Вместе с анонсом: о Модуле Главном замолвите слово…
Интервью с тренером в преддверии заключительного семинара курса «Практик» в этом учебном году
Как быстро летит время! И вот уже близится заключительный семинар «Практика» в данном учебном году… И не обычный, а очень даже особенный… И не просто заключительный, а как бы интегрирующий (собирающий, обобщающий в систему) все предыдущие знания из этой ступени обучения. Кстати, единственный, традиционно проходящий для будущих психотерапевтов, так сказать, ТОЛЬКО «живьём», без возможности просмотра в форме вебинара (и не сетуйте потом, что не предупредили… Предупреждаем!) В общем самый, самый, самый… Стало интересно? «А почему?» – спросите вы? Вот с этого и начнём, с короткой справки…
Когда-то (уже достаточно давно), создавая систему Интегрального нейропрограммирования® (ИНП®) – обобщая знания, собственный психотерапевтический опыт (осмысливая, адаптируя и модернизируя) – Сергей Викторович Ковалев® сформулировал, как основополагающие принципы построения своей системы психотерапии, следующие два. Принципы: «модельности» и «модульности». Первый (в хронологии второй) – означает обязательное наличие концептуального, теоретического осмысления, превращенного в «рабочую модель» для психотерапевта, объясняющую смысл и направление психотерапевтического воздействия. Второй: последовательность, алгоритм действий (согласно той или иной «рабочей» модели) психотерапевта при решений различных проблем человека (разного уровня, различного генезиса).
Сначала С.В. создал общий модуль направленных изменений. (кстати, многие его используют до сих пор). Это был в своей основе чисто эмпирический (создаваемый на основе практики) модуль; обобщение собственного многолетнего психотерапевтического опыта… Вполне эффективный и активно используемый… Потом были другие, частные, но также эмпирические. Но С.В. этого было недостаточно, он задумался над универсальной моделью для своих модулей, которая смогла бы методологически объяснить «почему так, а не иначе» и «что, зачем и почему в такой последовательности». И наконец, бинго! Вы не поверите, но по собственному утверждению С.В., ему приснилась эта самая универсальная модель, которой он дал название по первым буквам аббревиатуры Модель Общего Замысла Генерации (МОЗГ). Которая и стала УНИВЕРСАЛЬНОЙ для построения любого модуля в ИНП®. В то же время позволяя психотерапевту возможность быть гибким, ибо в формате «петли Мебиуса» (самая необычная геометрическая фигура) предполагает выбор «движения» психотерапевтического воздействия «сверху-вниз» или «снизу-вверх» в зависимости от ситуации. Более того, она прекрасно коррелирует с уже существующими в ИНП® моделями («Цикл бытия», «Русская матрёшка» и другими…). Потом (уже на основе этой модели) был и создан Модуль Общего Замысла Генерации… Вот о нём и речь…
«Долгая дорога в дюнах» или по модулю к счастью
Но это краткая справка, так сказать, общие сведения. А вот о практической, прикладной стороне использования общего модуля и его значении расспросим нашего постоянного ведущего семинаров курса «Практик»:
– Вы, прежде всего как опытный психотерапевт, преподаватель базового курса ИНП®, расскажите нашим читателям о том, сколько нужно знать и уметь, чтобы стать эффективным практическим психологом или личностно-ориентированным психотерапевтом?
– «Давайте разберёмся вместе. Как вы уже знаете, многолетние поиски и попытки создать простой и эффективный алгоритм решения проблем и достижения целей, наконец-то, увенчались успехом: в Интегральном нейропрограммировании® (ИНП®) был создан Модуль Общего Замысла Генерации (или просто – «общий модуль»), позволяющий эффективно работать с клиентами по любым направлениям их жизни. Что же это такое? Как это работает? Для того, чтобы было понятно, начну с начала и расскажу вам, чем же психологический подход отличается от психотехнологичного. Психотехнологичный – это последовательность контролируемых со стороны психотерапевта (или другого специалиста) действий клиента (выполнение психотехнологий), приводящих к задуманному (и заранее описанному) результату. То есть, если вы решаете свою проблему с помощью логически и практически выверенных психотехнологий, то вы получите более или менее (в зависимости от качества исполнения) предсказуемый результат, который вам необходим. Психотехнологический подход исключает раздачу советов, долгого обсуждения проблемы и «утирание соплей» клиенту. Задача психотерапевта: снять запрос, уточнить и описать результат и привести клиента к этому результату при его непосредственном участии. За свою историю психология и личностно-ориентированная (то есть без таблеток) психотерапия накопила достаточное количество различных подходов и методов, напоминающих психотехнологии, но, на мой взгляд, выявить лучшие, модифицировать, создать недостающие или более эффективные и объединить их в стройную систему удалось только в ИНП®. Вернёмся к нашему общему модулю. Методологически, любой сложный алгоритм действий должен базироваться на рабочей модели. В нашем случае, ей стала «модель Замысла» (или «МОЗГ»), которая великолепно отражает суть работы не только нейросети (упрощенно – нервной системы) человека, но и иных групп и систем его организма Эта модель подробно описана в статьях С.В. Ковалёва (её создателя) и его многочисленных последователей, но я, всё-таки напомню.
Модель Общего Замысла Генерации
При этом каждый из этапов модели не просто обозначен как руководство и последовательность действий для специалиста и клиента, но и обеспечен инструментально. Что это значит?
И, снова, небольшое отступление. В своей практической работе мы используем непривычные для обычного человека слова. Так, предпочитаем слову «достижение» слово «воплощение» (если мы о целях), а те же проблемы и цели – не «устанавливать», а «прояснять». Например, в результате прохождения первого этапа процесса мы получаем проясненный замысел клиента, внятно изложенный письменно в виде «технического задания», и готовый к воплощению.
Говоря коротко о работе по модулю в целом, можно сказать так: если в начале каждого этапа/блока мы имеем что-то не очень устраивающее клиента, то в конце каждого из них получаем вполне понятный, ожидаемый им (клиентом), и специалистом, результат. К примеру, от проясненного и готового к воплощению (на первом этапе модуля) замысла/желания клиента, оформленного в лист результата; на промежуточном этапе работы (опять-же, например) с самостоятельными единицами сознания – новые модели поведения в тех или иных ситуациях (тоже, заранее описанные в «техническом задании»). А в финале, в конце работы по всему алгоритму (модулю) – большой, красивый воплощенный результат клиента, собственно его основной замысел: Здоровье, Материальное Благополучие или что-то другое. Если клиент не нуждается в полной трансформации своей жизни, а приходит с локальной проблемой, то можно применить один или несколько этапов/блоков модуля, изменив только то, что нужно конкретному человеку в конкретной ситуации.
В процессе обучения базовому уровню ИНП® в течение учебного года (курс «Практик»), слушателям предлагается максимум простых и наиболее эффективных психотехнологий для каждого этапа общего модуля. Наши слушатели получают более чем достаточные знания, которые они легко могут превратить в полезные и востребованные навыки. По идее, «участник регаты», преодолев все базовые темы включая интеграционный (объединяющий в единое целое) заключительный семинар курса «Практик» уже оснащен по первичному максимуму. И если до заключительного семинара состояние знаний слушателей немного напоминает автомастерскую с большим количеством очень нужных и полезных инструментов, которые ещё бы хорошо красиво и правильно расположить в помещении, с полным пониманием, что, когда и как применять. То на семинаре по интеграции практики они (слушатели) делают это, и по завершении готовы осуществить «ремонт» практически любой сложности. То есть, наконец-то, приводите свои знания и умения в порядок, «делаете красиво» и начинаете (или продолжаете) принимать клиентов, делая их жизнь благополучнее, а самих клиентов – более витальными».
– Здесь все понятно. А, если слушатель не профессиональный психолог и не собирается им становиться, то зачем это ему?
– Сакрализация психологии, как некой «науки для избранных» (мудрые небожители-психологи вещают с экранов телевизоров) с одной стороны, и её же демонизация и мистификация (они там все шарлатаны, стяжатели; простая говорильня; и, вообще, это не помогает…) с другой, привели к тому, что современный человек запутан и запуган. Не имея простого и ясного представления об устройстве собственной психики, и возможностях современной психотерапии, люди либо просто не занимаются собственным психологическим здоровьем и психогигиеной (об этом отдельно и потом), либо просто теряют время у специалистов по увещеванию.
У вас дома есть аптечка первой помощи, или набор лекарств «на всякий случай»? Есть ли у вас набор инструментов для починки мелочей (ну, к примеру, отвертка, набор ключей, молоток и плоскогубцы)? Конечно, есть! Так, почему же вы считаете, что у вас не может быть таких же инструментов для быстрой починки вашей психики?
Каждый современный человек просто обязан знать, как устроена его психика и владеть простейшими психотехнологиями для её «мелкого ремонта». Тем более, что с помощью ИНП®, это возможно и, главное, посильно. Именно эти знания-инструменты вы и получите на заключительном семинаре курса «Практик», даже если не собираетесь становиться психотерапевтами или психологами».
– Спасибо за интервью! Удачи на семинаре!