Лицом к лицу: не видя и ненавидя…

Ковалев Сергей Викторович

О психологии глобального непонимания и разного восприятия

Довольно странное название этой статьи не случайно. Потому что, так сказать, во-первых, бессмертные слова известного поэта «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии…» ярко свидетельствуют о том, что не только психологи, но и люди, наделенные божьим даром прозревать суть вещей – разнообразные художники всех видов, времен, народов и стран –, прекрасно представляли себе, что человеческому роду в целом (вроде бы вида Homo Sapiens, т.е. Человек Разумный…) свойственна крайне неразумная пристрастность (субъективизм и неточность…) в отношениях и в оценке действительности: причем тем большая, чем ближе к себе мы подпускаем или ставим соответствующий элемент этой самой действительности (и даже не важно: субъекта или объекта…). И что единственным выходом или исходом от этой проклятой пристрастности, заставляющей нас еще и дуть на воду и пугаться каждого куста, действительно выступает расстояние: чем больше, тем лучше. Отсоединение, увеличение дистанции и даже расставание. Та самая разлука, которая, согласно известной французской пословице, является темной комнатой, в которой проявляются негативы наших чувств. Проявляются, чтобы наконец-то быть принятыми или даже проявленными в позитиве…

Ну, а уже как бы во-вторых (и заметно короче по тексту), известное всем слово «ненавидеть» происходит как отрицание от слова «навидеть»: «охотно смотреть, посещать, с радостью видеть». А это значит, что, ненавидя что-то или кого-то, вы, скорее всего, просто не можете увидеть это нормальным (адекватным) образом… Получается, что для того, чтобы нормально видеть, нам совершенно необходимы обычная человеческая доброжелательность, а еще лучше бесстрастная нейтральность…

Однако то, что хорошо знакомо гениальным художникам, не очень-то понятно большинству людей. Которые, как это очень точно описал Д. Хокинс, пытаясь что-то понять, сначала эмоционально реагируют на нечто, либо несовпадающее с их мнениями, либо его же подтверждающее (хотя ни первого, ни второго в банальном на самом деле сообщении может вовсе и не быть),  потом «интеллектуально» объясняют, почему все это нужно воспринимать именно так, а никак не иначе… Объясняют, подчеркну, не реальный факт, а собственные сиюминутные эмоции по его поводу. Каковые (это я про эмоции…) обычно возникают сразу и как бы сами собой. Но создавались-то   они давным-давно: с помощью вовремя подсунутого мема (а это элементарная единица информации: такая же, как ген, но относящаяся к неживому…) по принципу: «Это значит вот это и это, а не то, что ты увидел или услышал». А далее все хуже и хуже, потому как неосмысленные мемы становятся сначала стереотипами восприятия и осознания, а позже — шаблонами интерпретации, образующими ну очень жесткую «карту», с помощью которой мы и оцениваем «территорию», сиречь окружающий мир (как любил повторять К. Кастанеда, «мир — это описание мира»). И, чем дальше, тем больше, начинаем, как мышки кактус, «жевать» одну и ту же заезженную и совершенно несоответствующую реальности мысль или идею. Каковая, установившись, становится основой для наших мгновенных, заменяющих анализ, ситуативных эмоций. Ибо при всем многообразии объяснения того, чем является это хитрое свойство человеческой психики, наиболее точным его определением является следующее: «Эмоция – это реакция на совпадение «карты» и «территории». То есть, если «территория» оказалась хуже того, что предполагалось «картой», мы впадаем в негативные эмоции. А, если ни с того ни с сего лучше, испытываем всяческий позитив и даже «кайф»…

Притом мы не понимаем, что «карта» – это как меню в ресторане, а «территория» – блюда, которые мы с его помощью заказываем. В нормальном ресторане, получив меню, вы вряд ли будете его резать на кусочки, солить и перчить, дабы съесть как данность. А в ненормальной человеческой жизни принимаете весьма неточные и явно несъедобные «меню» за реальную жизненную ситуацию…

Задумывались, почему так происходит? Если нет, то зря. Потому что неверные «карты», принимаемые за «территорию», не только путают и смущают наше восприятие, но и не дают нам быть эффективными и счастливыми. Отыскивать то, что нам действительно необходимо в жизни (попробуйте-ка с картой, например, Санкт-Петербурга, что-либо найти в, например, Москве…). Но тогда даже одно только понимание механизмов нашей психики, толкающих нас к повсеместному использованию неверных «карт», может уже помочь в определении адекватных решений в сложившихся ситуациях и верных ориентиров на жизненном пути. Скажу даже больше, хотя мысль эта мною уже давно воспринимается как данность. Мы тем более эффективны и счастливы, чем больше наши «карты» (а с ними и программы деятельности…) совпадают с «территориями»: реальными и действительными. И не случайно одним из главных признаков Просветления как Предельного Осознания Мироздания является полный и, так сказать, «ненасильственный» отказ от любых пристрастий и связанного с ними оценивания. Просветление – это когда все, что угодно, рассматривается как просто существующее и данное. Без отнесения его к плохому или хорошему: правильному или неправильному; моральному или аморальному…

Почему мы порой (а если честно, то практически непрерывно…) проявляем свою чреватую самыми серьезными ошибками и проблемами пристрастность? Причин здесь столько, что позволю себе остановиться только на четырех: самых распространенных.

Причина первая (и весьма банальная) – так называемая идеализация (здесь и далее я пользуюсь некоторыми материалами Википедии…). Человека, объекта или ситуации. Представление о чем-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В той же психологии примитивной идеализацией принято называть представление одного субъекта другим как более идеального, чем он есть на самом деле. В сути своей это защитный механизм, возникающий тогда, когда ребенок, начиная с определенного возраста, прекращает воспринимать себя как «всемогущего» (да, есть такая «фишка» у всех без исключения детей…), и передает этот статус окружающим. Сначала родителям: потому как хорошо понимает свою зависимость от них и охотно наделяет их сверхкачествами и всемогущественностью… А после к «случаю» сотворенным кумирам разного калибра и достоинства…

Вообще-то с возрастом это проходит. Но далеко не у всех, а только у тех, кто смог сформировать своего Взрослого, а не остался на уровне купающегося в идеализациях Дитя и встающего грудью на их и его защиту Родителя (это я по Э. Берну). Хотя, в общем-то, все мы, сплошь и рядом, приписываем идеальные качества тому, кого любим, а также тем, от кого зависим. Ибо это позволяет нам защититься от тревоги за собственные выживание и безопасность, а также создать некую иллюзию сохранности отношений. Именно поэтому, идеализированных спокойствия ради людей, объекты и ситуации, мы склонны не только «возвышать», приписывая им несуществующие качества, но еще и с пеной у рта защищать: буквально до посинения и «убиения» оппонента…  А, как иначе: ведь мы защищаем собственную иллюзию выживания, безопасности, вовлеченности, а иногда даже и свободы! Однако почему-то никто не хочет задумываться о том, что всякие там идеализации часто делают из нас пассажиров очередного «Титаника»; и что глубокая депрессия возникает как раз тогда, когда воздушные замки, лопнув, с головой накрывают своего создателя…

Причина вторая – избыточное отождествление с кем-то или с чем-то, часто и являющимся следствием идеализации. Р. Ассаджиоли, отцу так называемого психосинтеза, принадлежит чеканная фраза, давно уже ставшая законом жизни. «Мы не властны над тем, с чем отождествились. Но мы может управлять всем тем, с чем разотождествились…».

Знаете, для того чтобы доказать, насколько мы рационально подвержены данному закону, а также эмоционально зависимы от всего, с чем отождествились ранее, во время социально-психологических тренингов я просто клал на пол пустой пакет из-под молока. После чего просто (ну очень просто…) просил слушателей как бы почувствовать, что пакет – это некая их собственная часть, временно отделившаяся от своего владельца. Повторял эту словесную жвачку в течение нескольких минут, а потом, незаметно приблизившись к пакету, резко и быстро бил ногой по данному, абсолютно индифферентному для собравшихся, предмету. Результат? Вздрагивали и подпрыгивали на месте практически все. Более того – некоторые, успевшие в наибольшей степени отождествиться, даже болезненно вскрикивали…

Как утверждают психологи, человек может отождествиться буквально со всем: страной, человеком, автомобилем и т.п. Но, если отождествление со страной (Родиной!) объяснимо «полезно» с точки зрения проявления  патриотизма и самопожертвования на полях реальных сражений, то, как это ни странно, оно же может вредить нам с позиции  использования возможностей воздействия на проходящие в стране негативные процессы… А, вот отождествление же с человеком или автомобилем вряд ли может быть признано чем-то позитивным. Потому что, во-первых, мы способны испытывать крайне негативные эмоции, обнаружив воображаемое (или нет) пятно на репутации идеализированного субъекта или реальную царапину – на машине. А во-вторых – оказываемся неспособны с ними – и человеком, и машиной (про страну я уже как бы говорил…) нормально взаимодействовать или управлять, делать их лояльными или подконтрольными себе…

Причина третья, кстати, еще и хорошо объясняющая некоторые аспекты причины второй – так называемый когнитивный диссонанс. Особенно сильно он проявляется тогда, когда мы, совершив ошибку или глупость, пытаемся не допустить в сознание мысль, что мы, как говорится, попали «мимо кассы» и обманулись в выборе (причем, совершенно неважно, человека или машину: механизм один и тот же…). Именно поэтому в ситуации с тем же вашим автомобилем (то есть, по идее избранным лично вами…), в котором, например, авторитетный эксперт наряду с его достоинствами указывает еще и на очевидные недостатки, вы вместо того, чтобы радоваться этим самым «плюсам» своей машины, начинаете яростно оспаривать объективные ее «минусы».  Почему так? Да потому, что обладание не очень качественным автомобилем является следствием вашей ошибки, а признать, что сделали неверный выбор, даровано немногим… Скорее вы займетесь дискредитацией: либо информации («все это наглая ложь!»), либо ее автора («сказанная человеком, который ничего не понимает в автомобилях!»)…

Ну а причина четвертая – это ваши проекции. Нет, не только те, так сказать, психоаналитические, когда вы проецируете на человека ваши собственные свойства и качества (например, говорите: «Этот человек просто бегает за мной!», чтобы не признать, что на самом деле это вы гоняетесь за ним; или утверждаете, что ««Х» очень жаден», хотя жадные-то вы, вот только признать это нет ни сил, ни возможностей…). А те, которые вы когда-то, как ярлык первичной оценки, навесили на другого человека, отчего нынче видите не то, что есть, а только то, что соответствует этим ставшим проекциями ярлыкам. При этом, что любопытно, но вполне понятно, если человек этот вам нравится, вы наделите его несуществующими достоинствами. Если же нет – такими же иллюзорными недостатками. Что уж тут поделать: пристрастность – это фундаментальное свойство всей человеческой психики! И не случайно уже давным-давно психологи показали, и доказали, что голодные люди в неопределенном стимульном материале видят сплошь что-то съедобное, а первичный (равно как и его последующая проекция…) перцептивный мем (то, как вам представили человека или явление…), определяет то, как вы будете их воспринимать (например, те, кому предъявляли фотографию человека, названного «преступником», описывали его совсем не так, как те, кому его же обозначили в качестве «героя»…).

Что можно здесь сделать «адекватности понимания и восприятия реальности для»? Ну, во-первых, конечно же, можно и просто ничего, упрямо настаивая на том, что ваша довольно-таки искаженная «карта» является самой истинной среди всех самых истинных… Что ж, если очень хочется, то можно жить и так – вот только без всякой надежды на обретение благополучия, эффективности и счастливости… Если же вы все-таки заинтересованы в качестве собственной жизни, рекомендую вам – только для начала! – следующие несложные упражнения «начального» ИНП.

  1. Для того, чтобы, умеренно идеализируя, вы все-таки смогли трезво смотреть на вещи и людей, используйте возможности позиции Взрослого. Вспомните, когда и где вы точно проявляли свою взрослость: «моменты истины», когда вы видели все таким, каким оно есть, а не таким, каким оно кажется. Найдите (просто на полу…) место наилучшего выражения этой взрослости и как-то даже вообразите ее (ну, например, в виде себя спокойного, холодного, отстраненного и, в лучшем смысле этого слова, расчетливого или посредством образа соответствующего ролевой модели…). Войдите в этот образ, преисполнитесь состоянием отстраненности и безоценочности, после чего холодно изучите как критику(а) вашего идеала, так и сам этот идеал в свете оной. Глядишь, что-то интересное и новое как бы и проклюнется…
  2. Для всех случаев отождествления с неприятной ситуацией или «доставшим» вас человеком постарайтесь просто-напросто диссоциироваться от самого себя. То есть, например, воспроизведя перед собой неприятную ситуацию (страха, обиды и т. д.), мысленно выйдите из себя назад, из своей, так сказать, спины, как бы увидьте себя в неприятной ситуации и сделайте необходимые изменения. Например, создайте из «себя плохого» в плохой же ситуации некий портрет, который после торжественного обрамления можете повесить на воображаемую сцену не менее воображаемого Музея вашей жизни. Так вы точно быстро избавитесь от ненужных и неприятных эмоций… Или, в случае с неприятным для вас человеком, мысленно поставьте его перед собой, после чего опять-таки как бы выйдите из себя и станьте сбоку: так, чтобы видеть и себя, и другого (разумеется, мысленно). И некоторое время побудьте, размышляя, в беспристрастной позиции стороннего наблюдателя. А когда что-то ну очень интересное поймете и достаточно успокоитесь, так же мысленно войдите в другого (да-да: в этого неприятного человека, как бы ставши им…) и посмотрите на ситуацию из его, а не ваших глаз. Думаю, что некоторые озарения относительно отдельных аспектов ваших отношений гарантированно произойдут…
  3. Для всех случаев проявления когнитивного диссонанса просто примите (обязательно, ибо иначе подобные ситуации пойдут на вас «косяком») собственную неадекватность (ошибки, глупости и т. п.). По известной схеме «Шестерки принятия».

Принимаю, хотя неприятно

Понимаю, что это не за что-то, а для чего-то

Отказываюсь от поиска виноватых

Определяю, как минимизировать проблему

Понимаю и принимаю урок

Выясняю, что хорошего произошло в результате случившегося плохого.

 

Подробные описания этой воистину могучей психотехнологии вы сможете найти в других моих статьях, а также в нескольких передачах «PROпсихологии». Вот только не поленитесь принять это неприятное – а лучше вообще все, что вызывает неприятие вами вашей жизни. Потому что только изменяя то, что можно изменить, и принимая то, что изменить в общем-то нельзя, мы растем и двигаемся к благоденствию в этом мире…

  1. В случае, если вы огульно порицаете и даже не пытаетесь понять какого-то человека или явление, для избавления от энтропии проекций банально поставьте его образ перед собой, после чего используйте мало кому знакомую форму так называемого МДГ (метода движения глаз). Поставьте там  любого своего приятеля и попросите его через некоторое время начать двигать рукой с сомкнутыми двумя пальцами: сначала по горизонтали; затем по «знаку бесконечности»; а потом еще и по кругу (причем все это широко и плавно). При этом, глядя как бы сквозь вашего воображаемого «оппонента», двигайте глазами (но не головой…) в соответствии с движением двух сомкнутых пальцев вашего приятеля. Поскольку глаза являются частью головного мозга, их движения как бы инициируют последний на то, чтобы расширить осознание и принять то, что не принималось. В результате ваше сознание легко и быстро «пережует, проглотит и переварит» (Ф. Перлз) старые проекции и даст вам возможность воспринимать данного человека или явление как бы по-новому: светло, свежо и чисто…

В общем, если хотите жить благополучно, эффективно и счастливо, расширяйте и «чистите» свое восприятие и осознание мира. Если нет – просто как-то привычно живите. Вот только существуя в своем искаженно-иллюзорном мире, постарайтесь пережить последствия от ваших собственных неадекватных представлений…

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее