Настоящая статья посвящена рассказу о становлении и развитии так называемого интегрального нейропрограммирования – нового направления отечественной психотерапии в широком ее (психотерапии) смысле слова. Которая (психотерапия в широком смысле), в свою очередь, представляет собой репрезентацию если и не всех направлений, то всех возможных уровней психотерапевтической помощи.
Естественно, что введение в научный обиход любого направления, претендующего на теоретическую и практическую новизну, требует анализа вопроса о том, в чем эта новизна заключается и в чем выражается. То есть о том, действительно ли оно создает “различие, порождающее различие” (Г. Бейтсон). И если да, то какое.
Начнем с рассмотрения самой использованной номинации: “интегральное нейропрограммирование”. Под термином “нейропрограммирование” здесь в достаточно широком смысле понимается осуществление психотерапевтической работы с картами и программами человеческой психики за счет использования кодов нейросети, репрезентирующий жизненный и иной опыт человека. Несмотря на то, что описание данного подхода было дано нами в ряде книг (/4/; /5/; /6/ и другие), поясним, что речь здесь идет о своеобразной пограничной области между конкретной нейрофизиологией и достаточно абстрактной психологией. Некой “срединной земле” их объединяющих. Пожалуй, самой удачной аналогией, позволяющей не вдаваться в длительные теоретические рассуждения (неуместные в короткой статье), будет сравнение данного подхода с работой с программами компьютера, которые, как известно, не сводятся ни к конечным изображениям на дисплее (итоговая психология), ни к движению электрического тока по микросхемам (исходная физиология).
Сложнее – но только на первый взгляд – обстоит дело с термином “интегральное”. Дело в том, что в последние годы в связи с общей тенденцией к созданию системных моделей, появилась (и весьма ярко проявилась) своеобразная мода на использование слов “интегративный” и “интегральный” в обозначении направлений и модальностей психотерапии. В связи с этим во избежание недомолвок и/или неверного понимания, сразу же поясним, что данный термин мы используем в значении, введенном в современную науку небезызвестным К. Уилбером (/9/; /10/; /11/ и пр.) Как известно, интегральный подход, разрабатываемый данным автором, суть подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, и осуществляемый в рамках систематической холистической философии /3/. Более конкретно, используемое в данном случае понятие “интегральное” означает стремление синтезировать в единую (и иногда довольно сложную) модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определенных контекстах, отказавшись при этом как от грубого, так и тонкого редукционизма. Суть подобного подхода хорошо передает интегральная модель К. Уилбера AQAL, что в буквальном смысле расшифровывается как ” все уровни и все направления” анализа.
Разумеется, в интегральном нейропрограммировании мы никоим образом не претендуем на всеобъемлющую (и не всегда до конца обоснованную) масштабность воззрений К. Уилбера. Однако многолетние теоретические изыскания и конкретная, порой изнурительная, психотеоретическая практика, привели нас к созданию своеобразной интегральной модели психотерапии, которую, как и у вышеуказанного автора, можно выразить системой квадрантов.
Первый (и главный из них) возник из осмысления вышеуказанной практики. Которая привела к постановке не слишком популярного в психотерапевтической среде вопроса: о целях психотерапии и ее предмете. Дело в том, что проведенный нами многолетний анализ наших клиентов позволил довольно четко подразделить их на четыре группы. Нуждающихся только лишь в устранении конкретных (и насущных) проблем собственного жизнеобеспечения. Желающих получить некие решения по поводу улучшения их жизнедеятельности в основных ее областях. Стремящихся понять и осмыслить, а если получится, то и в корне изменить вполне даже сложившуюся, но все равно не устраивающую их жизнь. И жаждущие выйти за ее (жизни) пределы, дабы превзойти самое себя и границы данной реальности.
Следует отметить, что еще на первом этапе становления и развития интегрального нейропрограммирования (и задолго до первого использования данной номинации) мы, основываясь на теориях социализации современной психологии, пресуппозициях Страсбургской декларации 1990 года, а также теории типов ментальности МакВинни /17/ и идеях эволюционной морфологии академика А. Северцева /8/, предположили, что данное явление связано с тремя моментами. Уровнем социализации человека (досоциальным, социальным, постсоциальным и надсоциальным в нашей трактовке). Инструментами его последовательной адаптации к жизнедеятельности (правила и принципы; логика и факты; чувства и ценности; идеи и возможности). А также способами этой самой адаптации (деградация, интенсификация, специализация и развитие) Однако все оказалось сложнее и интереснее. И хотя в отдельно взятой статье невозможно изложить даже малую часть того, что открылось, попробуем прояснить хотя бы некоторые важнейшие положения.
Во-первых, выяснилось, что мы буквально столкнулись с феноменом уровней жизни в плане последовательной смены четырех ее этапов: инструментального, интенциального, смыслового и транцедентного. Каковые, кстати, ярко, но не совсем полно и точно были изложены в известной притче о трех каменотесах. Потому что на первом этапе своей жизнедеятельности человек нуждается только лишь в инструментах для адаптации к ней (“дроблю камни и хотел бы делать это легче и быстрее”). На втором – желает наилучшим образом удовлетворить свои интенции (“зарабатываю на жизнь”). На третьем – стремится понять и реализовать смысл происходящего (“строю Храм”). А на четвертом, отсутствующем в вышеуказанной притче, жаждет выйти за пределы самого себя и своей жизни (“дабы познать, что будет потом” – несколько вольное и намеренно лаконичное завершение притчи, вполне в духе “четвертицы” К. Юнга).
Во-вторых, оказалось, что исходя из вышеизложенного, предметом психотерапии на каждом из этих уровней являются совершенно разные аспекты экзистенции человека. Первичные проблемы жизнедеятельности. Социализация в ее классической репрезентации. Осмысление и кардинальное улучшение собственной жизни. И выход за ее границы. Что в принципе коррелирует с идеей К. Уилбера о четырех направлениях “навигации” любого холона /10/: распад, самоорганизация; установление взаимодействий и транценденция. И даже позволяет утверждать существование четырех целей психотерапии. Противостояние распаду и деградации. Обеспечение внутренней и внешней самоорганизации с последующей интенсификации жизнедеятельности. Создание условий для осмысления бытия, а также своеобразной специализации и оптимизации отношений с собой, другими и миром (смысл, как известно из психологии – это личное понимание человеком значения какого-либо явления /15/). И организация возможностей для транценденции себя за пределы данной реальности.
В-третьих, получилось, что и все существующие виды психотерапий можно подразделить на инструментальные (например, НЛП), интенциальные (например, транзактный анализ), смысловые (например, психоанализ) и транцендентные (например, трансперсональная психология). При всей достаточной условности подобной классификации, становится, тем ни менее, совершенно ясно, что как конечная эффективность, так и подлинная всеобъемлимость любого направления психотерапии определяется тем, насколько в нем выражены “все уровни и все направления” работы с человеком. И, например, проблемы современного НЛП и NLPt, переживающих не лучший период своей истории, связаны с тем, что блестящий инструментальный уровень данных направлений не был подкреплен ни интенционально, ни смыслово, ни тем более транцедентно. А общепризнанные сложности в развитии психоанализа связаны с тем, что будучи действительно блистательной, хотя и несколько своеобразной смысловой психотерапией, он(а) не слишком преуспел в презентации собственной инструментальности, интенциальности и уж тем более – транцедентности.
Именно в связи с этим (а также очень многом здесь не изложенным) мы и попробовали создать направление психотерапии, которое позволило бы решить все четыре задачи человеческой жизнедеятельности, репрезентируя при этом все направления, цели и уровни психотерапии. Данная работа осуществлялась на протяжении последних тридцати лет, и довольно последовательно реализовывала то, что в настоящее время мы называем “матрешкой уровней психотерапии” (рис.1). Т.е. разработки системной теории и практики как бы “снизу вверх”: от инструментального уровня к транцендентному через интенциальный и смысловой. Коротко расскажем о некоторых результатах данной многолетней работы.
Создание инструментального уровня или аспекта интегрального нейропрограммирования потребовало решения множества методологических, методических и даже чисто технических задач. Однако оно позволило осуществить и реализовать некоторые важные решения, из которых упомянем только три.
Во-первых, в ходе практической работы и последующих исследований, удалось интегрировать существующий в психотерапии разнобой в вопросе о кодах репрезентации субъективного и его проблем. Как известно, адепты НЛП и NLPt привычно утверждают, что к таковым надо относить модальности восприятия: V (визуальную); A (аудиальную); K (кинестетическую) и D (дискретно-дигитальную). Традиционные психотерапевты психологического направления обычно работают со словом, а точнее, с его психосемантикой. Представители сообществ системных и структурных расстановок оперируют таким весьма своеобразным аспектом репрезентации человеческого опыта как положение в пространстве (хотя если честно, то характеристики пространственного кода в чисто теоретическом и методическом плане куда более точно переданы в работах Д. Лукаса, посвященного социальной панораме /16/. Наконец, целая плеяда специалистов самых различных направлений психотерапии активно использует так называемый символический (в вербальном варианте – метафорический) код. При этом многие отмечали, что существует определенная направленность клиентов на тот или иной код, зачастую не связанная с традиционными психологическими характеристиками. Создавая инструментальный уровень интегрального нейропрограммирования мы просто сложили два и два и пришли к выводу, что речь идет о четырех неравнозначных способах картирования Реальности (рис. 2).
Использование которых человеком заметно коррелирует с уровнем его развития в контексте выделенных нами четырех его этапов: досоциального, социального, постсоциального и надсоциального.
Во-вторых, нам удалось создать достаточно внятную классификацию структуры используемых методов. Основанием для которой явилось два основания. Предложенная Р. Ассаджоли /1/ (и никем до сих пор не опровергнутая) модель психики человека, включающая такие ее уровни как Нижнее, Среднее и Высшее бессознательное (рис. 3).
А так же отчетливо обнаружившаяся отнесенность или направленность, используемых в психотерапии и практической психологии, методов к работе либо с картами, либо с программами человеческой психики (кстати, именно это – несколько вольное, но реальное подразделение – объясняет известную концепцию “Думающий-Доказывающий” Л. Орра (По: /13/), где Думающий соответствует картам, а Доказывающий – программам). В результате получилась следующая модель (рис. 4).
Которая, несмотря на отчетливо осознаваемую нами условность оказалась весьма удобной в методологическом, методическом и даже чисто психотехнологическом планах.
В-третьих, ориентируясь на естественно вытекающий из Общей Теории Систем постулат о том, что системные явления могут меняться только за счет именно системных изменений (а человек – это едва ли не самая сложная система во Вселенной), мы осуществили разработку, пожалуй, одной из первых в истории психотерапии, алгоритмизированной и четко последовательной системы работы с проблемами любой этиологии, включая психосоматическую. Так называемый Общий или Полный модуль, позволяющий за весьма ограниченное время (в пределах 20 терапевтических часов) осуществить оптимизацию состояния человека в контексте достаточно серьезных патологий синдромального плана, задающей недосоциализацию человека и его дезадаптацию в различных системах общественных отношений. При этом хотелось бы подчеркнуть, что речь здесь идет именно об алгоритмизированной и строго последовательной системе психотехнологий. Доступной для воспроизведения психотерапевтом и/или психологом любого уровня квалификации, но позволяющей с высокой вероятностью получить позитивные изменения не просто в психике человека, но и в его жизни и судьбе. Обоснованность данного несколько эпатажного заявления была подтверждена опытом работы уже сотен психотерапевтов, осуществляющих повышение квалификации в нашем Институте инновационных психотехнологий, а также успешной деятельностью созданного при нем Центра Практической Психотерапии.
По сути, именно завершение цикла работ по созданию инструментального уровня интегрального нейропрограммирования, неожиданно, но очень определенно поставила перед нами серьезные проблемы уровня интенциального. Например, сам по себе вопрос о том, что делать и чем заниматься после депроблематизации клиента, решался, во-первых, уже более в практической психологии, чем в психотерапии, а, во-вторых, как правило двояким и при этом диаметрально противоположным образом. В классической психологии речь здесь шла в лучшем случае о продолжении или завершении социализации индивида, тогда как в прагматически настроенных бихевиоральных дисциплинах открыто говорилось о необходимости обеспечения успеха путем обретения превосходства. Ни первая, ни вторая версия “постпроблемного” уровня психотерапии никак не могла нас устроить. Потому что опять-таки предмет социализации в психологии остался непроясненным и как бы вынесенным за скобки индивидуальной человеческой жизни (поскольку было совершенно неясно, чем для индивида, а не для общества оборачивается успешная социализация – т.е. в чем она для него репрезентируется). А ориентация на превосходство ради успеха вообще представляла собой тупиковое направление, поскольку Д. Майерс /18/ показал, что реализация традиционной модели успеха мало что дает человеку, а превосходство как таковое далеко не всегда завершается даже просто социальным признанием. Поэтому мы построили интенциальный уровень интегрального нейропрограммирования на следующих “трех китах” или просто логических посылках.
Согласно первой посылке, подлинным индивидуализированным свидетельством успешности социализации человека является не его успех (зачастую совершенно случайный и мало заслуженный), но благополучие. Каковое в свою очередь, в обязательном порядке должно включать как бы “два крыла” жизнедеятельности: эффективность и счастливость (предметно-инструментальный и социально-экспрессивный аспекты). При этом получалось, что счастливость базируется на качестве Модели Мира человека, а, точнее, составляющих ее карт; в то время как эффективность определяется продуктивностью используемых для этого программ. При этом и карты и программы человеческой психики находятся на всех уровнях Бессознательного, но карты первичны и причинны по отношению к программам (хотя последние и обладают определенной самостоятельностью).
Согласно второй посылке, благополучие человека может быть репрезентированно как в целом, так и по отдельным его направлениям. В качестве таковых – базовых и исходных – в небезызвестной модели “Звезда благополучия” (см. рис. 5), нами были использованы здоровье (духовно-нравственное, психологическое и физическое); общие взаимоотношения с другими людьми; любовь и секс как особо интимные формы взаимоотношений; работа как основная сфера самореализации человека, а также материальное благосостояние как несколько сомнительное мерило его социальной успешности и в чем-то – значимости. В результате появилась (и была реализована) возможность осуществить интенциальную психотерапию, основываясь не на медицинских и/или психологических диагнозах, а просто на основании субъективной или объективной оценки эффективности и счастливости человека (его благополучия) в выделенных нами областях.
Однако работа эта вскоре привела к четкому пониманию того, что алгоритмы и методы инструментальной психотерапевтической помощи лишь ограничено пригодны к работе на интенциальном уровне. В результате (третья посылка) нами были созданы так называемые специализированные модули. Алгоритмизированные системы психотехнологий достижения оптимального веса; обретения здоровья; увеличения качества любви и секса; улучшение работы и рабочей среды, а так же повышения материального благосостояния. И к настоящему времени данные модули не только используются для работы на инструментальном уровне психотерапии, но и преподаются в рамках курса повышения квалификации по программе “Специалист по личностному благополучию” в нашем институте.
Однако через некоторое время нам стало ясно, что смысл человеческой жизни не исчерпывается успешной социализацией и даже просто не сводится к ней. Многочисленные обращения высокосоциализированных, но совершенно не довольных своей жизнью клиентов, поставили вопрос о содержании подлинно смыслового уровня психотерапии, лишь частично представленного в психотерапии В. Франкла /14/. Здесь, во-первых, открылось, что мы имеем полное право говорить о своеобразной способности к осуществлению эффективной жизнедеятельности – витальности. И что модель оной предложенная российским автором В. Волченко /2/ (правда, немного в иной трактовке) действительно позволяет рассмотреть данный феномен как частное от деления усвоенной и одновременно используемой любой системой (у нас человеком) информации на энергию, которую эта система требует для поддержания в работоспособном состоянии: V=I?E. Что, однако, может быть репрезентированно и как отношение (дробь) счастливости индивида (числитель) к его неэффективности (знаменатель), а с учетом вышеприведенных трактовок благополучия, как частное от деления качества карт на продуктивность программ (последние здесь выступают со знаком ” – ” ).
Во-вторых, было понято, что собственно социализация охватывает только один период жизни человека: чисто социальный в плане его небезвозмездного служения обществу. Как бы за бортом в этом случае остается второй ее период: собственно экзистенциальный, который только в очень малой степени может быть передан официальной доктриной дожития. При этом мы не скрываем, что в подобной дихотомии нет ничего нового, поскольку идеи об жизни для общества и себя; идеализации и самореализации; выживания и собственно жизни (и т.д. и т.п.) много раз высказывались представителями научной общественности. Однако именно у нас они были поняты и признаны не как две стороны или возможности человеческой жизни, а как два же, но последовательных ее периода…
Параллельно была создана концепция реализующих эти две стадии четырех этапов человеческой жизнедеятельности, что позволила глобально и системно описать самые различные ее аспекты и феномены как части единого и последовательного целого (см. /7/).
В третьих, нами были апробированы как средства смысловой психотерапии некие интегральные модели, позволяющие легко репрезентировать и изменить параметры человеческой экзистенции. Цикла бытия, позволяющего раскрыть содержание любого из этапов жизни через уровни иметь, делать, знать, взаимоотноситься и быть. “Русской матрешки-SK” (здесь рабочее название чисто случайно стало общепринятым), дающей возможность реализовать данные этапы в плане мета-цели; принципов; целевых отношений; раппорта; информации; действий, а также предпочтений и навыков. Нейро-логических уровней, позволяющих осуществить как внешнюю, так и внутреннюю репрезентации жизнедеятельности в контексте окружения, поведения, способностей, намерений, ценностей, убеждений, идентичности, Миссии и Смысла. Хорошо сформулированного результата, репрезентирующую любую тактическую жизненную задачу по критериям цели, признаков, условий, ресурсов, ограничений, мотивации и ценности. И чисто инструментальной, но очень важной модели “Мерседес-SK”, способной моделировать настоящее и желаемое на новом этапе жизнедеятельности в контексте реакций и отношений к окружению; состояний; видов и форм поведения; убеждений; и Образов Себя. В настоящее время смысловой уровень психотерапии, получивший название экзистенциональное программирование, активно используется для кардинального улучшения жизнедеятельности и создания смыслов жизни у высокосоциализированных клиентов, а также преподается в Институте на уровне “Мастер”.
Тем не менее создание интегрального нейропрограммирования на этом не закончилось. Потому что открытым остался вопрос о четвертом уровне психотерапии: транцендентном. Который вначале несколько утилитарно рассматривался нами в контексте психотерапии терминальных состояний: лиц преклонного возраста, смертельно больных, а также субъектов утративших потенциал обыденной жизни и интерес к ней. Однако в процессе этой работы мы вышли на нечто более серьезное, чем задумывалось.
Во-первых, создано несколько стандартизированных модулей так называемого дизайна человеческого совершенства, направленных на достижения выходящих за пределы обыденных способностей человека четырех обширных их классов. Работы с информацией. Использования специфических энергий. Осуществлению тонких взаимодействий. И реализации неких довольно экзотических феноменов, типа прекогниции и иже с ними.
Во-вторых, нами были разработаны три системы так называемой работы с объективной реальностью (ее оптимизации и улучшении): Структурный, основывающийся на концепциях Социальной и Духовной панорамы (иначе Микрокосмической Диарамы). Содержательный, ориентированный на взаимодействие и работу с холонами уровня выше человеческого. И динамический, связанный с так называемыми Векторами Реальности.
В третьих, мы вплотную приступили к разработке методологии и методов и психотехнологий обретения Космического Сознания, основанных на пяти принципах К. Уилбера /12/. Отказе от концептуализаций. Уничтожения субъект-объективности. Принятия “Здесь и Теперь” как единственной данности. Расширения “Я”. И реализации всеобщей необусловленной любви.
Таковы, вкратце, основные итоги, идеи и посылки, с которыми мы хотели бы познакомить психотерапевтическую общественность. Более подробно об интегральном нейропрограммировании можно будет узнать из обобщающей монографии “Программирование Бытия” (М, “Твои книги”, 2014 г.), а также на сайте Института инновационных психотехнологий и Центра практической психотерапии (www.psy-in.ru).
Список литературы
- Ассаджоли Р. "Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему "я"" Серия: Библиотека психологической литературы, М.: REFL-book; 1994 г.
- Волченко В. "Миропонимание и экоэтика XXI века. Наука - Философия - Религия", М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.
- Интегральный подход. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org
- Ковалев С. "Нейропрограммирование успешной судьбы", М, Профит-стайл, 2008.
- Ковалев С. "Введение в нейротрансформинг", М. Профит-стайл, 2009.
- Ковалев С. "Команда нашего Я", М., Твои книги, 2011
- Ковалев С. "Как жить, чтобы жить", М., Твои книги, 2013
- Северцев А. "Морфологические закономерности эволюции", М., Изд-во АН СССР, 1939.
- Уилбер К. "Интегральная психология", М., АСТ, 2004.
- Уилбер К. "Краткая история всего", М., АСТ, 2006.
- Уилбер К. "Интегральное видение", М., Открытый мир, 2009.
- Уилбер К. "Пять причин непросветленности. Интегральные переводы", аудиолекция, Silencio Production, 2012
- Уилсон Дж. "Психология эволюции", "Янус", "София", 1998.
- Франкл В. "Человек в поисках смысла", сборник, М., Прогресс, 1990.
- Большая энциклопедия психологии, М., Эксмо, 2007.
- Derks, L. "Social Panoramas. Changing the Unconscious Landscape with NLP and Psychotherapy", Crown House Publishing, 2005.
- McWhinney W. "Paths of Change: Strategic choices for organizations and society", London, Sage Publication, 1997.
- Muyers D. "The pursuit of Nappiness", NY, Avon, 1992.
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее