«Внимание опрос». Часть1. Первые результаты и комментарии.


Так уж случилось, что особо любознательные из нас (знакомьтесь — Гончаров Александр, Новосибирск) настоятельно хотели провести исследование на темы: «Кто, зачем и с каким результатом посещает семинары по ИНП?», «Стало ли обучение ИНП действительно шагом в новую профессию?».. и прочее, прочее (сами знаете у заинтересованных «что?» и «почему?» множество). Институт Инновационных психотехнологий поддержал эту инициативу (а что, нам тоже интересно…), оказал методическую и организационную поддержку (грех не поддержать такого ИНИЦИАТИВНОГО, а то в силу занятости текущим до исследований руки не доходили. А тут красота! Инициатива, исполнительность и креативность умноженная на мотивацию…). И вот, исследование проведено, желающие ответили на вопросы анкеты, опубликованной в сетях на официальных страницах Института. И мы (А. Гончаров и компания) начинаем публиковать результаты… Частями… Возможно с комментариями… Посмотрим как вы будете реагировать…

Начнём с начала. С так называемой «выборки» в терминологии социологии (другими словами: кто эти – кто). И зададимся вопросом: можно ли «доверять» результатам исследования, распространяя выводы (по группе, которая сложилась случайно, только по инициативе участвующих в опросе) на всех обучающихся ИНП… (репрезентативность выборки опять-таки в обозначенной терминологии).

Итак, в опросе приняло участие 114 человек (100%). (Спасибо им огромное!) И пусть величина случайной выборки (СВ) составляет всего несколько процентов от общей массы обучающих (назовём их генеральной выборкой – ГВ), это не суть важно… Современные социология и статистика и из меньшего делает правильные выводы (не иронизируйте, «правильные» в нашем понимании это правдивые, а если в вашем представлении это не так, то это ваши проекции…) Теперь о её (выборки) качественных параметрах.

Начнем традиционно (как говорится мальчики сюда, девочки туда): гендерное и прочие распределения покажем в таблицах:

Исследования ИНП

Ну, что тут скажешь, «прекрасный пол» — это «наше всё»… Но и не менее прекрасный тоже вполне активен… И скажем по секрету, это соотношение (40 – 60%) СВ и ГВ примерно совпадают. Сдвиг в пользу «мальчиков»…

Теперь по возрасту:

 

Тут тоже всё понятно – молодёжь активнее в сетях… А сложившаяся структура случайной выборки, скажем так, «молодёжное звено», генеральной…

Теперь об образовании респондентов. Как видите, публика очень респектабельная — почти 86% уже имеют высшее образование, остальные в процессе. А ведь обязательное высшее образование для занятия психотерапией никто не отменял, так как ИНП – дополнительное профессиональное образование. А возможность в процессе обучения пройти переподготовку по стезе «практический психолог» даёт шанс реализоваться в профессии людям «непрофильного» высшего образования. Это подтверждает и структура образования участников опроса. «Душелюбов» (психологов, медиков, педагогов) — не более 35%. Остальные либо столкнулись с профицитом в профессии (экономисты, юристы), либо изначально совершили неправильный выбор. Предпочтения «человек-человек» неудачно заменили выбором «человек-машина»… И ещё отметим — параметры СВ и ГВ по этому основанию примерно тождественны…

 

 

Внимание! Загадка 1: Как вы думаете, с каким базовым высшим образованием «легче» (не теоретизируйте, будем проверять априори по результатам опроса) добиться «высот» в ИНП-психотерапии? И уместно ли говорить о наличии такой корреляции (взаимозависимости)? Тотализатор заработал… Варианты ответов: например, «экономическое, да»; или «не важно, нет»

Ну, и главный (для нас) качественный показатель — как долго респонденты случайной выборки обучаются Интегральному Нейропрограммированию? Очень важный для расчёта будущих корреляций вопрос! Сразу отметим, «начинающих», меньше года занимающихся ИНП, в структуре участников опроса не много! Правда и ветеранов тоже (тут успокаивает «молодёжный» состав группы) Но, зато есть устойчивое большинство (те, кто изучает ИНП от года до трёх). Кстати, хороший показатель, как нам кажется, стойкости намерений, веры в успех и, надеемся, эффективности обучения). Посмотрите сами:

 

 

 

Подведём первые итоги. КТО ЖЕ МЫ ТАКИЕ (начинающие, утверждающиеся в профессии) будущие и состоявшиеся психотерапевты ИНП…

  • Мы молоды
  • Мы образованы
  • Мы всесторонние
  • Мы устойчивы в намерениях и вере в успех
  • И доверять результатам опроса не только можно (репрезентативность), но и нужно …

Ну, а теперь, после красивого «ах», вернёмся в реальное «ох» и поговорим о том, как оценивают свою «новую» компетенцию сами участники (вы же понимаете просто посещать интересные семинары это одно, а вот начать свою практику с её ответственностью и необходимостью брать деньги за свою работу это другое… Кстати, вспомните себя, пришедшего после окончания образования на место своей будущей работы… Вспомнили… В том числе и утешительную идиому «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». (Да, сразу скажем про «овраги» потом, но обязательно). Мы подумали-подумали и предложили следующие градации самооценки компетенции:

  • Не чувствую себя профессионалом, не уверен в себе, боюсь ошибиться, не все понимаю, не до конца верю, пробую в основном на себе, но ХОЧУ;
  • Справляюсь со страхами, чувствую себя уверенней, практикую на знакомых и близких, но деньги за работу не беру;
  • Профессиональная самооценка колеблется от гения до ничтожества; нуждаюсь в совете и поддержке; есть удачи и неудачи; стараюсь брать символические деньги за работу;
  • Достаточно уверен в себе; появилась устойчивая практика, ориентируюсь на среднерыночную стоимость услуг, начинаю понимать значение методологии, стремлюсь к большему в профессии, к наращиванию мастерства.

Как вы уже поняли, первые две градации только демонстрируют желание «стать и быть», но также свидетельствуют об отсутствии реальной практики (кстати, вопрос о «деньгах за работу» это вовсе не из серии меркантильного. Для нас это прежде всего показатель принятия ответственности за результат работы). Следующие две (3-4) – начало и становление собственной практики работы в качестве психотерапевта ИНП.

Самооценка уровня компетенции (средняя, в целом по группе)

Вариант ответа

Ответы Доля
Не чувствую себя профессионалом, не уверен в себе, боюсь ошибиться, не все понимаю, не до конца верю, пробую в основном на себе, но ХОЧУ; (10-19.) 17 14,91%
Справляюсь со страхами, чувствую себя уверенней, практикую на знакомых и близких, но деньги за работу не беру; 20-29. 39 34,21%
Профессиональная самооценка колеблется от гения до ничтожества; нуждаюсь в совете и поддержке; есть удачи и неудачи; стараюсь брать символические деньги за работу;

30-39.

43 37,72%
Достаточно уверен в себе; появилась устойчивая практика, ориентируюсь на среднерыночную стоимость услуг, начинаю понимать значение методологии, стремлюсь к большему в профессии, к наращиванию мастерства 40. 15 13,16%
Всего ответов 114 100,00

Что нас радует в этой таблице? Да то, что более 50% респондентов начали свою практику (с разным успехом, но начали). Получают деньги (а значит принимают ответственность) за свою работу… Ну, а мастерство… Мастерство — это наращивание компетенции плюс опыт… Попробуем проиллюстрировать, по крайней мере в отношении первого утверждения.

Сравнение показателей самооцениваемой компетенции групп респондентов по продолжительности посещения семинаров

Вариант ответов Доля (%) от численности группы выборки
До 1 года В среднем Больше трех лет
Не чувствую себя профессионалом, не уверен в себе, боюсь ошибиться, не все понимаю, не до конца верю, пробую в основном на себе, но ХОЧУ; (10-19.) 38,46 14,91 12,50
Справляюсь со страхами, чувствую себя уверенней, практикую на знакомых и близких, но деньги за работу не беру; 20-29. 38,46 34,21 6,25
Профессиональная самооценка колеблется от гения до ничтожества; нуждаюсь в совете и поддержке; есть удачи и неудачи; стараюсь брать символические деньги за работу;

30-39.

15,38 37,72 50,00
Достаточно уверен в себе; появилась устойчивая практика, ориентируюсь на среднерыночную стоимость услуг, начинаю понимать значение методологии, стремлюсь к большему в профессии, к наращиванию мастерства 40. 7,69 13,16 31,25

 

 

Что можно сказать? Вполне убедительно… Почти по закону распределения Парето (80/20) только 23% посещающих семинары до 1 года начали практиковать, тогда как 81% после 3 лет изучения ИНП практикуют (а, как вы знаете из теории вероятности, такая кривая распределения обладает замечательной устойчивостью…). Мастерство, как вы понимаете, это не просто… (кстати, это объясняет, почему на семинарах из года в год появляется устойчивая группа так называемых «повторников» — людей, посещающих семинар по одной и той же теме не один, и даже не два раза. Из их отзывов: «Сначала изучал психотехнологии… Потом начал улавливать нюансы в использовании… Затем появилось понимание значения методологии в построении психотерапевтического процесса…»

А теперь, загадка 2. Как раз об «оврагах»… Почему, как вы думаете, 12,5 % посещающих семинары более трёх лет не чувствуют себя профессионалами хотя и хотят реализоваться в профессии? А почти 20% из них так и не начали свою практику… Только давайте рассуждать без досужих измышлений типа «не в коня корм» и прочих… А с позиции ИНП-психотерапевта, знающего много страшных слов вроде «функционал», сопротивление… Лучшие ответы определит комиссия…

На этом представлять первую часть материалов по результатам опроса мы закончили. И презентацию слушателей провели (какие они у нас распрекрасные — и молодые, и образованные, и постоянные) и вероятность «шагов в новую профессию» статистически просчитали (доказали уже известное: мастерство — дело наживное при должном усердии). Впереди самое интересное: важные и неважные проблемы начинающих и состоявшихся ИНП-психотерапевтов, возникающие в процессе профессиональной деятельности (по результатам опроса, часть 2). И ответы на вопросы. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Рубрика

«Внимание опрос». Часть1. Первые результаты и комментарии.

VK
OK
MR
GP
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее