель, то для того, чтобы на её основе образовалось устойчивое намерение (по не очень внятному определению, данному Психологическим словарём, это хорошо продуманный выбор цели и последующее выполнение действий, которые способствуют её достижению…), вам, согласно новейшим воззрениям Интегрального нейропрограммирования®, необходимо всего-навсего:

  • создать систему смыслообразующих мотивов
  • определить необходимые для реализации цели алгоритмы действий, а также
  • «перевести» эти действия в конкретные операции, т.е. найти способы их    выполнения (когда это окажется нужным…) и, наконец
  • создать обобщенную готовность к достижению желаемого.

Всё это, конечно же, непросто. Потому что на самом деле очень просто. И простоту эту, вытекающую из чёткой алгоритмизированности используемых в ИНП® психотехнологий, я вам сейчас и опишу: правда, в этой статье только для, так сказать, первых трёх пунктов (исключая вопрос о готовности…).

 

  1. Так, для того чтобы обрести систему этих самых смыслообразующих мотивов, вам нужно всего-навсего «раскрутить вверх» исходную цель (официально это называется психотехнологией раскрутки вверх…). Предположим (например), что вы хотите выучить английский язык (как хотят, в общем-то, все, но достигают немногие…). Что ж, давайте раскрутим (вверх) эту благородную цель. Предположим, вы уже выучили английский язык. Скажите, а что вам это даст? Возможный ответ: «Я буду на нём разговаривать» на смыслообразующий мотив как-то (ну никак…) не тянет. Поэтому продолжим. Хорошо, представьте, что вы уже разговариваете на английском языке. Что это вам даст? Если ничего, то можете даже не прикасаться к учебным пособиям: при таком явном отсутствии достаточно высоких смыслов вам никогда не удастся выучить означенный язык: от слова совсем. Так что поднатужьтесь и, например, сообщите, что тогда вы за рубежом сможете легко объясняться (и объяснять, что вам надо…) в такси, ресторанах, гостиницах и тому подобных важных для жизни местах. Уже неплохо, но всё ещё недостаточно. А всё потому, что у вас как-то ну никак ещё не подключился (не включился в работу) механизм ценностей. Ну, хорошо, предположим, что вы уже  легко объясняетесь за рубежом в такси, ресторанах, гостиницах и прочих интересных местах. Что это вам даст? Ответ может оказаться действительно ценным и ценностным: Свободу! Именно так, с большой буквы. Свободу полноценно действовать и жить, наслаждаться окружающим в ситуации, где другие ваши соотечественники натужно (и с нулевым эффектом…) в основном используют для общения не всегда приличные с точки зрения собеседника жесты и всяческие междометия (а, точнее, просто звуки…). Ну что, появилось желание заниматься английским? Вот то-то и оно, что да – хотя и, так сказать, начальное, но уже основывающееся на вполне определённом смысле. Хотя я вас ещё не «докрутил» до подлинно смыслообразующих мотивов, среди которых, если, конечно, вы продолжите данный процесс, вполне могут оказаться «Подлинная жизнь», «Счастье», «Самореализация» или, в согласии уже с основными «прикладными» целями Интегрального нейропрограммирования®, «Благополучие», «Эффективность» и «Счастливость»…

Вышеописанную психотехнологию можно использовать для «смыслообразования» (смыслообразовывания…) любой вашей цели. Правда, «заработает» она (я имею в виду не цель, а психотехнологию…) только тогда, когда, закончив «раскрутку вверх», вы не пожалеете времени на изучение восхитительных картин вашего грядущего благоденствия (разумеется, диссоциированных, как я уже писал ранее…). Которые и станут той «морковкой» («морковками»), способной даже осла подвигнуть сдвинуться с места и потрусить в необходимом направлении…

 

2.Теперь об алгоритмах достижения цели. Вообще-то в 80% случаев они делаются буквально просто-запросто, потому что, как говорится, есть тому примеры: других, но достигнувших… Однако в 20% случаев действительно интересных и важных целей эти алгоритмы требуют уже не продуктивного (то бишь знакомо-эффективного…), а креативного (сугубо творческого…) подхода. Для реализации коего вполне даже подходит другая используемая в этом «пучке» психотехнология: раскрутки в сторону. Делается она так же просто, но уже даже более весело. Для начала вам нужно прикинуть, алгоритм делания и достижения чего у вас отработан так, что, как говорится, аж от зубов отскакивает (в качестве оной сойдёт всё что угодно: от приготовления борща до написания бизнес-плана…). Далее подробно расписать этот алгоритм – последовательность необходимых шагов – на левой половине листа формата А4. А после на правой половине того же листа как бы «перевести» каждый из хорошо известных вам шагов эталонного алгоритма в план или плоскость того, что вам надобно (т.е. достижения важной, но плохо алгоритмизированной цели). Например, приготовление борща (условно) в самом начале требует выбора магазина, где вы будете закупать необходимые для него ингредиенты. Подумайте над тем, чему это соответствует в вашем случае, и по подобной схеме распишите весь алгоритм. Кстати, если какие-то шаги останутся непонятны, просто воспользуйтесь ещё одним известным вам алгоритмом. Благо очень скоро вы обнаружите, что имя им – легион, ибо за свою жизнь вы всё-таки много чему научились…

 

  1. Ну, а для того, чтобы, так сказать, преодолеть собственную прокрастинацию (отказ от решений и действий…), а заодно и получить способы выполнения условно невыполнимого, воспользуйтесь психотехнологией раскрутки вниз. Делается она так же легко, но как бы несколько нужно – зато с помощью всего-навсего двух вопросов: «Как?» и «Что мешает?». Берётся некая цель (например, все то же изучение английского…), каковая начинает тупо разбираться по следующей схеме использования этих самых вопросов. Первый – как я могу выучить английский? Возможный ответ – записаться на курсы. Тогда следует второй вопрос: что мешает мне записаться на курсы обучения английскому языку? Возможный ответ – не знаю, где они находятся. Раз так, возвращаемся к первому вопросу: как узнать, где находятся курсы английского языка? Возможный ответ – посмотреть в Интернете. Естественно, следует второй вопрос: что мешает мне залезть в Интернет с этим вопросом?.. И, как говорится, и так далее, и тому подобное: вплоть до составления детального плана действий, каковой, кстати, во многих случаях вполне заменит алгоритм достижения цели.

 

P.S. Эта статья – предпоследняя в цикле «Помоги себе сам». Не потому, что мне нечего ещё сказать (уже написано ещё несколько статей…), а оттого, что должного интереса к ней (рубрике…), а уж тем более энтузиазма по поводу использования её материалов я как-то не обнаруживаю (даже количество комментариев резко уменьшилось…). Что ж, тогда далее я буду писать на реально интересные мне темы хомогенеза и развития сознания – или просто ничего не буду описывать, ограничившись семинарами и собственным духовным ростом. Но поскольку я никогда и ничего не оставляю недоделанным (что тут поделать: здорового перфекционизма у меня и сейчас предостаточно…), последнюю статью для этой рубрики о готовности к достижению я всё-таки напишу. Поскольку у всех засидевшихся на старте потенциальных чемпионов жизни, каковые на деле никогда и ничего не выиграют, именно её-то и не хватает…

 

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее