«Тогда будут предавать вас на мучения, и убивать вас;
и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
и тогда соблазнятся многие, и друг друга будет предавать и ненавидеть;
и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
и, по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь;
претерпевший же до конца спасётся»
От Матфея 24:9-13
Я привёл в качестве эпиграфа для этой статьи цитату из Евангелия от Матфея о последних днях не случайно. Потому что начинает казаться, что эти самые Последние Дни Мира как бы уже наступили, поскольку практически все правила и нормы межгосударственных и просто человеческих отношений попраны и забыты. Так что даже в случае, если наша цивилизация сможет избежать ядерного Апокалипсиса, она все равно долго не протянет. Слишком уж далеко отдельные власть имущие ушли от «разумного, доброго и вечного». Предав и оплевав и себя; и других; и весь мир; и Бога…
Однако, в использованной мною фразе есть один очень важный момент. Те самые венчающие фрагмент из Евангелия от Матфея слова: «претерпевший же до конца спасётся». Поскольку столь авторитетному источнику стоит верить по крайней мере не меньше, чем катренам Нострадамуса, на, так сказать, повестку дня выходит новый вопрос: а как – действительно и именно – можно претерпеть, да ещё и это всё? Потому что из концепции уровней сознания Д. Хокинса (я о ней уже не раз писал и потому повторяться не буду…) наглядно следует, что людям с этим самым УС менее 200 баллов (а это подавляющее большинство живущих на этой планете…), помочь совершить это самое претерпение может либо очень хорошая и интенсивная психотерапия, либо забвение, причём неважно в чём: «виртуалке», наркотиках, алкоголе и иже с ним. Поскольку первое не всегда (и не вполне…) доступно, а второе, так сказать, чревато, остаётся только одно: повысить уровень своего сознания до таких высот, которые помогут не только претерпеть беззаконие, но ещё и – возможно – испытать Просветление…
Вообще-то повышение уровня сознания, имманентно (как это принято говорить) является основой психотехнологий Интегрального нейропрограммирования, и далее я ещё много чего напишу на эту тему. Однако, «работает» она и в частности (для конкретного случая…), и, так сказать, в общем (для всего и вся…) тогда (и только тогда), когда обосновывается адекватной моделью Духовного Восхождения. Так вот, в связи с серьёзностью сложившегося положения, в дополнение к уже использованным в ИНП моделям, я предлагаю использовать удивительное откровение св. Иоанна Лествичника: его знаменитую Лествицу (лествица – старославянский аналог слова лестница). Описания детального (тридцатишагового!) пути к Богу, который (путь) может, в идеале, пройти любой человек. В каноническом своём виде она выглядит так:
Группа |
Ступени |
Борьба с мирской суетой (ступени 1-4) |
Отречение мирского жития Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) Странничество (уклонение от мира) Послушание |
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5-7) |
Покаяние Память о смерти Плач о своей греховности |
Борьба с пороками (ступени 8-17) |
Кротость и безгневие Удаление памятозлобия Несквернословие Молчание Правдивость Отсутствие уныния и лености Борьба с чревоугодием Целомудрие Борьба со сребролюбием Нестяжание |
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18-26) |
Искоренение нечувствия Малый сон, усердие к братской молитве Телесное бдение Отсутствие боязливости и укрепление в вере Искоренение тщеславия Отсутствие гордыни Кротость, простота и незлобие Смиренномудрие Низложение страстей и укрепление добродетелей |
Душевный мир (ступени 27-29) |
Безмолвие души и тела Молитва Бесстрастие |
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей (ступень 30) |
Вера, надежда и любовь |
В принципе, при наличии серьёзного желания, этот старославянский текст может оказаться вполне по силам любому достаточно образованному человеку. Но поскольку при этом вся его мощь и сила будет как бы затушевываться «трудностями перевода», попробую описать Лествицу современным русским языком. Представив, так сказать свою её интерпретацию, отнюдь не исключающую и иных трактовок.
Итак, обратимся к последовательной расшифровке любезно представленных св. Иоанном Лествичником этапов и шагов восхождения к Богу. На мой взгляд, Борьба с мирской суетой есть формирование правильного отношения к данному явленному (точнее проявленному…) миру. Который в идеале должен рассматриваться как вполне пристойное и даже в чём-то приятное место временного пребывания (МВП) человека как Космического Существа. И, естественно, все «прелести» и прельщения этого феноменологического (земного) МВП не должны скрывать (а точнее закрывать) от нас главное: Смысл, Предназначение, Миссию, и Призвание, каковые Здесь и Теперь нам надлежит осуществить и реализовать с точки зрения Трансцендентального (небесного) Там и Тогда. А это требует четырех последовательных шагов по вытаскиванию себя из слишком большого отождествления с земным. Помните, как писал Р. Ассаджиоли? Мы не властны над тем, с чем отождествились, но вполне можем управлять тем, с чем разотождествились… Для разотождествления требуется, однако, во-первых, отречения от земного бытия, то есть в этаком психологическом или даже психотерапевтическом плане довольно-таки банальной диссоциации от значимых для вас элементов этого мира (пресловутого «трезвого взгляда», но строго со стороны: отстранённого восприятия происходящего, только лишь и позволяющего как говорил кто-то из древних римлян, не сражаться или торговать, а просто наслаждаться происходящим…). Во-вторых – беспристрастности, как отложение забот о мире, что можно перевести и понять, как отказ от всех тех пристрастных зависимостей и созависимостей, каковые по авторитетному мнению Будды Гаутамы Шакьямуни и задают (и создают!) наши с вами страдания, а также уверенность в том, что это (сиречь страдания) и есть подлинная суть жизни. Для чего (и для первого, и для второго…), как бы необходимо странничество, но не в контексте некого бродяжничества, а скорее в плане ограничения своих контактов с миром (немного погодя вы сможете убедиться, что вполне в соответствии с принципом Парето, 80% (!) из них были ненужными, никчемными, обременительными и уводящими от главного…). А ещё и послушание, но отнюдь не уходом в монастырь, а просто осознанным принятием своих обязанностей и собственной, а не чьей-то ответственности за содеянное.
Далее уже проще и как бы без перечислений… Второй этап восхождения к богу – Скорби по пути к истинному блаженству – суть очищение вашей психики от отягощений и обусловливаний, при наличии которых никто из нас не в состоянии «воспарить в миры горние». Прежде всего это покаяние по поводу сделанных ошибок, которое в ИНП осуществляются как элемент такой важной его модальности как психотерапия личной истории (в контексте всех тех прошлых ситуаций, в которых вы были, мягко говоря, не на высоте…). Далее, в плане памяти о смерти, нужно наконец-то принять простую истину об относительности этого самого феномена. То есть переформатировать всю систему убеждений в плане признания смерти Тела, но бессмертия Души. В строгом соответствии с удивительной мыслью о том, что когда к животному приходит смерть, оно действительно умирает; а вот когда к человеку приходит смерть, в нём умирает только животное… Но поскольку в этом случае вы понимаете, что своей собственной жизнедеятельностью ещё и задаёте (и создаёте…) свое посмертие и условия следующей жизни, во избежание, так сказать, плачевных последствий, лучше сразу приступить к плачу о своей греховности. Что вполне можно осуществить посредством ставшей уже знаменитой «Шестёрки принятия С. Ковалёва», то есть работе с каждым из ваших грехов по схеме «принимаю» – «понимаю, что это не за что-то, а для чего-то» – «отказываюсь от поиска виноватых» – «начинаю минимизировать последствия» – «изучаю всё это как урок и делаю соответствующие выводы» – «определяю, что хорошо было в этом плохом и делаю хорошее своим достоянием»…
После всего этого, довольно-таки неприятного, но такого полезного, на третьем этапе духовного развития нам подлежит провести Борьбу с собственными пороками. Которая в данном случае может быть представлена в качестве создания своеобразного Кодекса поведения: в общем-то довольно простого, но весьма мудрого. В который обязательно входит кротость и безгневие (доброжелательность, а также спокойное и ровное отношение к окружающим и окружающему); удаление памятозлобия (полный отказ от злопамятности); несквернословие (так же отказ, но уже от ненормативной лексики, каковая давно стала у многих основным языком); молчание (устранение ненужной болтовни); правдивость (ну, как минимум, уклончивое умолчание вместо прямолинейной лжи); отсутствие уныния и лености (оптимизм и, так сказать, «деятельностность»); борьба с сребролюбием (пуст ь деньги будут вашими слугами, но уж никак не господами); а также нестяжание (отказ от ненужного накопительства материальных ценностей).
На четвёртом этапе восхождения к богу – Преодоление преград в аскетической жизни – нам предстоит всерьёз ознакомится с не очень-то и популярной ныне аскезой: методикой достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотверженности и исполнения трудных обетов (обещаний). Нет, это ну никак не будет походить на самоистязание. Однако, требования, предъявляемые к себе на этом пути, существенно возрастут. Потому что шаги этого этапа духовного восхождения включают в себя искоренение нечувствия (а это не только развития сочувствия ко всему и вся, но и открытие в себе «третьей сигнальной системы»: восприятия феноменов тонкого мира…); малый сон и усердие в молитвах (по мне так это ограничение сна с одновременным повышением его осознанности: предтеча внетелесного опыта…); телесное бдение (ну это просто сознательный контроль за всем, происходящим в теле, включая и отказ от излишних плотских вожделений); отсутствие боязливости (устранение фобий и страхов, в чем вам помогут сотни психотехнологий ИНП); укрепление в вере (в себя, других, мир и Бога, а также просто в то, что, если все будет так как должно, случится то, что суждено…); искоренение тщеславия (адекватное признание себя и собственных заслуг; сознательный отказ от самолюбования); отсутствие гордости (искоренение проявления гордыни); кротость, простота и незлобие ( в расшифровке не нуждаются); смиренномудрие (для меня это не просто смирение перед неизбежным и/или непреодолимым, но и принятие этого с пониманием..); низложение страстей и укрепление добродетелей (борьба с искушениями с сознательным культивированием позитивных нравственных свойств и характеристик…)
Если мы успешно пройдём четвёртую ступень, то на ступени пятой – Душевного мира (или просто: мира в вашей душе) – сможем обрести удивительную ясность, спокойствие и безмятежность духа. И здесь, скорее всего, само собой (Рубикон-то уже пройден…) у нас возникнет острая потребность в безмолвии души и тела (которая на порядок превосходит банальную остановку внутреннего диалога между ними и контроль за содержанием сознания, но в них-то и тренируется, и осуществляется); углублённых молитвах и медитациях (уж не как средства достижения, но просто цели и сущности бытия…); а также полного и подлинного бесстрастия: безоценочного принятия мира и происходящего в нём…
И тогда на последней – шестой – ступени лестницы духовного развития – Вершине Пути к Богу – мы обретём веру, надежду и любовь. Как неизбывные состояния, в которых будет пребывать наши Душа и Тело. Состояния, которые позволят нам не только претерпеть все пакости и глупости земного мира, но и – не побоюсь высоких слов – прямо Здесь и Теперь, среди скорби и страданий, вызванных, как вы теперь понимаете, мирской тщетой и духовной нищетой, построить аналог пресловутого Царства Божия. Остров добра, покоя и благости, из которого, в свой срок, вы перейдёте в Трансцендентность Вечного Блаженства. Того самого, о котором так вожделенно и искренне писали великие мистики всех времен и народов…
P.S. Этот материал не случайно поставлен в страстную неделю накануне пасхальных торжеств. Потому что мне очень хотелось бы, чтобы Светлое Христово Воскресенье стало не очередным поводом пережить состояние праздности, но началом духовного возрождения. Как каждого из нас, так и всей нашей Родины, а с ней и всего мира…
Другие статьи
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее