К вопросу о личной парадигме, или как не оказаться Жертвой

Ковалев Сергей Викторович

Введение

Заранее предупреждаю: эта статья будет не просто очень большой, но еще и довольно сложной. Потому что посвящена она новой и весьма непростой для понимания теме: личной экзистенциальной парадигме (ЛЭП) человека как совокупности и системе  его представлений о содержании (сути); структуре (законах и правилах) и динамике (причинах и принципах действий) жизнедеятельности человека…

Любопытно, что вначале я писал сей материал как небольшой по объему ответ на реакцию читателей и слушателей по поводу моих «сетований» в предыдущих статьях и передачах на недостаточную распространенность интегрального нейропрограммирования в широких слоях населения. Однако получилось нечто совсем иное…

Напомню, что касались они – эти самые сетования – не столько, так сказать, профессионального его – ИНП – продвижения (семинары с сотнями, а не десятками участвующих, а также постоянные очереди клиентов в нашем Центре Практической Психотерапии это как бы наглядно опровергают…), сколько принятия интегрального нейропрограммирования социумом в качестве этакой прикладной философии и психологии собственной жизни человека (без всякой там идеологической составляющей и какого-либо политиканства…). Потому как действительно жаль людей, которые все более впадают в пессимизм и, буквально, бессильно опускают руки в этом пусть и не самом лучшем, но уж точно и не худшем из миров. Причем опускают они их по довольно-таки простой, но весьма печальной причине: им не хватает понимания сути своей жизни; способов ее реорганизации (в т.ч. и выхода из кризисов и тупиков…); а также банального, но помноженного на силу воли желания измениться и всё, что надо, изменить. То есть большинство населения начисто лишено понимания содержания, структуры и динамики своей жизнедеятельности, без которой проблема обретения благополучия жизни становится ну просто неподъёмной. Всего того, что и составляет не только методическую и методологическую, но и, так сказать, теоретическую или, точнее, философскую часть интегрального нейропрограммирования. Потому что для того, чтобы ИНП использовать «во всю силу и мощь», мало только лишь выучить основные его психотехнологии и на манер попугая твердить четыре базовых утверждения ИНП: «Я в порядке»; «Другие в порядке»; «Мир в порядке» и «Бог в порядке». Надо еще и создать соответствующую содержательную, структурную и динамическую системы личных представлений и верований, вкупе именуемую парадигмой. Так называемую личную парадигму, которая нынче определяется (маловразумительно и очень неконкретно) как сущностное знание человека, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума (Википедия). На самом деле речь идет о некой Модели мира и жизнедеятельности в нем. То есть о том, как мы воспринимаем мир, но не в смысле прямого видения, слышания и чувствования, а в плане восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Так вот, я подошел к этой проблеме, так сказать, и методологически, и методически, и стал рассматривать нечто большее чем, чем просто личная парадигма. А, именно, действительно экзистенциальную парадигму, каковая и есть та самая, неоднократно декларируемая разными авторами, Точка Зрения Духовного Существа, исходя из которой оно осваивает материальный мир. И либо выигрывает жизнь, обретая новые и иные плоскости осознания и бытия, либо проигрывает оную, опускаясь в пучины Темной Материи, где пропадает и растворяется без всяких там надежд на реинкарнацию. В полном соответствии с известным правилом «Каждому по его вере», но в варианте истолкования оного как «Каждому по его личной парадигме». Потому что именно она, своеобразно, а порой и совершенно неадекватно, «означивает» действительность и реальность, посредством «придания» соответствующих значений всему, что ни есть. Каковые (значения) могут и вовсе не соответствовать тому, что все это есть и что на самом деле значит…

Как и многое другое (любая система), в данной моей модели личная экзистенциальная парадигма (ЛЭП) представляет собой не абстрактное «сущностное» знание, а вполне даже конкретно состоит из содержания (понимания сути); структуры (своеобразных правил жизни); и динамики (в данном случае устойчивого комплекса убеждений, позволяющих «вставать и идти в перед» при любых жизненных невзгодах…). Ну, а чисто методически (и довольно-таки упрощенно) ЛЭП является развернутым ответом на три вопроса: «Во что я верю?»; «По каким правилам я живу?»; и «По каким принципам действую?». Потому что понимаете вы только то, во что верите. Живете не абы как, а по строгим, хотя и не всегда осознаваемым правилам. А действуете в точном соответствии с заложенными еще в детстве принципами.

Для иллюстрации – только для иллюстрации, а не для чего то большего, типа пропаганды своих воззрений —  приведу пример своей собственной ЛЭП, который, тем не менее, надеюсь, позволит и лучше меня понять, и кое-что объяснит  в зачастую приписываемой мне избыточной религиозности…

Содержание Личной Парадигмы

В принципе, можно было бы, конечно, отделаться малым и сообщить, что в плане этаких содержательных верований, я целиком и полностью (в своей ЛЭП) поддерживаю принципы так называемой Вечной философии. Каковая представляет собой некое тотальное воззрение, согласно которому все религиозные традиции в действительности отражают только одну, универсальную истину (а заодно имеют единый сверхъестественный источник всякого религиозного знания)! Более конкретно, О. Хаксли, в своей широко известной книге «Вечная философия» определил ее так: «Метафизика, признающая существование божественной Реальности в мире вещей и разумных живых существ; психология, находящая в душе нечто подобное божественной Реальности или даже идентичное ей; этика, полагающая, что главной целью человека является познание имманентной и трансцендентальной Основы всего бытия – сама [эта] наука всеобъемлюща и существует с незапамятных времен. Зачатки Вечной Философии можно обнаружить в фольклоре абсолютно всех примитивных народов, а ее внешние формы отражены во всех реалиях мира».

Более конкретно Вечную Философию можно представить как совокупность следующих принципов (воззрений).

  1. Существуют две сферы реальности. Мир физических объектов, доступный органам наших чувств, и мир квантовых феноменов, в котором (а за которым) скрывается гораздо более тонкая и глубокая, но пока не слишком доступная для нас реальность: Сознания, Духа, Разума, Дао, Абсолюта, Бога и т. п.
  2. Человек как существо входит в обе сферы. То есть мы суть не только физические, но и духовные существа. На физическом плане мы представлены своими телами. А на духовном – чем-то трансцендентным, что в различных религиозных, философских и психологических направлениях описывается как Душа, Божественная искра, Атман, природа Будды, Чистое Сознание, Разум, Дух, Сущность, Высшее или Истинное «Я».
  3. Люди способны осознать свою Божественность и Космичность. Однако не путем книжных занудств и теоретических премудростей, а прямо и непосредственно в результате некоего квантового скачка или просто перехода, чаще всего именуемом Просветлением…
  4. Это постижение есть величайшее благо и главная цель любого человеческого существования. Ничто другое не дарит больше экстатичности и блаженства. Ничто иное не вознаграждается в такой степени. И именно это постижение и есть то, к чему стремятся все великие религии. В которых оно известно, как Самадхи и Сатори, Освобождение, Фана, Нирвана, Пробуждение, Руах ха-Кодеш и т. п.

Теперь об этом же – но более конкретно.  Скажите, а вы знаете о том, что нынче как бы существуют две физики: классическая и квантовая? Несовместимые настолько, что последнюю (квантовую) великий Эйнштейн считал «бельмом на глазу современной физической науки»? Так вот, его соратник Д. Бом, исследуя данное досадное недоразумение, пришел к довольно-таки ошеломительному выводу. О том, что никакого противоречия здесь нет. Просто эти две физики описывают две реальности, соотносящиеся друг с другом, как лед и вода. Проявленную (наша Вселенная) и непроявленную (все остальное). Эксплицитную и имплицитную. Собственно физическую и квантовую. А также феноменологическую и трансцедентальную.

Сравнение этих двух несравнимых ипостасей Бытия со льдом и водой ну очень уместно. Потому что, как вы, наверное, и сами знаете, вода текуча, всеобъемлюще и всепроникающая. Но, превращаясь в лед, она принимает некую стабильную форму (которая не то, что не всепроникающая, но часто и ни в какие ворота не лезущая…). И находится в состоянии, в котором воды-то как раз и не видать – ну совсем-совсем. До тех пор, пока мы не прекратим жизненный цикл этой ледышки и не вернем ее назад. В исходное состояние водной благодати…

Вот точно также все происходит и с Космической реальностью (воспользуюсь этой номинацией). Которая, будучи единой, выражает себя двояко в феноменальном (от слова «феномен» как «явление») и трансцедентальном (от слова трансценденция – в данном случае «запредельное» или непроявленное) виде. При этом феноменальная Космическая реальность является обусловленной и относительной (а также различимой, хотя и иллюзорной), а трансцедентальная Космическая реальность не обусловлена и абсолютна (а также неразличима, хотя и единственно реальна…).

Первая из этих реальностей конечна во времени и пространстве, тогда как вторая в этом самом времени и пространстве бесконечна. И тот, кто переживет ощущения абсолютной целостности и единения со всем, еще при жизни обретет бессмертие и самого себя. Вернется домой. Проснется для подлинной жизни. Станет тем, кем каждый и есть на самом деле – Всем-Что-Есть. Волна вспомнит, что она не часть океана, но суть Океан. А человек, которому снится, что он мотылек, проснувшись, вспомнит, что он человек…

Подобное переживание целостности и единства может осуществляться всего только раз за всю человеческую жизнь. Но оно стоит всей этой жизни. Потому что оправдывает все ее перипетии. И вообще-то и является главным смыслом человеческого существования. Да-да: именно осознание своей Космичности и есть конечная – и главная – цель всех человеческих жизней в бесчисленных их воплощениях…

Однако это объяснение было бы хотя и красивым, но еще и явно неполным для презентации моей собственной ЛЭП. Потому что ценителем Вечной Философии я являюсь, так сказать, во-первых.  А во-вторых, выступаю устойчивым и убежденным поклонником монистического индуизма. Который (согласно опять-таки Википедии…) утверждает, что дух или душа человека, именуемая Атманом, является вечной и изначальной сущностью каждого индивида. Каковая (сущность) в общем-то неотличима от верховного Единого и неделимого духа/Бога Брахмана. Соответственно целью жизни человека является осознание себя как Атмана, а также своего единства с Брахманом. При этом тот, кто действительно осознает Атман внутри себя, а также свое единство с Брахманом, достигнет мокши – освобождения – которое у нас традиционно трактуется как Просветление.

Почему я об этом пишу? Да потому, что, в соответствии с этой трактовкой сути бытия, я безусловно принимаю как исходные все основные доктрины и составляющие этого самого индуизма.

Дхарму – наличие морально-нравственного долга и определенных этических обязательств.

Сансару – круговорот рождений и смерти, веру в перевоплощение души после смерти тела.

Карму – веру в то, что порядок перерождения определяется сделанными при жизни поступками и их последствиями.

Мокшу – возможность освобождения от круговорота рождений и смерти (сансары).

Йогу – необходимость использования различных телесных, психических и духовных практик, направленных на управление «физикой» и психикой ради развития и достижения высших состояний и уровней Бытия.

Но есть у меня в содержательной части личной экзистенциальной парадигмы еще и кое-что в-«третьих», а именно четыре благородные Истины Будды, которые составляют сердце его учения. Суть же их следующая:

  1. Первая Благородная Истина – учение о Дуккхе, которое объясняет, что жизнь есть страдание.
  2. Вторая Благородная Истина – учение о Самудае (причине), которая объясняет, что причиной страдания является влечение, привязанность.
  3. Третья Благородная Истина – учение о Ниродхе (прекращении), которая учит освобождению от страдания для достижения уже упоминаемой нирваны.
  4. Четвертая Благородная Истина – учение о Магге (марге) или пути к нирване, каковой и известен как Восьмеричный или Срединный (между эпикурейством и аскетизмом) Путь.

Вообще-то все это очень просто – и невообразимо гениально. Мы приходим в этот мир ненадолго и сколь бы преуспевающе не были, все равно в конце концов получим «в подарок» болезни, старость и смерть. Которые страшат нас по двум причинам. Из-за тотальной, как у алкоголика к бутылке, привязанности к жизни с ее реалиями (жажде земных благ, земного же существования и перерождения на земном плане). И вследствие незнания того, что будет потом (точнее, того, что потом что-то точно будет…). При этом, не избавившись от первого (не научившись спокойно жить и не жить – это, как нормальный человек, который в отличие от алкоголика, может пить и не пить), мы не способны успокоить себя вторым. Причем даже несмотря на чужой (см. многочисленные книги из серии «Жизнь после жизни»), и даже свой (а многие в своих снах попадали, ну прямо, Туда…) опыт. Но от страданий, связанных с бренностью земной жизни (и последствиями оной бренности) вполне можно освободиться, став в полном смысле слова Независимым (от жажды жизни) и Принимающим (другую реальность). Как это удивительно точно было сказано у Алджернона Чарльза Суинберна:

Устав от вечных упований.

Устав от радостных пиров,

Не зная страхов и желаний,

Благословляем мы богов

За то, что сердце в человеке

Не вечно будет трепетать

За то, что все вольются реки

Когда-нибудь в морскую гладь…

Вот, собственно, и все – основное – по вопросу о содержательном аспекте моей личной экзистенциальной парадигмы. Трех китах, на которых в этой своей части она стоит. Конечно, я мог бы тут написать еще кучу всего по поводу трансцендентного и феноменологического, проявленного и непроявленных миров; квантовой и физической реальности; голографического устройства Универсума и мультивариантности Омниверсума, но, честно говоря, для моей личной парадигмы это выступает уже как что-то вторичное. Потому что для того, чтобы понимать суть жизни, мне вполне достаточно вышеизложенного. А что представляет собой содержательная часть вашей личной экзистенциальной парадигмы?

 

Структура ЛЭП

Здесь все уже как-то намного проще. Потому, что правилами, по которым я живу давно стал так называемый Восьмеричный (от числа восемь) Путь. Предложенный Буддой людям более чем две тысячи лет назад, но ни на йоту не утративший актуальность в наше время. Потому что не на словах, а буквально делом предлагают перестроить свою жизнь в следующих восьми направлениях. Которые в идеале позволят вам прекратить страдание физического мира и прийти к нирване (вечному блаженству).

Мудрость

  1. Правильное воззрение
  2. Правильное намерение

Нравственность

  1. Правильная речь
  2. Правильное поведение
  3. Правильный образ жизни

Духовная дисциплина

  1. Правильное усилие
  2. Правильное памятование
  3. Правильное сосредоточение

Перед тем, как расшифровать все эти ну очень «правильные» правила, напомню, что именно суетная и бессмысленная жизнь, полная приверженности мирским удовольствиям, является главным препятствием к Просветлению (Пробуждению, Освобождению). Но речь здесь (в восьмеричном пути) идет не об аскетизме с его крайностями, а именно о непривязанности к миру (независимости от мирских благ). Не мешающей ни наслаждаться «садом радостей земных», ни без сожаления о него отказываться…

Правильные воззрения точнее всего можно было бы перевести как «Правильное понимание»: людей, жизни, природы и мира. Не вдаваясь в излишние подробности, их можно свести к уже известным вам и вышеописанным Истинам.

Правильное намерение (оно же правильное стремление) в чем-то является реализацией вышеизложенного. Ибо представляет собой постепенное или полное отречение от мирских вещей и большее посвящение себя Духовному Пути. Постановку «во главу угла» именно стремления к Освобождению (Просветлению), а не привычных статуса, власти, материальных благ и чувственных удовольствий. Придание Духовности смысла и значения Пути, а не Убежища от сложностей жизни.

Правильная речь может быть разъяснена уже более конкретно. Ибо это просто умелое пользование своим «речевым аппаратом». Который может быть как даром, так и проклятием. Чтобы он стал даром, надо просто говорить

  • без лжи
  • без клеветы
  • без ругательств
  • без сеяния раздоров посредством сплетен и слухов, а также
  • без болтовни и пустословия.

Правильное поведение (оно же правильные действия) также довольно конкретно. Ибо это, по сути своей запрет на:

  • насилие
  • убийство
  • кражи
  • прелюбодеяние
  • алчность и
  • гнев.

Правильный образ жизни вообще можно свести к простой максиме: не занимайся тем, что может нанести вред тебе и другим. В частности (уже более конкретно) рекомендуется всячески воздерживаться от пяти видов деятельности

  • изготовления и продажи оружия, а также иных инструментов убийства
  • торговлей живыми существами (работорговлей, проституцией и пр.)
  • убийства существ
  • производства одурманивающих веществ (и торговли ими)
  • изготовления ядов.

Правильное усилие (оно же правильное усердие) можно выразить двояко. Просто как пожелание не плодить зло, делать добро и заниматься, так сказать, саморазвитием. И более сложно – как так называемое четырехкратное правильное усилие, согласно которого каждому из нас, право же, стоит:

  • предотвращать появление негативных состояний ума
  • устранять уже возникшие негативные состояния
  • взращивать положительные состояния ума
  • поддерживать уже имеющиеся положительные состояния.

Правильное памятование (оно же правильное внимание) суть просто постоянная осознанность. Отстраненное наблюдение того, что происходит с нами и вокруг нас в настоящий момент (безо всяческих суждений и объяснений). Тотальное, но дистанцированное и диссоциированное внимание к телу, чувствам, уму и поведению. С исключением и выключением той самой жажды (патологической привязанности) и беспокойства по поводу мира…

Правильное сосредоточение есть логичное завершение всей этой благородной «восьмерки» Срединного Пути. Ибо это как раз глубокая медитация: обращенное вовнутрь созерцание природы Ума, позволяющее осознать Собственную Космичность и обрести Нирвану… Интересно, а как выглядит в этой части ваша ЛЭП?

Динамика личной экзистенциальной парадигмы

Ну а в том, что касается динамики моей личной парадигмы, я безусловно являюсь давним и убежденным последователем стоицизма – философской школы, возникшей в Древней Греции (точнее – в Афинах) еще аж за 300 лет до нашей эры. Которая удивительно хорошо помогает не заморачиваться по поводу всякой происходящей в этом мире ерунды, из-за которой переживают другие люди, а испытывать эмоции только по поводу чего-то действительно существенного… Согласно уже современным воздействиям, философия стоицизма как бы подразделялся на три направления: логику, физику и этику.

Что касается первой – логики – то, по сути, именно стоики выступили здесь зачинателями гносеологии как науки о познании. И наука эта в их интерпретации меня ну очень даже устраивает: в силу того, что она признавала активную роль в познании, мира Души (Духа) человека. Дело в том, что представители стоицизма исходили из того, что познание действительного начинается с процесса чувственного восприятия, на стадии которого душа в общем-то пассивна и похожа на восковую табличку, на которой воспринимаемое оставляет как бы отпечатки, сиречь представления. Здесь критерием истины выступают так называемые постигающие представления, раскрывающие (неоспоримо и очевидно) содержание объектов восприятия. Далее, однако, на основании представлений выносятся суждения об этих объектах, каковые должны получить одобрение со стороны разума. И вот здесь-то и вступает в действие душа, становящаяся активной оценочной инстанцией. Правда, по мнению стоиков, именно она вносила в познание элементы заблуждения и произвола, что, на мой взгляд, не совсем точно, поскольку по линии первых Я Эго – Личина – Самость – Сущность – Душа – Дух, истинность познания только возрастает. А то, что не способен понять Ум и Разум, вполне могут понять Душа и Дух (вспомните хотя бы концепцию второго внимания К. Кастанеды, — особой осознанности, позволяющей «напрямую» видеть объекты и субъектов квантового мира, — каковое никак не свойственны обыденному сознанию…).

С точки зрения физики стоицизма, всеобъемлющий Космос является живым и весьма даже умным «телом», все части которого согласованы и образуют целесообразное и весьма даже организованное целое, следующее внутренней логике своего развития. В жизни этого Космоса активно участвует божественный Логос (стоики придерживаются концепции единобожия…), выступающий как своеобразная судьба мира: совокупная система всех причин, определяющая любое событие. Каковая (судьба мира) и каковой (Логос в роли Провидения) разумно и целесообразно упорядочивают все мироздание. При этом человек, душа которого является частью этакой (и этой) разумной мировой Души, как бы «встроен» в порядок Космоса и детерминирован его законами. Восставать против которых в общем-то можно, но с весьма плачевными результатами, поскольку удача и везение есть просто-напросто результат совпадения собственных намерений и действий с планами Логоса…

Ну и наконец об этике стоиков, согласно которой жизнедеятельность человека должна осуществляться «в согласии с природой» (но не просто животной, а совсем даже Космической…). Потому что ход мировых событий предустановлен – телеологически (целево) и каузально (причинно), — и единственный способ достижения гармонии состоит в том, чтобы жить согласно и сообразно предопределенному и предназначенному (отсюда их любимый афоризм: «Кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен, того она тащит»).

Здесь совершенно необходимо упомянуть главный, пожалуй, принцип стоицизма. Который имеет колоссальное психотерапевтическое значение, отчего я, бывший «крутой» невротик, еще давным-давно положил его в основу всей своей жизни…

Ты должен уметь различать, что находится под твоим контролем, а что нет. И концентрировать свои усилия на первом, не обращая внимание (и не тратя свое время…) на второе.

Раскрывается этот Главный Принцип стоицизма в трех более простых, но тоже очень мудрых принципах.

  1. Не тревожься о вещах вне твоего контроля.
  2. Не бойся потери людей и вещей.
  3. Будь человеком, то есть не веди себя как животное, перечеркивая свою человеческую сущность.

Так что, как бы получается, что согласно воззрениям стоиков, люди – в основе своей славные представители цивилизации говорящих обезьян, то есть сообщество социальных животных – должны непрестанно обретать Разум и Нравственность для построения лучшего общества и мира. При этом, однако, им следует заботиться о том, что реально зависит от них, и совершенно безразлично относиться к тому, что они не могут контролировать…

Тем не менее, даже в этом безразличном, стоики, выделяли ряд предпочитаемых или, иначе, «надлежащих» действий, направленных на сохранение Общества и Мира (например, почитать родителей, вступать в брак и рожать детей, участвовать в делах государства, защищать Родину etc), поскольку эти действия являются сферой обязанностей, налагаемых на человека его природой и сутью. Однако делать все это надо без фанатизма, а только лишь с точки зрения признания добродетели единственной потребностью, лежащей в основе подобной мотивации.

Так что, право же, стоит, как минимум, жить в соответствии с четырьмя главными добродетелями стоицизма. Практической мудростью, заключающейся в том, чтобы максимально правильно (нравственно и умно…) ориентироваться в сложных жизненных условиях и обстоятельствах. Мужеством как стремлением вести себя смело и опять-таки нравственно в сложных и даже опасных ситуациях жизнедеятельности. Справедливостью как добротой и сочувствием к каждому человеку независимо от его статуса. И, конечно же, Умеренностью как самоконтролем и разумным воздержанием во всех сферах своей жизни…

А еще весьма полезно руководствоваться в жизни следующими принципами, каждый из которых является еще и своеобразным упражнением на освоение стоицизма.

  1. Анализируй свои впечатления, то есть реакции на внешние события и действия других, и при этом старайся удержаться от любого поспешного эмоционального реагирования
  2. Напоминай себе о бренности вещей, а также о самой жизни. Живи настоящим и реальным, а не будущем и иллюзорным.
  3. Смотри на ситуацию со стороны, понимая при том, что увы неприятности неизбежны и происходят практически со всеми людьми, но, если на них правильно смотреть, они могут оказаться даже и полезны.
  4. Говори мало, но, по существу. Откажись от пустого словопрения или, по крайней мере, сведи это к минимуму.
  5. Отвечай на оскорбления с юмором. Например, намеренно преувеличивай собственные недостатки или недочеты своей работы.
  6. Не говори много о себе, больше интересуйся другими.
  7. Говори без осуждения. Четко разделяй реальные факты и оценочные суждения по их поводу.
  8. Выбирай правильных друзей, вводя в свой круг людей, которые стараются развиваться как личности, а значит развивают и тебя.
  9. Прежде чем принять любое решение или действие остановись и сделай глубокий вздох (или досчитай до десяти). И подумай, действительно ли оно того стоит и надобно лично тебе.
  10. Размышляй о каждом прошедшем дне. Перед сном (но не во сне) осмысливай важные события дня, причем прежде всего те, которые имеют выраженный этический аспект.

Ну вот, пожалуй, и все о том, что составляет мою личную экзистенциальную парадигму и тем задает мой же образ и уровень жизни. Каковые (образ и уровень…), напомню, меня вполне даже устраивают. Тем более, что, если говорить честно, всего лет двадцать назад (еще до создания интегрального нейропрограммирования) я и представить не мог, что достигну и сделаю то, что сейчас уже достиг и сделал… Однако принятая мною еще тогда личная экзистенциальная парадигма как-то исподволь и незаметно привела меня к нынешнему состоянию, успешно проведя через чудовищные, способные до основания разрушить все и вся, сложности моей жизни. В полном соответствии с принципом «Каждому по его вере». А также потому, что во все, что описал выше, я истово верил…

А во что, простите, верите вы? И верите ли вы во что-то действительно «разумное, доброе вечное»? Если нет, то не сетуйте на свою жизнь. Лучше меняйте свое неверие на адекватную веру. Существование на жизнь и бытие. А бездействие Жертвы на активность Деятеля. Посредством адекватизации своей личной экзистенциальной парадигмы. А интегральное нейропрограммирование вам в том просто поможет…

P.S. А людей мне все-таки все равно жалко. Потому как, в основном прибывая на разных этапах развертывания игрового пакета Жертвы, они с упорством маньяков выбирают для своего изменения, совершенствования и улучшения своей жизни наименее эффективные методы и персоналии. Впрочем, причина этого весьма даже проста. На самом деле они совсем-совсем, даже несмотря на все декларации, не хотят меняться к лучшему. И потому даже в своих чисто ритуальных демонстрациях якобы осуществления изменений, бессознательно, но очень точно выбирают то и тех, что (и кто) им точно не поможет… Не ИНП, которое заведомо и непреложно дает возможность практически любому достичь жизненного благополучия. А нечто совсем иное, что позволит им остаться в своем бедственном положении. Ибо как утверждают великие, страдать и стенать всегда легче, чем меняться

P.P.S. Методологии, методам и психотехнологиям переформатирования личной экзистенциальной парадигмы я планирую посвятить онлайн-вебинар, который уже традиционно состоится 24 августа сего года. Но уж простите, только в том случае, если это вас действительно заинтересует, о чем вы, надеюсь, нам сообщите…

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее