КОНДРАТЬЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Автор: Екатерина Кондратьева – Практический психолог, выпускница ИИП 2019
Email: ily.ea@mail.ru
ИНП-игротерапия, или путь юного Героя…
Привели к психологу на занятия мальчика, которому «добрые» доктора выставили диагноз «шизофрения». Ребенок сидит и 40 минут бренчит на батарее «вжыыык-вжыыык». «Ну,» – думает психолог, – «все ясно». Под конец девушка-психолог спрашивает: «А во что ты играешь? Может поиграем вместе?» — а малыш ей русским языком: «Я Шнитке играю, давайте вместе, если ноты знаете!»
Вы когда-нибудь задумывались, какая мотивация кроме настойчивого желания родителей может быть у ребенка, чтобы идти в работу с психологом? Как он с точки зрения своего детского сознания воспринимает этот процесс? Задумывались (?), но не всегда, больше ориентируясь на собственные (родительские) страхи, ожидания и убеждения… Что же касается ребенка, то, да есть адаптивные дети (подстраивающиеся под мнение взрослых, пытающиеся им угодить), которые с готовностью будут слушаться родителей и включаться в работу. Но чаще это дети из когорты «бунтующий ребенок», которому совсем не хочется общаться с непонятным взрослым еще и про какие-то проблемы со сложными названиями. Отсюда закрытость, отстраненность, капризы, упрямое «не хочу!» и можно еще долго перечислять реакции ребенка в преддверии и в процессе визита к психологу. Со всем этим в психотерапевтической работе с детьми довольно часто приходится сталкиваться как специалистам, так и родителям, желающим помочь своему ребенку. Собственно, и мой путь в психотерапию, к тому, чтобы стать психологом, работающим с детьми, начался с того, что когда-то я сама пришла на прием к специалисту именно с запросом: стать и быть родителем, который сможет помочь адаптироваться собственному ребенку. И я на собственном опыте знаю, как важно уметь и хотеть соприкасаться с внутренним миром своего ребенка. В настоящее время эта тема становится все актуальнее для родителей, поскольку они (родители) и дети все меньше взаимодействуют в современных реалиях, у них все меньше общей деятельности, взаимопонимания и даже «вынужденная изоляция» не помогает улучшить ситуацию. И ко мне, как к специалисту, зачастую обращаются родители с просьбой «починить» ребенка, который не хочет общаться, не хочет участвовать в семейной жизни, уходит в свой виртуальный мир. И перед специалистом еще до собственно психотерапии появляется большая задача «включить» взаимодействие с ребенком, войти с ним в раппорт (особое состояние взаимопонимания и чувствования), оказаться в общем пространстве и разговаривать на понятном ему (его бессознательному) языке.
Об этом и хотелось бы поговорить в данной статье. Как сделать вхождение ребенка в процесс психотерапии максимально естественным и ресурсным для него, как заинтересовать его и удержать внимание, добиться глубины и устойчивости изменений. На каком «языке» стоит проводить с ребенком психотерапию?
И как показывает практика, есть два основных «способа» работы (особенно с маленькими детьми): сказка и игра.
Сказкотерапия (или терапевтические сказки) – широко используется и рассматривается как один из «мягких» методов лечения и профилактики нарушения психического здоровья детей. «Сказки для всех случаев» можно найти в интернете. Но, увы, все же не для всех (случаев) и не для всех состояний…
Игровая психотерапия (или терапия посредством игры) также активно используется психологами разных школ и направлений. Дети рисуют, лепят, проигрывают сценки… Ведь игра — это особый вид деятельности маленького (и не только) человека. Ребенок познает, воссоздает и усваивает то, что видит вокруг постоянно отыгрывая некие сюжеты и сценарии. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, познавать его. В играх, обычно ситуационных, узконаправленных…
А теперь представьте себе, что можно создавать универсальное пространство изменений для ребенка, где эффективнейшие модули психотехнологий выполняются на языках красивых метафор и игры. В интегральном нейропрограммировании, как вы, возможно, знаете, уже есть такой инструмент. Это яркая предметно-игровая визуализация модулей и психотехнологий ИНП, воплощенная в пособии ПИК «Благополучный ребенок». Это игровой комплекс с красивым игровым полем, погружающим в пространство игры; фишками, с изображением героев, сказочных персонажей; диагностическими линейками; картами с изображением архетипов и семейных сценариев; кругами, кубиками, смайликами и многое другое. С этими «волшебными» элементами можно воспроизвести ЛЮБОЙ модуль и психотехнологию ИНП.
Благодаря использованию этого инструмента, можно:
- сформировать высокий уровень мотивации к изменению из интереса к процессу игры;
- долго удерживать детское внимание на практике и погружаться в игровой транс;
- использовать в психотерапии все каналы восприятия аудиальный, кинестетический и визуальный,
- точно определять проблему и выстраивать желаемое состояние, благодаря использованию уникальной предметно-визуальной диагностики
- максимально доступно и естественно для детей (начиная от 2-х лет) проводить психотехнологии
- в игровом формате воспроизводить алгоритмы интегрального нейропрограммирования
- перемещаться по уровням основного модуля как на уровень выше, так и на уровень ниже, в зависимости от того, где нужно произвести изменения.
Мне повезло работать с комплексом ПИК «Благополучный ребенок» и как родителю, и как специалисту. Поэтому я могу поделиться своим опытом с разных точек восприятия. Могу сказать, что они сильно отличаются! Кто хоть раз пробовал работать со своим ребенком поймет меня, сколько осознанности, принятия и готовности к изменениям требует этот процесс. Ведь для этого родители должны допустить, что изменения у ребенка безопасны для семейной системы (семьи как таковой, со всей совокупностью взаимоотношений) созданной ими же самими. Это как помогать взламывать сигнализацию, охраняющую твое же имущество (вторичные выгоды). И с уверенностью могу сказать, что для родителя, который по каким-либо причинам, не хочет идти к специалисту или просто осуществляет профилактику, в этом случае игра является большим подспорьем. Самое главное для начала самим поиграть в эту игру и исцелить своего «внутреннего ребенка».
Таким образом с помощью игрового пособия можно:
Работать с собой. Предметно-игровая визуализация позволяет переносить образы на фишки, фиксировать их, подключать ощущение тела и все это через естественные для бессознательного метафоры). Тогда ты подобно ребенку входишь в состояние Творца и Наблюдателя своего творения.
Играть со своим ребенком. И тогда это становится особой формой контакта, где родитель и ребенок погружаются в общее пространство игры, которая всегда идет на выигрышJ. Из собственного опыта могу сказать, что для родителя это особое состояние, где роль Волшебника и Проводника по игре перестраивает тебя, даже если в процессе возникают внутренние противоречия и сопротивления. Игра способствует формированию эмоционально-устойчивой психики у детей и у взрослых, в том числе, опираясь на исцеление их внутреннего ребенка.
Работать как специалист с детьми. Через игру можно обратиться к бессознательному ребенка на всех понятных ему (его бессознательному) языках. Через нейрологию он ощущает эмоции, играя с персонажами, ассоциируясь с фишками и новыми состояниями. Через волшебное пространство игры с дорогами и ответвлениями (но строго по модулю) можно работать с пространственным кодом. В символическом коде он свободно «жонглирует» образами героев в их игровой трансформации, помощников, разведчиков и прочих персонажей, символами, фишками, сокровищами, магическими предметами… на что фантазии хватит (и психотехнологии предполагают). Через психосемантику ребенок рассказывает психотерапевту свою историю, свое восприятие реальности и интерпретацию происходящего, и для специалиста это огромный пласт информации и возможностей для трансформации. При этом такой психотерапевтический процесс делает абсолютно естественным и легким для ребенка тот труд, который он осуществляет, воплощая на игровом поле собственный сценарий его жизни и его трансформацию. При внешней свободе и спонтанности происходящих действий, за этим процессом стоит четкий модуль и конкретные психотехнологии.
Работать как специалист со взрослыми. Да, игра не только для детей. Это отличный инструмент работы со взрослыми, у которых нарушен контакт с ощущениями тела, либо есть трудности с тем, чтобы представлять и удерживать в сознании образы. Чаще всего использую этот инструмент, когда запрос касается здоровья, либо приходит клиент, который перегружен «мыслительными конструкциями» по поводу своей проблемы. Я предлагаю поиграть и тем самым обхожу некоторые сопротивления. В игре идет большое подкрепление ресурсами, что позволяет работать даже с очень серьезные «травмами».
Также можно отметить, что если рассматривать работу с ПИК «Благополучный ребенок» через 3D– парадигму ИНП, то
Динамика обеспечивается различными переходами от настоящего состояния к желаемому состоянию и использованием множества ресурсов
Структура обеспечивается набором ролей и их уровней
Содержание – или замысел игры – желаемые состояния, к которым человек бессознательно стремится, проигрывая те или иные сценарии.
Сочетание психотерапевтических фреймов (неких заданных смысловых рамок) и глубокое погружение ребенка в транс игры дает возможность пройти в те слои бессознательного, которые могут быть недоступны в других методах работы.
А теперь предлагаю поближе познакомиться с игрой.
Ты заходишь в игру и уже на входе выбираешь свою фишку (себя в образе Героя) и погружаешься в другой мир, как в фильме «Аватар» J . Это яркое и наполненное ресурсами пространство для того, чтобы тот, кто в него попал, смог решить какую-то свою проблему или научиться воплощать желание. Перед тобой яркое игровое поле… Но не просто игровое. Это закодированная в рисунках модель Общего Замысла Генерации (МОЗГ) и одновременно построенный на ней генеральный модуль ИНП.
Игровое поле с расшифровкой рисунков
Теперь, о закодированных рисунках подробнее:
Центр поля – замысел (создание структуры результата). И вот, начиная игру, выбирая фишку «Героя» ты оказываешься в центре поля, где ты можешь рассказать и разложить в игровых элементах свою заколдованную историю, которая выразит все то, что ты чувствуешь, думаешь, как реагируешь на других, какие эмоции испытываешь, как воспринимаешь себя в том контексте, в котором ты хочешь изменений. А затем, ты можешь почувствовать, где же твое желаемое состояние и проявить его. И тогда можно приступать к формированию своего психотерапевтического маршрута и формировать готовность к изменениям. Там, на пути есть много всего, что на самом деле «не хочет» идти к желаемому состоянию (сопротивления). Иначе ты уже давно пришел бы к своему желаемому состоянию. И у игры есть все инструменты, чтобы расколдовать это «зло» и сделать его энергию твоей силой.
Строим результат: от того, что есть к тому, чего бы хотелось…
Играем дальше, идем по модулю куда ведет логика результата и интуиция специалиста…
Магическая книга – устранение препятствующих убеждений и создание новых:
И ты приходишь к своей книге Знаний, где есть все те тайные мысли (убеждения), которые не дают решить проблему или воплотить желание. Когда-то эти мысли попали к тебе, потому что не хватило ресурса. Но тут ты можешь расколдовать их. Для этого есть все возможные ресурсы. Используй их, и тогда для тебя откроются новые разрешения и представления о себе, мире и других.
Зазеркалье – устранение препятствующих и создание новых Образов Самого Себя
И тут ты можешь увидеть в «кривом зеркале» те образы себя, которые мешают воплотить желаемое. В «правильном зеркале» те образы, которые смогут воплотить желаемое. И у тебя есть много волшебных ресурсов, которые помогут расколдовать негативные образы и усилить ими продвинутые образы. А энергии образов из зеркал «Героя» и «Животного» добавят волшебной энергии. И тут твоя фишка героя точно поменяется!
Заколдованное королевство – психотерапия личной истории как прошлого, так и будущего:
Невозможно достичь своего желаемого состояния, если есть «хвост прошлого». И ты попадаешь в заколдованное королевство, чтобы расколдовать свою личную историю.
Чтобы точно определить, что за беды прошлого мешают открыть дорогу в желаемое будущее, есть волшебные диагностические таблицы. А расколдовать прошлое помогут «волшебные родители».
Волшебное облако – ресурсирование и энергизация изменений:
В волшебном облаке есть все необходимые энергии и ресурсы для воплощения твоего желания. И даже если у тебя есть какие-то препятствия и энергии не хватает, волшебные Архетипы помогут тебе и поделятся энергией.
Летающая тарелка- оптимизация пространства СЕС и их деятельности:
Добро пожаловать на волшебную летающую тарелку, где находится команда твоих внутренних частей, которые осуществляют некое поведение. И знаешь, далеко не все они готовы помогать тебе идти к цели. Есть те, которые даже не догадываются о том, чего ты хочешь и поступают так, потому что не умеют по-другому. Пришла пора их расколдовать и собрать ту команду, которая точно приведет тебя к цели.
Волшебные колодцы – Расчистка системы «Сознание – Тело» от инклюдов и посторонних «включений»:
В волшебных колодцах ты сможешь смыть и растворить все то, что отягощает, мешает в теле. Ты можешь залечить свои «раны» и наполниться энергией. Тебе поможет «волшебный душ»!
И вот, путь Героя пройден, ты уже пришел снова в центр игры со всеми своими изменениями и осталось только включить их в свою зону обладания!
Вот такое очень краткое описание того пути трансформации по Модулю (в варианте инволюции), который можно пройти в этой игре. (Здесь позволю себе маленькую ремарку: под инволюцией понимается устранение или коррекция нарушений; а эволюция – развитие способностей)
Определенно наиболее эффективным вариантом является системная работа, когда в игре «юный герой» проходит весь модуль, последовательно прорабатывая проблему и выстраивая результат на всех уровнях. Но как показывает практика случается так, что клиент (родители) по разным причинам не всегда готовы идти на полный модуль. В этом случае в работе можно использовать отдельные психотехнологии или элементы игры. Например, я хочу привести случай из практики, когда у ребенка «ушел заявленный симптом» после проведения только одной психотехнологии в игровом формате.
Мама обратилась с ребенком с запросом на решение проблем со здоровьем. Девочка (10 лет) очень часто заболевала с повышением температуры. Температура поднималась внезапно и скачкообразно. Мама уже просто боялась любого недомогания своего ребенка, так как причин вроде бы не было… Во всяком случае так считали врачи. Правда, (как потом оказалось) чаще всего это происходило перед какими-то значимыми событиями или школьными занятиями.
Изначально была проведена рисуночная диагностика, которая показала наличие у девочки большого количества страхов в «зоне будущего», причем со стороны именно мамы. После рисуночной диагностики я попросила на приложении из игрового комплекса с изображением фигуры человека и системы меридиан «выложить» из своего тела негативные телесные ощущения, связанные с симптомами повторяющего недомогания. Какие-то из этих неприятных ощущений девочка смогла назвать. Там была тяжесть, тряска, холод, сжатие.
После того, как была выложена «масса», я попросила девочку выбрать изображения (из коробочки с негативными смайлами) с теми эмоциями, которые отвечают за эти негативные ощущения. Таким образом, с помощью этой предметной визуализации
я увидела тот эмоциональный фон в картине мира ребенка, который включал адаптацию к нему с помощью заболевания.
В качестве образа «Я» была выбрана фишка с изображением младенца. Затем я попросила нарисовать на том-же приложении вокруг и внутри человечка водными фломастерами тот мир, в котором такой человек живет. Таким образом мы вышли еще на дополнительный код бессознательного. Девочка нарисовала вокруг человека темные горы и запутанные линии, которые отражали высокий уровень родительских притязаний, которым она пыталась как-то соответствовать. Затем я спросила, кто хозяин этого мира и предложила карточки архетипов, из которых она выбрала женский архетип «Суматошная мать».
Далее мы следовали по алгоритму определения желаемого состояния.
В зоне желаемого состояния, в его пейзаже девочка нарисовала солнце и зеленую травку. За этот мир отвечал женский архетип «Королева», который выбрала девочка. Среди позитивных смайлов преобладали Добрейка, Проявляйка и Движайка (СЕС, которые отвечали за исцеление). Я попросила девочку ассоциироваться с каждой эмоцией и почувствовать, какие ощущения в теле это рождает. Все эти ощущения мы выложили цветными ресурсными фишками в зоне желаемого состояния.
После этого с помощью технологии создания готовности мы проработали множество конфликтов, теневую часть. Благодаря наличию игровых элементов в виде кубиков, в которых зашифровано большое количество ресурсов в виде метафор для бессознательного и психотехнологий ИНП, а также ресурсных фишек, работа осуществлялась одновременно органично, и в то же время происходило глубокое погружение в транс.
Так в одной консультации через игру сразу проявился способ адаптации, который был выбран чтобы избегать значимый новый опыт, а точнее возможные собственные ошибки или неудачи в этом новом опыте. Проведена его «перезагрузка». И как потом оказалось симптом исчез…
Этот случай я описала как один из примеров краткосрочной и простой работы с телесным симптомом, при котором внутренний «конфликт» неочевиден. Однако, постоянная опора на ресурсы, многовариантность работы (большое количество эффективнейших психотехнологий ИНП), подключение всех кодов бессознательного и игровой подход дает возможность специалисту в работе с детьми быть очень точным и эффективным и в более сложных и «запутанных» случаях.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее