Отчет по завершающему семинару «Психотерапия детства. Подростковый период» 11-12 февраля 2017 года и подведение итогов курса: симбиоз психотерапии «для взрослых» и развлечений «по-детски»
Итак, 11-12 февраля прошел третий завершающий семинар курса «ИНП-психотерапия детства» Института Инновационных психотехнологий. Как вы знаете, это была премьера (и курса, и, естественно, семинара)… Теперь, когда «занавес закрылся», как и любая премьера она требует оценки и комментариев…
Общая оценка – премьера удалась! Довольны все, и те кто пришел на семинары по детской психотерапии в поисках ответов на личные вопросы, и профессионалы, повышающие свою квалификацию… Прекрасные отзывы, море эмоций и первые успехи (забегая вперед и к слову о первых успехах… Через пару дней после прошедшего семинара, подросток, принимавший участие в демонстрации, Вахаб Алекперов, занял первое место на Открытом чемпионате и первенстве города Москвы по кикбоксингу 2017 г. О чем раньше и не мечтал! Поздравляем Вахаба и желаем ему новых спортивных достижений!)
Теперь комментарии… Что же это было? Для чего? И что дальше?
Прежде всего, почему премьера и почему сейчас… Вы все уже знаете, что ИНП – авторская система психотерапии – все эти годы проходила сложный путь своего становления и развития. Осмысливалась концепция, методология, подбирались и апробировались рабочие модели и модули психотерапевтической работы. И получилось то, что получилось… Современная и эффективная система психотерапии, которая посредством семинаров и их трансляций становится широко известной общественности, принята профессиональным сообществом (Ковалев Сергей Викторович еще и руководитель одноименной модальности в профессиональной лиге), получен патент от государства… Сложилась структура подготовки ИНП-психотерапевтов, включающая курсы «Практик» (база), Специалист и Консультант (определенная актуальная тематика), Мастер (философия ИНП и нюансы мастерства). И что, спросите вы, дальше, помимо эволюционного развития сложившегося? А дальше расширение тем «Специалиста»… Помимо предметного подхода к выбору проблематики актуальных тем (здоровье, работа, любовь, отношения… и далее согласно модели «Звезда благополучия–СК») развивается и будет развиваться дальше объектный (приложение ИНП к психотерапии отдельных групп клиентов, объединенных общностью типичных проблем). И первой такой «привилегированной» группой стали дети…
Так уж «сложились звезды»: множество запросов на детскую психотерапию, недостаток «детских» специалистов и наличие среди специалистов Центра при ИИП энтузиастов работы именно с детьми, таких как Ольга Анищенкова… А, если коротко, то, так сказать, «руки дошли» и опыт ИНП-психотерапии с детьми накоплен (действенна и эффективна, апробирована практикой). Время обобщить…
Детская ИНП-психотерапия – явление особое… Все согласны с тем, что «психотерапия для взрослых» требует несомненных интеллектуальных усилий, концентрации, усидчивости и последовательности. Все это практически невозможно для импульсивного, активного или рассеянного и «закрытого» ребенка, которому трудно концентрироваться и воспринимать информацию в течение психотерапевтической сессии. Что же делать? Как адаптировать «психотерапию для взрослых» к интеллектуальным и физиологическим возможностям детей? Очень просто – использовать весь арсенал приемов и способов положенных в основу детских игр и развлечений, доверительного взаимодействия со взрослыми… В результате своеобразный симбиоз «психотерапии для взрослых» и развлечений «по-детски»… А, если к этому приложить особый склад личности психотерапевта с развитой креативной внутренней «детской частью», то получатся семинары по детской ИНП-психотерапии, представленные Институтом Инновационных психотехнологий, которые конструирует Сергей Викторович, а артистично ведет, передавая собственный опыт, Ольга Анищенкова…
Остается добавить, что курс сертификационный. Успешно сдавшие экзамены получат свидетельства о повышении квалификации… Удачи им!
Теперь конкретно о последнем семинаре цикла на тему «Психотерапия детства. Подростковый период», который был посвящен работе с подростками – одной из самых сложных тем в детской психотерапии.
Чем сложны подростки? Для взрослых они вообще инопланетяне! Они даже для родителей представляют загадку своей непредсказуемостью и импульсивностью… Турбулентность поведения зачастую просто зашкаливает… Подросток – это уже не ребенок, но и еще не взрослый, который пытается быть взрослым, но и страшно этого боится. Не говоря уже о том, что неустойчивое состояние сильно обусловлено гормональными изменениями и другими физиологическими процессами развития.
Теперь о пресловутом симбиозе…
Что заложено в конструкцию семинара (то, что мы назвали психотерапия «по-взрослому)? Два основных положения ИНП, определяющие его (семинара) логику:
- Подростки невротичны (общее невротическое состояние)
- Они крайне нуждаются в определенности (прояснённости) своего «взрослого» будущего («вышли» из детства, но «не зашли» во взрослость)
Для работы с невротическими состояниями подростков слушателям было предложено ознакомится с известным модулем психотехнологий «Антиневротик» (созданным Сергеем Викторовичем на основе модели «МОЗГ», которая также хорошо известна тем, кто последовательно посещает семинары института). Но! Обязательно в режиме эволюции – снизу вверх – от массы к замыслу. Жестко ориентируясь на уборку проблем невроза. При работе с подростками, Модель общего замысла генерации (МОЗГ) продемонстрировала свою феноменальную цельность, уместность, закономерность и логичность. Работая снизу вверх, от масс к замыслу, детский психотерапевт может легко вывести подростка из невротического состояния, причем сделать это по четким алгоритмам в режиме «сделай раз, сделай два, сделай три» по модулю «Антиневротик».
Второй шаг делается тогда, когда подросток вышел из невротического состояния и нуждается в формировании нового жизненного цикла, в котором он сможет осуществлять собственное благополучие. Психотерапевту предстоит помочь подростку смоделировать подходящий лично для него замысел, который будет достаточно гибок, чтобы гармонично сочетаться с постоянно меняющимися реалиями жизни подростка. Для этого идеально подходит модель – Цикл бытия версии ИНП 2.0. И обязательно в режиме инволюции – сверху вниз – в последовательности: стремиться, верить, быть, взаимоотноситься, знать, делать, иметь.
Работая в этой модели, детский психотерапевт поможет подростку сформулировать и прочувствовать, а также выразить его в пространстве и наполнить смыслом его собственный Замысел благополучной жизни и приступить к его воплощению. В такой связке модели МОЗГ и Цикл бытия слушатели еще не видели (все же это премьера «ИНП-психотерапия детства»). Это настолько же действенно, насколько очевидно и естественно на каком-то глубоком, интуитивном уровне. Делает психотерапию подростков модульной, доступной для освоения и обучения. В чем, конечно же, слушатели убедились за два дня семинара. Уходили с семинара они уже совершенно другие…
Вторая составляющая симбиоза семинара о психотерапии подростков, возможно, не была столь впечатляющей, как работа с детьми младшего возраста. Не было трансляции из отдельной «детской», не было доброй феи Елизаветы Сергеевны, скрывающей детей от излишнего внимания под плащом-невидимкой. Подростки не играли, не рисовали, не лепили. Они совсем «по-взрослому» работали в общем зале под прицелом камер…И в этом особая заслуга ведущей Ольги Анищенковой, с её замечательным опытом работы с детьми. Это, прежде всего, демонстрация слушателям особого искусства раппорта с подростком, который можно описать так: «я за тебя, мнение остальных оставляем за дверью»; умелый баланс между авторитетом и доверительностью. Это и интересные примеры из собственной практики, нюансы работы, курьёзы и находки, не оставляющие никого из слушателей равнодушными. «Продвинутые» слушатели вполне могли смоделировать стиль работы с детьми и подростками. Ведь работа с ними для психотерапевта – это самое настоящее испытание – подросток может закрыться, он может просто отказаться от работы, он может очень многое, что способно даже опытного психотерапевта выбить из колеи и ввергнуть в растерянность. Но, как говорится, это не наш случай. Подростки, пришедшие на демонстрации, работали прекрасно, великолепно справляясь с тем, что в теории ИНП кажется сложным, но в практике простым и действенным… Слушатели в зале и городах трансляций были в восторге… Море положительных эмоций…
В заключение всех вас и нас с успешной премьерой! Удачи на экзамене! И до новых встреч на мероприятиях Института!