Работа с убеждениями в Интегральном нейропрограммировании

Ковалевский Антон Викторович

Едут две женщины, и одна другой жалуется: « Как мне всё надоело! Муж у меня — неудачник, зарабатывает мало, живём мы бедно, денег вечно нет. Дети стали наглые, плохо учатся, грубят, у меня здоровье плохое, начальник меня не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

За её спиной стоит ангел с блокнотом и записывает: «Муж — неудачник, зарабатывает мало, денег нет, дети наглые, плохо учатся, грубят, здоровье плохое, начальник не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

А потом пожимает плечами:» Не понимаю, зачем ей всё это надо. Но, раз заказывает, придётся выполнять…»

Как вы уже понимаете из приведенной метафоры, данная статья посвящена убеждениям (и связанными с ними восприятием и ожиданиями) – одному из ключевых факторов, влияющих на качество жизни… Убеждения могут обеспечивать счастливость и эффективность человека, а могут, наоборот, блокировать и сводить на нет любые его усилия к достижению благополучия.

Сложность проблемы заключается прежде всего в том, что убеждения, как основополагающие карты жизни, формируются в детстве, и в большинстве своем они бессознательны. Они не осознаются, не замечаются человеком, хотя и определяют его поведение на уровне бессознательных программ (даже если очевидным образом затрудняют его жизнь. Лозунг «не поступлюсь принципами!!!» хорошо знаком всем и каждому). Более того убеждения формируются в разных структурах психики, затрагивая не только поведение, но и состояния, Образы Я, определяя специфику восприятия и ожиданий. Убеждения могут возникать под воздействием среды, а могут быть продуктом собственного внутреннего опыта. На основе убеждений принимаются специфические бифуркационные (точка бифуркации – точка выбора, смена режима существования) решения,  что и определяет, в конечном счете, личную историю каждого конкретного человека…(но это уже отдельная тема). Все это – разные типы убеждений,  которые требуют своего подхода и психотехнологий.

В Интегральном нейропрограммировании (ИНП) С.В. Ковалева сформулирована методология, описывающая структуру убеждений, динамику их формирования и систему воздействия на психику и жизнь человека. Смоделированы рабочие модели и психотехнологии, обеспечивающие комплексную проработку убеждений всех видов и на всех уровнях.

Коротко приведу основные значимые (с точки зрения психотерапевтического воздействия) положения методологического подхода к убеждениям, принятого в ИНП.

Убеждения это внутренние рамки и границы, определяющие наши достижения. Убирая и раздвигая которые мы открываем действительно безграничные (ну, точнее, насколько позволит ваше конкретное бессознательное) возможности для улучшения качества жизни  

В любые времена среди общей массы людей всегда находились те, кто при прочих равных условиях достигал успеха и благополучия – их называют Победители, или Благополучники. Также находились и те, кто при таких же условиях терпели неудачу – неудачники, проигравшие, неблагополучники. Основная масса, при этом, находилась где-то посередине, выступая своеобразными середняками. [1]

Конечно же, психологов и психотерапевтов привлек вопрос – чем же отличаются эти люди, при прочих равных условиях, материальных, физиологических, социальных и прочих, достигающие разных уровней Благополучия?

Многочисленные исследования привели к интересному ответу – ключевые различия кроются в их восприятии (себя, своих способностей и возможностей, других людей, различных областей жизни, мира – другими словами субъективной картины мира и образа «Я» в нем) и ожиданиях, реализация которых воплощается в конкретный результат. Кстати, этот феномен в психологии получил  название «Эффект Розенталя» (он же «Эффект Пигмалиона»). Для иллюстрации приведу результаты одного оригинального эксперимента:

Так Розенталь и его коллега Джекобсон попросили учителей в течение года заниматься с классом, который прошел тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Результаты тестов якобы показывали их уровень одаренности. Конечно, учителя полагали, что школьники, получившие высокий балл за тест, смогут закончить учебный год с высокими показателями. На самом деле этот тест ничего не предсказывал: учителям дали ложные списки с ложными результатами. В конце года дети снова прошли этот тест и было подсчитано изменение показателя IQ.

Дети, от которых учителя ожидали более высоко интеллектуального роста (а среди них были и дети с низким интеллектом), показали значительное повышение IQ. Выходит, что когда учителя ожидают от определенного ученика отличных знаний, то тот, скорее всего, их продемонстрирует. И наоборот.

Возник следующий вопрос – как надо смотреть на этот мир, чтобы стать Благополучным? Каков мир глазами победителей?

Ответить на этот вопрос  считаю возможным следующим значимым (с точки зрения рабочей эффективности психотерапии, а не теоретических изысканий психологов) положением методологического подхода ИНП: на восприятие и ожидания влиять никак не надо, так как они являются всего лишь отражением других внутренних структур человека – убеждений, или, как их еще называют, верований. Вот на них и стоит влиять. Так как убеждения – это система обобщений человека о себе, других и мире, на основе которых строятся ожидания и формируется целостное восприятие человеком его реальности. Другими словами, это правила, по которым человек живет. То, во что он верит и, соответственно, что он реализует в своей жизни.

Важность и сила убеждений хорошо видна в модели «Нейрологические уровни» С. В. Ковалева, принятой в качестве рабочей в ИНП. Это – своеобразные уровни, описывающие и организующие наши взаимодействия с реальностью от простого (окружение – что нас окружает) к сложному (смысл – зачем мне этот мир?). Убеждения занимают один из верхних нейрологических уровней. Любое изменение в верхних уровнях влечет изменения всех нижележащих структур. [2]

В качестве примера небольшой экскурс по нейрологическим уровням (сверху в низ). Так, если у человека есть убеждение, что деньги – это зло, то каким образом такое убеждение будет формировать его реальность?

На уровне ценностей человек будет избегать материального блага – ценность богатства будет либо отсутствовать вообще, либо находиться в самых низах ценностной иерархии.

Соответствующим образом будет формироваться мотивация и повседневный выбор человека. В намерения человека на бессознательном уровне будут входить уход, избегание денег, желание быть без денег. Если они у него появятся, он их немедленно потратит, потеряет, сделает так, чтобы их украли – все это на бессознательном уровне. Потому, что это – зло.

Способности будут направлены на избавление от денег.

Поведение будет строиться по принципу избегания возможностей обрести деньги, их игнорирования.

В окружение такого человека никогда не войдут люди с деньгами, или люди, которые могут принести деньги этому человеку. А если войдут, долго там не продержатся. Он создаст невыносимые условия для их нахождения там.

Какой будет результат? Человек будет без денег.

Предположим, он разглядел это убеждение и поменял его на новое, например: «Деньги расширяют мои возможности». Что произойдет в этом случае?

Немедленно возникнет ценность материального благосостояния. Это создаст систему мотивации на обретение денег.

Появятся цели и намерения – человек захочет обрести деньги, у него сформируется образ желаемого будущего и ресурсы бессознательного будут направлены на достижение этой цели.

Подключатся необходимые для достижения целей способности. Нахождение денег, подключение необходимых умений и компетенций для их получения.

На уровне поведения человек будет открыт деньгам – он будет их везде видеть, находить, притягивать в свою жизнь.

Окружение само выстроится вокруг такого человека. Это будут люди с деньгами. Это будут люди, которые будут давать деньги этому человеку.

Результат будет совершенно другим. Человек будет с деньгами.

Правда, (здесь сразу оговорюсь, чтобы не сложилось упрощенное представление) если сумеет обнаружить и проработать другие мешающие ему убеждения, связанные с этой темой: касательно их получения (деньги достаются с трудом), заслуженности (я не заслуживаю иметь деньги), возможности (деньги это не про меня), способностей (мне не дано иметь деньги) и так далее. Как вы можете представить, наложив любое из таких убеждений на нейрологические уровни, каждое из них будет ощутимо влиять на все стороны реальности человека, определяя его успешность, или неуспешность в этой жизненной сфере.

Это справедливо для любой сферы жизни. Если человек хочет выздороветь, ему предстоит создать убеждение, что он может это сделать. Если он хочет встретить свою вторую половинку, человеку предстоит поверить в то, что это возможно. Если он хочет найти работу своей мечты, ему также предстоит обрести соответствующие убеждения. Это актуально для всего.

И все эти умозаключения позволяют коротко ответить на поставленный вопрос: Чтобы смотреть на мир глазами победителя и стать им, нам предстоит создать убеждения победителя.

 

Несколько подробнее об убеждениях как о предмете данной статьи. Какие бывают убеждения? Две основные категории – это убеждения неэкологичные – ограничивающие, и убеждения экологичные – расширяющие возможности человека.

При этом важно отметить, что мы не стремимся дать оценки убеждениям, как плохие, или хорошие. Они – продукт нашей психики, а значит направлены в помощь нам. У каждого убеждения, даже самого, казалось бы, отрицательного, есть позитивное намерение. Если вы поразмышляете, то всегда найдете его. Например, убеждение, что деньги – зло, содержит в себе намерение защитить нас, а значит обеспечить выживание в этом мире.

Вместе с тем один из ключевых методологических подходов к изменениям в ИНП заключается в позиционировании перехода от выживания к Жизни: Человеку для этого предстоит принять его ограничивающие убеждения, и с благодарностью их отпустить, как один из пережитков выживания. Перестать адаптироваться к реальности, и начать самому ее формировать, взять ответственность за свою жизнь, стать хозяином своей жизни.

Для этого важно понять, откуда берутся ограничивающие убеждения. Как выяснили психологи и психотерапевты, около 80% убеждений закладываются в детстве – в период от 0 до 4 лет. Поскольку любой ребенок в раннем детстве зависим, а потому довольно уязвим психологически; склонен обобщать, делать иррациональные выводы. Именно здесь, под влиянием родителей, которые часто допускают достаточно грубые ошибки в общении с ребенком, и в его воспитании, формируются ограничивающие убеждения. [1]

Эта карта закрепляется как способ адаптации, который, при всех его ограничениях, все же позволяет выживать в этом мире, и за неимением других альтернатив, рассматривается бессознательным, как годный.

Так, ребенок, которому уделяют внимание только тогда, когда он заболевает, вырабатывает способ адаптации к жизни через болезнь. Поскольку для ребенка главное – внимание и желанность, а получает он это только заболевая, логику бессознательного понять довольно просто. Если ребенок радуется, чем раздражает усталых родителей, его бессознательное безошибочно считает эти реакции, и сделает соответствующие выводы о том, что радоваться в этой жизни не стоит, да и нечему. Или, например, ребенку дали деньги и отправили за хлебом, а он приволок килограмм конфет. Рассерженная реакция родителей и брошенная в сердцах фраза «тебе вообще нельзя доверять деньги», вполне вероятно, сформирует соответствующее ограничивающие убеждение о деньгах. И так далее.

Проблема заключается в том, что однажды сформировавшись, убеждение, как правило, уже не меняется. И, уже взрослый мужчина, забыв о ситуации с хлебом и конфетами, все еще терпит неудачи в деньгах, саботируя собственное благосостояние всеми способами. Другая взрослая женщина, у которой возникло убеждение, что ее никто никогда не полюбит (кто знает, на основе чего она сделала такой вывод), делает невыносимым существование рядом с ней любого нормального мужчины, который обратит на нее внимание.

Став взрослыми, мы можем сами выбирать, как смотреть на мир, как на него реагировать, и какие ожидания воплощать. Чтобы разобраться в том, как менять убеждения, давайте посмотрим, как они кодируются в нашей психике.

Большинство психических процессов (около 96%) происходят бессознательно, то есть нами никак не осознаются. Здесь же, в бессознательном, закодированы все наши убеждения. Соответственно, если мы хотим что-либо поменять в структуре нашего восприятия, нам предстоит обратиться к своему бессознательному, сделав это на его языке.

В ИНП для взаимодействия с бессознательным используется 4х уровневая  система кодов человеческой психики. Перечислим эти коды по мере усложнения: модальности и субмодальности (VAKD), психосемантика, пространство, символы. На использовании этих кодов базируются все психотехнологии изменения убеждений. [2]

Чтобы выстроить последовательность работы с убеждениями, давайте посмотрим, с какими их разновидностями нам предстоит иметь дело.

Так, в модели С.В. Ковалева, которая получила название Мерседес СК представлены пять психологических компонентов – поведение, состояние, убеждения, Образы «Я» и взаимодействие с окружением. Любую ситуацию нашей жизни можно разложить по этим составляющим. Мы себя как-то ведем в ней, что-то испытываем, во что-то верим, как-то себя воспринимаем, и как-то взаимодействием с окружающим миром. Это может быть экологично, то есть помогать жизни, или неэкологично, то есть мешать жизни. Если ситуация нас чем-то не устраивает, то эта, прекрасно работающая, модель помогает выявить проблемы, неудачные способы адаптации. Например, мы чувствуем, что как-то не везет в личной жизни. А куда смотреть – непонятно. Берем эту модель и смотрим каждый из компонентов:

  • Поведение. Мы себя как-то не так ведем? Волнуемся, ревнуем, психуем?
  • Состояния. Мы чувствуем какой-то страх, одиночество, неудовлетворенность?
  • Убеждения. Мы не верим в то, что все будет хорошо? Что мы сможем встретить подходящую половинку?
  • Образ Я. Мы сами себя не принимаем в этой ситуации? С нами «в общем» что-то не так?
  • Взаимодействие с окружением. Нами манипулируют, используют нас, не любят?

Под каждый компонент предусмотрены свои психотехнологии, которые помогают не только выявить проблему, а еще и быстренько ее решить.

Эта же модель поможет нам классифицировать убеждения, чтобы эффективно их проработать:

Дежурные жалобы (соответствуют состояниям)

– вечно мне не хватает денег…

То, что люди любят повторять. Это – так называемые дежурные жалобы, которые мы вольно, или невольно произносим в моменты трудностей, стресса и других негативных состояний. Дежурные жалобы не являются глубинными верованиями, но имеют все шансы для того, чтобы ими стать, создавая эффект самопрограммирования. Эта разновидность убеждений наиболее простая для выявления и проработки (отрабатывается с применением дискретного, вербального кода), однако недооценивать опасность дежурных жалоб не стоит. При проявлении должной активности, это ограничивающее послание очень скоро станет другой, более глубинной разновидностью убеждений.

Мысли-вирусы (окружение)

– у твоих родителей никогда не было денег, и у тебя не будет…

Такие идеи похожи на вирусы. Они чужеродны нашей системе убеждений, так как не формируются внутри нас самостоятельно, а как бы приходят извне, от нашего окружения. Если такая мысль-вирус попадает на благодатную почву сомнений, стресса или беспокойства, она имеет все шансы интегрироваться в вашу систему убеждений, попутно сформировав самообоснования и самоподтверждения. Это несмотря на то, что в большинстве случаев они логически несостоятельны. В результате появления соответствующих ожиданий очень скоро мысль-вирус начнет воплощаться, как бы подтверждая саму себя.

Самоопределения (соответствуют образам «Я»)

я и деньги вещи несовместимые…

Самоопределения – это идеи, которые мы связываем с собственным образом «Я». Эта разновидность убеждений тесно связана с верованиями, которые, в отличие от мыслей-вирусов, формируются из нашего личного опыта, и тесно переплетается с нашими представлениями о самих себе. Эти две категории убеждений рекомендуется прорабатывать в связке – сначала меняем самоопределение, создавая новое представление о себе самом, а затем сюда интегрируется новое верование, которое конгруэнтно (соответствует) новым представлениям о себе. Например, самоопределение «я та, которую обманывают мужчины» и верование «мужчины обманывают». Заменой может быть связка «Я та, которая привлекает в свою жизнь честных, искренних мужчин» и «в моем окружении есть подходящие мужчины».

Верования (соответствуют убеждениям)

­            – деньги честным трудом в нашей стране не заработаешь…

­­Верования – это идеи, описывающие нашу внутреннюю и внешнюю реальность. То, во что мы верим. Верования формируются из нашего опыта, вплетаются в систему убеждений и не поддаются вербальной, логической или любой другой сознательной проработке. Помните историю про психиатра и пациента, думающего, что он труп?

Пациент отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента. В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь. «Конечно же, нет, — ответил пациент, — ведь у трупа прекращаются все физиологические функции». Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился — ведь он и без того уже был «трупом». Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: «Черт меня подери… у трупов ТОЖЕ идет кровь!»

Это – классический пример верований. Психиатр не знал, что верования достаточно просто прорабатываются на языке бессознательного. Сначала следовало убрать самоопределение «Я – труп», а затем и созвучное верование «Я – труп», составляющее как бы наполнение и содержание этого восприятия себя.

Решения (соответствуют поведению)

– у меня никогда не будет много денег…

Решения – выражение воли, формирующее определенное отношение к какой-либо сфере жизни, на котором реализуется соответствующее поведение.

Решения бывают следующих типов:

  • «Я не могу» (быть здоровым, любить, получать деньги, вступать в нормальные отношения).
  • «Я должен»/«Мне необходимо» (быть больным, проявлять агрессивность в отношениях, работать на износ, быть бедным).
  • «Это правильно, закономерно» (болеть после сорока, работать, не требуя вознаграждения).
  • «Теперь я всегда буду» (болеть, быть обманутым, несчастлив в любви и отношениях).

Бросил мужчина – теперь я всегда буду несчастлива. Сорвалась крупная сделка? Я не могу получать деньги. И так далее. Все это реализуется в дальнейшем поведении, для изменения которого человеку предстоит принять новые, экологичные решения.

Действуя в модели ИНП, мы рекомендуем прорабатывать все разновидности убеждений в приведенной нами последовательности.

  1. Сначала фиксируются и отрабатываются дежурные жалобы.
  2. Затем выявляются и прорабатываются возможные мысли-вирусы, которые могли иметь место в этой области жизни.
  3. Затем выявляются ограничивающие самоопределения – каждому из них дается новая, экологичная формулировка. Из этого списка выбираются ключевые самоопределения для проработки.
  4. Затем прорабатываются верования, которые как бы наполняли старые самоопределения. Новые верования интегрируются с использованием всех четырех кодировок работы с бесознательным и объединяются с полученными ранее экологичными самоопределениями.
  5. После чего выявляется весь ряд неэкологичных решений, принятых за всю жизнь в аспекте рассматриваемой нами жизненной сфере. С использованием специальных психотехнологий мы не просто нейтрализуем эти решения, а заменяем каждое из них на экологичное, извлекая ресурсы из каждой ситуации позитивных состояний.
  6. Пристройка к будущему.

Данная последовательность психотехнологий позволяет выявить и проработать ограничивающие убеждения на всех уровнях психики и во всех областях жизни человека, что позволяет рекомендовать ее к работе с этой важной темой. Ее простота и доступность делает возможной работу с убеждениями в автоформате для всех желающих. В качестве иллюстрации приведу пример из своей психотерапевтической практики:

Так, ко мне обратилась клиентка, которая жаловалась на одиночество. Она никак не могла встретить подходящего мужчину, а если точнее – их вокруг нее не было вообще. По ее словам, складывалось впечатление, что все достойные мужчины закончились, остались либо женатые, либо не такие, какие ей нужны.

После формулирования желаемого состояния и создания готовности к достижению цели, мы приступили к работе с убеждениями в Интегральной модели.

Выяснилось, что у клиентки имеются дежурные жалобы «Мужчин нормальных больше нет» и «Я всегда буду одна». Для проработки дежурных жалоб использовалась психотехнология «Буквальный рефрейминг в аудиальной субмодальности». Клиентке предлагалось закончить своей дежурной жалобой фразу определенного содержания. Разность контекстов каждой фразы доводило до абсурда дежурную жалобу, тем самым, как бы выводя ее из структуры состояний клиента.

Как работали и дежурной жалобой «Мужчин нормальных больше нет»:

  1. Хор ветеранов поет: Мужчин нормальных больше нет!
    2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:
    Мужчин нормальных больше нет!
    3. Сталин говорит Берии:
    Мужчин нормальных больше нет!
    4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    5. Один компьютер посылает сообщение другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    6. Заголовок в газете:
    Мужчин нормальных больше нет!
    7. Надпись на могильной плите:
    Мужчин нормальных больше нет!
    8. В море выловили бутылку с запиской:
    Мужчин нормальных больше нет!
    9. Вы проснулись через сто лет и сказали:
    Мужчин нормальных больше нет!
    10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:
    Мужчин нормальных больше нет!

И так далее.

После работы с дежурными жалобами мы перешли к работе с мыслями-вирусами. Было выявлено, что клиентка в детстве получила от мамы послания «мужчинам доверять нельзя», «мужчины несут несчастье», и другие подобного рода. Работа с убеждениями этого типа проявила психогенетическую передачу мыслей-вирусов по женской линии в трех поколениях. Каждая из мыслей-вирусов была проработана и заменена на экологичное убеждение: «мужчинам вполне можно доверять», «с мужчиной можно построить счастливые отношения» и др.

Следующим этапом работы была связка самоопределения-верования. Путем вопросов «Почему?» была выявлена структура ограничивающих самоопределений клиентки. В частности, наблюдалась такая цепочка: «Я одинока» – почему? – «Потому что у меня несчастливая судьба» – почему? – «Потому, что я не заслужила быть счастливой» – почему? – «Потому, что я недостойна любви». И другие. Фактически, у клиентки работает самоопределение и верования, что она недостойна любви, что делает невозможным построение ею каких-либо счастливых отношений. Это вполне явственно проявлялось и в ее жизни – вокруг всегда были подходящие мужчины, это она их упорно не замечала, игнорировала или отпугивала. Все убеждения были переформулированы и проработаны при помощи психотехнологии «Генеральная уборка», мы перешли к работе с верованиями. Пример «Я та, Имярек, которая достойна любви по факту своего рождения», «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу», «Я та, Имярек, которая притягивает в свою жизнь подходящих мужчин» и т.д.

Когда определена подходящая форма ­– самоопределение, мы можем заполнить ее экологичным содержанием – новым верованием. Основываясь на психотехнологии «Сомнение и вера», был осуществлен переход из точки «Я прежняя» в точку «Я обновленная» с интеграцией новых верований «Я» в символическом виде. Верования формировались на основе самоопределений, а также на основе психосемантического кода. Например, из самоопределения «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу» был получен символ – многогранный светящийся алмаз, который означает «Целостность и уверенность». Работа на этом этапе предполагает включение сразу трех мощных кодов бессознательного – пространственный, символический, психосемантический, что делает изменения достаточно глубокими.

Завершением работы было выявление и проработка решений, принятых на основе ограничивающих убеждений. Работа выполнялась при помощи обобщенной линии жизни, на которой клиентка определила пять точек принятия ключевых решений, приведших ее к текущей проблемной ситуации. Ресурсирование клиентки в точке рождения и проход по линии жизни с изменением каждого решения и получением ресурса в символической форме завершило проработку убеждений в сфере «Любовь, секс». В частности, у клиентки решения выглядели следующим образом: в 1 год было принято решение «Теперь я буду одна», в 3 года было принято решение «Мне никто не нужен», в 7 лет было принято решение «Меня никто не сможет обидеть», в 12 лет было принято решение «Мальчики мне не интересны», в 17 лет было принято решение «Никого себе не буду подпускать». Ресурсирование в точке рождения позволило клиентке сформировать новые решения: в 1 год «Я открыта для мира и с интересом его изучаю», в 3 года «Это здорово, общаться с миром и людьми», в 7 лет «Я открыта для общения и познания людей», в 12 лет «Мальчики мне интересны», в 17 лет «Я буду с удовольствием строить отношения с противоположным полом». Следует отметить, что здесь нам не интересен контекст, в котором было принято ограничивающее решение. Наличие достаточно мощного ресурса, полученного в точке рождения, по определению перепрограммирует все негативные моменты, создавая условия и предпосылки для принятия экологичных решений.

Результатом нашей работы с убеждениями стало принципиальное изменение не только восприятия и поведения клиентки, но и ее реальности. Уже за следующую неделю она «внезапно» познакомилась сразу с тремя мужчинами, подходящими под ее пожелания. Еще через неделю у нее уже были цветы от двух мужчин, и с одним из которых она пошла на свидание, и осталась очень довольна. Такие изменения были удивительны для клиентки, хотя, по ее словам, «внутренне» это казалось ей вполне закономерным и естественным. По ее ощущениям, она всегда так жила. Такие эффекты – вполне типичны для описанной нами последовательности работы и расценивается нами, как успешные.

Описанная работа с клиенткой заняла 4 терапевтических часа – по два часа на одну встречу.

На первом сеансе я рассказал клиентке, чем мы будет заниматься, что такое убеждения, и почему стоит их прорабатывать. Были выявлены и проработаны дежурные жалобы и мыслительные вирусы. Также мы определили текущие ограничивающие самоопределения, вместе поменяли некоторые из них. Клиентка получила домашнее задание самостоятельно выявить и переформулировать ключевые ограничивающие самоопределения в каждой из сфер своей жизни.

На втором сеансе мы выявили список самоопределений для проработки и выполнили психотехнологию «Генеральная уборка». После чего мы трансформировали соответствующие верования, при помощи психотехнологии «Сомнение и вера», а также отработали на обобщенной линии жизни решения. Оставшаяся часть работы была посвящена проверке выполненных изменений, через пристройку к будущему и оценивание динамики ощущений до и после проработки.

 

Выводы

 Резюмируя сказанное, отметим, что убеждения, без сомнения, являются одной из важнейших областей работы психотерапевта. Интегральное нейропрограммирование обеспечивает мощную методологическую и технологическую основу для эффективной проработки ограничивающих убеждений всех видов, на всех уровнях и во всех областях жизни человека. Интегральная модель обеспечивает комплексный подход, сочетая эффективность и простоту, что делает ее доступной даже при работе в автоформате.

VK
OK
MR
GP

Список литературы

  1. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного Детства или как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего / С.В. Ковалев. ­– «Animedia Company», 2014
  2. Ковалев С.В. Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2013
  3. Ковалев С.В. Основы Нейротрансформинга / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2014
  4. Ковалев С.В. Введение в Нейротрансформинг / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2013
  5. Ковалев С.В. Основы самоконсультирования / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2014
© Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
Эксклюзивные права на все материалы сайта psy-in.ru принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна. Подробнее