О мотивации и смыслах жизни

Ковалев Сергей Викторович

«Потому что упорство невежд убьёт их,
 и беспечность глупцов погубит их,
 а слушающий меня будет жить безопасно
 и спокойно, не страшась зла.»

Притчи Соломона, 1:32-33.

Рассказывают, что где-то далеко на юге, посреди огромной необитаемой пустыни, жила некая птица, которая каждый день находила себе укрытие от солнца в ветвях единственного на всю округу дерева: старого и сухого. Но однажды налетевшая буря вырвала это дерево с корнем и птица оказалась беззащитной перед жаркими лучами безжалостного южного солнца. Поэтому ей волей-неволей пришлось тронуться с невыносимого для жизни места. И пролететь много-много километров для того, чтобы в конце концов, после всех своих мытарств и страданий, очутиться в прекрасном саду, где было много воды и плодов на деревьях. И где жила она отныне благополучно и счастливо…

Интересно здесь только то, что до тех пор, пока буря не вырвала с корнем сухое дерево, никакая сила не могла заставить птицу покинуть насиженное место и заняться обустройством своей собственной жизни…

 

Знаете, так получилось, что ещё в начале своей карьеры психолога, мне удалось узнать то, что вполне можно было бы и сейчас назвать формулой успешности (или просто: эффективности). Выглядела она так:

Успех = Мотивация х Способности х Условия

Однако только сейчас, спустя многие годы своей жизни, я узнал и открыл для себя главный компонент этой самой успешности. То, без чего никто, нигде и никогда не смог бы достичь желаемых результатов, а именно мотивацию. Отсутствие коей, даже при наличии способностей и условий, гарантированно сводит все человеческие надежды и деяния к известной сентенции принца Датского: “Так начинанья, вознесшиеся мощно, сворачивают в сторону свой ход, теряя имя действия“. (см. Уильям Шекспир «Гамлет»).

Ну, сами посудите? Хотя способности – первый из элементов вышеприведенной формулы – многим из вас кажутся чем-то непостижимым и недостижимым, в сути своей они являются не более чем способами исполнения действий, необходимых для получения желаемого. И если у вас мало что получается, то это свидетельствует не столько о вашей бездарности и бесталанности, сколько о неадекватности (несоответствии) этих самых, используемых вами способов, конкретной ситуации достижения и делания. Однако все это можно довольно легко “апгрейдить”, посредством ну очень многих психотехнологий интегрального нейропрограммирования.

Что же касается третьего элемента – условий – они также легко поддаются этакой оптимизации методами ИНП. Потому как условия эти довольно редко являются объективно непреодолимыми. Куда чаще в качестве оных (условий) выступают результаты ранних (и часто, ну очень болезненных и негативных) интерпретаций каких-либо объектов или ситуаций. Каковые (интерпретации) этого самого негативного опыта сначала были вами восприняты как нечто, ну, прямо-таки катастрофическое. А после интерпретированы (вами же или с помощью значимых других) как что-то совершенно непреодолимое.

Однако в ИНП спокойно и очень даже просто устраняются всяческие “явленческие” (от слова явление, то есть объект, событие или ситуация) проблемы. Помните о том, что первым для освоения миром в вашей жизни выступает как раз мир явлений? На уровне адаптации вы в основном, именно с ними (проблемами мира явлений) и сталкиваетесь. Весьма даже постоянно  и часто. Тем не менее методами ИНП можно достаточно быстро устранить вашу отягощённость (динамика), обусловленность (структура) и ограничения (содержание), заставляющие вас выбирать неверные, а то и просто глупые пути. В буквальном смысле слова, расчищая и улучшая вам дорогу в светлое будущее…

А вот с мотивацией всё обстоит и сложно, и плохо. В принципе, механизм этого явления (мотивации человека) в основных его параметрах и законах, хорошо известен в современной психологии, согласно которой, началом любой мотивации человека выступает потребность: ваша нужда в чём-то или ком-то. Однако эта потребность, являясь таким динамическим началом, на следующей стадии развития мотивации цензурируется (а точнее структурируется) таким элементом психики человека, как его установки.

Во-первых, на уровне адаптации довольно-таки простыми психофизиологическими установками (set) – а это готовность и предрасположенность человека к восприятию будущих событий и действий в определённом направлении, которые обеспечивают устойчивый и целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности. Во-вторых (и в основном уже при социализации) весьма даже основательными установками социальными, или иначе, attitude. А это уже определённая диспозиция субъекта, по которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий, организованы с учётом не обычных физических, а социальных объектов и ситуаций. Эти самые аттитюды возникают в процессе социализации и, в сути своей, являются особыми видами убеждений и предрасположенностей. Которые выступают основой сознания человека, функционирующего на уровне социума…

В результате потребность, прошедшая отбор в системе социальных установок, то есть предпочтений человека (например, пищевую потребность кто-то любит удовлетворять пиццей, а кто-то – стейком), и нашедшая подходящий предмет своего удовлетворения, превращается в мотив. Каковой становится смыслом и стимулом человеческой активности в данном конкретном месте и времени.

Схема 1. Последовательность и структура мотивации

Весьма даже понятно, что исходным для успешности человека является именно наличие потребностей: естественных или искусственно вызванных. Каких именно конкретно? В качестве наиболее упоминаемой (и в общем-то вполне рабочей, несмотря на критику) используется модель А. Маслоу.

Данный автор считал, что все потребности человека можно свести к пяти категориям (снизу вверх)

  1. Физиологические (голод, жажда и т. п.).
  2. Потребности в безопасности/защите (комфорт, постоянство условий жизни).
  3. Социальные потребности (потребность в принятии другими, в социальных связях, общении, привязанности, заботе о других, внимание к себе и т. п.).
  4. Самоуважение (потребность в признании, достижении успеха и высокой оценке других, уважении и служебном росте).
  5. Духовные (познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация).

Поскольку на каждом из этажей этой самой пирамиды находится сразу несколько, довольно-таки произвольно объединённых потребностей, существует довольно много других версий, как содержания уровней этой «пирамиды», так и принципов её работы. Однако и вышеприведённой версии вполне достаточно, чтобы понять, в чём сейчас заключается главная проблема в мотивации человечества. С ней всё плохо в основном потому, что мы (большая часть развитых стран мира) в последние десятилетия слишком хорошо живём. Так что эти потребности просто перестали мотивировать их жителей…

Ну, сами посудите! В так называемых развитых странах большинство людей не испытывают ни жажды, ни голода. Живут в весьма комфортных и безопасных условиях. Имеют вполне удовлетворяющую их тусовку, как реальную, так и виртуальную. В общем и целом вполне довольны собой и своими успехами. И особо не увлекаются всякими там духовными потребностями, ограничивая свою жизнь конкретным существованием в здесь и теперь. Так зачем тогда городить огород по поводу всех этих, в общем-то, удовлетворённых потребностей?

К сожалению, это не просто нужно, но и совершенно даже необходимо. Потому что уровень и формы реализации потребностей на всех четырёх этажах саморазвития (адаптации, социализации, экзистенциализации, трансперсонализации) создают смысл человеческой жизни. Однако в этом случае должно обратиться к другим моделям потребностей, которые, так сказать, находятся за пределами (или внутри…) модели Маслоу. В том числе и потому, что эта модель – теория мотивации Маслоу – стала как-то довольно плохо описывать и предсказывать поведение современного человека. Причём, не только из-за удовлетворённости нынешними людьми основных своих потребностей, но и из-за базового для нее принципа, согласно которому потребность уровня N становится актуальной только после удовлетворения потребности (N-1) и всех ниже её лежащих. Да и само по себе выделение именно этих потребностей (их структуры и последовательности) стало вызывать большие сомнения у специалистов по мотивации…

В связи с этим С. Кауфман (“Путь к самоактуализации: как раздвинуть границы собственной личности”) предложил свою версию иерархии этих самых потребностей, причём в виде не пирамиды, а в модели лодки с парусом.

Схема 2. Уточненная модель иерархии потребностей С. Кауфмана

Модель эта была интереснее тем, что как бы предполагала, что удовлетворение потребностей корпуса лодки (безопасности, принадлежности и самоуважения) позволяет нам легко и уверенно плавать по поверхности океана жизни. А удовлетворение потребностей паруса (в исследовании, любви и наличии цели) даёт возможность не только просто «болтаться» в этом океане, но и плыть в определенном направлении…

Однако для целей экзистенциальной терапии я предложил другую модель «лодки», основанную на, во-первых, центральной для ИНП идее о четырёх стадиях и уровнях жизни (вышеупомянутых адаптации, социализации, экзистенциализации, трансперсонализации). А также на малоизвестной концепции мотивации Йена Маршалла (по Д. Зохар “Квантовый лидер”). В этом случае первый уровень в жизни – адаптационный – базируется на уходе от жизни, борьбе за выживание. Второй – социализации – на стремлениях к безопасности и в поисках всяческих внешних атрибутов уважения и признания. Третий – экзистенциальный – на самоуважении и самоактуализации. Ну а четвёртый – трансперсональный – на служении и трансценденции

В результате у меня получилась вот такая схема шкал мотивационных уровней жизни.

 

 

Каковая, при всей своей теоретичности, удивительно практична. Поскольку просто-запросто объясняет не только то, что адаптация соответствует модусу выживания, социализация – жизни, экзистенциализация – бытию, а трансперсонализация – трансцендентности (напомню, что это выход за пределы себя, а также времени и пространства: переход из физического в квантовый мир). Но ещё и то, что без паруса самоуважения, самоактуализации, служения и той же трансцендентности, корабль вашей жизни никогда не сдвинется с места и, уж тем более, не приплывёт к сияющим и просветлённым далям…

Сие оказалось весьма важно ещё и потому, что как я уже писал ранее именно на основании уровня мотивации нашей жизнедеятельности, мы и создаём (или задаём?) смыслы этой самой жизни, как деструктивные, так и конструктивные.

Согласно Мадди (по И. Ялом “Экзистенциальная психология”) огрехи в адаптации человека к условиям физического мира могут приводить к вегетативной форме экзистенциальных патологий: первому уровню деструктивного смыслообразования. Которая находит выражение в полной бесценности и бессмысленности существования. Человек не ищет никакого смысла в происходящем, довольствуясь самым малым. Правда, он обычно не высмеивает открыто смыслы, ради которых живут другие люди (этим обычно занимаются описанные далее нигилисты), но в основном потому, что живет такой субъект в состоянии бесцельности и глубокой апатии, не исключающем, однако, вспышек агрессии. Чисто поведенчески ему все равно, чем он занят. Эмоционально он пребывает в безразличии и скуке, перемежающейся депрессиями. А умственно (когнитивно) становится все более неспособен поверить в полезность и ценность хоть какого-то жизненного усилия. Именно поэтому подобных индивидов, все глубже погружающихся в пучину безразличия, перестает беспокоить практически все. Их собственная вина за содеянное. Проявления случайной и немотивированной агрессии. А также проблемы самооценки, самоопределения и самовыражения вкупе с отношением других. В глубинах их сознания прочно поселилась обессмысливающая все и вся модель мышления, которую вкратце можно представить следующим вопросом: «Зачем утруждать себя жизнью (учиться, работать, вступать в брак, содержать семью, решать проблемы и т. п.), если все равно все кончится ничем (той же смертью)?»

Неудачи в социализации чаще находят свое выражение во втором уровне деструктивности: в нигилизме, который в отличие от «ощущательной вегетатики» характеризуется весьма изощренной логикой. Однако направлена она только на одно: унизить, уничтожить или хотя бы дискредитировать все, что имеет смысл для других. И хотя энергия нигилистов порождена их глубинным отчаянием от бессмысленности бытия, они ищут и находят злобное удовольствие в том, чтобы опорочить и опошлить всё и вся. Именно представители подобного «сословия» запросто и с удовольствием докажут вам, что любви не существует, а есть банальный секс. Что работа происходит от слова «рабство» и изначально проклята. Что творчество суть самовлюбленное потакание собственному раздутому эго. Что люди изначально порочны, для них нет ничего святого, кроме корысти, подлости и зависти. Что Бога нет, а если он и есть, то с подобным «жалким придурком» умный человек не будет иметь никаких дел. Главная, однако, беда в том, что подобный нигилизм в современном мире преподносится как высокий, подлинно демократичный и утонченный подход к жизни! И если от вегетативных экзистенциальных расстройств страдает в основном молчаливое большинство населения планеты, нигилизм, упакованный в красивые фантики «общечеловеческих ценностей» псевдовысокоморальной демагогии, чем дальше, тем больше исповедуют и навязывают другим уже, так сказать, «хозяева» этой жизни.

Ну а для тех, кто удался в адаптации и социализации, но споткнулся в экзистенции, они давно уже изобрели прекрасную и увлекательную обманку. Точнее, целых две: третий и четвертый уровень деструктивного обессмысливания

Так вот, третий уровень деструктивности  — это игра в крусадерство (от crusade — крестовый поход). Этакое «крестоностничество», иначе очень точно именуемое идеологическим авантюризмом. Склонность выискивать себе некие сверхпрогрессивные мероприятия и предприятия, чтобы затем погрузиться в эту борьбу, как, простите, свинья в грязь — по самые уши. Притом «крестоносцам» почти безразлично то, за что бороться, с кем выступать и во что вступать. Главное, чтобы был в том некий протест, а лучше даже гражданское неповиновение. Это позволяет, если одно дело закончено, не возвращаться к привычной и ненавидимой обыденной жизни, а в усладу себе найти нечто другое, но тоже дающее повод «выйти из спячки» (например, на улицы). И все только для того, чтобы опережать нагоняющую их бессмысленность существования.

Четвертый уровень деструктивности – это псевдодуховность, представляющая собой массовое погружение в иллюзорную реальность. Этакая субъективная отгороженность от мира. Бегство в систему ложных воззрений и смыслов. Пассивное по своей сути рефлексирование об альтернативных реальностях (не случайно псевдодуховность сравнивают с коллективным сидением за шторами в темной комнате, сопровождаемым спорами и рассуждениями о Свете и его природе). Состояние, крайне вредное как для адептов этого движения, так и для окружающих.  Потому что потребление этого духовного фастфуда чревато в том числе и обращением к черным посвящениям: темной стороне бытия.

Такая вот складывается картина: мрачная и где-то даже безнадежная. Но выход есть, причем для всех живущих на этой Земле. Потому что каждому из нас, но сугубо индивидуально, дарована возможность познать подлинный смысл своей жизни. Сначала человеческой, а потом и в качестве Космического существа. Причем не только понять, но и осуществить предназначенное. Именно этому, по сути, и посвящено интегральное нейропрограммирование. Но поскольку с его методологией, моделями, методами и психотехнологиями многие из вас не очень знакомы, поясню, почему я все это описал.

Даже наши смысловые заблуждения вполне могут стать источниками озарений, открывающими нам подлинный смысл, лейтмотив или даже главную задачу собственной жизни. Дело в том, что у каждого из нас есть два пути смыслообразования в этой длинной и нелегкой жизнедеятельности. Вверх. И, простите, Вниз. Причем за исключением случаев чисто невротической компенсации «нижнее» наше смыслообразование может являться зеркальным отражением смыслообразования «верхнего».

И если вы уже начали впадать в грех вегетативной формы смысловых расстройств, вам стоит искать смысл существования в самой по себе жизни, причем довольно простой.

А если уже стали увлекаться нигилизмом, значит, перед вами вполне может открыться смысл социальных аспектов вашего бытия.

Если вас так и тянет выйти на улицу и попротестовать против чего бы там ни было, похоже, что вы нуждаетесь в экзистенциализации с ее ответами на «извечные» вопросы «Кто Я?» , «Зачем Я?», «Что Я действительно хочу?» и подлинным подвижничеством.

Наконец, если вас неизбывно влекут «трансцендентные высоты» вкупе со всяким запредельным и вы, по счастью, еще не вляпались в очередное «Светлое братство» с его очень темными целями, то, вполне возможно, эту свою жизнь вы действительно можете посвятить Высокой трансперсонализации.

Ну что, поняли, о чем я? Да, действительно о высоком смысле вашего бытия с точки зрения некой космически-земной его задачи:

  • простой, но на самом деле полной смыслов, волшебства, поэзии и тайны жизни якобы обычного человека;
  • социальном служении в определенных структурах, системах и организациях;
  • подвижнической деятельности ради блага человечества;
  • трансперсональном визионерстве и открытии духовных измерений человеческого бытия.

 

Схема 3. Четыре важнейших смысла жизни

 

А теперь внимание. Не кажется ли вам, что именно отсутствие хоть какой-то мотивации на осмысленную жизнь и привело нынешнее человечество на грань уничтожения? Как в известном анекдоте, где некий, находящийся в реабилитационном отделении больной, с надеждой спрашивает у врача: “Доктор, скажите, я буду жить?”, «А смысл?» – немного подумав, отвечает доктор.

А у вас как с этим? Вы понимаете, то зачем вам жить? Например, можете ли вы спокойно или обстоятельно ответить на вопрос «Зачем вы родились?»

Резюме

  1. Результативность и эффективность жизнедеятельности человека определяется его способностями, мотивацией и создавшимися условиями.
  2. Наиболее узким местом в этой триаде является именно и прежде всего мотивация.
  3. Традиционный механизм самомотивирования предполагает обязательно наличие потребности, которая, проходя через фильтр установок и найдя предмет своего удовлетворения, превращается в мотив.
  4. Потребность является основой мотивации человека, без которых работа, “работа” в кавычках, социальных установок довольно-таки бессмысленна, а возникновение мотивов – весьма проблематично.
  5. При этом именно удовлетворение потребностей является главной движущей силой человеческой мотивации.
  6. К сожалению, в настоящее время уровень удовлетворенности шести базовых потребностей Маслоу обуславливает низкий же уровень мотивации жизнедеятельности людей.
  7. Одновременно с этим сама по себе теоретическая модель «пирамиды потребностей» данного автора перестала соответствовать нынешнему уровню развития человека, и должна быть заменена моделью «лодки с парусом».
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее