Зачем человеку жизнь? О Смысле, Предназначении, Призвании и Миссии

Ковалев Сергей Викторович

Я далек от желания обсудить с вами ВСЕ происходящее. Потому что и политика, и экономика мне как-то уже неинтересны, возможно, в силу возраста. Но об одном хотелось бы сказать – складывается, знаете такая печальная иллюзия… О том, что в последние годы (примерно двадцать лет), кто-то намеренно и целенаправленно «сдирает» с человека тонкий лак культуры (Ницше), под коим, как известно, находится зверь. Такое впечатление, что некто из реально властьимущих, дал «мастерам культуры (и прочим иже с ними) команду: начинаем операцию «Очарование Зла». И вот уже экраны кинотеатров и телевизоров, книжные полки и компьютерные серверы, заполонили истории о трогательных вампирах, участливых маньяках, добрых убийцах и прочих представителях Темного Начала. Истории, которые мутным Потоком смывают остатки ума, чести и совести людей, оставляя добродетели место исключительно на свалках и помойках. Похоже, что из всех возможных способов адаптации к Миру – деградации, интенсификации, специализации и развития – человечество выбрало именно первый. Каковой, по сути, является направлением самоуничтожения, поскольку, как справедливо, указывал К. Уилбер, у любого холона (целостной системы) наряду с организацией, установлением взаимоотношений и трансцеденцией за пределы самой себя, есть и еще один – самый простой – путь «развития»: самораспад…

На мой взгляд, одним из немногих способов хоть как-то обуздать это наступление Тьмы является возвращение людям смысла жизни. Ибо, как сказал кто-то из великих, человек суть удивительное существо. Потому что он способен преодолеть любые трудности, если верит в то, что в этом есть смысл. Но он отказывается сделать хоть что-то, если понимает, что только лишь играет глупую роль в сказке, придуманной идиотом. И, похоже, что нынешнее поколение рождено как раз для того, чтобы сделать эту страшную сказку былью… Немаловажно и то, проблема смысла давно перешла рамки индивидуальной и в буквальном смысле стала общественной. Ибо оказалось, что предложенная «цивилизацией потребления» модель материальных благ, денег, чувственных удовольствий и статуса/власти в качестве «главных ориентиров жизнедеятельности» убога и бесперспективна для любого, кто обладает интеллектом и культурой на вышесреднего уровне.

Итак, примем как данность, что в, так сказать, социальном и экзистенциальном планах, к одной из «вечных тем» бытия человека – возможно, наиболее важной – относится проблема смысла его жизнедеятельности. Однако в плане гносеологическом, данную проблему до сих пор можно считать лишь отчасти считать разрешенной. Потому что, с одной стороны – теоретической, – в современной психологии (а мне как-то не совсем интересны, по крайней мере, здесь, философские аспекты этой проблемы: пудинг лучше есть, чем изучать…) существует, например, вполне даже смысловая логотерапия В. Франкла. В которой внятно постулируется, что стремление человека к поиску и реализации смысла его жизни является врожденной мотивационной тенденцией (кстати, противоположной стремлению к удовольствию). А также подробно рассматриваются многие (и важные!) аспекты данного феномена. Однако уже с другой стороны – практической – в том, что касается своеобразной конкретики («Так что же такое этот самый смысл лично для меня?»), нам приходится довольствоваться в основном указанием на то, что уникальный смысл (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию (?)), могут быть, найден в творчестве, в эмоциональных переживаниях и в сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить (материалы Википедии)…

 

В результате в плане практической психологии и психотерапии (в широком смысле этого слова) данная проблема до сих пор остается нераскрытой и нереализованной. Причем одной из главных причин этого печального явления (и едва ли не в первую очередь) выступает банальная методологическая и теоретическая неразбериха, сопровождающая употребление номинаций «Смысл», «Предназначение», «Миссия» и «Призвание». Которые в целом ряде случаев используются в качестве синонимов.

Однако и вправду «нет ничего более практичного, чем хорошая теория» (А. Эйнштейн). И здесь, наверное, очень даже хорошо и здорово то, что определенная системная разработка данной проблемы – смыслообразующих элементов человеческой жизни – оказывается, может быть достаточно полно (для практического ее использования в психотерапии) смоделирована и представлена в любимом нашем интегральном нейропрограммировании (ИНП).

При создании в ИНП системы психотехнологий, позволяющих любому человеку обрести четкую репрезентацию смысловых аспектов собственной жизнедеятельности (которая, к сожалению, в силу своей специфики и сложности не может быть описана в данной статье и пока полностью демонстрируется психологической и психотерапевтической общественности только в рамках первого семинара Мастерского курса ИНП «Введение в Мастерство. Психотехнологии определения Смысла, Предназначения, Миссии и Призвания человеческой жизни» – здесь же я в конце статьи привожу заведомо и крайне упрощенную технику), мною была разработана психологическая модель данных феноменов. Модель, которая может представлять интерес для всех, кто заинтересован в личностном росте и развитии.

Основой для данной модели явилось предположение об уровневой структуре смыслообразующих феноменов, которая состоит из следующего.

  1. Уровень Смысла, отвечающий вопросу: «Зачем
  2. Уровень Предназначения, соответствующий уже другому вопросу: «Как
  3. Уровень Миссии, отвечающий вопросу: «Что
  4. Уровень Призвания, соответствующий опять-таки иному вопросу: «Где

При этом выяснилось, что каждый из этих уровней является определяющим для отдельных стадий человеческой жизнедеятельности в интегральном нейропрограммировании. Как известно, данное созданное нами направление психотерапии и прикладной психологии может быть кратко определено формулой: «Все направления (работы с человеком), все стадии (его жизни), все уровни (психотерапии в широком смысле этого слова) и все коды (нейропрограммирование внешней и внутренней реальности жизнедеятельности).

Так вот, именно квадрант «все стадии» и оказался основным место репрезентации вышеприведенных четырех смыслообразующих уровней. Поскольку обнаружилось, что существует четкая привязка каждого из них к выделенным нами стадиям жизнедеятельности. А именно оказалось, что возникновение Призвания (и только его) является одним из важнейших условий успешной (действительно успешной) адаптации к жизнедеятельности. Присутствие Миссии (опять-таки как бы «соло») выступает смыслообразующим фактором эффективной (реально эффективной) социализации. Обретение Предназначения становится надежным гарантом весьма удачной – осмысленной, непротиворечивой и лишенной кризисов – экзистенциализации. А постижение Смысла совершенно необходимо для качественной трансперсонализации как трансценденции за пределы: сначала Эго, а потом и данной реальности (см. рис. 1).

 

Досоциальный

Призвание

Социальный

Миссия

Надсоциальный

Смысл

Постсоциальный

Предназначение

Рис. 1

 

При психотехнологическом моделировании всех четырех феноменов смыслообразования удалось установить следующее.

Собственно Смысл человеческой жизнедеятельности заключается в обучении и реализации человека как космического существа в условиях данного пространственно-временного континуума, включающее обретение его сущностной подлинной Позитивной Личности, как это неоднократно подчеркивалось в целом ряде духовных учений. С учетом этой очевидной задачи – достижения нового уровня развития – можно предположить, что обучение в условиях земной реальности предполагает квантовый список обучающихся на новый уровень восприятия и познания, который хорошо передается достаточно распространенной не только в духовных практиках, но и в психологии концепцией ясности, представленной, в частности, Ф. Фанчем («Пути преобразований»).

Как известно, данный автор рассматривает уровни ясности как аналог состояния развития, который показывает, насколько широка область, в которой личность может демонстрировать свою ответственность и компетентность (в широких смыслах этих слов). В связи с этим он выделяет десять уровней ясности, шесть из которых интересуют нас в контексте их осуществления в данном пространственно-временном континууме.

  1. Личная ясность – принятие на себя ответственности за то, кем ты являешься, и все без исключения последствия своей жизнедеятельности.
  2. Межличностная ясность – «взятие» ответственности за пространство, включающее в себя двух людей.
  3. Групповая ясность – принятие ответственности за пространство, включающее в себя деятельность многих людей (групп, в которые мы включены).
  4. Общественная ясность – «взятие» ответственности за общее пространство, охватывающее уже много различных групп.
  5. Планетарная ясность – принятие ответственности за целые замкнутые системы и все, что в них находится, уровня планеты в целом.
  6. Звездная ясность – отсутствие (как ни странно) привязанности к какой-то конкретной планете, биологическому виду или системе; исчезновение реакции на проблемы подобного масштаба; и ощущение циклов звезд и планетарных систем.

Предназначение человеческой жизни (ответ на вопрос «Как»), по-видимому, лучше всего репрезентируется в концепции Посвящений, однако не совсем в трактовке А. Подводного (см. его Малые посвящения в книге «Каббала чисел»).

Так, если принять за основу идею о том, что Посвящения могут быть экзотерическими (земными) и эзотерическими (внеземными), можно предположить наличие, как минимум, шести (две по три) областей, в которых каждый из нас изучает своей новый уровень ясности, осуществляя свое странствие Героя.

  1. Духовные (освоение тонких планов).
  2. Космические (участие в выходящих за пределы Земли).
  3. Магические (создание и использование технологий управления реальностью).
  4. Культрегерские («прогрессорство» в науке и культуре).
  5. Пассионарные («подвижки» хода истории).
  6. Социальные (занятие некоторого рода необходимого уровня в социально-экономической иерархии).

При этом хотелось бы отметить, что уровень Предназначение довольно точно репрезентирует и «учебную ситуацию», в которой будет осуществляться индивидуальное Странствие Героя.

  1. Содержание (духовное и культрегерское Посвящения).
  2. Динамика (Посвящения космическое и пассионарное).
  3. Структура (магическое и социальное посвящения).

Направления осуществления уже Миссии человека (того самого ответа на вопрос «Что ты хочешь дать миру?») позволяют предположить, что это она реализуется в шести сферах познания человеческой жизни, в которых человек создает, реализует и дает людям:

Духовные откровения

Теоретические изыскания

Красоту и гармонию

Жизнь ради людей

Пользу и полезность и

Обусловливание и направление других.

Я отнюдь не оригинален в этом своем перечне, а просто грамотно использую ныне слегка подзабытую технологию отца так называемой «понимающей психологии» О. Шпрангера. В которой данный автор подразделял всех живущих на земле людей по шести формам понимания и познания жизни (порядок репрезентации типов мною намеренно изменен).

  1. Религиозный тип – тип людей, чья жизнь целиком и постоянно направлена на поиски высшего переживания духовных ценностей, обычно «скромно» именуемых Откровением.
  2. Теоретический тип – тип людей, буквально знающих только одну страсть: к проблеме, к вопросу, объяснению, установлению связей, теоретизированию и установлению истин.
  3. Эстетический тип – тип людей, стремящихся к идеальной форме, гармонии и красоте.
  4. Социальный тип – тип людей, живущих ради любви к людям, а точнее, ради людей, которых они любят, причем не «по отдельности», а буквально «всех сразу».
  5. Экономический тип – тип людей, везде и во всем ставящих на первое место полезность и практичность, для которого это самое все поддержания жизнедеятельности, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни.
  6. Политический тип – тип людей, действующих и «жизнедельствующих» ради того, чтобы детерминировать жизнь других людей (точнее – их мотивы и поступки).

Как видите, данная типология может вполне даже рассматриваться в качестве перечня основных Миссий человека.

Что же касается уровня Призвания («Как?»), то буде в рамках профориентационной работы он изучался психологами буквально с незапамятных времен, в качестве вполне «рабочей» для психотехнологического моделирования и просто – жизни, мною была использована лишь чуть дополненная модель интересов Е. Климова, которая в этом случае состоит из шести областей применения оных

Человек – идея

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

Человек – живая природа

Человек – техника.

Обратимся теперь к последнему в данной статье – к методам обретения этих самых Смысла, Предназначени, Миссии и Призвания. Увы, все здесь настолько сложно, что я ограничусь весьма упрощенным вариантом описания психотехнологии прикосновения к смыслообразующим элементам собственной жизни.

  1. Возьмите в качестве основы для анализа свою нынешнюю работу.
  2. Начинайте последовательно задавать вопрос «Зачем?» по этакой нарастающей («итерационной») схеме (приводится условный пример):

– Зачем я работаю? – Чтобы зарабатывать.

– Зачем я зарабатываю? – Чтобы было на что жить.

– Зачем мне так жить? – Чтобы получать удовольствие.

– Зачем мне получать удовольствие? – Чтобы радоваться.

– и т.д. и т.п.

Работайте до полного исчерпывания возможных ответов и достижения Высшего Смыслообразующего уровня (доступного для вас).

  1. Попробуйте проанализировать, что из высшего в данном «итерационном перечне» к чему относится (где там Смысл, где – Предназначение и т.д.).
  2. Если все это все равно осталось зыбко и неясно, зафиксируйте в качестве смыслообразующего элемента вашей жизни совпадающий ответ на два вопроса (т.е. то, что в ваших ответах совпадет).

– Что бы я хотел делать настолько, что мог бы (при наличии неограниченных средств) даже и приплатить за право делать это?

– Чем бы я хотел с удовольствием заняться, если бы не боялся, что у меня это не получится?

© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее